Региональный опыт нормативного правового регулирования сферы туризма
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Наряду с федеральной развивается и региональная нормативная правовая база туристской сферы. В субъектах Российской Федерации принято около 50 законов, регулирующих отношения в области туризма. В отличие от федерального законодательства, которое призвано сформировать единые подходы в отрасли, указанные нормативные правовые акты учитывают особенности конкретной территории, традиции её населения. Так, в городе Санкт-Петербург в 2003 году был принят Закон "О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге".[3]Закон определил приоритетные направления развития туризма в городе, отнеся к таковым: въездной, внутренний, социальный, конгрессно-выставочный, культурно-познавательный и водный туризм. Данный нормативный правовой акт определил, что основными целями поддержки органами государственной власти Санкт-Петербурга развития туризма в городе являются: увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга от деятельности субъектов туристской индустрии Санкт-Петербурга, создание новых рабочих мест в городе; популяризация образа Санкт-Петербурга как крупного российского и международного туристского центра и развитие международных связей в сфере туризма. В Законе сформулированы и задачи для достижения поставленных целей. Это, прежде всего, повышение эффективности использования городских туристских ресурсов, а также развитие туристской индустрии в Санкт-Петербурге. Законодателями четко определены основные формы поддержки развития туризма органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Среди них: принятие нормативных правовых актов, регулирующих вопросы туризма, в том числе городских целевых программ в указанной сфере, мониторинг туристских ресурсов Санкт-Петербурга, информационное обеспечение туризма в городе, поддержка совершенствования кадровой политики, привлечение инвестиций в туристскую сферу, налоговое регулирование, содействие межрегиональному и международному сотрудничеству Санкт-Петербурга в области туризма.
Весьма значимо, что в городском законе о поддержке развития туризма в Санкт-Петербурге нашли отражение меры по финансированию этой деятельности органами государственной власти; предоставлению ими субвенций на компенсацию части затрат субъектов туристской индустрии города; финансированию поддержки социального туризма, за счет средств городского бюджета. В другом субъекте Российской Федерации, имеющим огромный туристский потенциал[4] - в городе Москва, также принят ряд документов, регламентирующих развитие этой сферы. В частности, постановлением Правительства Москвы от 08.08.2002 N6002 утверждена комплексная программа развития туризма в Москве на период до 2010 года. Указанная Программа была принята с целью увеличения доходов от туризма и формирования городского бюджета за счет поступлений от туристской деятельности, повышения благосостояния жителей города, использования социальной роли туризма (отдых россиян, развитие социальных контактов, связей между людьми), притока инвестиций и создания новых рабочих мест, обеспечения комфортных условий пребывания туристов в столице, а также для роста национального достоинства, как следствие - гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию. Среди задач московской Программы развития туризма: - Определение основных направлений деятельности правительства города по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией; - Формирование нормативно-правовой базы туризма; - Развитие предпринимательства в сфере туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства;
- Стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения; - Развитие городской инфраструктуры туризма; - Создание условий для развития туристских зон; - Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городе, часто посещаемых туристами; - Развитие въездного, внутреннего, социального и самодеятельного туризма; - Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.); - Проведение рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки. Объем финансирования, необходимый для завершения программы до 2010 составляет 168 147 млн. рублей, в том числе из бюджета Москвы - 3 390 млн. руб. Авторы Программы предполагают, что реализация запланированных мероприятий позволит сформировать в городе современную высокоэффективную туристскую индустрию, увеличить въездной туристский поток до 5 млн. чел. и обеспечить, таким образом доходную часть московского бюджета в размере 10% за счет поступлений от туристской деятельности. Сегодня указанная Программа реализуется в столице по 6 генеральным направлениям: 1. Создание образа Москвы как города, благоприятного для туризма. 2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма. 3. Создание условий для разработки новых туристских продуктов города Москвы. 4. Создание условий для развития туризма в г. Москве. 5. Подготовка кадров. 6. Научное обеспечение туристской деятельности. Например, в текущем году московский Комитет по туризму приступил к реализации адресной концепт-программы размещения на территории города сети электронных информационных автоматических киосков общедоступного пользования. Киоски будут объединены с сервером столичного Туристического информационного центра (ТИЦ); в дальнейшем созданная сеть будет подключена к сети Интернет. Проект будет способствовать формированию единого информационного пространства в городе. Российские и иностранные туристы смогут оперативно получать необходимую информацию о музеях, театрах, гостиницах, турах, экскурсиях, достопримечательностях, транспорте, спортивных объектах, турагентствах). С помощью информационных автоматических киосков можно будет заказать тур, гостиницу, экскурсии и др.
В развитие положений комплексной "туристской" программы в прошлом году постановлением Правительства Москвы была принята городская целевая программа развития туризма на 2005-2007 годы, с финансированием 60710,66 млн. рублей. [5]
[1] В 2004 году Российской Федерации (данные Минэкономразвития России) действовало 5167 лицензированных туроператоров и 12842 турагентсва с лицензией (в г. Москве соответственно 2550 и 4829). Для получения лицензии на туроператорскую деятельность необходимо наличие в штате не менее 30% сотрудников, имеющих высшее среднее или дополнительное образование в сфере туризма или опыт работы не менее 5-ти лет. Обязательным условием также является наличие помещения под офис. Требования к турагентствам несколько мягче: для начала деятельности достаточно иметь 20% квалифицированных сотрудников. [2] Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. С правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Полноправными участниками ВТО являются 146 государств мира. Российская Федерация имеет статус наблюдателя в этой организации и ведет переговоры о вступлении в ВТО. [3] Закон Санкт-Петербурга от 9 июля 2003 года N 409-52. [4] Более 70% иностранцев, прибывающих в Россию, обязательно посещают Москву. Постоянно увеличивается количество туристов побывавших в столице России. Только в 2003 году город, в качестве туристов посетило 2 млн. 488 тысяч человек, или на 63% больше по сравнению с 2000 годом. [5] Постановление правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 515-ПП "О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2005-2007 годы"
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|