Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нагрузка в ДОУ бывает неравномерной : при частичности наполняемости учреждений в сельской местности наблюдается избыточная наполняемость ДОУ в городах и поселках городского типа .




Екатеринбург

 

 

Содержание

 

 

Введение  
  Теоретические аспекты исследования дошкольного образования как вида экономической деятельности  
1.1 Дошкольное образование как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура  
1.2 Факторы и условия функционирования и развития дошкольного образования в стране  
1.3 Показатели оценки состояния дошкольного образования в стране  
  Анализ современных процессов развития дошкольного образования в Российской Федерации  
2.1 Общая характеристика современного состояния дошкольного образования в России  
2.2 Тенденции и факторы развития дошкольного образования в России  
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов дошкольного образования в стране  
  Перспективы развития дошкольного образования в России  
3.1 Стратегические направления развития дошкольного образования в стране.  
3.2 Основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования  
Заключение  
Список использованных источников  

 


ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа написана на тему: «Тенденции и перспективы развития дошкольного образования в Российской федерации».

Актуальность выбранной темы исследования обуславливается рядом обстоятельств:

во-первых, обострением проблем развития дошкольного образования в условиях осуществляемых рыночных преобразований;

во-вторых, непосредственной близостью дошкольного образования к каждому жителю страны, от функционирования которого напрямую зависит обеспечение жизнедеятельности населения страны;

в-третьих, необходимостью совершенствования нормативно-правового регулирования образования.

Цель курсовой работы – выявить тенденции и обосновать перспективы развития дошкольного образования с учетом современных реалий экономического развития страны.

Задачи курсовой работы:

1) раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру дошкольного образования как вида экономической деятельности;

2) систематизировать факторы и условия функционирования и развития дошкольного образования в стране;

3) представить систему показателей оценки состояния дошкольного образования на макроуровне и на их основе выявить тенденции и факторы развития дошкольного образования в России;

4) охарактеризовать нормативно-правовую базу функционирования субъектов дошкольного образования в РФ;

5) обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере дошкольного образования.

Объект исследования – дошкольное образование как вид деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики.

Предмет – тенденции, факторы и перспективы развития дошкольного образования как вида экономической деятельности.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам образования, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресуры.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 69 странице машинописного текста, и включает 3 рисунка, 3 таблицы. Список литературы состоит из 21 источника.

 


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России.

Именно знания и образование в решающей степени определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства, уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики.

Рассмотрим виды образовательных учреждений согласно законам РФ "Об образовании". По форме собственности выделяются государственные (федеральные, региональные и муниципальные) и негосударственные (частные, общественные и религиозные) образовательные учреждения. Введение группы учреждений с региональной собственностью определяется Конституцией РФ, где предусмотрено административно-территориальное разделение на республики, края и области (89 регионов).

Дошкольное образование представлено дошкольными образовательными учреждениями, которые относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В таблице 1 представлено типовое и видовое разнообразие этих учреждений.

 

Таблица 1 - Типовое и видовое разнообразие этих дошкольных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного образования
Детский сад. Начальная школа – детский сад.
Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников. Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др.
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Начальная школа – детский сад компенсирующего вида.
Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.  
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)  
Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.  

 

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

По результатам государственно аккредитации каждое дошкольное учреждение (как государственное, так и негосударственное) получает свидетельство установленного образца, согласно которому ему присваивается соответствующая категория.

Ниже приводится расшифровка каждой из категорий:

Дошкольные учреждения III категории – обеспечивают основные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива

Дошкольные учреждения II категории – предоставляют свои услуги в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по приоритетному направлению из деятельности (виду), и получают право на дополнительное финансирование из местного или ведомственного бюджета, а также право на фирменное название. По назначению учреждения разделяются на следующие виды: общеразвивающие; присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные.

Дошкольные учреждения I категории – предоставляют весь спектр образовательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта. Такие учреждения обеспечиваются дополнительным финансированием из местного (ведомственного) бюджета и получают право на фирменное название.

Наличие государственных и негосударственных образовательных учреждений, их типовое и видовое разнообразие, дифференциация на категории обеспечивает формирование разных моделей медико-психолого-социального сопровождения образовательного процесса и развитие новых форм дошкольного образования, что способствует созданию эффективного образовательного пространства в инфраструктуре каждого района учебного округа.

Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста. Многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования предоставляет разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и потребностей общества. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (Пункт 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (10,5 - часового пребывания), кратковременного пребывания (от 4 до 6 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - Устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) Уставом.

Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.

Дошкольное образовательное учреждение, как самостоятельное юридическое лицо в соответствии с законодательством РФ: Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Областным законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении несет ответственность за:

- выполнение функций, определенных уставом;

- реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

- качество реализуемых образовательных программ;

- соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

- жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей №129-ФЗ от 08.08.2001).

Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Согласно современным научным представлениям, образовательный продукт является продуктом экономическим. Так, в «Большом экономическом словаре» «продукт экономический» определяется как «результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовном, информационной форме (интеллектуальный продукт), либо в виде выполненных работ и услуг.

Здесь же отмечается, что «интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности человека». Образовательный процесс включает не только «изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства», но также производство «человека образованного», «специалиста».

Поскольку образовательно-производственный процесс, как и любое производство, предполагает использование рабочей силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат денег, то произведенный продукт обладает стоимостью.

Еще одним камнем преткновения в понимании экономической природы образования является вопрос, можно ли считать образование «товаром»? Может ли оно быть предметом купли-продажи? Товаром является продукт производства, предназначенный для продажи. Многие полагают, что образование не может быть сферой купли-продажи, то есть торговли (коммерции).

«Большом экономическом словаре» говорится, что существуют «услуги нематериальные, то есть направленные на удовлетворение потребностей человека как индивидуума и как члена общества. К ним относятся потребности в образовании, медицине, средствах сообщения, информации, духовном развитии, культурном досуге, социальной защите, внешней и внутренней безопасности». Более того, вводятся понятия «услуги потребительские» - результаты деятельности, удовлетворяющие личные потребности населения, но не воплощающиеся в продуктах, «потребительские услуги могут быть материальными и нематериальными, рыночными и нерыночными»; «услуги в сфере образования - услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм: государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и религиозными)».

Применительно к образованию товаром являются не только образовательные услуги, но и его выпускники образовательного учреждения. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают его потребительную стоимость, может предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е, товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант.

Таким образом, образование является экономической субстанцией. Но в лексике работников российского образовательного сообщества не хватает адекватного экономического толкования многих категорий, понятий, терминов и, соответственно, понимания реальных процессов, происходящих в сфере образования.

 

 

1.2 ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ

 

 

Дошкольное образование представляет собой социальный институт, в наибольшей степени определяющий пути развития общества. Будучи связанным с другими социальными институтами и подверженным влиянию со стороны базисных социальных структур и надстройки, он в значительной степени отражает все их социально-политические и экономические противоречия, несмотря на свою относительную автономность. Кроме того, дошкольное образование, в силу специфических особенностей своего становления и функционирования, оказывается достаточно инертным в условиях реформирования, что приводит к определенным, порой негативным социальным последствиям.

Итак, на функционирование и развитие дошкольного образования как вида экономической деятельности влияют разнокачественные и разнонаправленные факторы.

Ограничивая дошкольное образование как вид экономической деятельности рамками отдельной страны, ни в коем случае нельзя абстрагироваться от действия различных внешних сил, так как любая отрасль национальной экономики всегда рассматривается как уровень мировой экономической системы. Следовательно, специфика дошкольного образования как вида экономической деятельности определяются не только внутренними, но и внешними факторами. Под внешними понимаются факторы, которые могут влиять на функционирование образования как вида экономической деятельности извне; под внутренними – факторы, действующие внутри страны, обусловленные особенностями ее развития и поддающ­иеся контролю со стороны государства. Обе категории факторов – внешние и внутренние – взаимозависимы.

Рассмотрим сначала внешние факторыфункционирования образования как вида экономической деятельности. Они сведены в четыре группы: экономические, политические, демографические, культурные [7, с.13].

Экономические факторы: международное разделение труда, формирующее определенный образ национальной системы образования страны; доминирование одной страны в мировом образовательном пространстве; мировая экономическая ситуация, воздействующая на функ­ционирование рынка образовательных услуг в рамках наци­ональной экономики.

Внешние политические факторы могут проявляться в са­мых разных формах: объявление эмбарго на предоставление образовательных услуг; установление или разрыв дипломатических отношений; предоставление (или непредоставление) режима наибольшего благоприятствования; внешняя политика государств по отношению к данной стране.

Демографические факторы в мировом сообществе связаны в основном с изменением направлений миграционных потоков ра­бочей силы («утечка мозгов»), создающим угрозу потери кадров в сфере науки и образования в стране.

Культурные факторы могут влиять на образование в случае экспансии так называемой массовой культуры, ко­торая, с одной стороны, воздействует на содержание образования, экономическое положение соответствующих отраслей (упадок некоторых приносящих доход отраслей культуры и искусства), а с другой – способствует отто­ку за границу валютных ресурсов, связанному с импортом видео- и аудио-продукции.

Внутренние факторы функционирования национального образования также достаточно разнообразны и многоаспектны.

Экономико-географические факторы включают в себя: экономико-географическое положение страны, анализ которого позволяет выявить географические особенности, влияющие на особенности образовательного процесса и содержания образования в том или ином регионе, расселение информирование среды обитания в целом. Среди таких географических особенностей России выделяют: обширность занимаемого страной пространства; неравномерность заселения и хозяйственного освоения терри­тории; богатство и разнообразие природных условий и природных ре­сурсов; многонациональный состав населения и этническая мозаич­ность территории, наличие при повсеместном расселении русских большого числа ареалов компактного проживания отдельных на­родностей; сильные территориальные контрасты в экономической и соци­альной сферах; физико-географические условия (рельеф, климат ит. п.). При­родная уникальность России заключается в том, что она являет­ся самым северным государство в мире. Отсюда необходимость адаптации к природным условиям, что, в свою очередь, сказывается и на образовательном процессе и всей системе образования того или иного региона.

Собственно экономические факторы: структура экономики страны (отраслевая, рыночная, терри­ториальная ит. д.); соотношение различных форм и видов собственности (феде­ральной, региональной, муниципальной, частной, собственности общественных организаций ит. д.); состояние инфраструктуры (производственная, социальная, рыночная); консолидированный бюджет страны, дающий представление о состоянии доходной и расходной частей бюджетов всех уровней бюджетной системы, посредством которого перераспределяется часть стоимости ВВП; внешнеэкономические связи государства (внешняя торговля, экспорт и импорт образовательных услуг, миграция работников образования и науки); инвестиционная деятельность; уровень жизни населения, т. е. совокупность условий жизни населения страны, соответствующих уровню ее экономического развития.

Социально-демографические факторы характеризуют насе­ление страны как один из важнейших элементов ее образовательного потенциала. В их число входят: демографическая ситуация, влияющая на функционирова­ние национальной экономики, рассматриваемое через призму ряда демографических признаков – возраст, пол, размер семьи, уровень дохода, профессиональная принадлежность, образование; занятость населения; безработица и трудоустройство населения; уровень и качество жизни населения. Под уровнем жизни на­селения понимается совокупность условий жизни населения стра­ны, соответствующих уровню ее экономического развития. Кроме того, он может рассматриваться как система количественных и ка­чественных показателей, отражающих также состояние сферы образовательных услуг; система социальной защиты населения.

Общественно-политические факторы функционирования образования: сис­тема общественной безопасности, средства массовой информации.

Организационно-управленческие факторы. Играют весьма существенную роль, т. к. воздействуют на организационную структуру образования через такие составляющие, как: структура органов управления образованием; механизм управления; цели и методы управления; разработка целевых программ в сфере образования; организация стратегического планирования и прогнозирова­ния развития национального образования.

Правовые факторы: качество нормативно-правовой базы; фактор коррумпированности образования; стабильность правовых норм [7, с.14-15].

 

1.3 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ

 

 

Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительства большинства стран к проблемам его качества и эффективности. У многих отечественных и зарубежных специалистов, изучающих динамику современных обществ, уже достаточно давно сложилось убеждение, что главным ресурсом развития в XXI веке станет «человеческий капитал». Высокий уровень знаний, культуры, информационной оснащённости граждан сейчас по праву рассматривается как важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими.

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Вопрос о качестве дошкольного образования можно назвать дискуссионным, а проблему его определения - не решенной до настоящего времени. Большинство исследователей и практиков рассматривают качество дошкольного образования на уровне житейского понятия, в общеупотребимом значении как полезность и добротность объекта. Часть исследователей предпринимала попытки определить объем и содержание данного понятия. Достаточно длительный период доминировало мнение о том, что качество дошкольного образования определяется созданными для его осуществления условиями, то есть, по сути, тождественно им.

Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки. Проблема качества в педагогических исследованиях разрабатывается в следующих направлениях: понятие качества образования, способы оценивания качества образования, способы оценивания качества образования, целостность системы и качество образования, взаимодействие ступеней образования и его качество, факторы, обусловливающие качество образования, рыночная среда и качество образования, механизм управления качеством образования, информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.

В итоге определение качества дошкольного образования выливается в комплексную проблему. Она требует вносить дополнения и изменения в действующее законодательство в сфере ДО.

Для системы дошкольного образования в действующем законодательстве устанавливаются не стандарты, а ФГТ: к структуре программы и к условиям ее реализации. Требований к результатам нет. То есть речь идет не о совокупности (целостности, системности), а о наборе отдельных свойств. Даже с точки зрения формальной логики, в данном случае вряд ли правомерно говорить о качестве дошкольного образования в целом. Это только качество условий осуществления образовательного процесса (требования к структуре основных образовательных программ тоже могут быть отнесены к указанным условиям). Система дошкольного образования все больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию.

Услуга-это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и деятельности исполнителя по удовлетворению запросов потребителя.

Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.

Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:

1.Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.

2.Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:

- качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

- качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;

- качества управления системой дошкольного образования;

3.Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.

4.Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.

Следовательно качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

От чего же зависит качество ДОУ?

1. От качества работы воспитателя

2. От отношений, которые сложились в коллективе

3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми

4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

О.А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении.

По мнению И.А. Рыбалова управление качеством образовательного

процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это

результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

- как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

- как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);

- какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклиматв коллективе;

- система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.)

Качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:

- через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;

- через личностные субъектив

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...