Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития дошкольного




ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

 

 

3.1 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ

 

 

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

-гуманизация — определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования — это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением гуманизации образования считается «самоопределение личности в культуре», ее приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным человеческим содержанием гуманизации — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

-демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;

-диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

- принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

- принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;

- принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

- демократизации и гуманизации;

- системности и целостности управления;

- централизации/децентрализации;

- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

- единоначалия и коллегиальности;

- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

- совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;

- раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;

- несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;

-потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

- потребность в новых педагогических кадрах;

- приспособление новшеств к новым условиям;

- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;

- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Изменение парадигмальных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы.

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

Основными направлениями развития системы дошкольного образования так же являются:

- сохранение, поддержка и развитие сети дошкольных образовательных учреждений всех организационно-правовых форм, форм собственности;

- создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития дифференцированной системы дошкольного образования;

- создание необходимых правовых, организационных, материально-технических и финансовых условий на муниципальном уровне для реализации прав детей на дошкольное образование, адекватное возрасту развитие, охрану жизни и здоровья;

- социальная поддержка многодетных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, семей, имеющих детей с ранними проявлениями туберкулезной интоксикации, работников ДОУ;

- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности органов местного самоуправления в области дошкольного образования, а также правовое регулирование их отношений в этой области.

Так же некоторые исследователи проблем дошкольного образования выделяют следующие направления развития модели муниципальной и региональной сети образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.

Первое направление: психолого-педагогическая и ресурсная поддержка семейного воспитания.

Центры игровой поддержки

В некоторых семьях считают семейное воспитание более предпочтительной формой, чем общественное: иногда – в силу непонимания или недооценки роли дошкольного образования, иногда – в силу сознательно аргументируемой позиции, когда родители рассматриваются как основные воспитатели и учителя ребенка. В некоторых семьях считают, что наибольший эффект даст воспитание ребенка в семье при наличии специально приглашенного домашнего учителя (гувернера).

Тем не менее, родители считают, что ребенок должен получить опыт взаимодействия со сверстниками, в первую очередь – игровой.

Для детей такой категории семей должны создаваться центры игровой поддержки, а для их родителей и педагогов организовываться психологические консультативные пункты, методические библиотеки и игротеки с правом выдачи игр и пособий на дом.

Создание игротек не является чем-то принципиально новым. Одна из лучших общественных игровых комнат для дошкольников была в свое время создана на базе Московского Дворца пионеров и школьников (ныне Московский Дворец творчества детей и подростков) и пользовалась огромным успехом.

В отличие от игровых комнат, открывающихся при крупных торговых центрах, набор игрушек для детей дошкольного возраста формировался в соответствии с психологическими потребностями детей, а за их игрой наблюдали специалисты.

Обучение ребенка и родителя играм и выдача игр на дом в течение нескольких лет практикуется в Институте коррекционной педагогики.

Тем не менее, это одно из важнейших направлений развития новой модели дошкольного образования, включающее просветительскую и образовательную работу с родителями и направленное на реабилитацию общественных представлений о важности игры для развития дошкольников.

В центре игровой поддержки детям не просто предоставляется возможность поиграть в новом пространстве с новыми игрушками рядом с другими детьми. Его специалисты должны направлять игровую деятельность детей и обучать родителей играть с детьми.

При наличии необходимых ресурсов практику обучения совместным играм и формирования уважения взрослых к играм детей можно распространить и на детей, посещающих дошкольные учреждения. Посещения игротек могло бы стать хорошей формой семейного досуга.

Использование оснащенных территорий детских садов в качестве культурно-образовательных и развивающих детских парков.

На приусадебных участках детских садов можно решать задачи, аналогичные тем, что ставятся перед центрами игровой поддержки, и они могли бы функционировать как детские культурно-образовательные парки.

В дни праздников и в выходные дни хорошо оборудованные территории можно использовать для проведения экологических экскурсий, организации праздников для детей микрорайона и игровых прогулок с привлечением кадровых ресурсов детского сада, а также для организации совместных игр детей и родителей.

Создание и развитие сети групп кратковременного пребывания на базе государственных и негосударственных образовательных учреждений

Спрос на группы кратковременного пребывания так же существует у родителей, предпочитающих как основную семейную форму воспитания, но считающих, что качественное образование и развитие можно обеспечить ребенку только с помощью специалистов различного профиля, при чередовании индивидуальных и групповых форм работы. В качестве причин, препятствующих посещению ребенком детского сада, могут выступать его ослабленное здоровье, повышенная утомляемость или другие медико-психологические противопоказания для длительного пребывания в коллективе; травматический опыт посещения государственного учреждения; негативный опыт самих родителей, связанных с детским садом; недовольство условиями организации быта и т.п.

В силу этих причин родители, как было уже сказано, предпочитают группы кратковременного пребывания, организованные не на базе детских садов, прямо или косвенно связанных с проблемами ребенка, а в местах, где, по мнению родителям, детям гарантированы психологически комфортные условия пребывания, а также высокое качество занятий. Представления о качестве занятий связаны с представлениями о профессиональном уровне специалистов и с возможностью самостоятельно выбирать программы и занятия для своего ребенка.

По этим же причинам некоторые родители, дети которых посещают дошкольные учреждения, также пользуются услугами групп кратковременного пребывания и водят детей в кружки и студии за пределами детского сада.

Поэтому наиболее успешно группы кратковременного пребывания развиваются на платной основе как на базе государственных учреждений дополнительного образования, так и на базе негосударственных организаций.

Ресурсные возможности подобных сетей, созданные в «параллельных структурах», должны обязательно учитываться и рассматриваться как важная составляющая региональной системы дошкольного образования в целом.

Организация консультативно-диагностических центров для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, имеющими инвалидность

Дети-инвалиды, как правило, не имеют возможности посещать детские сады, воспитываются в семье и не получают ни дошкольного образования, ни достаточного опыта социализации. Опыт создания специализированных детских садов является единичным (Петербург, Нижнекамск). Тем не менее, такие дети, как и их здоровые сверстники, имеют право на дошкольное образование. Более того, дошкольное образование, понимаемое в данном случае как система ранней коррекции отклонений в развитии и предупреждение возникновения вторичных дефектов, для них крайне важно. В задачу консультативно-диагностических центров входит разработка индивидуальных планов занятий для детей-инвалидов и детей, имеющих тяжелые нарушения в развитии, и обучение родителей для работы с детьми по составленным планам, а также обеспечение их необходимыми методическими материалами.

Консультативные пункты могут организовываться на бесплатной или частично платной основе на базе специализированных детских садов с привлечением имеющихся в них кадров и при медико-психолого-педагогических центрах.

Адаптационные группы для детей беженцев и вынужденных переселенцев

В настоящее время невозможно сослаться на сколько-нибудь продуманных и систематичный опыт какого-нибудь региона в этой области. Проблемы переселенцев – нормативно-правовые, жилищные и финансовые – часто не позволяют им рассчитывать на получение места в дошкольном учреждении, и эта ситуация усугубляется наличием очередей. Группы кратковременного пребывания могли бы стать выходом в сложившейся ситуации. Но дети приезжих могут не говорить по-русски. Обучение русскому языку и психолого-педагогическая работа с детьми, направленная на снижение влияния стрессогенных факторов, обусловленных переменой места жительства и неустроенностью родителей, должна стать основным содержанием работы подобных групп, организованных на бесплатной основе за счет государственных средств или средств благотворительных фондов. Группы целесообразно организовывать при психолого-педагогических центрах и при центрах дополнительного образования расположенных недалеко от мест компактного проживания переселенцев.

Возможно, хорошей формой было бы совместное игровое обучение детей и родителей.

Второе направление: обогащение сети за счет детских садов неклассического типа

Это направление связано с развитием системы мини-садов, или так называемых «встроенных детских садов». и с легализацией надомных, или гувернерских групп.

Мини-сады как подсистемы крупных ДОУ

Практика открытия одно-двухгрупповых мини-садов в перепланированных квартирах домов-новостроек в настоящее время существует в Москве, Петербурге, Красноярске, Ижевске и других крупных городах.

Большую часть расходов на их создание и обустройство на разных условиях берут на себя строительные организации, и такое положение выгодно для городских властей.

«Встроенные сады», однако, обладают рядом недостатков. В силу малой наполняемости они не могут иметь в своем штате достаточное количество специалистов, обеспечивающих полноценную реализацию какой-нибудь из образовательных программ. Кроме того, они не имеют музыкального и физкультурного зала, что сказывается на образовательных возможностях посещающих их детей, и, следовательно, сильно теряют в глазах родителей.

Существует несколько путей решения данной проблемы.

К примеру, в Москве и в Якутске мини-сады не существуют автономно, а являются подразделениями одного их крупных близлежащих ДОУ. Это позволяет формировать штатное расписание детского сада с учетом «спутников» и использовать имеющиеся кадры для реализации образовательных программ как на территории «головного» ДОУ, так и в мини-саду.

Этот ход вполне может рассматриваться как модельный и получить свое развитие. Вполне возможна ситуация, когда группы детских садов будут существовать именно как встроенные в жилые дома, но прикрепленные к некоторому крупному, территориально досягаемому детскому центру, оснащенному залами и студиями для занятий.

Еще один способ повысить статус встроенных садов в глазах родителей – сделать их привлекательными за счет меньшей наполняемости групп и за счет использования оригинальных программ. Такими, например, могут быть программы, рассчитанные на разновозрастные группы.

Возможно введение ценовых различий при оплате за содержание ребенка в крупном ДОУ и в мини-саду.

Надомные, или гувернерские, группы как подсистемы крупных детских садов или центров дополнительного образования

Главные преимущества гувернерских групп, или групп надомного обучения, организованных родителями, состоит в их малой наполняемости, в возможности выбирать педагога и в родительском контроле за его деятельностью. Плата за посещение ребенка такой группы относительно невелика в сравнении с ценами, существующими в частных детских садах, и вполне сопоставима с платой за государственный детский сад.

В отличие от надомных групп для детей преддошкольного возраста, для детей дошкольного возраста их нельзя считать оптимальной организационной формой.

Группы надомного обучения обладают теми же недостатками, что и государственные встроенные мини-сады: из-за отсутствия разных специалистов и достаточных площадей образовательные программы могут реализовываться здесь только в усеченном виде.

К тому же надомные группы являются нелегитимным резервом дошкольного образования.

Их легализация, прикрепление к крупному детскому саду или центру дополнительного образования, методический контроль за работающими там педагогами, возможность проводить несколько раз в неделю занятия на площадях курирующей организации и с помощью ее специалистов могли бы стать решением проблемы. В детском саду музыкальные и физкультурные занятия для детей гувернерских групп могли бы проводиться по сдвинутому графику, в выходные дни, при участии родителей; в центре дополнительного образования возможны другие условия.

Третье направление: реализация специальных социальных проектов

Реализация специальных социальных проектов направлена на обеспечение доступности дошкольного образования детям различных групп населения, не имеющим возможности по разным причинам посещать обычные детские сады.

Среди существующих и развивающихся в настоящее время в регионах проектов можно выделить проект «социальный детский сад» и проект «национальный детский сад».

Социальный детский сад как способ профилактики социального сиротства детей дошкольного возраста

Барнаульский вариант социального детского сада – это государственное учреждение, работающее с семьями группы риска, родители которых находятся под угрозой лишения родительских прав и не озабочены образованием своих детей. Детский сад или специализированная группа при детском саде организуется в «неблагополучных» районах, насчитывающих относительно большой процент таких семей. В детский сад детей приводит социальный работник, который собирает их утром по домам. Программа работы с детьми из семей группы риска отличается от программ, используемых в других дошкольных учреждениях, своей направленностью на проблемы детей и на проблемы их семей.

Возможны различные варианты социальных детских садов и социальных групп – от суточных до групп кратковременного пребывания, а также варианты групп с функциями приюта. Главной задачей социального детского сада является психолого-педагогическая (в некоторых случаях, и бытовая) поддержка ребенка и реализация его права на дошкольное образование, а также работа по укреплению семьи и снижению риска отказа от ребенка или риска лишения родителей родительских прав.

 

 

3.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

При этом задачами Программы являются:

модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Таким образом, цели и задачи Программы, учитывая сроки ее реализации (2011 - 2015 годы), соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.

Программа призвана решить программно-целевым методом сложившуюся проблемную ситуацию в сфере образования. Без этого решения проблемы противоречия в отечественной системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие России.

Для решения проблемы может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода, при котором государство планирует и устанавливает различные отраслевые и внутриотраслевые нормы и нормативы, например в части трудозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д.

Этот метод являлся основным при решении проблем советской системы образования и в настоящее время его можно применять, например при финансировании расходов на содержание образовательных учреждений федерального уровня.

Предполагается, что проблема будет решена программно-целевым методом с 2011 по 2015 год.

При этом решение проблемы будет осуществлено в 2 этапа.

Первый этап решения проблемы будет осуществлен в 2011 - 2013 годах. В результате реализации этого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов учебных заведений, регионов и социально-экономических условий.

В результате выполнения второго этапа решения проблемы (2014 - 2015 годы) будут сформированы новые институты образования, модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, будут закреплены ключевые институциональные и нормативные правовые изменения.

По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы.

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении № 1. В основу методологии формирования и расчета таких индикаторов и показателей положены подходы, учитывающие цели и задачи Программы.

При этом также учитывались:

- возможность оценки целевых индикаторов и показателей Программы на основании данных Федеральной службы государственной статистики;

- соответствие целевых индикаторов и показателей Программы индикаторам и показателям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, проекта "Образование" и инициативы "Наша новая школа";

- возможность регулярной оценки значений и динамики изменения целевых индикаторов и показателей Программы;

- сопоставимость целевых индикаторов и показателей Программы с принятыми и используемыми международными индикаторами и показателями оценки систем образования;

- возможность дополнительной оценки достоверности значений целевых индикаторов и показателей Программы за счет данных, предоставляемых субъектами Российской Федерации;

- обеспечение преемственности целевых индикаторов и показателей Программы по отношению к индикаторам и показателям Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы;

- обеспечение эффективной оценки результатов мероприятий и проектов Программы.

Все представленные целевые индикаторы и показатели Программы соответствуют ее цели и задачам. Они являются достоверными и доступными для определения.

Базовые значения целевых индикаторов и показателей Программы рассчитаны исходя из:

- анализа текущей ситуации в системе российского образования, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации;

- текущих значений индикаторов и показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы;

- текущих значений индикаторов и показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, проекта "Образование" и инициативы "Наша новая школа";

- анализа и экстраполяции данных Федеральной службы государственной статистики.

Прогнозируемый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составит:

- общий объем финансирования - 137908,8 млн. рублей, в том числе:

- за счет средств федерального бюджета - 54228,8 млн. рублей, из них субсидии - 10469,68 млн. рублей;

- за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 67070 млн. рублей;

- за счет внебюджетных источников - 16610 млн. рублей.

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком - координатором Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование управления реализацией Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование Программы.

Контроль и организация комплексных проверок хода реализации Программы возлагаются на государственного заказчика - координатора Программы. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны быть доступными для населения.

Таким образом, реализация Программы обеспечит всем гражданам России независимо от их места жительства, социального и имущественного статуса, а также состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении курсовой работы на тему: «Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования в РФ» можно сделать следующие основные теоретические и практические выводы.

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематических знаний, умений и навыков с целью их использования в профессиональной деятельности. ДОУ на сегодня в стране 44,3 т. единиц.

Специфика дошкольного образования как вида экономической деятельности определяются не только внутренними, но и внешними факторами. Внешние факторысведены в четыре группы: экономические, политические, демографические, культурные. К внутренним факторам относятся: экономико-географические, собственно экономические, социально-демографические, общественно-политические, организационно-управленческие, правовые.

В настоящее время для анализа развития системы образования, том числе и дошкольного, в международной практике используются следующие индикаторы: ВВП на душу населения; средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении; уровень грамотности; валовой охват населения образованием; индекс человеческого развития; степень охвата населения образованием; количество выпускников по разным уровням образования; качественный и количественный состав преподавательского состава; учебная нагрузка на каждого учащегося; размеры и структура финансирования системы образования.

Кластерная модель оценки состояния образования включает показатели качества процесса и результата образования. Показатели качества процесса включают показатели ресурсов и условий образовательного процесса. Показатели результата включают в себя показатели «внешней» и «внутренней» оценки результатов обучения.

Отмечаем снижение числа ДОУ на 2,85% к 2008 г. Сеть дошкольных образовательных учреждений в России в 2012 г. уменьшилась по сравнению с 2011 г. на 1,2 %, а очередь в них выросла более чем на 7 %., свидетельствуют результаты федерального статистического наблюдения за деятельностью ДОЦ.

Охват детей дошкольными образовательными учреждениями составил на конец 2012 г. 62,1 %, что выше уровней 2003 и 2011 г. на 4,7 % и на 1,5 % соответственно.

На каждые 100 мест ДОЦ в 2012 г. приходилось 105 детей против 106 в 2011 г. и 88 детей в 2003 г. В 2012 г. обеспеченность местами в ДОУ детей в возрасте 1-6 лет составила 592 места на 1000 детей. На конец 2012 г. 2,4 млн. детей нуждались в устройстве в детские образовательные учреждения, что на 159,1 т. детей больше чем в 2011 г. или 7,1 %.

Результаты анализа современного состояния российского дошкольного образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.

Нормативно правовое обеспечение образования регулируется Конституцией РФ, постановлениями Правительства Российской Федерации, соответствующими правовыми актами Министерства образования РФ. Нормативно правовое обеспечение образования включает в себя и Государственный образовательный стандарт соответствующего уровня образования, который является основой объективной оценки уровня образования или квалификации выпускника. К нормативно правовому обеспечению профессионального образования относится и «Закон об образовании». Этим законом закрепляет за гражданами Российской Федерации право на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей.

Среди основных направлений развития образования в стране можно выделить: создание и внедрение новых познавательных программ; развитие существующих аппаратно-программных средств; внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов; процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов; создание ресурсов и программ для одаренных детей.

Предлагается реформировать систему образования в период 2011 - 2015 гг. в направлении обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития РФ посредствам модернизации общего и дошкольного образования как института социального развития; приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. Предполагается, что проблема реформирования образования будет решена программно-целевым методом с 2011 по 2015 год.

В заключении хотелось бы добавить о том, что система образования призвана быть катализатором экономического роста страны и благосостояния населения, позитивно влиять на социальную стабильность общества. Поэтому важнейшим показателем социально-экономической эффективности реализации реформ в образовании будет являться повышение жизненного уровня российских граждан путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных и качественных образовательных услуг.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...