Уильям Шекспир (1564‑1616) – лучший драматург и поэт английского Возрождения. Лондонский пейзаж с театром «Глобус». Акварель И. Висхера. (1616)
Уильям Шекспир (1564‑ 1616) – лучший драматург и поэт английского Возрождения. Лондонский пейзаж с театром «Глобус». Акварель И. Висхера. (1616) «Глобус» являлся одним из старейших театров Англии. Он действовал с 1599 по 1644 год. В этом театре до 1642 года играла труппа «Слуги лорда Камергера», возглавлявшаяся ведущим актером театра трагиком Ричардом Бербеджем. С 1594 по 1613 год Уильям Шекспир был постоянным членом этой труппы. Постановки произведений Шекспира и других драматургов эпохи Возрождения сделали «Глобус» одним из важнейших центров культурной жизни страны. Театр был восьмигранным, его зрительный зал представлял собой овальную площадку, обнесенную высокой стеной, по внутренней стороне которой шли ложи для аристократии. Над ними размещалась галерея для зажиточных граждан, остальные стояли на земле, с трех сторон окружая помост, некоторые привилегированные зрители сидели на самой сцене. Театр вмещал до 2000 человек. В 1613 году при исполнении «Генриха VIII» театральная пушка неудачно выпалила, огонь зажег соломенный навес над сценой; «Глобус» сгорел, но вновь был отстроен в камне. В 1644 году здание театра было снесено по приказу парламента. Спектакли шли при дневном свете без антрактов и почти без декораций, рассчитывая на воображение зрителей. Шекспировские пьесы требовали от актеров естественности, когда всякая страсть должна знать свою меру, и сообразованности всякого действия с речью. В XX веке режиссеры не раз будут возвращаться к принципам бедного, аскетического театра времен Шекспира, вплоть до эксперимента с размещением зрителей на сцене. А пьесы Шекспира никогда не будут сходить с театральных подмостков, киноэкрана, потому что в них затрагиваются общечеловеческие проблемы и ценности.
Европейская культура Нового времени
«Союз Земли и Воды». Питер Пауль Рубенс. Эрмитаж (между 1612‑ 1615)
«Союз Земли и Воды» (между 1612‑ 1615). Эрмитаж, Санкт‑ Петербург – картина выдающегося фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577‑ 1640). Рубенс был одним из тех немногих художников, кому удалось завоевать мировую славу еще при жизни, с легкостью достигать гармонии между запросами времени и своими художественными идеалами, ничем при этом не жертвуя. У него было столько заказов, что не хватало даже его многочисленных помощников и часов в сутках. Полотно Рубенса «Союз Земли и Воды» глубоко символично. В нем слились воедино: античная мифология и политические реалии XVII века, жизнелюбие фламандцев, пышность и сочность рубенсовской кисти. «Союз Земли и Воды» – это союз по земному прекрасной и чувственной богини земли и плодородия Кибелы с суровым морским богом Нептуном. Скрытым лейтмотивом картины стало соединение города Рубенса, крупного морского порта, Антверпена (Кибела) через главную водную артерию города реку Шельду с морем (Нептун). Достойный союз венчает Слава, подчеркивая его значение для фламандцев. В то время как раз вновь появилась надежда на снятие голландской блокады с устья Шельды. В картине используется традиционная ренессансная схема, с уравновешенной композицией в виде треугольника. Но Рубенс уже разрушает замкнутость произведения, соединяя пространство холста с реальным. Барочная экспрессия становится у него животворящей силой самой природы, воплощающей трепещущую восторженную красоту мира. «Возвращение блудного сына». Рембрандт Харменс ван Рейн. Эрмитаж (ок. 1668‑ 1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606‑ 1669) «Возвращение блудного сына» , около 1668‑ 1669 года. Эрмитаж, Санкт‑ Петербург.
В 1632 году Рембрандт обосновался в Амстердаме. К нему приходят успех, слава, материальное благополучие, счастье в браке. Он покупает прекрасный дом, увлекается коллекционированием. Казалось бы, его судьба должна была стать своего рода амстердамским вариантом жизни Рубенса в Антверпене. Однако вскоре после этого Рембрандт начал использовать заказываемые ему работы для углубления своих творческих исканий, что вызывало недоумение у заказчиков. В 1642 году была отвергнута картина «Ночной дозор», умерла его любимая жена Саския. Это привело его к одиночеству. На смену веселому, бравурному, как в «Автопортрете с Саскией на коленях», восприятию жизни приходит раздумье. Осенью 1663 года он второй раз овдовел, а пять лет спустя, похоронил своего единственного, двадцатисемилетнего сына Титуса. Последние силы художник отдал самой исповедальной и задушевной своей картине о блудном сыне, о несокрушимой силе любви, прошедшей через страдания. «Возвращение блудного сына» воссоздает библейскую притчу (Евангелие от Луки 15: 11‑ 32) о юноше, который покинул отца, быстро растратил деньги и после долгих мытарств вернулся в родной дом, где его встретили с радостным прощением, которое уже впрочем, не утешает, а еще больше разрывает сердце возвратившегося. Композиция обращена к зрителю, он оказывается в одном кругу с изображенными в картине случайными свидетелями встречи отца и сына, ставя последних вне времени – заставляя нас задуматься. Как и «Возвращению блудного сына», так и большинству других картин Рембрандта больше всего свойственен глубокий психологизм. «Свобода ведет народ». Эжен Делакруа. Лувр. Париж (1830)
Картина французского художника Эжена Делакруа (1798‑ 1863) «Свобода ведет народ» , написанная им в 1830 году. Она является одной из самых значительных работ этого блестящего мастера романтической школы. Гений Делакруа непостижимым образом соединил в себе творческую страстность и темпераментность с редким хладнокровием и терпением, талант живописца и графика с талантом писателя, критика, теоретика и историка искусства. Картина кроме уже упомянутого названия имеет и другие. Первое из них – «28 июля 1830 года» – точно датирует апогей июльской революции в Париже, свергнувшей с престола короля Карла X. Второе – «Свобода на баррикадах» – уводит от конкретных обстоятельств места и времени, раскрывая в эпизоде парижского восстания символ и метафору всякого освободительного движения вообще.
Фигура Свободы является удивительной находкой Делакруа: в ней он соединяет образ античной богини и парижанки из простолюдинок, тем самым, подчеркивая, что не только в античности, но и в современности можно найти дух подлинного героизма и красоты. Картина «Свобода ведет народ» стала национальной гордостью Франции, картиной‑ легендой, «Марсельезой французской живописи» и потому по сей день сохраняется в Лувре среди его самых драгоценных сокровищ. «Восход луны на море». К. Д. Фридрих. Национальная галерея. Берлин (1822)
«Крест в горах». К. Д. Фридрих. Дрезденская картинная галерея (1807‑ 1808)
К. Д. Фридрих «Восход луны на море» , 1822 год. Национальная галерея, Берлин. «Крест в горах» 1807‑ 1808 гг. Дрезденская картинная галерея, отдел новых мастеров в Пильнице. Каспар Давид Фридрих (1774‑ 1840), живший в Дрездене, был пейзажистом‑ философом, художником раннего немецкого романтизма. Мыслитель и поэт, автор прославленных «Гимнов к ночи» Новалис, говорил, что «ландшафт нужно ощущать, как тело. Ландшафт есть идеальное тело для особого рода души». В творчестве Фридриха можно найти это ощущение «бесконечного», единение человека с ландшафтом и трагически неустранимый разрыв между ними. Первой значительной работой Фридриха был «Тетченский алтарь» или «Крест в горах». Картина предназначалась для домашней капеллы замка Тетчен, отсюда и происходит ее второе название. Она заключена в готическую раму с символами Евхаристии (хлебные колосья и виноградные грозди), выполненную по эскизу Фридриха скульптором Карлом Готлибом Кюном. Пейзаж изображает поросшие елями скалы, на вершине одной из которых в лучах заходящего солнца виден крест, это реальный, узнаваемый пейзаж. Критик Базилиас фон Рамдор резко выступил против этой работы, обвиняя художника в том, что он использует низкий пейзажный жанр для алтарного образа, но для Фридриха здесь не было несовместимости. В самой природе он читает религиозный смысл, в величии и таинстве самого творения.
Обычно первый план в картинках К. Д. Фридриха темный, а дальний – прозрачный и светлый. Таков «Восход луны на море» 1822 года. В этой картине, морская вольная, непредсказуемая и таинственная стихия переходит в бескрайнее. Просветленное нежным светом луны небо, легкие парусники скользят по водной глади и три фигуры, погруженные в созерцание, и в то же время ушедшие в себя, и тут нет никакого противоречия. «Звездная ночь». Винсент Ван Гог. Музей современного искусства. Нью‑ Йорк (1889)
Винсент Ван Гог «Звездная ночь» (холст, масло. 73x92 см), 1889 год, Нью Йорк, Музей современного искусства. Картина создана В. Ван Гогом во время пребывания в психиатрической клинике Сен‑ Реми‑ де‑ Прованс. «Звездная ночь» – это удивительное слияние натуры и вымысла. Волнистая линия холмов, горная гряда, низкие курчавые кроны оливковых деревьев, высокий пламенеющий кипарис – все это реальный, хотя и несколько романтизированный прованский ландшафт. Деревня и церковь с узким шпилем пришли из воспоминаний художника о родной Голландии. А небо – это неудержимый космический водоворот звезд, огромных как кометы, как солнце ночного неба. Картина строится на противопоставлении безмятежно уснувшей до утра земли и бушующей стихии неба. Здесь Ван Гог пытается постичь тайны мироздания, проникнуться энергией вселенских ритмов, доведя ее с помощью экспрессии красочных мазков и насыщенности цвета до максимальной, пьянящей степени выразительности. Именно такие работы Ван Гога больше всего восхищают последующие поколения художников и зрителей. Фовисты и экспрессионисты назвали Ван Гога своим учителем, а Казимир Малевич – предвестником «футуристического динамизма». Работы этого гениального художника теперь стоят десятки миллионов долларов, но при жизни ему удалось продать только одну свою картину за 400 франков. В июле 1890 года, после неудачной попытки самоубийства он умер, потеряв всякую надежду на будущее. Братья Огюст и Луи Люмьеры. «Люмьеры: семейный обед». (Луи Люмьер – сидит у дерева, Огюст (в фуражке) – стоит возле стола), 1910 г.
Первый киносеанс в Гран‑ кафе в Париже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|