Оценка риска воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Литература: Осипова, Н.А. Техногенные системы и экологический риск: учеб. пособие / Н.А. Осипова; Томск.политехн. ун-т. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004 -. Ч.1. – 110 с.
С.81-90 Задание1 Опишите элементы оценки рисков для здоровья человека: 1. Идентификация опасности. 2. Оценка экспозиции. 3. Построение кривой «Доза-эффект». 4. Характеристика риска.
Задание 2 Познакомьтесь с примерами расчета рисков на С.84 -88 учебного пособия – Осипова Н.А …(смотри выше) и решите задачи для самостоятельного изучения.
Задание 3 Апробация алгоритма последовательности действий при оценке риска для здоровья из-за накопления загрязняющих веществ в окружающей среде. 1. Выберите одно загрязняющее вещество, концентрация которого в одной из сред вам известна. 2. Выберите эту среду (почва, воздух, вода) в соответствии с теми задачами, которые стоят перед вами. 3. С помощью многочисленных справочных материалов, в том числе электронных баз данных, на которые в настоящем пособии имеются ссылки (Осипова, Н.А. Техногенные системы…), соберите информацию о токсичных свойствах этого вещества. Если в вашем распоряжении экспериментальные результаты элементного, а не вещественного состава, определитесь с формой нахождения данного элемента в воде, почве или воздухе. Помните, что токсичные свойства очень сильно зависят от формы нахождения элемента. В целом можно сказать, что токсический эффект обнаруживают не отдельные атомы того или иного элемента, а определенные комбинации разных атомов. Токсичность тяжелых металлов в существенной степени зависит от степени окисления металлов в соединении. Недоучет этого фактора приводит к большим погрешностям в оценке токсичности, а затем и в оценке риска.
4. Выберите сценарий воздействия загрязняющего веществ на организм. Как описано выше, это может происходить тремя способами: через дыхательные пути (ингаляционное воздействие), через пищеварительную систему (пероральное), через кожный покров и слизистые оболочки (кожно-резорбтивное). Повторимся: сложность оценки такова, что на каждой стадии следует ограничиваться одним варьируемым параметром. 5. Выберите механизм переноса загрязнителя. Тот факт, что вас интересует загрязнитель, находящийся в воде, не означает, что он может служить источником риска только при питании. При купании в такой воде также возможны негативные воздействия через кожный покров. Если загрязнитель находится в почве, воздействовать он может различными способами: через выращиваемые на этой почве продукты питания, через пыль и грязь, поступаемые в воздух. Естественно, что концентрация загрязняющего вещества в среде после переноса изменится. 6. Выберите группу людей, на кого направлено воздействие. Как правило, выбор делается между: ü группа взрослого населения, проживающего в районе воздействия; ü работающие на предприятии-источнике воздействия; ü дети. Средний возраст выбирается 70 лет, средний вес - 70 кг. Риск для здоровья зависит от возраста человека и длительности воздействия (для проживающих и работающих). 7. Выберите расчетную формулу из предложенных выше с учетом того, какой эффект (канцерогенный или неканцерогенный) вы хотите оценить. Даже если исследуемое вещество оказывает оба вида воздействия, оценивать их следует по отдельности. 8. Если Вы вернетесь к предложенному алгоритму, варьируя последовательно параметры пунктов 1-7, вы можете провести сравнение рисков воздействия: • по различным элементам или веществам; • по одним и тем же веществам в зависимости от их концентраций;
• по одним и тем же элементам в зависимости от концентраций и форм нахождения в одной из сред; • в зависимости от сценария воздействия загрязняющего вещества; • в зависимости от механизма переноса загрязняющего вещества и т.д.
Занятие 18-19 Семинар Вопросы: 1. Раскройте смысл понятия «риск». 2. Приведите основные положения концепции приемлемого риска. 3. Каковы уровни индивидуального риска и от чего они зависят? 4. Назовите источники риска и приведите примеры уровней риска для различных источников. 5. Как соотносятся концепции устойчивого развития, безопасности и приемлемого риска? 6. В чем заключается системный поход к оценке риска? 7. Опишите процедуру оценки техногенного риска. 8. В чем отличия риск-методологии в России от подхода, распространенного за рубежом? 9. Что такое логико-графическая схема? Показать на примере Дерево событий и Дерево отказов. 10. Что дает Дерево событий и Дерево отказов. В чем сходство и различия этих методов? 11. Опишите процедуру оценки природных рисков. 12. В чем заключается сущность радиационного риска? 13. Как выражаются количественные показатели радиационного риска? 14. Опишите последовательность действий при оценке риска для здоровья из-за накопления загрязняющих веществ в окружающей среде.
Занятие 18-19 Семинар Вопросы: 15. Раскройте смысл понятия «риск». 16. Приведите основные положения концепции приемлемого риска. 17. Каковы уровни индивидуального риска и от чего они зависят? 18. Назовите источники риска и приведите примеры уровней риска для различных источников. 19. Как соотносятся концепции устойчивого развития, безопасности и приемлемого риска? 20. В чем заключается системный поход к оценке риска? 21. Опишите процедуру оценки техногенного риска. 22. В чем отличия риск-методологии в России от подхода, распространенного за рубежом? 23. Что такое логико-графическая схема? Показать на примере Дерево событий и Дерево отказов. 24. Что дает Дерево событий и Дерево отказов. В чем сходство и различия этих методов? 25. Опишите процедуру оценки природных рисков. 26. В чем заключается сущность радиационного риска? 27. Как выражаются количественные показатели радиационного риска? 28. Опишите последовательность действий при оценке риска для здоровья из-за накопления загрязняющих веществ в окружающей среде. Занятие 20-21 Итоговое тестирование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|