Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка риска воздействия загрязнения окружающей среды на здоровье




Литература: Осипова, Н.А. Техногенные системы и экологический риск: учеб. пособие / Н.А. Осипова; Томск.политехн. ун-т. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004 -. Ч.1. – 110 с.

 

С.81-90

Задание1

Опишите элементы оценки рисков для здоровья человека:

1. Идентификация опасности.

2. Оценка экспозиции.

3. Построение кривой «Доза-эффект».

4. Характеристика риска.

 

Задание 2

Познакомьтесь с примерами расчета рисков на С.84 -88 учебного пособия – Осипова Н.А …(смотри выше) и решите задачи для самостоятельного изучения.

 

Задание 3

Апробация алгоритма последовательности действий при оценке риска для здоровья из-за накопления загрязняющих веществ в окружающей среде.

1. Выберите одно загрязняющее вещество, концентрация которого в одной из сред вам известна.

2. Выберите эту среду (почва, воздух, вода) в соответствии с теми задачами, которые стоят перед вами.

3. С помощью многочисленных справочных материалов, в том числе электронных баз данных, на которые в настоящем пособии имеются ссылки (Осипова, Н.А. Техногенные системы…), соберите информацию о токсичных свойствах этого вещества. Если в вашем распоряжении экспериментальные результаты элементного, а не вещественного состава, определитесь с формой нахождения данного элемента в воде, почве или воздухе. Помните, что токсичные свойства очень сильно зависят от формы нахождения элемента. В целом можно сказать, что токсический эффект обнаруживают не отдельные атомы того или иного элемента, а определенные комбинации разных атомов. Токсичность тяжелых металлов в существенной степени зависит от степени окисления металлов в соединении. Недоучет этого фактора приводит к большим погрешностям в оценке токсичности, а затем и в оценке риска.

4. Выберите сценарий воздействия загрязняющего веществ на организм. Как описано выше, это может происходить тремя способами: через дыхательные пути (ингаляционное воздействие), через пищеварительную систему (пероральное), через кожный покров и слизистые оболочки (кожно-резорбтивное). Повторимся: сложность оценки такова, что на каждой стадии следует ограничиваться одним варьируемым параметром.

5. Выберите механизм переноса загрязнителя. Тот факт, что вас интересует загрязнитель, находящийся в воде, не означает, что он может служить источником риска только при питании. При купании в такой воде также возможны негативные воздействия через кожный покров. Если загрязнитель находится в почве, воздействовать он может различными способами: через выращиваемые на этой почве продукты питания, через пыль и грязь, поступаемые в воздух. Естественно, что концентрация загрязняющего вещества в среде после переноса изменится.

6. Выберите группу людей, на кого направлено воздействие. Как правило, выбор делается между:   

ü группа взрослого населения, проживающего в районе воздействия;

ü работающие на предприятии-источнике воздействия; 

ü дети.  

Средний возраст выбирается 70 лет, средний вес - 70 кг. Риск для здоровья зависит от возраста человека и длительности воздействия (для проживающих и работающих).

7. Выберите расчетную формулу из предложенных выше с учетом того, какой эффект (канцерогенный или неканцерогенный) вы хотите оценить. Даже если исследуемое вещество оказывает оба вида воздействия, оценивать их следует по отдельности.

8. Если Вы вернетесь к предложенному алгоритму, варьируя последовательно параметры пунктов 1-7, вы можете провести сравнение рисков воздействия:

• по различным элементам или веществам;

• по одним и тем же веществам   в зависимости от их концентраций;

• по одним и тем же элементам в зависимости от концентраций и форм нахождения в одной из сред;

• в зависимости от сценария воздействия загрязняющего вещества;

• в зависимости от механизма переноса загрязняющего вещества и т.д.

 

 


Занятие 18-19

Семинар

Вопросы:

1. Раскройте смысл понятия  «риск».

2. Приведите основные положения концепции приемлемого

риска.

3. Каковы уровни индивидуального риска и от чего они зависят?

4. Назовите источники риска и приведите примеры уровней риска для различных источников.

5. Как соотносятся концепции устойчивого развития, безопасности и приемлемого риска?

6. В чем заключается системный поход к оценке риска?

7. Опишите процедуру оценки техногенного риска.

8. В чем отличия риск-методологии в России от подхода, распространенного за рубежом?

9. Что такое логико-графическая схема? Показать на примере Дерево событий и Дерево отказов.

10. Что дает Дерево событий и Дерево отказов. В чем сходство и различия этих методов?

11. Опишите процедуру оценки природных рисков.

12. В чем заключается сущность радиационного риска?

13. Как выражаются количественные показатели радиационного риска?

14. Опишите последовательность действий при оценке риска для здоровья из-за накопления загрязняющих веществ в окружающей среде.

 

 


Занятие 18-19

Семинар

Вопросы:

15. Раскройте смысл понятия  «риск».

16. Приведите основные положения концепции приемлемого

риска.

17. Каковы уровни индивидуального риска и от чего они зависят?

18. Назовите источники риска и приведите примеры уровней риска для различных источников.

19. Как соотносятся концепции устойчивого развития, безопасности и приемлемого риска?

20. В чем заключается системный поход к оценке риска?

21. Опишите процедуру оценки техногенного риска.

22. В чем отличия риск-методологии в России от подхода, распространенного за рубежом?

23. Что такое логико-графическая схема? Показать на примере Дерево событий и Дерево отказов.

24. Что дает Дерево событий и Дерево отказов. В чем сходство и различия этих методов?

25. Опишите процедуру оценки природных рисков.

26. В чем заключается сущность радиационного риска?

27. Как выражаются количественные показатели радиационного риска?

28. Опишите последовательность действий при оценке риска для здоровья из-за накопления загрязняющих веществ в окружающей среде.

Занятие 20-21

Итоговое тестирование

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...