Обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Виды исследований Исследования могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологической базой, включая принципы, подходы, методы и др. Исследования любых объектов, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются по видам (табл. 1). По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными. К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований -- познание новых законов и закономерностей. Прикладные исследования -- это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, как правило, работы по внедрению полученных результатов. Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например, более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации).
Таблица 1 Виды исследований
Следует отметить, что подавляющее большинство исследований экономических систем относятся к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов, а во втором -- познание систем и определение характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.
В зависимости от поставленных целей и задач, исследование может быть локальным(рассматривающим изучаемые свойства отдельных объектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным(предусматривающим изучение совокупности свойств элементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с другими подсистемами и их элементами, а также с внешней средой). Классификация и состав методов исследования При проведении исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего понимания возможностей всех этих методов их целесообразно классифицировать. В общем плане классификация понимается как разделение исследуемого объекта по определенным правилам на соответствующие классы -- группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направления использования. Существует несколько видов классификации, но независимо от этого классификация всегда осуществляется при наличии определенного классификационного признака. Классификации по своей сущности могут быть содержательными (позволяют определить содержание, особенности и другие стороны объектов) и искусственными (могут играть только вспомогательную роль, например классифицирование по алфавиту).
Помимо этого, классификации могут быть одно- и многопризнаковые, что недостаточно корректно с точки зрения теории. Во втором случае классификационные группы могут быть частично пересекающимися. При проведении классификационных работ необходимо руководствоваться рядом основных квалификационных принципов: использование единого классификационного признака (без его изменения) в рамках одной классификационной группы, что позволяет выделять группы объектов одного порядка; соблюдение соразмерности деления объекта, позволяющее примерно в одинаковой мере подразделить объекты классификации по однородным группам; отнесение каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе; использование многоступенчатой классификации, способной обеспечить ее разветвленность в виде «дерева» исследуемого объекта; обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации. Следует отметить, что применяются как простые, так и сложные классификационные признаки. Не исключено также использование двух или нескольких классификационных признаков, совмещенных посредством матрицы. Подобный широкий подход к классификации позволяет изучить объект с разных сторон, а значит более глубоко его исследовать. Такую классификацию называют комбинаторной. Вместе с тем могут быть классификации, использующие не один классификационный признак, а два или более. В этом случае они называются многокритериальными.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|