Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации.




Виды исследований

Исследования могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологической базой, включая принципы, подходы, методы и др.

Исследования любых объектов, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются по видам (табл. 1).

По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.

К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований -- познание новых законов и закономерностей.

Прикладные исследования -- это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, как правило, работы по внедрению полученных результатов. Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например, более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации).


Таблица 1 Виды исследований

 
Классификационныйпризнак исследования Вид исследования  
Направленность на результат Фундаментальное, прикладное  
Решаемая задача Текущее (оперативное), перспективное  
Продолжительность проведения Экспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные)  
Емкость используемых ресурсов Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое  
Используемая информация Внутренне информационное, внешне информационное  
Число исследователей. Индивидуальное, коллективное  
Тип консультантов-исследователей по отношению к среде Внутренне консультационное, внешне консультационное, смешанно-консультационное  
Организованность Спонтанное, организованное  
Полнота изучения и число исследуемых объектов Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное  
Регулярность проведения исследований Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое  
Сложность Простое, сложное  
Подход к исследуемому объекту Локальное, системное  
Место проведения Лабораторное, промышленное  
Наличие модели исследования Натурное (реальное), модельное  
Характер объекта Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др.  
Отношение к периоду функционированию объекта Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее)  
Методология проведения Контрольное, диагностическое, сравнительное, классиикационное и др.  
Характер исследования Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное  
Отношение к методу исследования Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории -- комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы)  
Форма ожидаемого результата Количественное, качественное  
Вид используемой информации Экспертно-оценочное, логическое, математическое, статистическое и др.  
Обязательность Инициативное, директивное  
     

Следует отметить, что подавляющее большинство исследований экономических систем относятся к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов, а во втором -- познание систем и определение характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов.

В зависимости от поставленных целей и задач, исследование может быть локальным(рассматривающим изучаемые свойства отдельных объектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным(предусматривающим изучение совокупности свойств элементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с другими подсистемами и их элементами, а также с внешней средой).

Классификация и состав методов исследования

При проведении исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего понимания возможностей всех этих методов их целесообразно классифицировать.

В общем плане классификация понимается как разделение исследуемого объекта по определенным правилам на соответствующие классы -- группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направления использования. Существует несколько видов классификации, но независимо от этого классификация всегда осуществляется при наличии определенного классификационного признака.

Классификации по своей сущности могут быть содержательными (позволяют определить содержание, особенности и другие стороны объектов) и искусственными (могут играть только вспомогательную роль, например классифицирование по алфавиту).

Помимо этого, классификации могут быть одно- и многопризнаковые, что недостаточно корректно с точки зрения теории. Во втором случае классификационные группы могут быть частично пересекающимися.

При проведении классификационных работ необходимо руководствоваться рядом основных квалификационных принципов:

использование единого классификационного признака (без его изменения) в рамках одной классификационной группы, что позволяет выделять группы объектов одного порядка;

соблюдение соразмерности деления объекта, позволяющее примерно в одинаковой мере подразделить объекты классификации по однородным группам;

отнесение каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе;

использование многоступенчатой классификации, способной обеспечить ее разветвленность в виде «дерева» исследуемого объекта;

обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации.

Следует отметить, что применяются как простые, так и сложные классификационные признаки. Не исключено также использование двух или нескольких классификационных признаков, совмещенных посредством матрицы. Подобный широкий подход к классификации позволяет изучить объект с разных сторон, а значит более глубоко его исследовать. Такую классификацию называют комбинаторной.

Вместе с тем могут быть классификации, использующие не один классификационный признак, а два или более. В этом случае они называются многокритериальными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...