Классификация методов исследования по направлениям их использования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Таблица 3 Классификация методов исследования по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах
Независимо от классификации методов исследования, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести:
Наблюдение, анкетирование; изучение документации и информационных материалов; балансовый; гипотетико-дедуктивный; графический и номографический; дифференциальный, комплексный и смешанный; индексный; Интервьюирование, беседа; консультационный; корреляционный; «мозговой» штурм, морфологический; параметрический; поиск экстремумов; самообследование; сетевой; ССВУ-метод; структуризация целей; творческие совещания; фукнкционально-стоимостной; экспертный; социологический; Органолептический. При решении той или задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Каждая из приведенных в лекции классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой. Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведенных выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической работе. Выбор методов исследования Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:
* цели исследовательских работ; требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности; ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований; имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде; *достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов. Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется: интуитивно, руководствуясь опытом исследователя; эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила; экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов; 4)консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов; 5) формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.). В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие -- на другом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|