Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация нетягового подвижного состава




В состав вагонного парка входят пассажирские и грузовые вагоны.

В зависимости от технических характеристик вагоны классифицируют следующим образом:

- по числу осей (четырех-, шести-, восьми- и многоосные);

- по виду материала и технологии изготовления кузова (цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, с кузовом из легких сплавов);

- по грузоподъемности, массе тары вагона, нагрузке на 1 пог. м пути, габариту подвижного состава и другим показателям11.

Парк пассажирских вагонов включает в себя цельнометаллические четырехосные вагоны для перевозки пассажиров, вагоны-рестораны, почтовые, багажные, почтово-багажные вагоны и вагоны специального назначения (вагоны-клубы, вагоны-лаборатории, служебные, санитарные и др.)12.

 

В состав парка грузовых вагонов входят крытые вагоны, платформы, полувагоны, цистерны, изотермические вагоны и вагоны специального назначения.

Крытые вагоны предназначены для перевозки разнообразных грузов, обеспечения их сохранности и защиты от воздействия атмосферы. Эти вагоны, оснащенные соответствующим оборудованием, могут быть использованы и для массовой перевозки людей.

На платформах перевозят длинномерные, громоздкие и тяжеловесные грузы.

Полувагоны — наиболее распространенный тип вагонов грузового парка. Они служат в основном для перевозки навалочных сыпучих грузов, таких, как уголь, руда, кокс, щебень, гравий и др. Разновидностью полувагонов являются так называемые вагоны-хопперы для перевозки сыпучих и пылевидных грузов (щебень, гравий, песок, цемент, зерно и др.) грузоподъемностью 50 т.

Планирование и организация железнодорожных перевозок и управление движением поездов. Общие сведения. Вопрос 22.

Планируют перевозки для увязки потребности и возможности железнодорожного транспорта и обеспечения эффективного использования транспортных средств. Составляют перспективные, годовые, квартальные и месячные планы перевозок. Грузовые перевозки планируют в соответствии со схемой нормальных направлений грузопотоков, которая отражает связь районов производства с районами потребления продукции. Годовые планы устанавливают: объем перевозок (отправление) грузов по сети в целом в тоннах с распределением по кварталам и с выделением отдельных грузов; производительность труда в приведенных тонно-километрах; время оборота грузового вагона; себестоимость перевозок; прибыль. В планы включают также такие показатели, как грузооборот, среднесуточная погрузка в вагонах, средняя масса поезда, статическая нагрузка вагона, средняя дальность перевозки и др.
Планы пассажирских перевозок устанавливают их объем в тысячах пассажиров, пассажирооборот в млн пассажиро-км, среднюю дальность поездки пассажира и основные пассажиропотоки. Объем перевозок пассажиров по сети железных дорог составляет количество отправленных пассажиров во внутреннем сообщении с учетом приема пассажиров из зарубежных стран. Отдельно планируют дальние и пригородные перевозки пассажиров. При планировании учитывают основные факторы, определяющие величину пассажиропотоков: материальное благосостояние и подвижность населения; развитие промышленности и сельского хозяйства; изменение в размещении производительных сил; сети курортов, санаториев

Ведущее место в системе оперативного диспетчерского управления занимает поездной диспетчер (ДНЦ), являющийся единоличным руководителем движения поездов на железнодорожном участке. Помимо поездного диспетчера в диспетчерскую смену входят локомотивный диспетчер, энергодиспетчер, иногда диспетчер-вагонораспорядитель, узловой диспетчер и др. Смену возглавляет дежурный по отделению, который координирует действия всех диспетчеров.
Автоматизированные системы управления движением поездов (АСУДП) включают технические, технологические и организационные средства, позволяющие обеспечить повышение уровня диспетчерского руководства движением на участках и направлениях железных дорог..
Централизованная система автоведения поездов (ЦСАП), представляющая собой комплекс технических средств, обеспечивает автоматическое управление движением поездов на линии (для метрополитенов) и направлении (для магистральных железных дорог). ЦСАП получает данные о параметрах движения всех поездов на линии и вырабатывает команду управления каждому поезду в соответствии с полученной информацией и требуемой программой движения. Техническими средствами централизованной системы автоматического ведения поездов являются центральный пост управления, станционные, напольные и поездные устройства. На линиях метрополитена используют вычислительные комплексы и микроЭВМ, обеспечивающие также техническую диагностику и контроль параметров движения поезда.

Организация грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте. Вопрос 24.

Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте осуществляется на основе Транспортного Устава железных дорог и организуется на местах общего и необщего пользования.

К местам общего пользования относятся грузовые дворы станций (рис. 17.1) и другие пункты погрузки и выгрузки, находящиеся в ведении железной дороги.

К местам необщего пользования относятся прирельсовые склады, площадки и другие пункты, находящиеся в ведении предприятий и организаций.

Более 80% грузов, предъявляемых к перевозке, грузятся и выгружаются на путях предприятий и организаций, связанных с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей. Такие пути называются подъездными. Взаимоотношения железной дороги и предприятий, имеющих подъездные пути, а также порядок подачи и уборки вагонов регулируются договорами на эксплуатацию этих путей и на подачу и уборку вагонов. Общая протяженность подъездных путей предприятий в России составляет 61,5 тысяч километров.

Наряду с погрузкой и выгрузкой на станциях выполняют следующие коммерческие операции:

· подготовку груза к отправлению;

· взвешивание и прием его к перевозке;

· оформление перевозочных документов;

· взимание провозной платы и сборов;

· пломбирование вагонов;

· хранение грузов на станции;

· выдачу прибывшего груза получателям и др.

Грузы перевозят грузовой скоростью в обычных грузовых поездах и большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу – в ускоренных поездах (скоропортящиеся продукты, живность, овощи и т. п.). Кроме того, грузы перевозят пассажирской скоростью в багажных вагонах пассажирских поездов или в специальных почтово-багажных поездах.

Перед подачей под погрузку проводятся технический и коммерческие осмотры вагонов с целью установления пригодности их для перевозки конкретного груза.

На каждую отправку груза – повагонную или мелкую, а также на целый маршрут или группу вагонов, комплект контейнеров грузоотправитель составляет накладную – основной грузовой перевозочный документ.

Накладная сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения и выдается грузополучателю вместе с грузом.

На основании накладной в товарной конторе станции составляют дорожную ведомость, которая необходима для учета и отчетности о выполнении задания на перевозку, отчета о прибытии грузов и взыскания провозной платы.

На каждый загруженный вагон приемосдатчиком станции составляется вагонный лист, в котором приводятся данные о вагоне и отправках груза с указанием номеров накладных. По вагонному листу проверяется наличие груза при выгрузке и подсчитывается масса груза в вагонах при определении массы поезда.

Накладная, дорожная ведомость и вагонный лист вместе образуют полный грузовой документ.

Перевозочные грузовые документы пересылаются в техническую контору станции или в станционный технологический центр, где составляется поездной документ – натурный лист – на каждый сформированный состав. В натурном листе указывают номер поезда, станцию формирования и станцию назначения, номера вагонов в порядке их расположения в составе, массу и длину поезда и другие данные.

По натурному листу производятся прием и сдача поездов, подборка, прием и сдача грузовых документов, расформирование и формирование поездов на станциях.

В настоящее время активно разрабатывается система машинного составления и передачи грузовых и поездных документов, так называемая безбумажная технология.

План формирования поездов. Общие сведения. Вопрос 26.

План формирования поездов представляет собой план поездообразования на технических и грузовых станциях с оптимальным распределением сортировочной работы между ними. Оптимальный план формирования поездов обеспечивает эффективное использование грузовых вагонов и технической вооруженности станций. Различают междорожный (сетевой), разрабатываемый для основных и районных сортировочных станций, и внутридорожный план формирования поездов, составляемый для станций дороги с учетом особенности их работы и расположения.
В целях установления оптимального пути следования вагонов и рационального распределения сортировочной работы между станциями служит система организации вагонопотоков. При разработке плана формирования поездов стремятся включить наибольшее число вагонов в маршруты, чтобы поезда следовали от станции погрузки до станции выгрузки без переформирования. Маршрутизация перевозок может осуществляться непосредственно со станций массовой погрузки, называемая отправительской маршрутизацией. Если загруженных отправителем вагонов недостаточно для целого состава, маршруты формируют из вагонов, загружаемых на нескольких станциях одного или двух участков, или несколькими отправителями на одной станции. После выделения отправительских и ступенчатых маршрутов из оставшегося вагонопотока формируют поезда других категорий: сквозные, проходящие без переработки не менее чем через одну техническую (сортировочную или участковую) станцию; участковые, следующие без переработки от одной технической станции до другой; сборные, состоящие из вагонов, следующих на промежуточные станции; передаточные — для доставки вагонов с одной станции узла на другую; вывозные — для вывоза групп вагонов с отдельных промежуточных станций участка железной дороги. Отдельно формируют грузовые ускоренные поезда, в которые включают вагоны с живностью, скоропортящимися и другими грузами, требующими быстрой доставки. При разработке плана формирования предусматривается составление поездов из порожних вагонов по отдельным родам подвижного состава, например из крытых вагонов, полувагонов, цистерн, платформ.
В целом план формирования поездов должен обеспечивать наименьшее время следования вагона от станции погрузки до станции выгрузки, включая простои под накоплением на технических станциях. Причем, продолжительность под накоплением существенно зависит от мощности вагонопотока данного назначения.

График движения поездов (ГДП) и пропускная способность железных дорог. Вопрос 26.

График движения поездов является основой организации движения поездов. Он представляет собой графическое изображение следования поездов на масштабной сетке, на которой движение поездов изображаются прямыми наклонными линиями (линиями хода поездов). Горизонтальными линиями на графике обозначены оси раздельных пунктов. Весь суточный период разделен жирными вертикальными линиями на часовые периоды (от 0 до 24 ч), штриховыми — на получасовые и тонкими — на десятиминутные интервалы. На графике указывают время прибытия, отправления и проследования поезда через каждый раздельный пункт. Его проставляют всегда в тупом углу, образуемом линией хода поезда и осью раздельного пункта. Если поезд следует через раздельный пункт безостановочно, то время проследования ставится в тупом углу по отправлению. Графики движения поездов различают:
— в зависимости от соотношения скоростей движения разных поездов по одному и тому же перегону — параллельные и непараллельные. В параллельных графиках поезда имеют одинаковую скорость и линии их хода на данном перегоне параллельны, а в непараллельных графиках линии хода поездов — с разными скоростями;
— по числу главных путей на перегонах участка — однопутные, двухпутные и многопутные. При однопутных графиках скрещение поездов между собой и обгоны одних поездов другими производятся на раздельных пунктах с путевым развитием. Характерной особенностью двухпутных графиков является специализация каждого главного пути на движение только в одном направлении, в связи с чем скрещения поездов могут производиться не только на раздельных пунктах, но и на перегонах, а обгоны производятся на раздельных пунктах, имеющих обгонные пункты. На многопутных участках, как правило, сочетаются двухпутный и однопутный графики при трех главных путях или двухпутные графики при четырех главных путях;
— в зависимости от соотношения размеров движения в четном и нечетном направлениях — парные и непарные. В парных графиках — число поездов в обоих направлениях одинаково, в непарных — число поездов по направлениям различно;
— в зависимости от расположения попутных поездов — пачечные и пакетные или частично пакетные. Пачечным называется график, на котором попутные поезда отправляются с разграничением их межстанционными перегонами. Пакетным называется график, на котором попутные поезда разграничены сигналами автоблокировки или блокпостами (на межстанционном перегоне одновременно может находиться несколько поездов). Отношение числа поездов, прокладываемых на графике пакетами, к общему числу поездов называется коэффициентом пакетности;
— по времени занятия перегона участка парой поездов противоположного направления на однопутных и поездом данного направления на двухпутных линиях — идентичные и неидентичные. При одинаковых на всех перегонах времени график называется идентичным, при разном — неидентичным, характеризующийся, так называемым, коэффициентом неидентичности;
— по заполнению пропускной способности участка — максимальные, на которых число поездов соответствует пропускной способности участка, и немаксимальные — при невыполнении этого условия.
При составлении графика могут включаться одновременно несколько признаков, что для примера показано на рис. 11.1.

Обеспечение безопасности движения поездов, безопасности пассажиров и обслуживающего персонала достигается соблюдением элементов графика, регламентирующих скорости движения поездов по перегонам и станциям, порядок и продолжительность выполнения операций по приему, отправлению и проследованию поездов по станциям. К элементам графика относятся: перегонные времена хода поездов; станционные интервалы; интервалы между поездами в пакете; технологические нормы стоянок поездов на станциях; нормы нахождения локомотивов на станциях основного и оборотного депо.
Графики движения поездов строятся на основе прогрессивных норм эксплуатационной работы железных дорог, наиболее производительного использования новых технических средств, обобщения опыта работы. Графики движения поездов составляют ежегодно с зимним и летним вариантами одновременно для всей сети железных дорог. Исходными данными для составления графика служат размеры движения, нормы массы и длины составов по каждому участку и категориям поездов, элементы графика, принятая система организации развоза местного груза, «окна» в движении для выполнения ремонтно-строительных работ. Каждой дороге задаются основные качественные нормативы графика: техническая, участковая и маршрутная скорости и среднесуточный пробег локомотивов, которые должны быть обеспечены при составлении графика. Линии хода поездов на графике прокладывают по категориям в определенной последовательности. Согласно предварительно разработанной схеме прокладывают линии хода пассажирских поездов, затем ускоренных и грузовых. Для местных поездов (сборных и вывозных) линии хода прокладывают на основе предварительно составленной схемы их обращения. Размеры грузового движения в графиках предусматривают на уровне 1,25—1,3 среднесуточных за год.
Фрагмент графика движения поездов приведен на рис. 11.2.

На основе графика движения поездов организуется поездная работа, которая включает оперативное планирование и диспетчерское руководство. По диспетчерским графикам исполненного движения ведется учет и анализ выполнения графика движения поездов. Реализация графика позволяет полностью освоить грузовые и пассажирские перевозки и наиболее эффективно использовать пропускную и провозную способности участков железных дорог.
Движение поездов строго по графику обеспечивается правильной организацией эксплуатационной деятельности и точным выполнением технологического процесса работы станций, вагонных и локомотивных депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания вагонов и локомотивов и других подразделений железных дорог. Наивыгоднейшее использование подвижного состава обеспечивается в графике высокими скоростями движения поездов и минимальными стоянками их для технического и коммерческого обслуживания, а также реализацией повышенных норм массы и длины составов при наилучшем использовании мощностей локомотивов. Существенный эффект достигается за счет формирования поездов из большегрузных восьмиосных вагонов, а также из вагонов при максимальном использовании грузоподъемности и вместимости.

Пропускной способностью железнодорожной линии называется число пар поездов или поездов установленной массы, которое может быть пропущено по линии в течение определённого времени (суток или часа) при имеющейся технической оснащённости и принятой системе организации движения поездов.

Возможные размеры движения на линии определяются мощностью её отдельных элементов – перегонов, станций, локомотивного хозяйства, устройств энергоснабжения на электрифицированных дорогах и пр. Каждый из этих элементов имеет свою пропускную способность, поэтому расчёт пропускной способности каждого из них производится в соответствии с Инструкцией по расчёту пропускной способности железнодорожных участков.

Пропускная способность перегонов зависит от их технического оснащения (числа путей, устройств сигнализации и связи и др.), от времени хода поездов по перегонам, организации их движения (типа графика).

Пропускную способность перегонов предварительно рассчитывают по параллельному графику движения грузовых поездов. На однопутных участках по одному и тому же главному пути перегона следуют (обычно поочерёдно) поезда чётного и нечётного направлений. Поэтому на однопутных перегонах пропускную способность измеряют в парах поездов и определяют делением суточного периода времени (1440 мин) на время, мин, занятия перегона парой поездов, которое называется периодом графика (рисунок 30).

Рис. 30. Период однопутного графика движения поездов

Период графика Тпер – это время занятия перегона группой поездов, идентичной для данного типа графика, которое складывается из времени хода по перегону соответственно нечётного и чётного поезда и станционных интервалов.


На двухпутных участках главные пути специализированы по направлениям движения, поэтому пропускная способность определяется для каждого пути отдельно и не в парах поездов, а в поездах. Её рассчитывают также делением суточного периода времени (1440 мин) на межпоездной интервал, который в этом случае является временем занятия перегона, мин, одним поездом соответствующего чётного или нечётного направления (рисунок 31).

Рис. 31. Период двухпутного графика движения поездов

На двухпутных участках поезда следуют друг за другом в пакетном движении, поэтому пропускная способность перегонов не зависит от времени хода и длины перегона (рисунок 32). Пропускная способность на двухпутных участках определяется интервалом между поездами в пакете I – это минимальное время разграничения поездов при следовании их по перегону на участках, оборудованных автоматической или полуавтоматической блокировкой.

От пропускной способности отличают провозную способность участка, линии, железной дороги, определяющую объём перевозок в тонно-километрах, который может быть освоен имеющимся количеством технических средств – локомотивов, вагонов, электроэнергии, топлива и других переменных средств, а также при данной обеспеченности кадрами.

Провозная способность, также как и пропускная способность, определяется числом поездов, вагонов или тонн груза.

Организационная структура автомобильного транспорта и его инфраструктура. Вопрос 28.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

– организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;

– хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

– материально-техническое снабжение предприятия;

– содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования;

– подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;

– организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

– основное производство;-

– вспомогательное производство;

– обслуживающее производство;

– управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.


Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта. Автотранспортное предприятие для успешной деятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями (рис. 1).

Производственная структура автотранспортного предприятия формируется следующим составом:

основная (эксплуатационная) служба – служба организации перевозок;

вспомогательное производство – техническая служба;

обслуживающее производство – служба главного механика и энергетика;

служба подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории и т. п.);

службы управления.

Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации — воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.

Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП образуют производственные объединения грузового (пассажирского) автомобильного транспорта (рис. 2).

АТП с числом автомобилей меньше 25 подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно является главным инженером, начальником гаража и начальником службы эксплуатации.

На автомобильном транспорте общего пользования грузовые АТП и производственные объединения подчинены в своей деятельности транспортным управлениям; пассажирские АТП и их объединения — управлениям пассажирского автомобильного транспорта. Работой транспортных управлений руководят региональные объединения, которые непосредственно подчиняются Министерству автомобильного транспорта. На ведомственном автомобильном транспорте работой АТП руководят транспортные управления министерств или организаций.

Автосервис в широком смысле – это инфраструктура автомобильного транспорта. Это все то, что обеспечивает эксплуатацию, поддержание и восстановление работы автомобиля в течение всего «жизненного цикла». Автосервис включает в себя несколько систем, которые в совокупности обеспечивают социальную и экономическую эффективность автомобильного транспорта (см. схему). Автосервис в узком понимании слова – это система поддержания и
восстановления работоспособности автомобиля в течение всего срока его эксплуатации. Ее составляющие – информационная база о клиентуре и для клиентуры, подсистема управления запасами, подсистема обслуживания клиентуры, подсистема продажи автомобилей, запасных частей, материалов, оборудования, а также подсистема диагностики, технического обслуживания и ремонта автомобилей. Эффективность автосервиса и в широком, и в узком смысле определяется тем, насколько он обеспечивает использование заложенных в автомобиле возможностей – скорости, комфортности, грузоподъемности, надежности и долговечности. Такое утверждение позволяет записать целевую функцию автосервиса:
Z = (СЭа– dСЭа) mах;
dСЭa> О,
где СЭа – показатели социальноэкономической эффективности автомобиля;
dСЭа – суммарные потери социально-экономической эффективности, вызванные неоптимальностью инфраструктуры и ее систем. Любые деформации инфраструктуры, неоптимальность ее элементов приводят к потерям эффективности автомобильного транспорта. Примеры – дефицитный советский автосервис, энергетический кризис 1992-1993 гг., нынешние автомобильные пробки.
Основной элемент инфраструктуры автомобильного транспорта – это дороги. Сеть автомобильных дорог намного более плотна, чем железнодорожная сеть. Это означает, что использование инфраструктуры автомобильного транспорта, увеличивает доступность отдельных пунктов. Учитывая большую плотность сети автомобильных дорог, только она может обеспечить соединение почти со всеми предприятиями и домашними хозяйствами. Сеть автомобильных дорог межрегионального, межгосударственного и международного значения часто пересекается с железными дорогами. Тогда факторами выбора конкретного вида транспорта являются время перемещения, издержки и определённый уровень качества обслуживания.

Протяженность автострад во мних странах незначительна. Это касается слабо развитых стран, но не только (напр. Ирландия). О качестве всей системы автомобильных дорог свидетельствует также протяженность дорог с твердым покрытием. Эта характеристика не касается, однако, главных дорожных магистралей, качество которых является наивысшим в системе автомобильных дорог отдельных государств, хотя и отличается между ними. Автомобильные дороги в значительно большей степени, чем железнодорожные подвержены конгестии. Это явление, к сожалению, достаточно распространено в международных сообщениях. Как и в случае железной дороги, конгестии подвержены пограничные переходы, на которых ожидание на длится нередко долее чем сутки. Элементы узловые инфраструктуры дорожного транспорта – это в международном транспорте главным образом перегрузочные терминалы, как пункты, соединяющие с сетями дорог других видов транспорта (в том числе терминалы комбинированного транспорта и интермодального) или других перевозчиков, и места стоянки для дорожных составов. Дорожная инфраструктура обычно находится в собственности государства. Существуют, однако, отрезки дорог, находящиеся в собственности частных фирм. Пользование некоторыми элементами инфраструктуры (напр. дорогами или точечными элементами) является платным. Соответственно, возникает проблема выбора оптимального транспортного маршрута: самого быстрого, самого короткого или самого дешёвого. Обычно это не будет один и тот же маршрут. Большая плотность дорожной сети позволяет сделать такой выбор.

Материально-техническая база автомобильного транспорта. Вопрос 29.

6.2. Характеристика технических средств автомобильного транспорта Материально-техническая база автомобильного транспорта включает следующие элементы: - подвижной состав; - автотранспортные предприятия; - автомобильные дороги. Подвижной состав состоит из непосредственно автомобилей, и также немоторизованных полуприцепов и прицепов. Автомобили, представляющие собой активные самодвижущиеся единицы, являются основной категорией парка автотранспортных средств. Они определяют технический уровень и экономико-эксплуатационные характеристики всех других видов подвижного состава. Классифицировать грузовые автомобили можно по многим признакам, но при выборе вида транспорта руководствуются прежде всего его транспортными характеристиками. 1. Так как от вида кузова зависят широта номенклатуры и объем перевозимого груза, различают следующие виды грузовых автомобилей: - универсальные (общего назначения) - имеют кузов в виде платформы с бортами, предназначены для широкой номенклатуры грузов; - специализированные - имеют кузов, приспособлений специально для конкретных видов груза (для насыпных грузов - самосвалы; для наливных - цистерны; для скоропортящихся грузов - рефрижераторы). 2. Проходимость автомобиля влияет на территорию применения. По проходимости автомобили подразделяются на дорожные и внедорожные (карьерные). Внедорожные автомобили по своим габаритам и нагрузке не могут выходить на дороги без особых разрешений и мер предосторожности. 3. Автомобили с очень большой массой гораздо более серьезно влияют на дорожное покрытие, чем легковые автомобили и грузовики с малой грузоподъемностью. Для того чтобы предотвратить преждевременное разрушение дорог, государственными нормами и стандартами регламентированы основные параметры грузовых автомобилей. К группе «А» относятся автомобили и автопоезда дорожного типа. Данный парк автомобилей предназначен исключительно для перевозок по дорогам высших категорий с усовершенствованным капитальным покрытием. К группе «Б» относятся автомобили, допускаемые к эксплуатации на всей сети дорог общего пользования. В группу «В» входят наиболее тяжелые автомобили, которые по своим транспортным характеристикам не допускаются на дороги общего пользования. Данный вид автомобилей предназначен для эксплуатации на специальных карьерных, лесовозных или иных дорогах. Основные характеристики грузовых автотранспортных средств приведены в табл. 6.2. Следующий элемент системы автомобильного транспорта - автомобильные дороги, которые представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для обеспечения возможности непрерывного безопасного движения с определенными рассчитанными нагрузками и скоростями. Автомобильные дороги состоят из земляного полотна и искусственных сооружений (мостов, путепроводов, тоннелей и т.д.), на которые наносят дорожные покрытия. Дорожное покрытие в свою очередь включает: основную часть, дополнительный слой основания, дорожную одежду (верхний слой). Таблица 6.2. Предельная масса и габаритные размеры автомобилей Направление движения автомобилей определяет разметка, которая наносится на проезжую часть дороги специальными красками или цветными пластмассами. Также дороги оснащаются сигнами, знаками и указателями. В зоне автомобильной дороги присутствуют различные предприятия, обеспечивающие непрерывность движения: заправочные станций, станции технического обслуживания и т. д. В коммерческом отношении важны показатели, которые характеризуют пропускную способность дорог, так как от этого зависит скорость перевозки груза. В зависимости от параметров, обеспечивающих пропускную способность, автомобильные дороги подразделяются на категории. Основные характеристики категорий дорог приведены в табл. 6.3. Основными элементами автомобильного транспорта, обеспечивающими организацию и управление, являются автотранспортные предприятия. Главные задачи автотранспортных предприятий - содержание автомобильного парка, обеспечение его исправного и работоспособного состояния, экономичное использование автотранспортных средств и непосредственная организация перевозочного процесса в соответствии с запросами рынка. К автотранспортным предприятиям, занимающимся грузовой работой, относятся: - грузовые автопредприятия и объединения; - транспортно-экспедиционные компании; - грузовые станции, которые организуют перевозки в прямом междугородном и смешанном сообщении; - механизированные базы погрузочно-разгрузочных работ, занимающиеся при помощи своей техники грузовыми работами. Таблица 6.3. Классификация автомобильных дорог по техническим параметрам Все приведенные выше автопредприятия обеспечивают работу транспорта общего пользования. Для коммерческих предприятий экономически целесообразно при мелких перевозках товаров использовать собственный небольшой парк или арендовать автомобили у соответствующих предприятий и организаций. При перевозке же крупных партий грузов больш


Классификация подвижного состава автомобильного транспорта. Привести примеры. Вопрос 30.


Существует много различных типов легковых автомобилей, отличающихся друг от друга назначением, числом мест в кузове, массой и рабочим объемом двигателя типом кузова, числом ведущих и управляемых колес.

Все автомобили подразделяются на типы и группы эксплуатации. Кроме этого они классифицируются по проходимости, т. е. приспособленности к дорожным условиями, и по типу двигателя.

Автомобили по типам подразделяются на легковые, грузовые и специальные.

К легковым относятся автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности, перевозки личного состава (2 – 7 человек), транспортировки мелких грузов и техники.

Легковые автомобили по рабочему объему двигателя (л) и сухой массе (кг) разделены на следующие классы:

- особо малый (1,2 л; 850 кг);

- малый (1,2 – 1,8 л; 850 – 1150 кг);

- средний (1,8 – 3,5 л; 1150 – 1500 кг);

- большой (свыше 3,5 л; до 1700 кг);

- высший (не регламентируется).

Легковые автомобили различают также по типам кузовов (закрытые, открытые и открывающиеся) и по числу мест. Наибольшее распространение получили автомобили с кузовами закрытого типа и числом мест от четырех до семи.

К грузовым относятся автомобили, имеющие грузовые платформы и предназначенные для перевозки личного состава, вооружения с расчетами, различных материальных средств или буксирования вооружения и техники, а также самосвалы и седельные тягачи с прицепами.

Грузовые автомобили различают на классы по грузоподъемности, т.е. по массе перевозимого груза (т):

- особо малый (0,3 – 1,0 т);

- малый (1,0 – 3,0 т);

- средний (3,0 – 5,0 т);

- большой (5,0 – 8,0 т);

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...