Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная структура психолого-педагогической хар-ки личности уч-ся 1го года обучения в ПУ.




Представить примерную структуру псих-ой хар-ки уч. группы 1-го года обучения в проф. училище.

Методами: наблюдения на занятиях теорет-го и производ-го обучения мастер п/о или кл.рук-ль определяют такие психол-ие качества, как самост-ть, отн-е к учебе или практике, инетерес к профессии, психолг-ую совместимость, сплоченность, с помощью опросаведущих препод-ей отмечают дисциплинир-ть группы, работоспоспоб-ть, ур-нь успеваемости; с помощью социометрии опред. психолог. атмосферу в группе, лидерство, отверженных уч-ся, кол-во и качество микрогрупп; по личным делам опред. «землячество» уч-ся, семейное положение, друзей и т.д. На основании всех этих методов и составл. психологическая хар-ка группы 1-го года обучения, если опытный клас. рук-ль – может опред-ть такие св-ва уч-ся, как темперамент, хар-р каждого уч-ся. Смотря для какой цели составляется хар-ка. Псих-пед характеристика учебной группы составляется по плану

1. Кол-во уч-ся, половозрастной состав. Социальный паспорт коллектива (образование родителей, социальный статус семей).

2. История формирования коллектива

3. Учебная деятельность группы. Хар-ка взаимоотношений, успеваемость, поведение, общение, взаимопомощь, общий
уровень умственного развития, ведущие мотивы учения.

4. Психологический климат в коллективе.

5. Межличностные отношения в коллективе.

6. Хар-ка официального статуса: сплоченность группы, уровень развития коллектива.

7. Деятельность коллектива вне занятий

8. Конфликты среди уч-ся, их психологическая природа, способы разрешения.

Коллектив возникает на базе группы, трактуемой как относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведе­ния. В группах люди способны включаться в согласованные действия и удовлетворять посредством этого индивидуальные потребности.

По своим характеристикам группы учащихся бывают самыми разнообразными. По целям и характеру, взаимодействия различают формализованные, т.е. офици­ально установленные и нормативные и неформализованные, т.е. неформальные, инициативные: В зависимости от содержания (т. е. целей, задач, принципов) совместной деятельности (или ее отсутствия), значимости групповой деятельности возникают следующие виды групп: диффузная, ассоциация (кооперация), коллектив, корпорация. Диффузная группа — случайная, временная, в которой не может быть совместной деятельности. Такие отношения на дискотеке, в зале между ребятами, пришедшими посмотреть фильм. В ПТУ сознательно создаются или стихийно складываются диффузные группы при выездах в летние лагеря, проведение культпоходов и т. д. Ассоциативные группы (ассоциации) — в них возникают зачатки единства, интеграции интересов, появляется общест­венное мнение. В таких группах обязательно есть совместная деятельность. Ассоциативные группы с высокоразвитыми отношениями, определившейся структурой, четко определенным местом личности в ней называются кооперацией. В профтехучилище это учебная группа, бригада, учебный цех, кооператив­ные объединения, драматические, танцевальные кружки, игровые спортивные секции по волейболу, баскетболу, футболу, хоккею.

Коллектив - группа с высоким гуманным (нравственным) уровнем отношений учащихся. Всякая деятельность коллектива и общение учащихся в нем соответст­вуют общественно значимым ценностям. Вместе с тем общественные ценности в коллективе совпадают с личными.

Виды учебных групп - условные, реальные, лабораторные, по степени контактности (контактные / неконтактные), по половому признаку (мужские, женские, смешанные, по национальному составу (многонациональные, однородные по нацсоставу).

Для ребят первый год обучения - весьма сложный и психологически напряженный период адаптации к новой среде, новым обязанностям и правам. Специфика воспитательной работы на первом году обучения заключается в том, чтобы создать у учащихся положительную установку на труд, интерес к учебе и выбранной профессии.

Методы воспитания - те практические действия педагога и учащегося, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта.

Методов воспитания чрезвычайно много. До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания.

I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.
II группа Практические методы Упражнение, тренировка, самоуправление и др.
III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.
  Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности.  
1-группа' Методы формирования сознания Рассказ, беседа,.инструктаж, показ, иллюстрирование
II группа Методы формирования поведения Упражнение, тренировка, самоуправление и др.
III груп- Методы формирования чувств Одобрение, похвала, порицание
           

 

4. Особенности личности трудновоспитуемых уч-ся: а)пропускают занятия теорет. и производ-го обучения; б)не интересуются профессией и не желают ее осваивать; в)нарушают дисциплину на уроках; г)обижают уч-ся младших курсов; д)курят, замечены в выпивках спирт.напитков; е)грубят преподвателям.

Приемы психол-го воздействия: «разбор» на собрании группы; «разбор» на педсовете училища; беседа с родителями уч-ся; «экскурсия» в дет.колонию; встреча с передовиками произв-ва.

7. Конфликт м/у рук-ем практики в подгруппе. Какие м/б причины: несовместимая психологически подгруппа: в подгруппе все холерики, старшим назначены неавторитетный отвергаемый уч-ся, завышенные треб-я, наци-зм, унижение друг друга. Роль препод-ля – псих-ски правильно подбирать подгруппу по совместимости; требовать дисциплину.

Примерная структура психолого-педагогической хар-ки личности уч-ся 1го года обучения в ПУ.

Фамилия, имя, отчество, год рождения группа классный руководитель

1. Состояние здоровья и развития учащегося: 1.1. Общая оценка здоровья учащегося 1.2 Признаки повышенной нервозности 1.3. Патологические влечения: курение, употребление спиртных напитков, токсико-наркотических веществ. 1.4. Состоит на диспансерном учете, по поводу чего

2. Психологическая атмосфера семьи: благоприятная; неблагоприятная, крайне неблагодарная. 2.1. Данные о родителях: образование, профессия, место работы 2.2Другие члены семьи 2.3. Тип семьи: благополучная, неблагополучная, в том числе: педагогически некомпетентная; нравственно неблагополучная; конфликтная 2.4 Характер взаимоотношений родителей с ребенком: семейный диктат; чрезмерная опека: попустительство; сотрудничество 2.5. Организация режима труда и отдыха:

3. Особенности учебной деятельности: 3.1 Успеваемость учащегося_3.2 0тношение к учению: положительное, нейтральное, отрицательное.3.3 Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие._3.4Мотивы учения.

4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу: 4.1 Позиция в коллективе: 4.2 С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния 4.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками. 4.4Манера, стиль общения с окружающими: 4.50тношение к общественному мнению.

5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду: 5.1. Отношение к общественным поручениям 5.2Выполнение общественных поручений: 5.30тношение к трудовым делам класса 5.40тношение к физическо­му труду 5.5 0тношение к общественному имуществу

бНаправленность интересов: 6.1 Проявляет интерес к деятельности: 6.2В каких кружках (секциях) состоит, состоял б.З Культурный кругозор:

7. Особенности сферы свободного общения учащегося: 7.1. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение недели, часы вечернего прихода домой. 7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося. 7.3Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения. 7.4Содержание общения в уличных играх.

8.Самооценка личности: 8.1 Уровень самооценки (адекватная, завышенная, заниженная) 8Жакими бы чертами хотел обладать, от каких хотел бы избавиться?

9. Особенности поведения: 9.1 Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы их совершения.

9.2 0трицательные поступки, их проявления, их характер.9.3Правонарушения:9.40тношение к своим поступкам:9.5Как относится к педагогическим воздействи-ям: 9.6Состоит на учете в ИДИ /на внутриучилищном контроле.

1)анализ личного дела уч-ся: место рождения и учебы, семейное положение; хар-ка; оценки по предметам; друзья-товарищи в ПУ.

2)поведение и отношение к учебе, интерес к профессии опред-ся наблюдением, анализом оценок в журнале группы, опросом мастера ПО.

3)отнош-е к спорт.работе и общественным обязанностям (опред-ся у рук-ля физ-ры и зам.дир. по воспит. работе, клас.рук-ля).

После всех анализов составляется психолого-пед-ая хар-ка на уч-ся ПУ.

5. Методы опред. психол-ой совмест-ти: анализ метода социометрии, наблюдение на производ-ой практике; опред. темперамента и хар-ра, и на основе этих методов составить психол-ую совмест-ть микрогрупп для проведения лабор. работ или работ в бригадах (в завис-ти от вида профессии).

Все многообразие межличностных связей и отношений людей можно свести к пяти основным формам: взаимное содействие, несодействие, проти­водействие и одностороннее содействие, противодействие. Наивысшей формой развитых межличностных отношении является взаимное содействие. Пси­хологическая совместимость наиболее важная составляющая такого вида отношений. Основные причины психологической несовместимости:

1. Различное мировоззрение, морально-нравственные принципы

2. Различный темперамент

3. Национальные особенности

4. Различия в развитии коммуникативных навыков, стилей общения

5. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная)

6. Различные интересы, направленность деятельности

7. Особенности семейного воспитания

Темперамент - характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой и силой возникновения чувств. Различают 4 основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Тип темперамента учащихся можно опреде­лить с помощью методики К.Юнга «Методика определения типа характера» (интроверсия - направленность на себя, амбиверсия - средний тип, экстраверсия -направленность на других) и по методике Г.Айзенка «Опросник по определению темперамента» (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Для сангвиника характерна эмоциональная устойчивость и экстраверсия, для флегматика -эмоциональная устойчивость и интроверсия, для холерика - невротизм и экстраверсия, для меланхолика - невротизм и интроверсия. Например, флегматику и холерику как находящимся на полярных точках будет трудно найти общий язык, потому флегматика лучше совместить с меланхоликом, сангвиник совмещается со всеми типами, однако следует учитывать его индивидуальные особенности (мировоззре­ние, национальность, коммуникативные навыки и т.д.). Социометрия - метод социальной психологии, предложенный Дж.Морено, позволяющий выразить, количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социомет­рическому критерию. По результатам взаимных выборов членов группы составляется социограмма, позволяющая наглядно представить характер взаимоотношений членов группы, выявить наиболее влиятельных членов группы, взаимные пары и группировки. Социометрическое исследование показывает степень групповой сплоченности, пространственную позицию каждого члена группы (наиболее предпочитаемые члены группы, наименее предпочитаемые, наименее отвергаемые, наиболее отвергаемые), индексы эмоциональной экспансивности, индекс психологической взаимности.

8. Д/запом-ия учебного материала необх.: а)интересно рассказывать и объяснять уч.материал. б)обязат-но д/б показ операций выполн. профес-ой работы мастером или препод-ем (без показа и вып-ия самост-но операции –материал запоминается не более чем на 30-40%).в)при объяснении материала д/б соблюдаться логичность, т.к. логическая послед-ть заполн-ся лучше и на долгое время.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...