Примерная структура психолого-педагогической хар-ки личности уч-ся 1го года обучения в ПУ.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Представить примерную структуру псих-ой хар-ки уч. группы 1-го года обучения в проф. училище. Методами: наблюдения на занятиях теорет-го и производ-го обучения мастер п/о или кл.рук-ль определяют такие психол-ие качества, как самост-ть, отн-е к учебе или практике, инетерес к профессии, психолг-ую совместимость, сплоченность, с помощью опросаведущих препод-ей отмечают дисциплинир-ть группы, работоспоспоб-ть, ур-нь успеваемости; с помощью социометрии опред. психолог. атмосферу в группе, лидерство, отверженных уч-ся, кол-во и качество микрогрупп; по личным делам опред. «землячество» уч-ся, семейное положение, друзей и т.д. На основании всех этих методов и составл. психологическая хар-ка группы 1-го года обучения, если опытный клас. рук-ль – может опред-ть такие св-ва уч-ся, как темперамент, хар-р каждого уч-ся. Смотря для какой цели составляется хар-ка. Псих-пед характеристика учебной группы составляется по плану 1. Кол-во уч-ся, половозрастной состав. Социальный паспорт коллектива (образование родителей, социальный статус семей). 2. История формирования коллектива 3. Учебная деятельность группы. Хар-ка взаимоотношений, успеваемость, поведение, общение, взаимопомощь, общий 4. Психологический климат в коллективе. 5. Межличностные отношения в коллективе. 6. Хар-ка официального статуса: сплоченность группы, уровень развития коллектива. 7. Деятельность коллектива вне занятий 8. Конфликты среди уч-ся, их психологическая природа, способы разрешения. Коллектив возникает на базе группы, трактуемой как относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения. В группах люди способны включаться в согласованные действия и удовлетворять посредством этого индивидуальные потребности.
По своим характеристикам группы учащихся бывают самыми разнообразными. По целям и характеру, взаимодействия различают формализованные, т.е. официально установленные и нормативные и неформализованные, т.е. неформальные, инициативные: В зависимости от содержания (т. е. целей, задач, принципов) совместной деятельности (или ее отсутствия), значимости групповой деятельности возникают следующие виды групп: диффузная, ассоциация (кооперация), коллектив, корпорация. Диффузная группа — случайная, временная, в которой не может быть совместной деятельности. Такие отношения на дискотеке, в зале между ребятами, пришедшими посмотреть фильм. В ПТУ сознательно создаются или стихийно складываются диффузные группы при выездах в летние лагеря, проведение культпоходов и т. д. Ассоциативные группы (ассоциации) — в них возникают зачатки единства, интеграции интересов, появляется общественное мнение. В таких группах обязательно есть совместная деятельность. Ассоциативные группы с высокоразвитыми отношениями, определившейся структурой, четко определенным местом личности в ней называются кооперацией. В профтехучилище это учебная группа, бригада, учебный цех, кооперативные объединения, драматические, танцевальные кружки, игровые спортивные секции по волейболу, баскетболу, футболу, хоккею. Коллектив - группа с высоким гуманным (нравственным) уровнем отношений учащихся. Всякая деятельность коллектива и общение учащихся в нем соответствуют общественно значимым ценностям. Вместе с тем общественные ценности в коллективе совпадают с личными. Виды учебных групп - условные, реальные, лабораторные, по степени контактности (контактные / неконтактные), по половому признаку (мужские, женские, смешанные, по национальному составу (многонациональные, однородные по нацсоставу).
Для ребят первый год обучения - весьма сложный и психологически напряженный период адаптации к новой среде, новым обязанностям и правам. Специфика воспитательной работы на первом году обучения заключается в том, чтобы создать у учащихся положительную установку на труд, интерес к учебе и выбранной профессии. Методы воспитания - те практические действия педагога и учащегося, которые способствуют передаче, усвоению и использованию содержания воспитания как общественного опыта. Методов воспитания чрезвычайно много. До сих пор наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания.
4. Особенности личности трудновоспитуемых уч-ся: а)пропускают занятия теорет. и производ-го обучения; б)не интересуются профессией и не желают ее осваивать; в)нарушают дисциплину на уроках; г)обижают уч-ся младших курсов; д)курят, замечены в выпивках спирт.напитков; е)грубят преподвателям. Приемы психол-го воздействия: «разбор» на собрании группы; «разбор» на педсовете училища; беседа с родителями уч-ся; «экскурсия» в дет.колонию; встреча с передовиками произв-ва. 7. Конфликт м/у рук-ем практики в подгруппе. Какие м/б причины: несовместимая психологически подгруппа: в подгруппе все холерики, старшим назначены неавторитетный отвергаемый уч-ся, завышенные треб-я, наци-зм, унижение друг друга. Роль препод-ля – псих-ски правильно подбирать подгруппу по совместимости; требовать дисциплину. Примерная структура психолого-педагогической хар-ки личности уч-ся 1го года обучения в ПУ.
Фамилия, имя, отчество, год рождения группа классный руководитель 1. Состояние здоровья и развития учащегося: 1.1. Общая оценка здоровья учащегося 1.2 Признаки повышенной нервозности 1.3. Патологические влечения: курение, употребление спиртных напитков, токсико-наркотических веществ. 1.4. Состоит на диспансерном учете, по поводу чего 2. Психологическая атмосфера семьи: благоприятная; неблагоприятная, крайне неблагодарная. 2.1. Данные о родителях: образование, профессия, место работы 2.2Другие члены семьи 2.3. Тип семьи: благополучная, неблагополучная, в том числе: педагогически некомпетентная; нравственно неблагополучная; конфликтная 2.4 Характер взаимоотношений родителей с ребенком: семейный диктат; чрезмерная опека: попустительство; сотрудничество 2.5. Организация режима труда и отдыха: 3. Особенности учебной деятельности: 3.1 Успеваемость учащегося_3.2 0тношение к учению: положительное, нейтральное, отрицательное.3.3 Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие._3.4Мотивы учения. 4. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу: 4.1 Позиция в коллективе: 4.2 С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния 4.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками. 4.4Манера, стиль общения с окружающими: 4.50тношение к общественному мнению. 5. Отношение к общественной деятельности и общественно полезному труду: 5.1. Отношение к общественным поручениям 5.2Выполнение общественных поручений: 5.30тношение к трудовым делам класса 5.40тношение к физическому труду 5.5 0тношение к общественному имуществу бНаправленность интересов: 6.1 Проявляет интерес к деятельности: 6.2В каких кружках (секциях) состоит, состоял б.З Культурный кругозор: 7. Особенности сферы свободного общения учащегося: 7.1. Сколько времени уделяется «уличному» общению в течение недели, часы вечернего прихода домой. 7.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося. 7.3Постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения. 7.4Содержание общения в уличных играх.
8.Самооценка личности: 8.1 Уровень самооценки (адекватная, завышенная, заниженная) 8Жакими бы чертами хотел обладать, от каких хотел бы избавиться? 9. Особенности поведения: 9.1 Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы их совершения. 9.2 0трицательные поступки, их проявления, их характер.9.3Правонарушения:9.40тношение к своим поступкам:9.5Как относится к педагогическим воздействи-ям: 9.6Состоит на учете в ИДИ /на внутриучилищном контроле. 1)анализ личного дела уч-ся: место рождения и учебы, семейное положение; хар-ка; оценки по предметам; друзья-товарищи в ПУ. 2)поведение и отношение к учебе, интерес к профессии опред-ся наблюдением, анализом оценок в журнале группы, опросом мастера ПО. 3)отнош-е к спорт.работе и общественным обязанностям (опред-ся у рук-ля физ-ры и зам.дир. по воспит. работе, клас.рук-ля). После всех анализов составляется психолого-пед-ая хар-ка на уч-ся ПУ. 5. Методы опред. психол-ой совмест-ти: анализ метода социометрии, наблюдение на производ-ой практике; опред. темперамента и хар-ра, и на основе этих методов составить психол-ую совмест-ть микрогрупп для проведения лабор. работ или работ в бригадах (в завис-ти от вида профессии). Все многообразие межличностных связей и отношений людей можно свести к пяти основным формам: взаимное содействие, несодействие, противодействие и одностороннее содействие, противодействие. Наивысшей формой развитых межличностных отношении является взаимное содействие. Психологическая совместимость наиболее важная составляющая такого вида отношений. Основные причины психологической несовместимости: 1. Различное мировоззрение, морально-нравственные принципы 2. Различный темперамент 3. Национальные особенности 4. Различия в развитии коммуникативных навыков, стилей общения 5. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) 6. Различные интересы, направленность деятельности 7. Особенности семейного воспитания Темперамент - характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой и силой возникновения чувств. Различают 4 основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Тип темперамента учащихся можно определить с помощью методики К.Юнга «Методика определения типа характера» (интроверсия - направленность на себя, амбиверсия - средний тип, экстраверсия -направленность на других) и по методике Г.Айзенка «Опросник по определению темперамента» (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). Для сангвиника характерна эмоциональная устойчивость и экстраверсия, для флегматика -эмоциональная устойчивость и интроверсия, для холерика - невротизм и экстраверсия, для меланхолика - невротизм и интроверсия. Например, флегматику и холерику как находящимся на полярных точках будет трудно найти общий язык, потому флегматика лучше совместить с меланхоликом, сангвиник совмещается со всеми типами, однако следует учитывать его индивидуальные особенности (мировоззрение, национальность, коммуникативные навыки и т.д.). Социометрия - метод социальной психологии, предложенный Дж.Морено, позволяющий выразить, количественно, графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. По результатам взаимных выборов членов группы составляется социограмма, позволяющая наглядно представить характер взаимоотношений членов группы, выявить наиболее влиятельных членов группы, взаимные пары и группировки. Социометрическое исследование показывает степень групповой сплоченности, пространственную позицию каждого члена группы (наиболее предпочитаемые члены группы, наименее предпочитаемые, наименее отвергаемые, наиболее отвергаемые), индексы эмоциональной экспансивности, индекс психологической взаимности.
8. Д/запом-ия учебного материала необх.: а)интересно рассказывать и объяснять уч.материал. б)обязат-но д/б показ операций выполн. профес-ой работы мастером или препод-ем (без показа и вып-ия самост-но операции –материал запоминается не более чем на 30-40%).в)при объяснении материала д/б соблюдаться логичность, т.к. логическая послед-ть заполн-ся лучше и на долгое время.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|