Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

У детей дошкольного возраста




Содержание Портфолио - 2 курс, 3 семестр

 

КСР №5. Варианты использования интеграции образовательных областей ФГОС ДО с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности.

 

КСР №6. Варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

 

КСР №7. Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.

 

КСР №8. Задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.

 

КСР №9. Варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

 

КСР №5:

Варианты использования интеграции образовательных областей ФГОС ДО с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности.

1. Скопируйте и вставьте в Портфолио схему образовательных областей ФГОС ДО и основы формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста

 

Основы формирования количественных представлений

у детей дошкольного возраста

Создание системы формирования элементарных количественных представлений для детей дошкольного возраста является заслугой Анны Михайловны Леушиной. Исходным понятием в обучении дошкольников счету она предложила брать не число, а множество. Разработанная А. М. Леушиной концепция является основой для формирования количественных представлений у детей на различных возрастных этапах дошкольного детства.

А. М. Леушина определила 6 этапов обучения дошкольников счету, которые можно распределить на 3 периода:

1. Дочисловой период (дочисловая деятельность), младший дошкольный возраст:

I этап

Представления о множестве - «много», «один», «ни одного»

 

II этап

1) Представления о сравнении множеств - «больше», «меньше», «столько же». Сравнение множеств по количеству путем соотнесения «один к одному»

- наложение

- приложение

2) Уравнивание множеств (+1, -1)

 

2. Счётный период (счётная деятельность), средний, старший дошкольный возраст:

III этап

1) Представление о названиях чисел в пределах 10, их порядке (числовой ряд)

2) Представление о количественном счёте в пределах 10 (выделение итогового числа)

3) Представление об отсчёте в пределах 10

4) Представление о графическом изображении числа (цифры)

5) Представление о счёте с участием различных анализаторов в пределах 10

6) Представление о независимости результата количественного счета от направления счёта, расположения элементов множества и их качественных признаков

7) Представление о числе 0

8) Представление о порядковом счёте в пределах 10

9) Представление об обратном счёте в пределах 10

10) Представление об образовании рядом стоящих чисел в пределах 10 (числовая лесенка)

- Сколько было?

- Сколько добавили?

- Сколько стало?

- Как же мы получили… из …?

11) Представление о предыдущем и последующем числе (соседи числа) в пределах 10 (называние соседей числа)

12) Представление о сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10

 

3. Вычислительный период (вычислительная деятельность), старший дошкольный возраст:

Счетная деятельность имеет дело с конкретными предметами, звуками, движениями. Вычислительная деятельность - отвлеченная, имеет дело с числами и основана на различных арифметических действиях.

IV этап

1) Представление о составе числа из единиц в пределах 10 и о знаках арифметических действий +, —, =

2) Представление о сравнении рядом стоящих чисел в пределах 10 и о знаках арифметических неравенств <, >

3) Представление о составе числа из двух меньших чисел в пределах 10

4) Формирование умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

V этап

1) Представление об образовании чисел второго десятка, о разложении на разрядные слагаемые двухзначных чисел.

2) Представление о счете группами - парами, пятёрками, десятками

VI этап

Представление о десятичной системе счисления (школа)

 

2. Разработайте и представьте не менее 10 вариантов формирования количественных представлений на этапе счётной деятельности у детей дошкольного возраста с использованием интеграции образовательных областей ФГОС ДО на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 12 пт с одинарным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок. Страницы с текстом КСР №4 нумеруются внизу справа.

 

3. Желательно представить варианты формирования количественных представлений на этапе счётной деятельности у детей дошкольного возраста в виде наглядного дидактического материала, что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к материалам и оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.

 

 

Пример варианта использования интеграции образовательных областей ФГОС ДО

с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности (см. КОПИЛКУ ЗНАНИЙ):

Игровое упражнение "Весёлые картинки"

1. Речевое развитие - описательный рассказ по картинке
2. Познавательное развитие:
- ФЭМП, количественные представления на этапе счётной деятельности: количественный счёт в пределах 10; независимость результата количественного счета от направления счёта, расположения элементов множества и их качественных признаков; знание цифр; порядковый счёт.
- Экологическое развитие: растения, птицы, насекомые
3. Художественно - эстетическое развитие: графические навыки написания цифр

КСР №6:

Вариантыигровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание развивающей игры «Палочки Кюизенера».

 

Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976). Это - палочки, которые часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они являются универсальным дидактическим материалом для развития у детей математических способностей.

В комплекте 116 палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.

- белые – 1 (25 штук)

- розовые – 2 (20 штук)

- голубые – 3 (16 штук)

- красные – 4 (12 штук)

- желтые – 5 (10 штук)

- фиолетовые – 6 (9 штук)

- черные – 7 (8 штук)

- бордовые – 8 (7 штук)

- синие – 9 (5 штук)

- оранжевые – 10 (4 штуки)

 

Цветные палочки Кюизенера возможно использовать на всех этапах формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста (их описание есть у вас в Портфолио в КСР № 5):

- Дочисловая деятельность

- Счётная деятельность

- Вычислительная деятельность

2. Разработайте и представьте не менее 10 вариантов игровых упражнений с палочками Кюизенера для детей дошкольного возраста с целью формирования у них количественных представлений на различных этапах.

 

3. Варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера необходимо представить на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 12 пт с одинарным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок. Страницы с текстом КСР №6 нумеруются внизу справа.

 

3. Желательно представить варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера в виде наглядного дидактического материала, что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к материалам и оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.

 

 

КСР № 7:

Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.

1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание теоретических основ понятия величины предметов и необходимости использования сериационных рядов в математическом развитии дошкольников для понимания детьми относительности величины.

 

ВЕЛИЧИНА - это особое свойство объектов, которое можно измерить.

Свойства величины:

1. Сравнимость. Величина может быть осмыслена лишь на основе сравнения, сопоставления двух предметов.

2. Изменчивость. Возьмем две ленточки красную и зеленую. Одну разрезали, она стала короче. Это свойство называется изменчивостью.

3. Измеряемость. Любую величину можно измерить.

4. Относительность. Признаки величины могут меняться при сравнении с другими предметами, обладающими теми же признаками

Сериационный ряд - последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением (полоски, шарфики, набор матрешек, набор слоников). Различия между соседними элементами ряда постоянны на всём его протяжении.

Цель сериационных рядов – учить детей сравнивать предметы по нескольким параметрам величины одновременно, понимать относительность величины.

 

Обучая детей построению сериационных рядов, мы постепенно усложняем используемый дидактический материал:

 

1) В 5 - 6 лет возможно использовать до 7 – 8 объектов при построении сериационного ряда. Объекты в сериацианном ряду обязательно отличаются по одному из признаков величины (например, длина) и по цвету! Дети, сравнивая, называют цвет объекта. Сначала возможно использовать 5 – 6 объектов с явно выраженным признаком отличия (примерно 3 см) ЭТО - ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ ВАШЕГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

2) Постепенное уменьшение величинных различий между соседними элементами ряда до 1 см. ЭТО - ВТОРОЙ ВАРИАНТ ВАШЕГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

3) Увеличение числа различительных признаков до двух (высота и ширина, или длина и ширина, или высота и толщина и т.д.). Должна существовать возможность выкладывания сериационного ряда по каждому из двух признаков, при этом они не совпадают! ЭТО - ТРЕТИЙ ВАРИАНТ ВАШЕГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

4) Увеличение числа различительных признаков до трёх (возможно добавить количество). Должна существовать возможность выкладывания сериационного ряда по каждому из трёх признаков, при этом они не совпадают! ЭТО - ЧЕТВЁРТЫЙ ВАРИАНТ ВАШЕГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

5) Построение сериационного ряда по образцу (например, шапки и шарфики). Объекты также могут иметь от 1 до 3 признаков различий. ЭТО - ПЯТЫЙ ВАРИАНТ ВАШЕГО ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

 

2. Разработайте, создайте и вложите в Портфолио варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины.

 

3. Разработайте варианты заданий и вопросов для представленных дидактических материалов с целью понимания детьми старшего дошкольного возраста относительности величины.

 

4. Краткое описание теоретических основ понятия величины предметов и необходимости использования сериационных рядов в математическом развитии дошкольников для понимания детьми относительности величины, варианты заданий для созданных дидактических материалов оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №7 нумеруются внизу справа. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок.

 

КСР № 8:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...