Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.




1.Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание теоретических основ понятия величины предметов, измерения величины, прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.

 

ВЕЛИЧИНА - это особое свойство объектов, которое можно измерить.

Свойства величины:

1. Сравнимость. Величина может быть осмыслена лишь на основе сравнения, сопоставления двух предметов.

2. Изменчивость. Возьмем две ленточки красную и зеленую. Одну разрезали, она стала короче. Это свойство называется изменчивостью.

3. Измеряемость. Любую величину можно измерить.

4. Относительность. Признаки величины могут меняться при сравнении с другими предметами, обладающими теми же признаками

Измерение величины – это нахождение числа (РЕЗУЛЬТАТА), которое выражает отношение рассматриваемой величины (ОБЪЕКТА) к величине, принятой за единицу измерения (УСЛОВНАЯ МЕРКА).

 

Объект – измеряемая величина.

Средство – условная мерка.

Результат – количество условных мерок.

 

Познакомив дошкольников с понятием величины, мы начинаем знакомить их с понятием измерения величин.

На первом этапе, в 4 - 5 лет, мы создаём проблемные ситуации, когда непосредственное сравнение размеров предметов (способами приложения, наложения) невозможно и необходим помощник - УМ (условная мерка).

На этом этапе мы используем термин «Померить» = сравнить величину одного предмета с величи­ной другого предмета с помощью УМ, равной одному из сравниваемых предметов.

В старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) мы вводим термин «Измерить» = дать численную характеристику величине.

C этой целью мы также используем УМ – предметы определённой величины, меньшей, чем измеряемый объект.

УМ можно использовать в работе с дошкольниками при из­мерении следующих величин:

1. Протяжённость линейных величин (длина, ширина, высота), УМ = поло­ски, палочки, веревочки, шаги.

2. Объем жидких и сыпучих веществ (крупа, пес­ок, вода). УМ = стаканы, ложки, банки.

3. Площадь фигуры, УМ = клетки, квадра­ты.

4. Масса предметов, УМ = желуди, камешки.

 

Использование УМ позволяет детям сделать выводы:

 

1. Любое измерение дает точную количественную характеристику ве­личине. Для сравнения величин необходимо их измерять одинако­выми мерками.

2. Чем больше величина, тем больше результат измерения. Это - прямая функциональная зависимость между объектом и результатом измерения.

3. Чем больше условная мерка, тем меньше результат измерения и наоборот. Это - обратная функциональная зависимость между средством и результатом измерения.

 

2. Разработайте и представьте задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности и прямой функциональной зависимости между объектом и результатом измерения:

- измерение линейных величин

- измерение жидких веществ

- измерение сыпучих веществ

 

3. Разработайте и представьте задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности и обратной функциональной зависимости между средством и результатом измерения:

 

- измерение линейных величин

- измерение жидких веществ

- измерение сыпучих веществ

 

4. Краткое описание теоретических прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения и разработанные задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №9 нумеруются внизу справа. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок.

 

5. Скопируйте и вставьте в Портфолио:

Способы организации совместной деятельности с детьми на основе сказки Генриха Остера «38 попугаев» с целью формирования представления об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки.

Используем проблемно – игровую технологию, создадим экспериментально – исследовательскую ситуацию.

Цель: учить практическим прие­мам измерения длины с помощью условной мерки. Формировать представления об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки.

Оборудование:

- игрушки (или иллюстрации) = Удав, Мартышка, Слоненок, Попугай.

- демонстрационный материал: цветные полоски, УМ (оранжевая – Удав, серая – Слоненок, коричневая - Мартышка, красная – Попугай)

- раздаточный материал по количеству детей: цветные полоски, УМ (оранжевая – Удав, серая – Слоненок, коричневая - Мартышка, красная – Попугай)

-простой карандаш

- набор счётных палочек.

 

Создание проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели:

- Посмотрите, а кто же нас здесь дожидается? (Показ игрушек или иллюстрации – персонажи мультфильма «38 попугаев»). Мартышка, Слоненок и Попугай хотят помочь своему лучшему другу Удаву, ведь он не знает, какой он длины, не понимает, как ему измерить свою длину.

- Ребята, мы им поможем? (дети соглашаются)

- Посмотрите, как Удав обрадовался! Он наконец-то узнает свою длину!

 

Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование:

- Вспомним мультфильм про Удава! Кем или чем герои мультфильма измеряли Удава? (Попугаем, Мартышкой, Слонёнком).

- Какой длины был Удав, когда его измерял Слонёнок? (2 Слонёнка!)

- Какой длины был Удав, когда его измеряла Мартышка? (5 мартышек!)

- А в Попугаях длина удава? (38 Попугаев!)

- Совсем запутался бедный Удав, ничего не понимает! Почему же так получилось, почему результат измерения его длины всегда разный? Дети высказывают предположения!

 

Проведение эксперимента:

- Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длины и цвета. Что мы можем сказать об их длине? (Они все разные по длине!)

- Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой по правилу (сериационный ряд!)

- Какая полоска самая длинная? (Оранжевая!) А какая самая короткая? (Красная!)

- Представьте, что оранжевая полоска - это Удав, серая – это Слоненок, коричневая - это Мартышка, а красная - это Попугай.

- Мы будем измерять Удава в Слонах, в Мартышках и в Попугаях. Как же мы будем это делать?

Дети рассказывают:

- Берем серую условную мерку (Слонёнка) и накладываем ее на край коричневой полоски (Удав), делаем метку карандашом, откладываем одну счётную палочку. Теперь от того места, где отметили, снова кладём край условной мерки и снова отмечаем карандашом, откладываем счётную палочку, и так до конца.

Далее дети самостоятельно измеряют длину удава в «Слонах», «Мартышках» и «Попугаях».

Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога:

- Что делали?

- Что получили?

- Почему?

Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей):

Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к выводу об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки.

- Чем длиннее мерка, тем меньше результат измерения!

- Чем короче мерка, тем больше результат измерения!

- Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он очень рад, что вы ему помогли, объяснили, что его длина зависит от того, кто из друзей помогает её измерять.

Самостоятельная экспериментально - исследовательская деятельность:

В развивающую среду группы вносятся различные линейные величины (шарфики, коврики, дощечки и т.д.) и УМ для их измерения разной длины

6. Желательно представить в качестве приложения наглядный дидактический материал к разработанным заданиям и к сказке «38 попугаев», что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к материалам и оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.

КСР № 9:

Варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание возможности использования развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

 

Развивающие игры – это игры, специально составленные с целью активизации различных способностей ребёнка

Развивающие игры математической направленности - игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Очевидно, что при помощи развивающих игр математической направленности возможно закреплять у детей на любом этапе дошкольного детства представления о форме предметов и о геометрических фигурах.

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики.

Систематическое использование развивающих игр математической направленности способствует развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста. В развивающих играх дети овладевают различными приёмами логического мышления: сравнением, обобщением, классификацией, анализом, синтезом, абстрагированием.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними.

Обобщение – это соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений.

Классификация - распределение предметов по группам на основании общих признаков. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - основание классификации; деление на группы по основанию классификации.

Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Абстрагирование — это мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества.

Синтез - мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

 

2. Разработайте и представьте 6 вариантов развивающих игр для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста на листах формата А4. Не забудьте написать названия развивающих игр, что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.

 

ВАРИАНТЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ КСР №9

 

1.«Что лишнее?»

Признак отличия может быть разный: форма, количество, цвет, величина, ориентировка в пространстве и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКА ОТЛИЧИЯ ПО ФОРМЕ!

2. «Найди отличия»

Выявление сходства и различия между признаками различных объектов. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПО ФОРМЕ!

3.«Найди одинаковое»

Выявление сходства и различия между признаками различных объектов. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПО ФОРМЕ!

4. «Найди пару»

Необходимо заметить, что изменилось в первой паре, и этот же принцип изменения использовать для второй пары. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СРАВНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ФОРМЕ!

5. Продолжи ряд фигур

Необходимо понять закономерность, чтобы добавить недостающие фигуры. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СРАВНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ФОРМЕ!

6. «Чего не хватает?»

Чем больше признаков отличия, тем сложнее найти недостающую фигуру, но тем и интересны подобные игры, что заставляют детей задуматься, приложить усилия для поиска решения. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СРАВНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ФОРМЕ!

 

3. Краткое описание возможности использования развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста оформляется на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок. Страницы с текстом КСР №2 нумеруются внизу справа.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ

В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ПО МДК 03.04

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...