Задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1.Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание теоретических основ понятия величины предметов, измерения величины, прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения.
ВЕЛИЧИНА - это особое свойство объектов, которое можно измерить. Свойства величины: 1. Сравнимость. Величина может быть осмыслена лишь на основе сравнения, сопоставления двух предметов. 2. Изменчивость. Возьмем две ленточки красную и зеленую. Одну разрезали, она стала короче. Это свойство называется изменчивостью. 3. Измеряемость. Любую величину можно измерить. 4. Относительность. Признаки величины могут меняться при сравнении с другими предметами, обладающими теми же признаками Измерение величины – это нахождение числа (РЕЗУЛЬТАТА), которое выражает отношение рассматриваемой величины (ОБЪЕКТА) к величине, принятой за единицу измерения (УСЛОВНАЯ МЕРКА).
Объект – измеряемая величина. Средство – условная мерка. Результат – количество условных мерок.
Познакомив дошкольников с понятием величины, мы начинаем знакомить их с понятием измерения величин. На первом этапе, в 4 - 5 лет, мы создаём проблемные ситуации, когда непосредственное сравнение размеров предметов (способами приложения, наложения) невозможно и необходим помощник - УМ (условная мерка). На этом этапе мы используем термин «Померить» = сравнить величину одного предмета с величиной другого предмета с помощью УМ, равной одному из сравниваемых предметов. В старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) мы вводим термин «Измерить» = дать численную характеристику величине. C этой целью мы также используем УМ – предметы определённой величины, меньшей, чем измеряемый объект.
УМ можно использовать в работе с дошкольниками при измерении следующих величин: 1. Протяжённость линейных величин (длина, ширина, высота), УМ = полоски, палочки, веревочки, шаги. 2. Объем жидких и сыпучих веществ (крупа, песок, вода). УМ = стаканы, ложки, банки. 3. Площадь фигуры, УМ = клетки, квадраты. 4. Масса предметов, УМ = желуди, камешки.
Использование УМ позволяет детям сделать выводы:
1. Любое измерение дает точную количественную характеристику величине. Для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками. 2. Чем больше величина, тем больше результат измерения. Это - прямая функциональная зависимость между объектом и результатом измерения. 3. Чем больше условная мерка, тем меньше результат измерения и наоборот. Это - обратная функциональная зависимость между средством и результатом измерения.
2. Разработайте и представьте задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности и прямой функциональной зависимости между объектом и результатом измерения: - измерение линейных величин - измерение жидких веществ - измерение сыпучих веществ
3. Разработайте и представьте задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста навыков измерительной деятельности и обратной функциональной зависимости между средством и результатом измерения:
- измерение линейных величин - измерение жидких веществ - измерение сыпучих веществ
4. Краткое описание теоретических прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения и разработанные задания для осознания детьми старшего дошкольного возраста прямой и обратной функциональной зависимости между объектом, средством и результатом измерения оформляются на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Страницы КСР №9 нумеруются внизу справа. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок.
5. Скопируйте и вставьте в Портфолио: Способы организации совместной деятельности с детьми на основе сказки Генриха Остера «38 попугаев» с целью формирования представления об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки. Используем проблемно – игровую технологию, создадим экспериментально – исследовательскую ситуацию. Цель: учить практическим приемам измерения длины с помощью условной мерки. Формировать представления об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки. Оборудование: - игрушки (или иллюстрации) = Удав, Мартышка, Слоненок, Попугай. - демонстрационный материал: цветные полоски, УМ (оранжевая – Удав, серая – Слоненок, коричневая - Мартышка, красная – Попугай) - раздаточный материал по количеству детей: цветные полоски, УМ (оранжевая – Удав, серая – Слоненок, коричневая - Мартышка, красная – Попугай) -простой карандаш - набор счётных палочек.
Создание проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели: - Посмотрите, а кто же нас здесь дожидается? (Показ игрушек или иллюстрации – персонажи мультфильма «38 попугаев»). Мартышка, Слоненок и Попугай хотят помочь своему лучшему другу Удаву, ведь он не знает, какой он длины, не понимает, как ему измерить свою длину. - Ребята, мы им поможем? (дети соглашаются) - Посмотрите, как Удав обрадовался! Он наконец-то узнает свою длину!
Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование: - Вспомним мультфильм про Удава! Кем или чем герои мультфильма измеряли Удава? (Попугаем, Мартышкой, Слонёнком). - Какой длины был Удав, когда его измерял Слонёнок? (2 Слонёнка!) - Какой длины был Удав, когда его измеряла Мартышка? (5 мартышек!) - А в Попугаях длина удава? (38 Попугаев!) - Совсем запутался бедный Удав, ничего не понимает! Почему же так получилось, почему результат измерения его длины всегда разный? Дети высказывают предположения!
Проведение эксперимента: - Ребята, посмотрите, здесь полоски разной длины и цвета. Что мы можем сказать об их длине? (Они все разные по длине!)
- Разложите эти полоски от самой длинной до самой короткой по правилу (сериационный ряд!) - Какая полоска самая длинная? (Оранжевая!) А какая самая короткая? (Красная!) - Представьте, что оранжевая полоска - это Удав, серая – это Слоненок, коричневая - это Мартышка, а красная - это Попугай. - Мы будем измерять Удава в Слонах, в Мартышках и в Попугаях. Как же мы будем это делать? Дети рассказывают: - Берем серую условную мерку (Слонёнка) и накладываем ее на край коричневой полоски (Удав), делаем метку карандашом, откладываем одну счётную палочку. Теперь от того места, где отметили, снова кладём край условной мерки и снова отмечаем карандашом, откладываем счётную палочку, и так до конца. Далее дети самостоятельно измеряют длину удава в «Слонах», «Мартышках» и «Попугаях». Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога: - Что делали? - Что получили? - Почему? Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей): Наводящими вопросами воспитатель подводит детей к выводу об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной мерки. - Чем длиннее мерка, тем меньше результат измерения! - Чем короче мерка, тем больше результат измерения! - Ребята, посмотрите, какой стал удав довольный, веселый. Он очень рад, что вы ему помогли, объяснили, что его длина зависит от того, кто из друзей помогает её измерять. Самостоятельная экспериментально - исследовательская деятельность: В развивающую среду группы вносятся различные линейные величины (шарфики, коврики, дощечки и т.д.) и УМ для их измерения разной длины 6. Желательно представить в качестве приложения наглядный дидактический материал к разработанным заданиям и к сказке «38 попугаев», что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к материалам и оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.
КСР № 9: Варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. 1. Скопируйте и вставьте в Портфолио краткое описание возможности использования развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Развивающие игры – это игры, специально составленные с целью активизации различных способностей ребёнка Развивающие игры математической направленности - игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Очевидно, что при помощи развивающих игр математической направленности возможно закреплять у детей на любом этапе дошкольного детства представления о форме предметов и о геометрических фигурах. Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики. Систематическое использование развивающих игр математической направленности способствует развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста. В развивающих играх дети овладевают различными приёмами логического мышления: сравнением, обобщением, классификацией, анализом, синтезом, абстрагированием. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. Обобщение – это соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Классификация - распределение предметов по группам на основании общих признаков. Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака - основание классификации; деление на группы по основанию классификации. Анализ - логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов. Абстрагирование — это мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Синтез - мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
2. Разработайте и представьте 6 вариантов развивающих игр для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста на листах формата А4. Не забудьте написать названия развивающих игр, что облегчит в дальнейшем Ваш ответ на экзамене. Наглядный дидактический материал должен соответствовать педагогическим и гигиеническим требованиям к оборудованию для работы с детьми дошкольного возраста, быть ярким и творческим.
ВАРИАНТЫ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ КСР №9
1.«Что лишнее?» Признак отличия может быть разный: форма, количество, цвет, величина, ориентировка в пространстве и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКА ОТЛИЧИЯ ПО ФОРМЕ! 2. «Найди отличия» Выявление сходства и различия между признаками различных объектов. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПО ФОРМЕ! 3.«Найди одинаковое» Выявление сходства и различия между признаками различных объектов. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПО ФОРМЕ! 4. «Найди пару» Необходимо заметить, что изменилось в первой паре, и этот же принцип изменения использовать для второй пары. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СРАВНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ФОРМЕ! 5. Продолжи ряд фигур Необходимо понять закономерность, чтобы добавить недостающие фигуры. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СРАВНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ФОРМЕ! 6. «Чего не хватает?» Чем больше признаков отличия, тем сложнее найти недостающую фигуру, но тем и интересны подобные игры, что заставляют детей задуматься, приложить усилия для поиска решения. ОБЯЗАТЕЛЬНО – НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СРАВНЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ПО ФОРМЕ!
3. Краткое описание возможности использования развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста оформляется на листах формата А4 в печатном варианте шрифтом Times New Roman 14 пт с полуторным интервалом и полями: левое - 3 см, правое, верхнее, нижнее – 2.0 см. Текст должен быть без орфографических и пунктуационных ошибок. Страницы с текстом КСР №2 нумеруются внизу справа. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО МДК 03.04 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|