Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движение ихэтуаней в Китае




Кан Ювэй и «100 дней реформ».

период умеренных буржуазных реформ в Китае в конце 19 в. Начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзай Тянем (название годов правления — Гуаисюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики» и окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила реформы. Продолжался фактически 103 дня.

Императорский указ от 11 июня, изданный по настоянию китайской буржуазно-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем (См. Кан Ю-вэй), конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нём выражалась решимость бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов — учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т.д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феодальной бюрократией и по существу остались на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской придворной клики, руководитель левого крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение её лидеров, однако заговорщиков предал генералЮань Ши-кай. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, которым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы. После поражения реформаторов стало быстро развиваться революционно-демократическое направление национально-освободительной борьбы китайского народа, руководимое Сунь Ят-сеном.

Кан Юфэй видвинул идеи того, что человек свободен и может управлять.

Идея всенародного избираемого парламента.

Оставить монархию, но сделать конституцию.

Движение ихэтуаней в Китае

В конце 19 века Китай находился в достаточно жалком положении. Дряхлеющий маньчжурский режим не мог защитить страну от экспансии империалистических держав, которые почти открыто нацелились на раздел страны. Положение народа ухудшали рост налогового бремени, вызванный необходимостью уплачивать проценты по кабальным займам, и стихийные бедствия, воспринимающиеся как кара Неба. Так, в конце восьмидесятых годов разразился страшнейший голод, унесший жизни 13 млн. человек. Но особенную ненависть у населения вызывала деятельность христианских миссионеров. Именно они, шедшие с Библией под мышку, способствовали духовному порабощению китайцев и, воспитывая своих подопечных в духе служения иностранному капиталу, «мостили дорогу» для экспансии западных держав. Стране, чья история и культура насчитывала более четырех тысяч лет, они пытались навязать свое убогое и плоское христианство.

В этих условиях, как это и было обычно в Китае, выразителями народного гнева стали тайные общества и создаваемые ими боевые отряды. В начале 1900 года, по мере разрастания движения, самыми распространенными названиями отрядов повстанцев становятся «Ихэтуань» (Отряды справедливости и мира) и «Ихэцуань» (Кулак, поднятый во имя справедливости и мира). Основными участниками движения были крестьяне, монахи, ремесленники, мелкие торговцы, а также патриотически настроенные чиновники и мелкие помещики. Активисты движения исповедовали особое мистическое учение, представляющее из себя смесь конфуцианства, буддизма и даосизма, и обучали желающих особым приемам рукопашного боя, внешне напоминавшим бокс, которые, по их словам, могли даровать неуязвимость от огнестрельного оружия иностранцев. Поэтому в западной литературе повстанцы получили название «боксеров», а также их именуют ихэтуанями. Помимо боевых искусств, они широко практиковали черную магию и дыхательные упражнения.

Главным лозунгом ихэтуаней было уничтожение иностранцев, этих «заморских чертей», и полная независимость Китая.

китайские «боксеры» беспощадно истребляли иностранцев, прежде всего христианских миссионеров, а также китайцев принявших христианство, или просто продажных чиновников. Ненависть к чужеземцам переросла у них в неприятие уродливой технократической цивилизации современности. Характерной чертой движения ихэтуаней было активное участие в нем женщин и детей. Считалось, что женщинам в гораздо большей степени, чем мужчинам, подвластна магическая сила, и они охотно присоединялись к повстанцам и создавали свои объединения и отряды. Один из них носил название «Хундэнчжао» (Свет красного фонаря), потому что его члены действовали только по ночам. Руководительницу этого подразделения ихэтуаней звали Хуан Лянь. Она родилась в семье лодочника и до восстания была известна как женщина легкого поведения. В период восстания ей было немногим более 30 лет. Ее считали колдуньей, знахаркой, способной излечивать самые тяжелые раны. Дети 10 – 12 лет также охотно вступали в ряды ихэтуаней. Во время боя они, как правило, шли впереди основных сил. Существовали и чисто детские отряды, а дети-медиумы, находившиеся в контакте со сверхъестественными силами и призывающие к борьбе с инородцами, пользовались наибольшим авторитетом у населения.

Первоначально деятельность ихэтуаней не выходила за границы одной из провинций северо-восточного Китая, где хозяйничали немцы. Китайское правительство, будучи само неспособным оградить страну от притязаний империалистов и опасаясь их реакции на начавшееся истребление иностранцев и уничтожение их собственности, сначала пыталось подавить восстание силой.

Но тем не менее с весны 1900 года восстание, как пожар, стало распространяться по стране и вскоре перекинулось в столичную провинцию, где к повстанцам стали присоединяться целые подразделения правительственных войск. К этому времени численность ихэтуаней достигла 100 тысяч человек. Повсюду китайцы били и гнали заморских дьяволов и ихприспешников. Тогда правительство во главе в императрицей Цы Си резко изменило свою позицию: оно решило использовать повстанцев в своих целях, и пойдя на союз с ними, в июне разрешило их отрядам вступить в Пекин, а затем объявило войну империалистическим державам. В столице началась осада кварталов, где жили иностранцы, проводимая совместно правительственными войсками и ихэтуанями. Последние также занялись основательной чисткой столицы отиностранщины: они разбивали даже электрические лампы и часы, расправлялись с теми, у кого находили пенсне, папиросы, иностранные зонты и иностранные носки. Так как подобные вещи были, в основном, у людей состоятельных, то поэтому богачи и крупные чиновники бежали из города.

Однако роковую роль сыграло предательство со стороны правительства. По мере прибытия новых контингентов оккупационных войск в Китай и активизацию ихэтуаней, оно вновь стало менять свою политику, и сваливая все на повстанцев, пыталось вступить в мирные переговоры с представителями западных держав. В августе армия интервентов, преодолев отчаянное сопротивление ихэтуаней, вступила в Пекин. Захватив китайскую столицу, западные «цивилизаторы» в течение нескольких дней разграбили ее, опустошив все сокровищницы. Особенно пострадали императорские дворцы, хранившие множество уникальных вещей и произведений культуры. Тогда же императрица Цы Си, заключив мирное соглашение с интервентами, отдала приказ правительственным войскам начать боевые действия против ихэтуаней, и они вместе с колонизаторами стали подавлять очаги народного сопротивления, соревнуясь в жестокости. На этом восстание фактически завершилось, лишь отдельные отряды в течение некоторого времени вели партизанские действия, смело нападая на войска и опорные пункты интервентов. А через год Китай подписал новый неравноправный договор с империалистами, по которому должен был выплатить огромную контрибуцию.

Но, тем не менее, это восстание имело большое значение для развития страны. Ленин, кстати, с большой симпатией относился к ихэтуаням. «Боксерское» восстание показало непреклонную решимость китайского народа бороться за свою свободу против империалистов всех стран. В дальнейшем идеи ихэтуаней были подняты на щит во время Культурной революции в Китае, и хунвэйбины Председателя Мао, а затем и красные кхмеры продолжили многие их традиции, особенно в области борьбы против западной псевдокультуры.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...