КНР в период проведения реформ 70-80-е гг. XX вв. Экономические и политические реформы
В марте 1970 г. был составлен план экономического развития на год, который предусматривал стабилизацию аграрной политики. Принимались меры против увеличения коммун и производственных бригад и против односторонней зерновой специализации сельского хозяйства.
По всей стране начали засыпать озера и пруды для увеличения производства зерна. Ликвидировались последние приусадебные участки.
Основные инвестиции были направлены в центральные и западные регионы страны (до 55%) для создания так называемой третьей линии обороны.
Несмотря на провал 3-й пятилетки, в 1971 г. были объявлены основные направления четвертого пятилетнего плана (1971-1975 гг.).
В январе 1974 г. началась очередная политическая кампания по критике Линь Бяо и Конфуция. По всей стране вновь прокатилась волна чисток и репрессий.
В результате и 4-я пятилетка была полностью провалена.
В январе 1975 г. Дэн Сяопин взял в свои руки управление экономическим развитием. В марте 1975 г. начал составляться план развития народного хозяйства на 10 лет (1976-1985 гг.). Сначала Мао Цзэдун поддерживал Дэна, но вскоре поддержал кампанию «левых» под лозунгом: «Критиковать Дэна, бороться с правыми».
1976 г. был особенно тяжелым для Китая. В этот год скончались такие ведущие деятели страны, как Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай. Дэн Сяопин был арестован.
3. Современный этап социально-экономического развития Китая
Ноябрьский 3-й пленум 11-го созыва 1978 г. явился своеобразным водоразделом между плановой моделью развития советского образца и современной экономической реформой.
Первоначально реформа не имела какого-либо четкого теоретического обоснования.
Тем не менее, уже в 1978 г. КНР занимала 1-е место в мире по производству тканей; 2-е — по зерновым, чаю и ряду масличных культур; 3-е — по хлопку, бобовым, мясу, углю, химическим удобрениям; 5-е — по стали, 7-е — по электроэнергии, 8-е — по нефти.
Китайская экономика отличалась крайне низкой производительностью труда.
Региональное развитие страны характеризовалось ярко выраженной неравномерностью.
Сравнительно низким уровнем характеризовалось развитие науки, образования, культуры. В этих важнейших областях Китай отставал от мирового передового уровня самое скромное на 30 лет.
Первый этап реформы (1978-1984 гг.) обычно называют этапом реформирования аграрной экономики. С одной стороны, успехи были несомненными и впечатляющими: так, производство зерна увеличилось с 304,77 млн. т в 1978 г. до 407,31 млн. т в 1984 г.
Главной особенностью начала реформ можно назвать осторожность, постепенность и настойчивость.
Лозунгом 1980 г. было объявлено сочетание плана и рынка. В 1981 г. выдвинут новый лозунг: «Плановая экономика — главное, а рыночная — второстепенное».
В 1983 г. экономика условно была разделена на 4 сферы. В первую область директивного, прямого регулирования входили крупные промышленные предприятия и оборонная промышленность (примерно 30% валового промышленного производства). Вторая область (частичного директивного планирования) охватывала примерно 10% промышленного производства. Третья область (30%) (охватывающая средние и частично мелкие предприятия) подлежала так называемому направляющему планированию. Наконец, остальные 20% экономики регулировались исключительно рынком.
За первый период реформы объем ВВП вырос с 320,19 млрд. юаней (1977 г.) до 717,10 млрд. (1984 г.), а ВВП на душу населения с 339 до 692 юаней.
В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системы в городах, чем объявлялся ее второй этап.
Второй этап реформы (1984-1992 гг.) можно назвать ускорением демонтажа плановой системы советского образца и постепенным переходом к рыночной экономике.
1985 и 1986 гг. были объявлены «периодом урегулирования» диспропорций.
XIII съезд КПК (октябрь—ноябрь 1987 г.) объявил о курсе: «Построение социализма с китайской спецификой». На нем была провозглашена задача доведения к 2050 г. среднедушевого ВВП на душу населения до уровня среднеразвитых стран мира. Лозунг 1981 г. («Плановая экономика — главное, а рыночная — второстепенное») был заменен в 1987 г. на новый: «Государство регулирует рынок, а рынок ориентирует предприятие».
К концу второго этапа экономической реформы экономическая структура страны продолжала оставаться весьма отсталой.
Период 1984-1988 гг. отмечен первым официальным закреплением в документах КПК (в постановлении ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г.) курса на «развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования» при главенстве общественной собственности на средства производства. На селе наблюдается бурное развитие волостных и поселковых предприятий, индивидуального уклада, в аграрном секторе появляются «новые хозяйственные объединения». Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С 1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более.
С началом реформы государственный бюджет страны стал перманентно дефицитным. С точки зрения правоверной Неоклассической школы - это полная катастрофа.
Однако кроме неоклассической экономической школы есть еще и кейнсианская, которая специально занимается проблемами вывода развивающихся стран из стагнации к стабильному росту. Так вот эта школа рекомендует развивающимся странам для ускорения экономического роста опираться на помощь государственного бюджета. А после того, как этот рост будет достигнут и бизнес начнет процветать — вот только тогда и нужно начинать беспокоиться о сбалансированности государственного бюджета. Именно по этому пути прошли все развитые страны Запада, Япония и Южная Корея. И Китай — не исключение.
СЭЗ в КНР
Когда в 1980 г. в Китае были созданы первые свободные зоны («специальные экономические зоны» Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь), то перед ними были поставлены задачи выступать в качестве «окна» во внешний мир для привлечения зарубежных капиталов и технологий, а также в качестве «передового отряда» и «полигона» экономических реформ. Немаловажной была и политико–экономическая функция зон как инструментов реинтеграции в основной китайский массив отторгнутых территорий Гонконга, Макао и Тайваня. Сам характер тех проблем, которые призваны были решать зоны, делал необходимым осуществление в них политики специальных льгот (налоговых, таможенных, валютных и др.) для стимулирования инвестиций, происходивших из-за рубежа или из внешних китайских анклавов. Специальные преференции должны были хотя бы отчасти компенсировать зарубежным компаниям очевидные несовершенства инвестиционного климата в китайском хозяйстве, только вступавшем в полосу преобразований. Но следует отметить, что большинство льгот уже изначально предоставлялось не на безусловной основе, а в обмен на выполнение определенных требований принимающего государства. Более активное, чем на остальной территории страны, экспериментирование с рыночными методами хозяйствования создавало условия для привлечения иностранного капитала в те области, которые за пределами зон жестко контролировались государством. В частности, еще в 1984 г. в «специальных экономических зонах» было разрешено создание кредитных организаций с иностранными инвестициями.
Важно и то, что практика создания свободных зон соответствовала выдвинутой в 1980-е годы руководством КНР политической установке, согласно которой части общества разрешалось повысить свое благосостояние быстрее, чем остальным. Применительно к региональной политике этот курс выразился в ставке на ускоренный экономический рост в и без того наиболее развитых восточных, приморских провинциях Китая, обладавших преимуществом более легкого доступа к внешним рынкам. Развитие свободных зон вполне укладывалось и в рамки проводившейся в 1980–е - начале 1990-х годов политики фискальной децентрализации, усиления бюджетных полномочий провинциальных и местных властей путем внедрения так называемого «территориального финансового подряда».
Как следствие, с середины 1980-х годов процесс «территориальной открытости» резко ускорился. После «открытия» в 1984 г. четырнадцати морских портов от северного Даляня до южного Бэйхая в этих городах стали создаваться преференциальные «зоны экономического и технического развития», в отличие от «специальных экономических зон» ориентированные не на создание, а на структурную перестройку уже имеющейся индустриальной базы. В 1988 г. пятой, крупнейшей в Китае, «специальной экономической зоной» был объявлен о. Хайнань территорией в 34 тыс. кв. км. В 1990 г. создается «новая зона» Пудун в восточной части Шанхая. В 1991-1992 гг. возникают специализированные преференциальные формирования новых типов, такие как «зоны высоких технологий» по образцу западных технополисов; «зоны свободной торговли», ориентированные на развитие внешнеторговой деятельности; «зоны приграничного сотрудничества» и др. В итоге в начале 1990-х годов в Китае, преимущественно в восточных провинциях, складывается целый пояс свободных экономических зон, различающихся между собой по функциям и отраслевой специализации (см. [3; 4]).
Главными особенностями китайских СЭЗ являются: 1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов рыночного регулирования. 2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%. 3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до 1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в СЭЗ). 4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного сырья. 5. Включение обширных национальных регионов. 6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны. 7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям СЭЗ. [1, с.160], [6]
Основные цели создания СЭЗ: . привлечение иностранного капитала, передовой техники и
технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров; . увеличение экспортной валютной выручки; . стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий; . эффективное использование природных ресурсов; . стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны; . создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.); . мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции; . обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов [6]
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон. К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|