Занятия семинарского типа.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ДВ. 04.02 «Практикум по детской литературе»
Направление подготовки/специальность___________________________________________ (код и наименование направления подготовки/специальности)
____________________________________________________________________ (наименование направленности (профиля) специализации)
Программа подготовки ___________________________ (академическая /прикладная)
Форма обучения ____________________________________________________ (очная, очно-заочная, заочная)
Квалификация (степень) выпускника __________________________________ (бакалавр, магистр, специалист)
Краснодар 2018 Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1087 от 01.10.2015 г.
Программу составил(и):
Яровая А.С., к.филол.н., доцент кафедры дефектологии и специальной психологии
Рабочая программа дисциплины утверждена
на заседании кафедры дефектологии и специальной психологии:
протокол № 9 от «23» апреля 2018 г.
Заведующий кафедрой Смирнова Л.В., к.п.н., доцент
Утверждена на заседании учебно-методической
комиссии факультета педагогики, психологии
и коммуникативистики
протокол № 9 «25» апреля 2018 г.
Председатель УМК факультета
Гребенникова В.М., д.п.н., доцент
Рецензенты:
Кузма Л.П., к.психол.н., заведующий кафедрой
коррекционной педагогики ГБОУ ИРО
Краснодарского края
Синицын Ю.Н., д.п.н.,
профессор кафедры технологии
и предпринимательства ФППК КубГУ
Цели и задачи изучения дисциплины (модуля).
1.1.Цель дисциплины:сформировать у студентов целостное представление о феноменедетской художественной словесности
1.2.Задачи освоения дисциплины: 1.Познакомить с историей детской художественной словесности; 2. Выработать ЗУН в области анализа текстов детской художественной словесности;
3. Ознакомить с детской художественной словесностью как материалом школьного предмета «литературное чтение». Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в часть блока дисциплин по выбору Б1.В.ДВ.04.02. Дисциплина способствует пониманию специфики детской художественной словесности, стилистики и поэтики его текстов. Для овладения дисциплиной требуется от обучаемого теоретические и практические знания в области лингвистики, педагогики, психологии
4. Результаты обучения (знания, умения, опыт, компетенции):
2. Структура и содержание дисциплины.
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ.
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице. Для студентов ОФО:
Иная контактная работа: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль самостоятельной работы (КСР) | 4 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация (ИКР) | 0,3 | 0,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа, в том числе: | 48 | 48 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проработка учебного (теоретического) материала к семинарам | 10 | 10 | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка проектов | 4 | 4 | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дискуссии | 6 | 6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мультимедийные презентации | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка к текущему контролю | 26 | 26 | - | - | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка к экзамену | 36 | 36 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость | час. | 144 | 144 | - | - | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе контактная работа | 60,3 | 60,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
зач. ед | 4 | 4 |
Для студентов ЗФО:
Вид учебной работы
| Всего часов | Семестры (часы) | ||||||
5 | ___ | |||||||
Контактная работа, в том числе: | 16,3 | 16,3 | ||||||
Аудиторные занятия (всего): | 16 | 16 | ||||||
Занятия лекционного типа | 6 | 6 | - | - | - | |||
Лабораторные занятия | - | - | - | - | - | |||
Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия) | 10 | 10 | - | - | - | |||
| - | - | - | - | - | |||
Иная контактная работа: | ||||||||
Контроль самостоятельной работы (КСР) | - | - | ||||||
Промежуточная аттестация (ИКР) | 0,3 | 0,3 | ||||||
Самостоятельная работа, в том числе: | 108 | 108 | ||||||
Проработка учебного (теоретического) материала к семинарам | 30 | 30 | - | - | - | |||
Подготовка проектов | 16 | 16 | - | - | - | |||
Дискуссии | 16 | 16 | ||||||
Мультимедийные презентации | 16 | 16 | ||||||
Подготовка к текущему контролю | 30 | 30 | - | - | - | |||
Контроль: | ||||||||
Подготовка к экзамену | 9 | 9 | ||||||
Общая трудоемкость | час. | 108 | 108 | - | - | - | ||
в том числе контактная работа | 16,3 | 16,3 | ||||||
зач. ед | 3 | 3 |
2.2 Структура дисциплины:
Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины. Разделы дисциплины, изучаемые в5 семестре (очная форма)
Содержание и структура дисциплины
ОФО
№ | Наименование разделов | Количество часов | |||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||
Л | ПЗ | ЛР | КСР | СР | |||
1. | Художественная словесность как часть детской субкультуры | 26 | 4 | 8 | - | 2 | 12 |
2. | Художественный мир детского фольклора | 32 | 6 | 12 | - | 2 | 12 |
3. | История и поэтика детской литературы | 28 | 10 | 6 | - | - | 12 |
4. | Детская литература и фольклор как учебный материал предмета «Литературное чтение» | 22 | 4 | 6 | - | - | 12 |
5. | Контроль | 36 | |||||
Итого: | 144 | 24 | 32 | - | 4 | 48 |
Примечание: Л – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента
Содержание и структура дисциплины (модуля) для ЗФО
№ | Наименование разделов | Количество часов
| |||||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||||
Л | ПЗ | ЛР | КСР | СР | |||||
1. | Художественная словесность как часть детской субкультуры | 23 | 1 | 2 | - | - | 20 | ||
2. | Художественный мир детского фольклора | 23 | 1 | 2 | - | - | 20 | ||
3. | История и поэтика детской литературы | 24 | 2 | 2 | - | - | 20 | ||
4. | Детская литература и фольклор как учебный материал предмета «Литературное чтение» | 29 | 2 | 4 | - | - | 23 | ||
5. | Контроль | 9 | |||||||
Итого: | 108 | 6 | 10 | - | - | 83 |
2.3 Содержание разделов дисциплины:
Занятия лекционного типа.
№ | Наименование | Содержание раздела | Форма текущего | ||||||||||||||||||
раздела | контроля | ||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||||
1. | Художественная | Понятие субкультуры и специфика | Проработка | ||||||||||||||||||
| словесность как | субкультуры детства; культурно- | теоретического | ||||||||||||||||||
| часть детской | типологические особенности младшего | материала | ||||||||||||||||||
| субкультуры | школьного возраста |
| ||||||||||||||||||
2. | Художественная | Русская детская субкультура в кругу | Проработка | ||||||||||||||||||
| словесность как | национальных детских субкультур. Роль | теоретического | ||||||||||||||||||
| часть детской | художественной словесности в | материала | ||||||||||||||||||
| субкультуры | формировании детской субкультуры. |
| ||||||||||||||||||
3. | Художественный | Специфика детского фольклора. Разные | Анализ | ||||||||||||||||||
| мир детского | понимания «детский фольклор» учеными- | теоретической | ||||||||||||||||||
| фольклора | фольклористами (Г.С.Виноградов, | литературы | ||||||||||||||||||
|
| О.И.Капица, С.М.Лойтер) |
| ||||||||||||||||||
4. | Художественный | Жанровая система детского фольклора. | Р | ||||||||||||||||||
| мир детского | Детский фольклор как основа детской |
| ||||||||||||||||||
| фольклора | литературы |
| ||||||||||||||||||
5. | Художественный | Скороговорки: фонетический тренажер или | Выполнение | ||||||||||||||||||
| мир детского | «молекула поэзии» (Л.Е.Стрельцова). | индивидуальных | ||||||||||||||||||
| фольклора | Коммуникативная природа и комическая | заданий | ||||||||||||||||||
|
| ориентация жанра. | (подготовка | ||||||||||||||||||
|
|
| сообщений, | ||||||||||||||||||
|
|
| презентаций ) | ||||||||||||||||||
6. | История и | Вклад русских и зарубежных писателей- | Проработка | ||||||||||||||||||
| поэтика детской | классиков 19-20 вв. в детскую литературу и | теоретического | ||||||||||||||||||
| литературы | круг детского чтения (А.С.Пушкин, | материала | ||||||||||||||||||
|
| В.А.Жуковский, Л.Н.Толстой, А.И.Куприн, |
| ||||||||||||||||||
|
| А.Н.Толстой. М.Пришвин, М.Твен, |
| ||||||||||||||||||
|
| Г.Х.Андерсен, Р.Киплинг). |
| ||||||||||||||||||
7. | История и | Роль К.И.Чуковского в формировании | Проработка | ||||||||||||||||||
| поэтика детской
| современной концепции детства. Появление | теоретического | ||||||||||||||||||
| литературы | феномена детского писателя. | материала | ||||||||||||||||||
| 8. |
| История и |
| Творческая судьба детских писателей и их | Выполнение |
| ||||||||||||||
|
|
| поэтика детской | произведений (К. Чуковский, С.Маршак, | индивидуальных |
| |||||||||||||||
|
|
| литературы |
| Е.Чарушин, Б.Заходер, В. Драгунский). | заданий |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
| (подготовка |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
| сообщений, |
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
| презентаций |
| ||||||||||||||
| 9. |
| История и |
| Детская книга как синтез словесного и | Р |
| ||||||||||||||
|
|
| поэтика детской | изобразительного искусств. |
|
| |||||||||||||||
|
|
| литературы |
|
|
|
| ||||||||||||||
| 10. |
| История и |
| Система жанров детской литературы | Проработка |
| ||||||||||||||
|
|
| поэтика детской |
| Теоретического |
| |||||||||||||||
|
|
| литературы |
|
| Материала |
| ||||||||||||||
| 11. |
| Детская |
| Место произведений детского фольклора и | Проработка |
| ||||||||||||||
|
|
| литература и |
| литературы в разных программах по | Теоретического |
| ||||||||||||||
|
|
| фольклор как | литературному чтению. Способы | Материала |
| |||||||||||||||
|
|
| учебный |
| включения произведений детской |
|
| ||||||||||||||
|
|
| материал |
| художественной словесности в учебные |
|
| ||||||||||||||
|
|
| предмета |
| пособия для младших школьников |
|
| ||||||||||||||
|
|
| «Литературное |
|
|
| |||||||||||||||
|
|
| чтение» |
|
|
|
| ||||||||||||||
| 12. |
| Детская |
| Парадокс произведений детского фольклора | Проработка |
| ||||||||||||||
|
|
| литература и |
| и литературы как учебного материала: | Теоретического |
| ||||||||||||||
|
|
| фольклор как | возможность постижения сложнейших | Материала |
| |||||||||||||||
|
|
| учебный |
| явлений художественной словесности и |
|
| ||||||||||||||
|
|
| материал |
| литературного быта при максимальной |
|
| ||||||||||||||
|
|
| предмета |
| доступности и простоте |
|
| ||||||||||||||
|
|
| «Литературное |
|
|
| |||||||||||||||
|
|
| чтение» |
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
Занятия семинарского типа.
Наименование
Тематика практических занятий
Форма
№
Текущего
раздела
(семинаров)
Контроля
1
2
3
4
1.
Художественная
Художественная словесность в формировании и
словесность как
функционировании детской субкультуры
часть детской
субкультуры
2.
Художественная
Место взрослых в детской субкультуре и их роль
словесность как
в приобщении детей к художественной
часть детской
словесности.
субкультуры
3.
Художественная
Фольклор и литература как две части детской
словесность как
художественной словесности
часть детской
субкультуры
4.
Художественная
Поэзия пестования: колыбельные, потешки,
словесность как
пестушки. Считалки как живой фольклорный
часть детской
жанр: коммуникативная природа считалок.
субкультуры
5.
Художественный
Лингвистические аспекты жанра скороговорок:
мир детского
звуковые повторы и звуковая образность,
фольклора
непереводимость, образовательный потенциал.
6.
Художественный
Исследовательская традиция жанра загадок.
мир детского
Наиболее значительные собрания русских
фольклора
загадок (М.Митрофанова, Д.Садовников).
7.
Художественный
Народный эпос: былины, саги, мифологические
мир детского
сказания. История и современное состояние
фольклора
жанров.
8.
Художественный
Сказки: фольклорное прошлое и книжное
мир детского
настоящее. Сказка и действительность.
фольклора
9.
Художественный
Заклички как форма общения ребенка с
мир детского
природой: анимизм детского восприятия мира.
фольклора
10.
Художественный
Небылицы: природа жанра. Оксюморон и
мир детского
метатеза.
фольклора
11.
История и поэтика
Идеологизация детской литературы в 30-50-е
детской литературы
годы. Писатели военных лет – детям. Творчество
А.Гайдара и его судьба в современной детской
культуре
12.
История и поэтика
Поэтика отдельных жанров: авторская
детской литературы
стихотворная небылица, лирическая миниатюра,
поэтическая загадка, лирическое стихотворение,
рассказ, авторская сказка, сказочная повесть,
роман-сказка, фентези.
13.
История и поэтика
Детская драма
детской литературы
14.
Детская литература
«Живой»и «застывший» фольклорный материал
и фольклор как
в детской повседневной жизни.
учебный материал
предмета
«Литературное
чтение»
15.
Детская литература
Детский фольклор как элемент народной
Решение задач
и фольклор как
педагогики и отражение представлений и
учебный материал
верований народа.
предмета
«Литературное
чтение»
16.
Детская литература
Детский фольклор как основа детской
и фольклор как
литературы
учебный материал
предмета
«Литературное
чтение»
Лабораторные занятия.
Лабораторные занятия - не предусмотрены
|
|