Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятия семинарского типа.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.ДВ. 04.02 «Практикум по детской литературе»

 

 

44.03.03  Специальное (дефектологическое) образование


Направление подготовки/специальность___________________________________________               (код и наименование направления подготовки/специальности)

Образование лиц с тяжелыми нарушениями речи (Логопедия)


Образование лиц с интеллектуальными нарушениями (Олигофренопедагогика)
Направленность (профиль) / специализация________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

(наименование направленности (профиля) специализации)

Академическая/Прикладная


Программа подготовки ___________________________

(академическая /прикладная)

Очная/Заочная


Форма обучения ____________________________________________________

(очная, очно-заочная, заочная)

Бакалавр


Квалификация (степень) выпускника __________________________________

(бакалавр, магистр, специалист)

 

 

Краснодар 2018

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 1087 от 01.10.2015 г.

 

Программу составил(и):

 

Яровая А.С., к.филол.н., доцент кафедры       дефектологии и специальной психологии                                            

 

 

Рабочая программа дисциплины утверждена

 

 

на заседании кафедры дефектологии и специальной психологии:

 

протокол № 9 от «23» апреля 2018 г.

 

Заведующий кафедрой Смирнова Л.В., к.п.н., доцент

 

Утверждена на заседании учебно-методической

 

комиссии факультета педагогики, психологии

 

и коммуникативистики

 

 

протокол № 9 «25» апреля 2018 г.

 

Председатель УМК факультета

 

Гребенникова В.М., д.п.н., доцент

 

Рецензенты:

 

 

Кузма Л.П., к.психол.н., заведующий кафедрой

 

коррекционной педагогики ГБОУ ИРО

 

Краснодарского края

 

Синицын Ю.Н., д.п.н.,

 

 

профессор кафедры технологии

 

и предпринимательства ФППК КубГУ

 

 

Цели и задачи изучения дисциплины (модуля).

 

1.1.Цель дисциплины:сформировать у студентов целостное представление о феноменедетской художественной словесности

 

1.2.Задачи освоения дисциплины:

1.Познакомить с историей детской художественной словесности;

2. Выработать ЗУН в области анализа текстов детской художественной словесности;

 

3. Ознакомить с детской художественной словесностью как материалом школьного предмета «литературное чтение».

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина входит в часть блока дисциплин по выбору Б1.В.ДВ.04.02. Дисциплина способствует пониманию специфики детской художественной словесности, стилистики и поэтики его текстов. Для овладения дисциплиной требуется от обучаемого теоретические и практические знания в области лингвистики, педагогики, психологии

 

4. Результаты обучения (знания, умения, опыт, компетенции):

Код компетенции Формулировка компетенции
ОК-7   способность к самообразованию и социально-профессиональной мобильности
Знать - произведения ведущих русских и зарубежных детских писателей; - основные этапы истории развития детской литературы и современные тенденции ее развития; - специфику анализа художественных произведений разных жанров.
Уметь - анализировать произведения детской литературы разных жанров; - ориентироваться в литературных жанрах; - выразительно читать литературные произведения различных жанров.
Владеть - приемами анализа художественных произведений детской литературы;  техникой речи; - приемами логической и образно-эмоциональной выразительности.
ПК-10 способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры
Знать - основные этапы становления и развития детской литературы, жанровую систему, круг чтения учащихся младших школьников
Уметь - анализировать тексты художественной литературы
Владеть - навыком работы со справочными изданиями, посвященными творчеству детских писателей и кругу детского чтения, навыком аналитических наблюдений над разнообразными явлениями детской литературы

2. Структура и содержание дисциплины.

Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ.

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице.

Для студентов ОФО:

Вид учебной работы

Всего

 часов

Семестры

(часы)

5 ___    

 Контактная работа, в том числе:

60,3 60,3      

Аудиторные занятия (всего):

56 56      

Занятия лекционного типа

24 24 - - -

Лабораторные занятия 

- - - - -

Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия) 

32 32 - - -

 

- - - - -

Иная контактная работа:

         

Контроль самостоятельной работы (КСР)

4 4      

Промежуточная аттестация (ИКР)

0,3 0,3      

Самостоятельная работа, в том числе:

48 48      

Проработка учебного (теоретического) материала к семинарам

10 10 - - -

Подготовка проектов

4 4 - - -

Дискуссии

6 6      

Мультимедийные презентации

2 2      

Подготовка к текущему контролю

26 26 - - -

Контроль:

         

Подготовка к экзамену

36 36      

Общая трудоемкость                               

час. 144 144 - - -
в том числе контактная работа 60,3 60,3      
зач. ед 4 4      

Для студентов ЗФО:

Вид учебной работы

Всего

 часов

Семестры

(часы)

5 ___    

 Контактная работа, в том числе:

16,3 16,3      

Аудиторные занятия (всего):

16 16      

Занятия лекционного типа

6 6 - - -

Лабораторные занятия 

- - - - -

Занятия семинарского типа (семинары, практические занятия) 

10 10 - - -

 

- - - - -

Иная контактная работа:

         

Контроль самостоятельной работы (КСР)

- -      

Промежуточная аттестация (ИКР)

0,3 0,3      

Самостоятельная работа, в том числе:

108 108      

Проработка учебного (теоретического) материала к семинарам

30 30 - - -

Подготовка проектов

16 16 - - -

Дискуссии

16 16      

Мультимедийные презентации

16 16      

Подготовка к текущему контролю

30 30 - - -

Контроль:

         

Подготовка к экзамену

9 9      

Общая трудоемкость                               

час. 108 108 - - -
в том числе контактная работа 16,3 16,3      
зач. ед 3 3      

 

2.2 Структура дисциплины:

 

Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины. Разделы дисциплины, изучаемые в5 семестре (очная форма)

 

Содержание и структура дисциплины

ОФО

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Самостоятельная работа

Л ПЗ ЛР КСР СР
1. Художественная словесность как часть детской субкультуры 26 4 8 - 2 12
2. Художественный мир детского фольклора 32 6 12 - 2 12
3. История и поэтика детской литературы 28 10 6 - - 12
4. Детская литература и фольклор как учебный материал предмета «Литературное чтение» 22 4 6 - - 12
5. Контроль 36          
  Итого: 144 24 32 - 4 48

Примечание: Л – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента

Содержание и структура дисциплины (модуля) для ЗФО

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Самостоятельная работа

Л ПЗ ЛР КСР СР
1. Художественная словесность как часть детской субкультуры 23 1 2 - - 20
2. Художественный мир детского фольклора 23 1 2 - - 20
3. История и поэтика детской литературы 24 2 2 - - 20
4. Детская литература и фольклор как учебный материал предмета «Литературное чтение» 29 2 4 - - 23
5. Контроль 9          
  Итого: 108 6 10 - - 83

 

 

2.3 Содержание разделов дисциплины:

Занятия лекционного типа.

Наименование

Содержание раздела

Форма текущего

 

раздела

контроля

 

 

 

 

1

2

3

4

 

1.

Художественная

Понятие субкультуры и специфика

Проработка

 

 

словесность как

субкультуры детства; культурно-

теоретического

 

 

часть детской

типологические особенности младшего

материала

 

 

субкультуры

школьного возраста

 

 

2.

Художественная

Русская детская субкультура в кругу

Проработка

 

 

словесность как

национальных детских субкультур. Роль

теоретического

 

 

часть детской

художественной словесности в

материала

 

 

субкультуры

формировании детской субкультуры.

 

 

3.

Художественный

Специфика детского фольклора. Разные

Анализ

 

 

мир детского

понимания «детский фольклор» учеными-

теоретической

 

 

фольклора

фольклористами (Г.С.Виноградов,

литературы

 

 

 

О.И.Капица, С.М.Лойтер)

 

 

4.

Художественный

Жанровая система детского фольклора.

Р

 

 

мир детского

Детский фольклор как основа детской

 

 

 

фольклора

литературы

 

 

5.

Художественный

Скороговорки: фонетический тренажер или

Выполнение

 

 

мир детского

«молекула поэзии» (Л.Е.Стрельцова).

индивидуальных

 

 

фольклора

Коммуникативная природа и комическая

заданий

 

 

 

ориентация жанра.

(подготовка

 

 

 

 

сообщений,

 

 

 

 

презентаций )

 

6.

История и

Вклад русских и зарубежных писателей-

Проработка

 

 

поэтика детской

классиков 19-20 вв. в детскую литературу и

теоретического

 

 

литературы

круг детского чтения (А.С.Пушкин,

материала

 

 

 

В.А.Жуковский, Л.Н.Толстой, А.И.Куприн,

 

 

 

 

А.Н.Толстой. М.Пришвин, М.Твен,

 

 

 

 

Г.Х.Андерсен, Р.Киплинг).

 

 

7.

История и

Роль К.И.Чуковского в формировании

Проработка

 

 

поэтика детской

современной концепции детства. Появление

теоретического

 

 

литературы

феномена детского писателя.

материала

 

 

 

8.

 

История и

 

Творческая судьба детских писателей и их

Выполнение

 

 

 

 

 

 

поэтика детской

произведений (К. Чуковский, С.Маршак,

индивидуальных

 

 

 

 

 

 

литературы

 

Е.Чарушин, Б.Заходер, В. Драгунский).

заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сообщений,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

презентаций

 

 

 

9.

 

История и

 

Детская книга как синтез словесного и

Р

 

 

 

 

 

 

поэтика детской

изобразительного искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 

литературы

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

История и

 

Система жанров детской литературы

Проработка

 

 

 

 

 

 

поэтика детской

 

Теоретического

 

 

 

 

 

 

литературы

 

 

Материала

 

 

 

11.

 

Детская

 

Место произведений детского фольклора и

Проработка

 

 

 

 

 

 

литература и

 

литературы в разных программах по

Теоретического

 

 

 

 

 

 

фольклор как

литературному чтению. Способы

Материала

 

 

 

 

 

 

учебный

 

включения произведений детской

 

 

 

 

 

 

 

 

материал

 

художественной словесности в учебные

 

 

 

 

 

 

 

 

предмета

 

пособия для младших школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

«Литературное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чтение»

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

Детская

 

Парадокс произведений детского фольклора

Проработка

 

 

 

 

 

 

литература и

 

и литературы как учебного материала:

Теоретического

 

 

 

 

 

 

фольклор как

возможность постижения сложнейших

Материала

 

 

 

 

 

 

учебный

 

явлений художественной словесности и

 

 

 

 

 

 

 

 

материал

 

литературного быта при максимальной

 

 

 

 

 

 

 

 

предмета

 

доступности и простоте

 

 

 

 

 

 

 

 

«Литературное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чтение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятия семинарского типа.

 

 

 

 

 

 

 

Наименование

 

Тематика практических занятий

 

Форма

 

 

 

 

 

 

Текущего

 

 

 

 

раздела

 

(семинаров)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

3

 

4

 

 

1.

 

Художественная

Художественная словесность в формировании и

 

 

 

 

 

 

словесность как

функционировании детской субкультуры

 

 

 

 

 

 

часть детской

 

 

 

 

 

 

 

 

субкультуры

 

 

 

 

 

 

2.

 

Художественная

Место взрослых в детской субкультуре и их роль

 

 

 

 

 

словесность как

в приобщении детей к художественной

 

 

 

 

 

 

часть детской

словесности.

 

 

 

 

 

 

субкультуры

 

 

 

 

 

 

3.

 

Художественная

Фольклор и литература как две части детской

 

 

 

 

 

 

словесность как

художественной словесности

 

 

 

 

 

 

часть детской

 

 

 

 

 

 

 

 

субкультуры

 

 

 

 

 

 

4.

 

Художественная

Поэзия пестования: колыбельные, потешки,

 

 

 

 

 

 

словесность как

пестушки. Считалки как живой фольклорный

 

 

 

 

 

 

часть детской

жанр: коммуникативная природа считалок.

 

 

 

 

 

 

субкультуры

 

 

 

 

 

 

5.

 

Художественный

Лингвистические аспекты жанра скороговорок:

 

 

 

 

мир детского

звуковые повторы и звуковая образность,

 

 

 

фольклора

непереводимость, образовательный потенциал.

 

 

6.

Художественный

Исследовательская традиция жанра загадок.

 

 

 

мир детского

Наиболее значительные собрания русских

 

 

 

фольклора

загадок (М.Митрофанова, Д.Садовников).

 

 

7.

Художественный

Народный эпос: былины, саги, мифологические

 

 

 

мир детского

сказания. История и современное состояние

 

 

 

фольклора

жанров.

 

 

8.

Художественный

Сказки: фольклорное прошлое и книжное

 

 

 

мир детского

настоящее. Сказка и действительность.

 

 

 

фольклора

 

 

 

9.

Художественный

Заклички как форма общения ребенка с

 

 

 

мир детского

природой: анимизм детского восприятия мира.

 

 

 

фольклора

 

 

 

10.

Художественный

Небылицы: природа жанра. Оксюморон и

 

 

 

мир детского

метатеза.

 

 

 

фольклора

 

 

 

11.

История и поэтика

Идеологизация детской литературы в 30-50-е

 

 

 

детской литературы

годы. Писатели военных лет – детям. Творчество

 

 

 

 

А.Гайдара и его судьба в современной детской

 

 

 

 

культуре

 

 

12.

История и поэтика

Поэтика отдельных жанров: авторская

 

 

 

детской литературы

стихотворная небылица, лирическая миниатюра,

 

 

 

 

поэтическая загадка, лирическое стихотворение,

 

 

 

 

рассказ, авторская сказка, сказочная повесть,

 

 

 

 

роман-сказка, фентези.

 

 

13.

История и поэтика

Детская драма

 

 

 

детской литературы

 

 

 

14.

Детская литература

«Живой»и «застывший» фольклорный материал

 

 

 

и фольклор как

в детской повседневной жизни.

 

 

 

учебный материал

 

 

 

 

предмета

 

 

 

 

«Литературное

 

 

 

 

чтение»

 

 

 

15.

Детская литература

Детский фольклор как элемент народной

Решение задач

 

 

и фольклор как

педагогики и отражение представлений и

 

 

 

учебный материал

верований народа.

 

 

 

предмета

 

 

 

 

«Литературное

 

 

 

 

чтение»

 

 

 

16.

Детская литература

Детский фольклор как основа детской

 

 

 

и фольклор как

литературы

 

 

 

учебный материал

 

 

 

 

предмета

 

 

 

 

«Литературное

 

 

 

 

чтение»

 

 

                                         

 

Лабораторные занятия.

Лабораторные занятия - не предусмотрены

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...