Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

День Святой Троицы. Пятидесятница




Троица — один из величайших православных праздников, прославляющий триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Отмечают его в седьмое воскресенье после Пасхи.

На десятый день после вознесения Иисуса Христа, т. е. на пятидесятый день после Воскресения Христова, все апостолы и другие его ученики вместе с Божией Матерью молились Богу на праздник Пятидесятницы (воспоминание о том, как Бог дал людям десять заповедей (правил) о том, как им следует жить). Вдруг раздался шум с неба, как от сильного ветра; он наполнил весь дом, и появились огненные языки (струи), которые остановились над каждым из находившихся в комнате. И каждый из учеников Христовых почувствовал, что его наполнил Дух Святой, и они заговорили друг с другом на разных языках, которых прежде не знали.

По случаю праздника Пятидесятницы в Иерусалиме собралось много людей из разных стран, они были поражены, услышав речи апостолов о великих делах Божиих каждый на своем языке. Проповеди так подействовали, что многие уверовали в Иисуса Христа и около трех тысяч человек в этот день приняли крещение и стали христианами — так началась история Христианской Церкви, ее рождение. Апостолы стали проповедовать учение Христа во всех странах и всем народам, и количество верующих день ото дня все более и более увеличивалось.

На Троицу принято было украшать храмы и дома зелеными ветками, цветами и травами. Полы устилали чабрецом, аиром и другими травами, в кувшинах и вазах ставили цветы, у иконостасов — березовые ветки. Береза считалась Божиим деревом. Девушки украшали ее лентами и цветами, водили вокруг нее хороводы (цветы и зелень — знак жизни).

Отмечали праздник обычно на природе — в саду, поле, лесу. На траве стелили белую скатерть, а на ней раскладывали угощения. Если же трапезничали за столом, то его ставили под развесистым деревом возле дома. Мясо к этому времени еще не «поспевало», поэтому обходились без него. Однако в зажиточных семьях к этому дню резали барашка или забивали птицу.

Обязательными блюдами на праздничном столе были троицкие караваи, блины, лапшевники, пшенники, яичницы, драчены, творожники, различные пироги со свежей зеленью и ягодами, холодные супы — окрошки, холодники, домашние пиво, мед и квас. Подавали также и яйца, которые на Троицу красили в зеленый цвет.

Через неделю после Троицы наступает Петров пост и продолжается до дня памяти Святых апостолов Петра и Павла. Этот пост менее строгий, чем Великий: во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешается употреблять рыбу и растительное масло.

В дни апостольского поста готовили, как правило, блюда и напитки из тех ранних овощей, зелени и ягод, которые поспевали на огородах и в лесу, — зеленого лука, щавеля, шпината, ревеня, редиса, черники, земляники, шампиньонов и др. Широко использовали также и дикорастущие травы — крапиву, лебеду, сныть, одуванчик и др.

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

(ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ)

Июля

Это один из самых древних праздников. В языческие времена он посвящался Богу Солнца. Православная церковь отмечает в этот день рождение Иоанна Предтечи, названного так потому, что он своими проповедями готовил людей к принятию Спасителя. Имя Крестителя ему дали, так как он первым стал крестить людей в христианскую веру. Люди приходили к нему, исповедовали свои грехи, и он крестил их в водах Иордана. Сам Иисус Христос принял крещение от Иоанна и сказал о нем: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя».

Православный люд с радостью и весельем встречает этот праздник. В народе его называют Иванов день, Иван Купала. От мала до велика участвуют в его захватывающих обрядах. Издревле в купаловскую ночь разжигали костры, прыгали через них, водили хороводы, плели венки, купались в реке. Костры имели символическое значение, считалось, что огонь обладает целительной силой. Эти обычаи сохранились в народе и до сих пор.

С купаловской ночью связана одна из самых романтических легенд. В эту ночь папоротник вспыхивает ярким цветком, цветет в полночь несколько мгновений, и нужно успеть сорвать его. Говорят: «Кто этот цветок добудет, будет иметь все, что только его душа пожелает; может тогда знать все, что на свете деется». (Здесь речь идет о крайне редком явлении – слабом свечении листьев папоротника в ночной темноте из-за поселившихся на них светящихся микроорганизмов. Такое свечение своими глазами мало кто видел, вот и превратилось оно в преданиях в «дивный цветок».)

На Иванов день и в канун его собирали в лесу, на лугах лекарственные растения. По народному поверью, собранные в это время, они обладают наиболее целебными свойствами. Еще говорят: «Пять раз солнышко в году играет: на Рождество, Богоявление, Благовещение, Воскресение Святое и Иванове рождение».

Памяти великого пророка посвящена в православном календаре и другая дата — день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября). По распоряжению царя Ирода Иоанн принял мученическую смерть через «усекновение» (отрубание) головы.

Головосек, Иван постный, как называют этот день в народе, отмечается строгим постом (не разрешается рыба и растительное масло). На Ивана постного ничего круглого не ели и даже щи не варили, ибо кочан напоминает по форме голову. В этот день не только не рубили капусту, но и не собирали мак, не рвали яблок, а также не брали в руки режущих или колющих предметов.

ДЕНЬ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ

АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Июля

Петр (Симеон) был рыболовом, но оставил свое занятие и стал учеником Иисуса Христа, одним из самых близких и преданных ему людей (апостолом из 12-ти, т.е. учеником самого Христа). Римский гражданин Павел был апостолом из 70-ти (ученики учеников Христа, сами Христа не видевшие). Сначала он был гонителем христиан (тогда его звали Савл), но затем духовно прозрел, крестился, в крещении принял имя Павел. Всю дальнейшую жизнь Павел посвятил распространению христианства. (Отсюда и поговорка о внезапном радикальном изменении духовной позиции: «Обратился из Савла в Павла».)

В народе этот праздник называют Петровым днем. Хорошее это время! Красное лето в расцвете. В лесу поспевают грибы и ягоды, на лугах травы (чабрец, душица, мята, зверобой и др.), в саду — клубника, смородина, на огороде — ранние овощи. С Петрова дня обычно начинали сенокос.

После поста в этот день обильно разговлялись. К празднику, как правило, резали скот, птицу. На стол подавали также молодой картофель с укропом, первыми огурцами, салатом, пироги с курятиной, свежими ягодами и грибами. А поскольку апостол Петр — покровитель рыбного промысла (а этот день — праздник рыбаков), на столе и различные блюда из свежей рыбы.

Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговены (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день едят только постную пищу, включая рыбу и растительное масло.

На Петров день ходили в гости, принимали у себя родственников. Молодежь проводила ночь за песнями, хороводами, встречала рассвет в поле, в этот день слушали, сколько лет кукушка накукует. От души гуляли и веселились в этот праздник, ведь впереди — вплоть до Рождества Пресвятой Богородицы — страдная пора.

СПАСЫ

В августе отмечают три праздника, посвященных Спасителю.

14 августа — первый Спас. Его официальное церковное название — праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (вынос из константинопольского храма для освящения города частицы креста, на котором был распят Иисус Христос).

В народе его называют Спасом на воде (в числе обрядов — крестные ходы к воде), а также медовым (в этот день пробуют свежий мед).

14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. На Маккавея к столу подавали блюда с медом и маком — постные пироги, булочки, пряники, блины. Трапеза начиналась с блинов: в специальной посуде — макальниках готовили маковое молочко, маково-медовую смесь и в нее макали блины. Молодежь водила хороводы с шутливыми песнями «Ой, на горе мак», осыпали друг друга маком.

С 14 по 27 августа — Успенский пост, которым Церковь почитает Пресвятую Богородицу. Как и Великий пост (перед Пасхой), этот пост наиболее чтимый и строгий. Питаться следует так же, как и на Великий пост, рыбу разрешается есть только в праздник Преображения Господня.

19 августа — Преображение Господне — второй Спас (Спас на горе, яблочный). Праздник посвящен преображению Спасителя и открытию его божественной сущности. Вот как описывает это событие Евангелие: «...Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними: одежды его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белилыцик не может выбелить... И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте...»

Праздник Преображения имеет большое смысловое значение. Своим преображением Христос как бы говорит людям: «Преобразите свою жизнь, преобразите и самих себя». В этот день в церкви освящают древесные плоды (яблоки, груши, сливы и др.) как напоминание о том, что все — от человека до растения — должно быть посвящено Богу.

Так как Преображение приходится на время Успенского поста, то на праздничном столе все блюда постные. По Уставу Церкви, в этот день разрешается употребление рыбы, растительного масла и вина. В саду под развесистой яблоней или дома накрывали стол — пироги с яблоками, ягодами, маком, грибами, блины и блинчики, яблоки печеные, томленые и фаршированные, медом политые, квас яблочный, компот...

29 августа — третий Спас. Церковь отмечает праздник Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа в память о перенесении в 944 г. из Едессы в Константинополь ткани, на которой, по евангельскому описанию, нерукотворно отпечатался лик Иисуса Христа.

В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также хлебный, ореховый. Ореховый — потому что к этому времени поспевали орехи. А хлебный — потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов.

В этот день, как и на Успение, пекли хлеб и булки с нового урожая. Поскольку зерно и хлеб всегда имели для славян большое значение («Хлеб на стол, так и стол — престол, а как хлеба ни куска, то и стол доска»), с этим праздником также связано много прекрасных народных традиций, обрядов. По дожиночному (последнему) снопу судили о севе, о будущем урожае, о погоде на следующую осень и зиму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...