Особенности учета кассовых операций при работе с контрольно-кассовой техникой
Федеральный закон от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», как видно уже из названия, регулирует порядок применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов, независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), предписывая организациям и индивидуальным предпринимателям при получении оплаты за проданный товар, выполнененные работы или оказанные услуги, применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки. Для верного и однозначного понимания положений, касающихся рассматриваемого вопроса, я приведу общие определения некоторых основных понятий, принятых законодателем в статье 1 Закона №54-ФЗ: · «контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы; · наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги; · фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;
· фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти; · фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт; · Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации». Закон №54-ФЗ, также содержит основные положения по следующим вопросам: · сфера применения контрольно-кассовой техники (Статья 2); · порядок ведения Государственного реестра (Статья 3); · требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения (Статья 4); · обязанности организаций и предпринимателей, применяющих ККТ (Статья 5); · обязанности кредитных организаций, применяющих ККТ (статья 6); · контроль за применением контрольно-кассовой техники (статья 7). ККТ применяется в обязательном порядке организациями и индивидуальными предпринимателями (которые продают товар, выполняют по договору работы или оказывают услуги) при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. В настоящее время, в соответствии с положением пункта 2 статьи 10 Закона №54-ФЗ: «при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается». Однако следует сделать оговорку о том, что без применения ККТ денежные расчеты с населением допускаются, но лишь для организаций отдельных категорий, специальный перечень которых утвержден законодательно. Вначале рассмотрения порядка применения ККТ следует сказать об обязанности продавца товара (услуг) - обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары, прейскурантов на выполняемые работы и оказываемые услуги.
Такая обязанность, например, закреплена в следующих документах: ·«Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждены Письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 года №104; ·«Правила продажи отдельных видов товаров», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»; ·«Правила оказания платных ветеринарных услуг», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года №898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»; ·«Правила оказания услуг общественного питания», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»; ·«Правила продажи алкогольной продукции», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года №987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией»; ·«Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года №490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»; ·и другие. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны: ·зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговых органах; ·содержать ККТ в исправном состоянии и применять ККТ (при наличии пломбы, установленной в надлежащем порядке), обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
·выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки; ·обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию; ·производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов. Правила применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением установлены в «Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745. Требование Закона №54-ФЗ о применении ККТ является обязательным при наличных расчетах не только с населением, но и при расчетах между юридическими лицами. Указанное требование не зависит от того, осуществляется ли реализация товаров (работ, услуг) постоянно или на разовой основе. Контрольно-кассовую технику в обязательном порядке должны использовать: ·организации, ·филиалы, ·обособленные подразделения, ·индивидуальные предприниматели. Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают от применения ККТ. Применение ККТ при осуществлении денежных расчетов, как уже упоминалось, обязательно, независимо от целей приобретения товара или назначения результатов выполненных работ (услуг). Таким образом, обязанность применять ККТ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с покупателями (клиентами), приобретающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.
При реализации товаров, работ (услуг) покупателям (клиентам) выдается чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККТ, в которых должны содержаться следующие реквизиты: ·наименование организации; ·идентификационный номер организации-налогоплательщика (ИНН); ·заводской номер ККТ; ·порядковый номер чека; ·дата и время покупки (оказания услуги); ·стоимость покупки (услуги); ·признак фискального режима. На чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения. Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью ККТ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти. Хочу обратить внимание на то, что применение ККТ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККТ. Чеки подлежат гашению одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах. На всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой ККТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), хранятся в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность, в смысле компетенции по организации хранения и обеспечению сохранности указанных документов, несет руководитель организации (работодатель продавца). При работе с контрольно-кассовой техникой важно соблюдать установленные законодательством Российской Федерации правила документального оформления проводимых операций. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин. Согласно указанному документу в настоящее время применяются следующие унифицированные формы: 1. При вводе новой ККТ в эксплуатацию и при ее инвентаризации оформляется акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1 (приложение 6), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии с обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора). Один экземпляр Акта, как контрольный, передается в организацию, обслуживающую и контролирующую контрольно-кассовые машины, второй - остается в данной организации.
Акт фиксирует показания следующих счетчиков: контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти), регистрирующих количество переводов показаний суммирующих счетчиков на нули, главного суммирующего счетчика, секционных суммирующих денежных счетчиков. Акт подписывается ответственными лицами комиссии в составе представителя контролирующей организации, руководителя, главного бухгалтера, старшего кассира и кассира организации. 2. Унифицированная форма № КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию" (приложение 7). Эта форма используется для оформления снятия показаний счетчиков при ремонте контрольно-кассовой машины специалистом центра технического обслуживания контрольно-кассовых машин или при передаче для работы в другую организацию. Акт составляется и подписывается членами комиссии с обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора), руководителя, старшего кассира, кассира организации и специалиста центра технического обслуживания ККМ. Акт с накладной, оформленной на передачу ККМ в другую организацию или в центр технического обслуживания ККМ для ремонта, сдаются в бухгалтерию организации не позднее следующего дня. Соответствующие отметки об этом делаются в Журнале кассира - операциониста в конце записей за рабочий день. Ремонт контрольно-кассовых машин производится с разрешения администрации организации только после снятия показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти). После ремонта показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) проверяются и фиксируются в Акте, а кожух контрольно-кассовой машины пломбируется. 3. Унифицированная форма № КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам" (приложение 8). Организации, использующие ККТ, при оформлении возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам, должны применять унифицированную форму № КМ-3. В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека. Кассир - операционист может выдать деньги по возвращенным покупателями чекам лишь при наличии подписи главного бухгалтера и только по чеку, выданному в данной кассе на соответствующие покупке суммы. Чек сохраняется кассиром до конца рабочего дня (или смены). Акт о возврате по форме № КМ-3 составляется в одном экземпляре при сдаче и оформлении выручки за день. В акте указывают номера всех чеков ККТ, по которым были возвращены деньги и их суммы. На всех чеках, возвращенных покупателями за весь рабочий день, ставят штамп «Погашено». Чеки наклеивают на лист бумаги и передают в бухгалтерию вместе с актом. Чеки хранятся в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в Журнал кассира - операциониста (форма № КМ-4). Акт составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. В состав комиссии должно входить не менее 3 человек. Подписывается Акт формы № КМ-3 всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации. Если кассир пробивает возвратные чеки (чеки на сумму, которая возвращается покупателю, обычно со знаком «минус»), то в Z-отчете будет отражена информация о возврате. Однако возвратный чек пробивать необязательно, это только сервисная функция некоторых ККТ, потому что сумма возврата не вычитается из суммы продаж по денежным счетчикам, в том числе и в фискальной памяти. В фискальной памяти фиксируются все суммы продаж (без учета возвращенных сумм). Поэтому такие суммы необходимо актировать. Если покупатель возвращает товар, но чек у него не сохранился, то он обязательно должен написать заявление о возврате денег и указать свои паспортные данные. Во время прохождения преддипломной практики я, также, приняла участие в аудиторской проверке ООО «РЕМСТРОЙТЕК», реализующий товары за наличный расчет с применением ККТ. Во время проверки ООО «РЕМСТРОЙТЕК» в течение всего рабочего дня 18 апреля 2008 г. был ошибочно пробит кассовый чек на сумму 800 руб. В конце рабочего дня при определении показаний ККТ приказом руководителя организации была назначена комиссия, в состав которой включены главный бухгалтер, старший кассир и кассир - операционист. Комиссия составила акт по форме № КМ-3 «О возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам». Кассовый чек на сумму 800 руб. был погашен, наклеен на лист бумаги и передан с актом в бухгалтерию. За 18 апреля 2008 г. выручка по показаниям суммирующего счетчика ККТ составила 100 000 руб. Дневная выручка по ККТ в сумме 100 00 руб. уменьшена на 800 руб. и составила 99 200 руб. (100 000 руб. – 800 руб.). Сумма по ошибочно пробитому кассовому чеку 800 руб. была занесена также в графу 15 «Сумма денег, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, руб. коп.» Журнала кассира-операциониста (форма № КМ-4) и отражена в ежедневной Справке-отчете кассира-операциониста (форма № КМ-6) за 18 апреля 2008г. 4. Унифицированная форма № КМ-4 "Журнал кассира-операциониста" (приложение 9). Применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине организации, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью. Все записи в Журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в Журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира-операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации. При совпадении показаний их заносят в Журнал за текущий день (смену) на начало работы, и эти данные заверяются подписями кассира и дежурного администратора (графы 7, 8). В графу 4 Журнала записываются суммы, выписанные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, на основании данных Акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ-3), а также количество напечатанных за рабочий день (смену) нулевых чеков. В конце рабочего дня (смены) кассир составляет кассовый отчет и вместе с ним сдает выручку по приходному кассовому ордеру старшему кассиру. После снятия показаний счетчиков, проверки фактической суммы выручки делается запись в Журнале кассира-операциониста и подтверждается подписями кассира, старшего кассира и администратора организации. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с выручкой выясняется причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы Журнала кассира-операциониста. 5. Форма № КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста" (приложение 10). Данная форма применяется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случае установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта), для учета операций по приходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Журнал должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен подписями налогового инспектора, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации и печатью. Все записи в Журнале ведутся специалистом, работающим на ККМ, ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой без помарок. Если в Журнал вносятся исправления, то они должны оговариваться и заверяться подписями кассира, контролера-кассира, продавца или официанта, руководителя и главного бухгалтера организации. Записи в Журнале ведутся после окончания рабочего дня (смены) с указанием показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков и выручки. Прием-сдача денег оформляется в Журнале совместными подписями представителя администрации организации и контролера-кассира, продавца, официанта и др. При расхождении результатов сумм на контрольной ленте и фактической выручки выясняются причины расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы Журнала. 6. Унифицированная форма № КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста" (приложение 11). Эта форма используется для составления отчета кассира-операциониста о показаниях счетчиков контрольно-кассовой машины и выручке за рабочий день (смену). Отчет составляет в одном экземпляре ежедневно кассир-операционист, подписывает его и вместе с выручкой сдает его по приходному ордеру старшему (главному) кассиру или руководителю организации. В небольших организациях с одной или двумя кассами кассир-операционист сдает деньги непосредственно инкассатору банка. Сдача денег в банк также отражается в Отчете. Выручка за рабочий день (смену) определяется по показаниям суммирующих денежных счетчиков на начало и конец рабочего дня (смены) за вычетом суммы денег, возвращенных покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, и подтверждается соответствующими подписями заведующих отделами. В приеме и оприходовании денег по кассе в Отчете подписываются старший кассир и руководитель организации. Отчет служит основанием для составления сводного отчета "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (форма № КМ-7). 7. Форма № КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации" (приложение 12). Данная форма применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации за текущий рабочий день и является приложением к Справке-отчету кассира-операциониста за текущую дату. Документ составляется в одном экземпляре старшим кассиром ежедневно и вместе с актами, Справками-отчетами кассиров-операционистов, приходными и расходными ордерами передается в бухгалтерию организации до начала работы следующей смены. В форме согласно показаниям счетчиков на начало и на конец работы по каждой контрольно-кассовой машине рассчитывается выручка, в том числе с распределением ее по отделам, что подтверждается подписями соответствующих заведующих отделами (секциями). В конце таблицы подводятся итоги показаний счетчиков всех контрольно-кассовых машин и итоговая выручка организации с распределением ее по отделам (секциям). Согласно актам указывается итоговая сумма денег, выданных покупателям (клиентам) по возвращенным ими кассовым чекам, на которую уменьшается общая выручка организации. Сведения подписываются руководителем и старшим кассиром организации. 8. Унифицированная форма № КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ" (приложение 13). Форма применяется в следующих случаях: - при невозможности устранения неисправностей силами кассира администрация вызывает специалиста центра технического обслуживания контрольно-кассовых машин (механика, программиста, специалиста по электронике, системам управления); - при проведении специалистом центра технического обслуживания плановых технических осмотров, включающих проверку состояния механизмов электронных и программных частей контрольно-кассовой машины, устранения мелких неисправностей. Журнал ведется специалистом технического центра, который делает записи о проведенных работах, и находится у руководителя организации или его заместителя. В Журнале делается запись об опломбировании и содержании оттиска клейма. В случае необходимости ремонта денежных контрольных счетчиков или электронной части контрольно-кассовой машины делается соответствующая запись и указывается руководству организации о необходимости направления контрольно-кассовой машины в ремонт в центр технического обслуживания. Соответствующая запись подтверждается подписями специалиста центра технического обслуживания и ответственного лица организации о приемке работ по ремонту ККМ. 9. Унифицированная форма № КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы" (приложение 14). Эта форма служит для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе торговой организации (физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Проверка наличных денежных средств проводится в соответствии с установленным порядком. Результаты проверки оформляются представителями контролирующей организации и лицом, ответственным за сохранность денежных средств, и доводятся до сведения руководителя проверяемой организации. Акт составляется в трех экземплярах при проверке наличных денежных средств с участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора), а в случае проверки наличных денежных средств со стороны администрации организации, где работает кассир-операционист (продавец, официант, приемщик заказов), - в двух экземплярах. Один экземпляр Акта передается в контролирующую организацию, второй - в бухгалтерию проверяемой организации, а третий остается у материально-ответственного лица, принявшего денежные средства на ответственное хранение. В бухгалтерском учете операции по приему денежных средств с применением контрольно-кассовой техники отражаются достаточно просто. Если организация осуществляет розничную торговлю, то денежные средства приходуются в конце рабочего дня одним приходным кассовым ордером. В учете при этом делается такая запись:
Дебет 50 Кредит 90-1 (оприходована выручка от реализации)
На основании п. 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 (далее - Правила № 914), продавцами ведется книга продаж, в которой регистрируются выставляемые счета-фактуры. В этой же книге фиксируются данные по лентам контрольно-кассовых машин при реализации товаров, работ и услуг населению (когда согласно ст. 168 НК РФ вместо счета-фактуры может выдаваться кассовый чек). Таким образом, организации, реализующие товары и оказывающие услуги населению, в книгу продаж заносят данные лент контрольно-кассовых машин за день. Если ККТ используется при осуществлении наличных расчетов с юридическими лицами и в учете необходимо сформировать аналитические сведения о расчетах с конкретным покупателем, каждый приход денежных средств можно оформить отдельным кассовым ордером и отразить в учете следующими проводками:
Дебет 62 Кредит 90-1 (отгружен товар покупателю) Дебет 50 Кредит 62 (получена оплата наличными денежными средствами)
При реализации товаров (работ, услуг) юридическому лицу организация-продавец обязана выдать организации-покупателю соответствующий счет-фактуру. При этом все выданные покупателям счета-фактуры наравне с лентами ККМ должны быть зарегистрированы в книге продаж продавца (п.п.16, 17 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость). Поскольку применение ККТ при осуществлении наличных расчетов с юридическими лицами является обязательным, организация, помимо выписки счета-фактуры покупателю, должна пробить чек ККМ. Каким образом оформлять в книге продаж организации регистрацию ленты ККМ, содержащей сведения об операциях по реализации товаров за наличный расчет юридическим лицам, и факт выписки счетов-фактур по этим же операциям? Ведь в этом случае произойдет завышение выручки от реализации. Минфин России в Письме от 6 августа 2003 г. № 04-03-11/63 отметил, что в случае реализации товаров (работ, услуг) плательщикам налога на добавленную стоимость за наличный расчет и (или) при расчетах с использованием платежных карт в книге продаж следует регистрировать только счета-фактуры, выставленные по таким товарам (работам, услугам). Фиксируемый же на контрольной ленте контрольно-кассовой техники общий итог выручки от реализации товаров (работ, услуг) следует указывать в книге продаж без учета сумм по данным счетам-фактурам. ООО "РЕМСТРОЙТЕК" реализует товары за наличный расчет как населению, так и юридическим лицам. 16 апреля 2008 г. общая дневная выручка организации составила 118 000 руб., включая НДС - 18 000 руб., в том числе: - реализованы товары юридическому лицу ООО "ХХХ" на сумму 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб., выдан счет-фактура № 11; - реализованы товары населению на сумму 94 400 руб., в том числе НДС - 14 400 руб. В бухгалтерском учете ООО "Ремстройтек" сделаны следующие записи:
Дебет 62 Кредит 90-1 23 600 руб. - отгружен товар ООО "ХХХ";
Дебет 50 Кредит 62 23 600 руб. - получена оплата наличными денежными средствами от ООО "ХХХ";
Дебет 50 Кредит 90-1 94 400 руб. - оприходована выручка, полученная от реализации товаров населению;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" 14 400 руб. - начислен НДС.
Обе отраженные в учете суммы и будут записаны в книгу продаж, несмотря на то, что общий итог, зафиксированный на ленте ККТ, составит 118 000 руб. Записи, сделанные в книге продаж 16 апреля 2008 г., представлены в таблице 1.
Таблица 1 Книга продаж ООО "Ремстройтек" за 16 апреля 2008 г.
Ситуация усложняется в том случае, если оплата производится с применением платежных карт. Ведь денежные средства напрямую в кассу не поступают, однако чек ККТ пробивается. Следовательно, в фиксируемом на контрольной ленте итоге сумма средств, поступивших по картам, будет отражена. Но фактически деньги в кассу оприходованы быть не могут. Они поступят на расчетный счет, причем, возможно, через определенный промежуток времени. В этом случае в Журнале кассира-операциониста необходимо сделать соответствующую запись, а деньги в кассу оприходовать только в той сумме, которая поступила наличными. ООО «Ремстройтек» реализует товары населению как за наличный расчет, так и с применением платежных карт. 17 апреля 2008 г. общая выручка организации составила 118 000 руб., включая НДС - 18 000 руб., в том числе: - реализованы товары с применением платежных карт на сумму 23 600 руб., в том числе НДС - 3600 руб.; - реализованы товары за наличный расчет на сумму 94 400 руб., в том числе НДС - 14 400 руб. Денежные средства, оплаченные банковскими картами, поступили на расчетный счет ООО «Ремстройтек» 17 апреля 2008 г. Согласно учетной политике ООО «Ремстройтек» НДС начисляется "по отгрузке". В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки. 17 апреля 2007 г:
Дебет 62 Кредит 90-1 23 600 руб. - отражена выручка от продажи товаров, расчеты за которые произведены по кредитным картам;
Дебет 57 Кредит 62 23 600 руб. - отражена передача слипов на инкассацию;
Дебет 51 Кредит 57 23 600 руб. - поступили на расчетный счет денежные средства за товары, реализованные с произведением расчетов по кредитным картам; Дебет 50 Кредит 90-1 94 400 руб. - оприходована выручка от реализации товаров населению за наличный расчет;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" 18 000 руб. - начислен НДС;
В Журнале кассира-операциониста (таблица 2) проведенные операции отражены следующим образом (заполнены только те графы, которые имеют отношение к операции). Книга продаж при этом будет выглядеть так, как показано в таблице 2.1.
Таблица 2 Журнал кассира-операциониста ООО «Ремстройтек» за 17 апреля 2008 г.
Таблица 2.1 Книга продаж ООО «Ремстройтек» за период 17 апреля 2008 г.
Из любого правила всегда есть исключения. В Законе №54-ФЗ о применении ККТ их целых три. Они касаются тех, кто может вести расчеты наличными, не применяя кассовую технику. Во-первых, исключение сделано для тех организаций и предпринимателей, которые ведут расчеты с населением. Но при этом они должны выдавать соответствующие бланки строгой отчетности, которые являются альтернативой применению ККТ. Во-вторых, ККТ разрешено не применять некоторым организациям и индивидуальным предпринимателям в силу специфики их деятельности. Эта норма распространяется на следующие виды деятельности: - продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ; - продажу ценных бумаг; - продажу лотерейных билетов; - продажу проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; - обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; - торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), - разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом); - продажу в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; - продажу в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; - торговлю в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; - торговлю из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; - прием от населения стеклопосуды и утильсырья (кроме металлолома); - реализацию предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ; - продажу по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почты. И, в-третьих, проводить наличные расчеты без применения ККТ могут организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, который утверждают региональные органы власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|