Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности налогового учета кассовых операций

 

Общие требования по организации налогового учета установлены статьей 313 главы 25 части второй НК РФ. Этой статьей, в частности, установлено, что подтверждением данных налогового учета являются:

· первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

· аналитические регистры налогового учета;

· расчет налоговой базы.

Первичные учетные документы и аналитические регистры налогового учета ведутся по формам, разработанным в организации и закрепленным в учетной политике организации для целей налогообложения. При этом предполагается, что исходная информация, необходимая для оформления аналитических регистров и осуществления расчетов налоговой базы формируется на конкретных рабочих местах.

Организация должна самостоятельно разработать формы первичных учетных документов — в том случае, если унифицированные формы или формы, разработанные организацией для целей бухгалтерского учета, не обеспечивают группировку данных, необходимых для определения налоговой базы, а также формы аналитических регистров бухгалтерского учета.

Одновременное использование первичных документов для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения, в принципе, возможно, но на практике вряд ли может быть реализовано. Это связано с тем, что документальное оформление бухгалтерских операций достаточно жестко регламентировано не только документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, но и действующим законодательством (Законом о бухгалтерском учете). В отношении же первичных документов налогового учета НК РФ ограничивается, чаще всего только общими рекомендациями.

Таким образом, в качестве первичных учетных документов в налоговом учете могут выступать копии соответствующих первичных (так называемых «оправдательных») документов, используемых в бухгалтерском учете. Однако, по нашему мнению, более рациональным является перегруппировка данных первичных бухгалтерских документов в соответствии с целями и задачами налогового учета и оформление их в виде бухгалтерских справок. Это позволит минимизировать затраты по составлению аналитических регистров и расчету налоговой базы.

При разработке аналитических регистров налогового учета следует основываться на общих требованиях, которые установлены статьями 313 и 314 НК РФ.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

· наименование регистра;

· период (дату) составления;

· измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

· наименование хозяйственных операций;

· подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При разработке форм первичного налогового учета (бухгалтерских справок), следует исходить из того, что в них должны отдельно отражаться данные, принимаемые к бухгалтерскому и к налоговому учету в полном размере, и данные о доходах и расходах организации, которые для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета принимаются в различных суммах. Хотя НК РФ и предложено дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами — в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы, на практике может оказаться целесообразным составление отдельных бухгалтерских справок по всем видам доходов и расходов организации, участвующим в расчете налоговой базы — вне зависимости от того, принимаются ли они к налоговому учету в суммах, отраженных в бухгалтерском учете, или принимаются в полном размере.

Таким образом, при организации налогового учета на том рабочем месте, где учитываются кассовые операции (это может быть как сам кассир, так и другой работник), целесообразно составление бухгалтерских справок по следующим объектам бухгалтерского наблюдения:

Доходы, принимаемые для целей налогообложения:

В соответствии с НК РФ все доходы, учитываемые для целей налогообложения, подразделяются на две группы — доходы от реализации и внереализационные доходы.

При отражении кассовых операций в качестве доходов от реализации могут иметь место поступления наличными деньгами за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Причем, для целей налогообложения учет таких операций имеет значение только тогда, когда организация использует кассовый метод определения выручки от реализации и формирования финансового результата. В общем случае все доходы, связанные с реализацией продукции, работ или услуг принимаются к налоговому учету в полном размере, или, другими словами, в сумме, отраженной в бухгалтерском учете.

Таким образом, бухгалтерская справка по таким поступлениям может иметь вид:

 

Бухгалтерская справка № 1/1/5*

за май месяц 2008 года

о сумме поступивших наличных денежных средств

в оплату продукции (работ, услуг) по основной деятельности организации

№ п/п Плательщик Номер и дата договора Сумма Номер и дата приходного кассового ордера
1 Организация № 1 122/1 от 20.12.07 5 500 234 от 07.05.08
2. Организация № 1 122/1 от 20.12.07 7 200 248 от 11.05.08
3. Организация № 1 125/1 от 25.12.07 2 000 277 от 27.05.08
  …**      
4. Организация № 2 12/3 от 11.03.08 22 378 251 от 11.05.08
  и т.д.      
  Итого за месяц      

*Предложенная тройная нумерация бухгалтерских справок может быть объяснена следующим образом: первая цифра — рабочее место (например, касса — 1, расчеты –2, расчеты по оплате труда — 3 и т.д.); вторая цифра — номер формы справки по данному рабочему месту; третья цифра — порядковый номер месяца года (в данном случае цифра 5 соответствует маю месяцу). Номера рабочего места и формы не меняются в течение всего налогового периода, и под этими номерами данная форма указывается в учетной политике для целей налогообложения.

**Наличие пустых строк объясняется тем, что для целей налогообложения такую справку удобнее составлять не в хронологическом порядке, а группировать по плательщикам. Следовательно, наиболее рациональным представляется такое заполнение формы, когда на каждого потенциального плательщика отводится несколько пустых строк, которые последовательно заполняются по мере поступления денежных средств в кассу. Разумеется, по окончании заполнения формы пустые строки следует прочеркнуть. Нумерацию операций также целесообразно производить после внесения всех записей. В данном случае нумерация нужна, прежде всего, для того, чтобы впоследствии можно было ссылаться на соответствующие строки формы первичного учета.

 

При разработке форм бухгалтерских справок по внереализационным доходам, прежде всего, следует исходить из объемов и периодичности поступления таких доходов. Если внереализационные доходы являются нерегулярными, достаточно разработать одну форму с указанием видов доходов, которые в течение всего отчетного периода могут поступить. Указание всего перечня в форме справки целесообразно, исходя из того, чтобы можно было идентифицировать виды доходов с номером строки в данной форме первичного учета.

Исходя из сказанного, можно предложить следующую форму налогового учета внереализационных доходов*.

 

Бухгалтерская справка № 1/2/5

за май месяц 2008 года

о сумме полученных внереализационных доходов наличными деньгами

№ п/п Плательщик Номер и дата договора Сумма Номер и дата приходного кассового ордера
1. Получены наличными доходы от участия в других организациях № 1 от 03.01.06 12 000 235 от 7.05.08
2. Получен ежемесячный платеж за сдачу имущества в аренду 33 от 05.06.07 25 000 236 от 7.5.08
3. Получены наличными доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности  
4. Получены проценты по договору займа № 55 от 20.03.08 2 500 249 от 11.05.08
5. Получены денежные средства в виде дохода по договору простого товарищества
6. Произведена переоценка валюты, находящейся в кассе по состоянию на конец месяца Акт № 3/5 от 31.05.08. 3 124  
7. Возвращены некоммерческой организацией № 2 ранее уплаченные взносы* № 2 от 03.01.07 35 000 250 от 11.05.08

*Возвращенные некоммерческой организацией взносы учитываются в составе доходов для целей налогообложения только в том случае, если они ранее были приняты к учету в виде расходов. Так как работник, ведущий учет кассовых операций, не обязан знать, как были отражены в учете перечисленные (переданные) ранее взносы, подобные поступления должны отражаться в справке в любом случае.

 

Статьей 251 НК РФ установлен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. В принципе, требование разрабатывать форму первичного налогового учета для обобщения информации о поступлении таких доходов не является обязательным. Тем не менее, по моему мнению, составление такой справки может оказаться весьма целесообразным — хотя бы для того, чтобы обосновать причины невключения поступивших сумм в налоговую базу.

Форма бухгалтерской справки может быть следующей (перечень видов доходов не является исчерпывающим).

 


Бухгалтерская справка № 1/3/5

за май месяц 2008 года

о сумме полученных наличными деньгами доходов,

которые не учитываются при определении налоговой базы

№ п/п Вид доходов Номер и дата договора Сумма Номер и дата приходного кассового ордера
1 Получены наличными суммы предварительной оплаты от организации № 1 122/1 от 20.12.07 5 500 234 от 07.05.08
2. Получены наличные деньги в виде вклада в уставный капитал Учредительный договор 25 000 233 от 07.05.08
3. Получен эмиссионный доход от продажи акций по цене выше номинала (продано 10 акций номиналом 1000 руб. по цене 1100 руб.)   1 000 278 от 27.05.08
4. Получены доходы при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками*
5. Получены наличными средства безвозмездной помощи
6. Получен наличными заем 505 от 11.05.08 50 000 247 от 11.05.08
7. Получен наличными банковский кредит 111 от 27.05.08 100 000 Чек № 0020056
8. Получены наличными средства в погашение ранее выданного займа 232 от 15.12.08 20 000 265 от 21.05.08
9. Получены наличными средства целевого финансирования 25 от 25.01.08. 12 000 254 от 21.05.08.

*В состав налоговой базы не включаются только доходы, полученные в виде имущества, которые получены в пределах первоначального взноса участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками.

 

При принятии к налоговому учету отдельных видов доходов организации следует учитывать требования статей 271 и 273, устанавливающие порядок признания доходов, соответственно, при использовании организацией метода начисления и кассового метода.

Для кассовых операций имеют значение следующие требования статьи 271 (метод начислений):

· доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств;

· по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Методика распределения отдельных видов доходов должна быть закреплена в учетной политике для целей налогообложения;

· для доходов от реализации — датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Таким образом, как уже отмечалось, кассовые операции при учете доходов от реализации практически не учитываются;

· для внереализационных доходов — датой получения дохода признается: дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика — для доходов:

-в виде дивидендов от долевого участия в деятельности других организаций;

-в виде безвозмездно полученных денежных средств;

-в виде сумм возврата ранее уплаченных некоммерческим организациям взносов, которые были включены в состав расходов;

-в виде иных аналогичных доходов.

По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.

В соответствии со статьей 273 НК РФ при использовании кассового метода датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу.

Расходы, принимаемые для целей налогообложения:

В соответствии со статьями 252 и 253 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

· расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);

· расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;

· расходы на освоение природных ресурсов;

· расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

· расходы на обязательное и добровольное страхование;

· прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

· материальные расходы;

· расходы на оплату труда;

· суммы начисленной амортизации;

· прочие расходы.

Материальные расходы принимаются к учету не в момент их оплаты, а в момент списания стоимости материально-производственных запасов, а также оплаченных работ и услуг сторонних организаций на себестоимость продукции, выпускаемой организацией (выполняемых работ или оказываемых услуг).

Расходы на оплату труда принимаются к налоговому и бухгалтерскому учету в момент начисления соответствующих выплат (или создания резервов — на оплату отпусков или вознаграждения за выслугу лет).

Начисление амортизации вообще никакого отношения к кассовым операциям не имеет.

Следовательно, при осуществлении кассовых операций непосредственное отношение к определению налоговой базы по налогу на прибыль имеют только прочие и внереализационные расходы.

Исходя из этих соображений, а также перечня прочих расходов (установленных статьей 264) можно предложить следующие примерные формы первичного налогового учета (бухгалтерские справки).

 

Бухгалтерская справка № 1/1/5*

за май месяц 2008 года

о сумме представительских расходов, оплаченных из кассы организации

№ п/п Вид расходов Норма** Фактически оплачено Номер и дата документа
1 Оплачено проведение официального приема   25 000 Авансовый отчет № 47 от 15.05.08
2. Оплачено транспортное обеспечение доставки лиц, участвующих в переговорах   5 000 Авансовый отчет № 47 от 15.05.08
3. Оплачены услуги переводчиков   2 500 Платежная ведомость № 4/5
4. Оплачены расходы, связанные с посещением казино***   10 000 Авансовый отчет № 47 от 15.05.08
       
  Итого      

*В данном случае нумерация может повторять нумерацию форм, используемых для учета доходов, так как данные бухгалтерских справок о полученных доходах и произведенных расходах впоследствии будут группироваться в различных аналитических регистрах налогового учета

**В столбце «Норма» могут указываться нормативы, установленные сметой на проведение конкретных мероприятий, расходы по обеспечению которых носят характер представительских, либо общая норма представительских расходов, определенная в соответствии с пунктом 2 статьи 264 НК РФ (в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период). Во втором случае норма определяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года. Так как приведенный пример относится к маю месяцу, такая норма может быть определена лишь условно — расчетным путем, исходя из сумм оплаты труда, начисленной за пять месяцев. Для целей налогообложения (в данном случае) будет иметь значение не эта норма, а норма, определенная по итогам шести месяцев.

***В соответствии с пунктом 2 статьи 264 НК РФ к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

 

Бухгалтерская справка № 1/2/5

за май месяц 2008 года

о сумме рекламных расходов, оплаченных из кассы организации

№ п/п Вид расходов Норма Фактически оплачено Номер и дата документа
1 Оплачены наличными деньгами объявления в периодической печати   12 300 Авансовый отчет № 48 от 15.05.08
2. Оплачены наличными деньгами расходы по изготовлению рекламных щитов   55 700 Авансовый отчет № 55 от 20.05.08
3. Оплачены наличными деньгами приобретенные призы, предназначенные для вручения во время проведения массовых рекламных кампаний 10000 15 000 Авансовый отчет № 54 от 20.05.08

 

Примечание:

В соответствии с пунктом 4 статьи 264 НК РФ к расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

· расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

· расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

· расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором — четвертом, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.


Бухгалтерская справка № 1/3/5

за май месяц 2008 года

о сумме оплаченных через кассу организации компенсаций за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов

№ п/п Вид расходов Норма Фактически оплачено Номер и дата документа
1. Выплачена компенсация Петрову И.П. 1200 2 000 Авансовый отчет № 58 от 31.05.02
2. Выплачена компенсация Сидорову П.И. 1500 2 500 Авансовый отчет № 59 от 31.05.02

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации (рублей в месяц):

· легковые автомобили с рабочим объемом двигателя по 2000 куб. см включительно — 1200; свыше 2000 куб. см. — 1500.

Нормы выплаты компенсаций за использование для служебных поездок мотоциклов по состоянию на дату сдачи номера в печать (25 июня 2002 года) утверждены не были, хотя новой редакцией статьи 264 НК РФ предусмотрено нормирование этого вида затрат.


Бухгалтерская справка № 1/4/5

за май месяц 2008 года

о сумме оплаченных через кассу организации расходов на командировки

№ п/п Вид расходов Норма Фактически оплачено Номер и дата документа
1 Оплачены командировочные расходы Петрову И.П. – всего   25 000 Авансовый отчет № 62 от 31.05.08
  в том числе: стоимость проезда   10 000  
  наем жилого помещения   5 000  
  расходы на обслуживание в номере   2 000  
  суточные   8 000  

 

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ к налоговому учету принимаются расходы на командировки, в частности на:

· проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;

· наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);

· суточные (или) полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

· оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;

· консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Таким образом, расходы на наем помещения и проезд не нормируются. Размер суточных установлен постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» и равен 100 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.

Приведенный перечень форм первичного налогового учета не является исчерпывающим — приведены только наиболее распространенные виды нормируемых расходов. Общий же перечень прочих расходов в настоящее время представлен 49 пунктами и не является закрытым. То есть, в том случае, когда организация производит оплату наличными деньгами других видов прочих расходов, для их налогового учета должны быть разработаны соответствующие формы.

Что касается внереализационных расходов, то необходимость их обособленного налогового учета при осуществлении кассовых операций может возникнуть только тогда, когда те или иные выплаты производятся наличными деньгами. На практике это бывает достаточно редко — такие выплаты осуществляются через подотчетных лиц или посредством начисления некоторых выплат. Если же какие-либо операции осуществляются непосредственно через кассу, необходима разработка отдельной формы (форм) первичного учета по образцу учета внереализационных расходов.

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения (перечень установлен статьей 270 НК РФ) непосредственно через кассу также осуществляются крайне редко.

В некоторых случаях такими расходами могут быть расходы:

· в виде денежных средств, переданных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров;

· в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований;

· в виде денежных средств переданных в порядке предварительной оплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

· в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений).

Так как приведенные виды расходов, не являются характерными для большей части организаций, рекомендуемые формы первичных документов налогового учета в данной статье не приводятся.

В том случае, когда организация реализует собственные товары, работы или услуги работникам по льготным ценам, следует иметь в виду, что для целей налогообложения не принимаются расходы на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам.

Примерная форма первичного документа в данном случае может иметь следующий вид (предполагается, что реализация собственной продукции, работ или услуг работникам организации производится с оплатой через кассу).

Бухгалтерская справка № 1/4/5

за май месяц 2008 года

о размере ценовых разниц, возникших при реализации товаров по льготным ценам

№ п/п Наименование товаров Рыночная цена за единицу Количество Получено при реализации Номер и дата документа Ценовая разница
1. Молоко 3,5% 16 100 1 200 255 от 17.05.08. 400
2. Масло сливочное 22 50 700 255 от 17.05.08. 300
  и т.д.          
  Итого          

 

При организации налогового учета кассовых операций организациями, использующими метод начисления, следует учитывать порядок признания расходов, установленный статьей 272 НК РФ (приводятся требования, имеющие отношение к кассовым операциям):

· расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика;

· датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

а) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода — для расходов:

· в виде сумм комиссионных сборов;

· в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);

· в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

· в виде иных подобных расходов;

б) дата выплаты из кассы налогоплательщика — для расходов:

· в виде сумм выплаченных подъемных;

· в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов;

в) дата утверждения авансового отчета– для расходов:

· на командировки;

· на содержание служебного автотранспорта;

· на представительские расходы;

· на иные подобные расходы.

Как уже отмечалось, следующим уровнем налогового учета, где данные первичных документов группируются порядком, наиболее удобным для последующих расчетов налоговой базы, являются аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

В аналитических регистрах обобщается информация, представленная в бухгалтерских справках, оформленных на всех рабочих местах бухгалтерской службы. Поэтому рекомендации по их разработке и заполнению, по нашему мнению, уместно привести после того, как будут прокомментированы особенности разработки первичных документов налогового учета (ориентировочно — в конце текущего года).

 


АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Аудит это независимая экспертиза финансовой отчетности, ведения бухгалтерского учета, соответствие хозяйственных и финансовых операций законодательству РФ. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения.

Аудит денежных средств в кассе предприятия являет собой важный раздел аудита всего предприятия в целом по нескольким причинам:

I. Денежные средства принадлежат к числу наиболее подвижных и легко реализуемых активов (наиболее подвижный характер в составе денежных средств имеют наличные деньги);

II. Денежные операции носят массовый и распространенный характер;

III. Подвижность денежных средств и массовость денежных операций делают этот участок хозяйственной деятельности предприятия наиболее уязвимым с точки зрения различных нарушений и злоупотреблений.

Кассовые операции однообразны, методы и процедуры проверки достаточно просты, однако этот этап аудиторской проверки очень трудоемок из-за массового характера кассовых операций.

 

3.1 Цель, задачи и планирование аудита кассовых операций

 

Денежные средства являются наиболее подвижными и легко реализуемыми активами предприятия. Денежные операции носят массовый характер, затрагивают практически все сферы хозяйственной деятельности предприятия и являются наиболее уязвимыми с точки зрения нарушения.

Наибольшую подвижность имеют наличные деньги. Их движение совершается посредством кассовых операций. В процессе аудита наличных средств, необходимо тщательным образом проверить соблюдение в организации порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09. 93 г. В соответствии с этим документом, каждой организации для расчетов наличными средствами необходимо иметь кассу, т.е. специально оборудованное и изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и хранения наличных денег.

В соответствии с правилами ведения кассовых операций утверждается график плановых инвентаризаций наличных рублевых и валютных остатков, ценных бумаг, бланков строгой отчетности. Необходимо проведение внезапных ревизий кассы, результаты которых фиксируется в акте. Инвентаризация проводится с полным полистным пересчетом всех денег и проверкой других наличных ценностей.

В многообразии кассовых операций можно выделить основные из них, среди которых выдача средств: на оплату труда, административно-хозяйственные нужды, подотчетным лицам и другие.

Операции по движению денежных средств, проверяются сплошным порядком.

В задачи аудита кассовых операций входят:

- проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

- правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций;

- контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;

- своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Методы проверки кассовых операций четко разработаны и имеют давнюю историю. Аудитор должен проверить соблюдение кассовой дисциплины на предприятии, обратить особое внимание на обеспечение сохранности денег и ценностей. Этап проверки очень трудоемок, но он однообразен, а методы проверки достаточно просты.

При проведении аудита кассовых операций аудитор проверяет данные остатков по кассовой книге с данными сводных регистров, и остатками по синтетическим счетам Главной книги.

При работе на контрольно-кассовых машинах проверяется наличие контрольных лент, а также правильность оформления и ведения книги кассира-операциониста, в которой должны быть указаны данные счетчика на начало и конец дня и суммы выручки, сданной за день. Проверяются показания счетчиков недействующих контрольно-кассовых машин, находящихся в запасе, ремонте. Они должны актироваться и заверяться подписями механика и администрации. Установить факт внесения в паспорт ККМ сведений о вводе их в эксплуатацию и ремонтах.

Определить, что гашение денежных счетчиков проводилось в присутствии налоговой инспекции.

Устанавливается правильность составления бухгалтерских проводок. Особое внимание уделяется операциям, при которых по бухгалтерскому учету, минуя счета расчетов, списываются на затраты производства или издержки обращения.

Обязательному контролю подлежат соответствия записей в кассовой книге записям в журнале-ордере №1 и ведомости №1 по счету 50 "Касса" и данным Главной книге за проверяемый период. Проверяется на соответствие заполнение первичных документов по реквизитам, суммам, датам, фамилиям, данным выписок из банка, сумм оформленных в подотчет. Проверяются акты инвентаризаций п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...