Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура управления организацией. Определение понятия и принципы построения




РАЗДЕЛ 3 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 9 СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Цель лекции: знакомство с понятием «структура управления организацией», а также с основными видами управленческих структур

 

План лекции

1 Понятие организации

2 Виды организаций

3 Структура управления организацией. Определение понятия и принципы построения

4 Классификация управленческих структур

4.1 Иерархический тип структур управления

4.2 Органический тип структур управления

 

Понятие организации

 

Слово «организация» происходит от латинского organizo — делать сообща, стройный вид, устраиваю.

Организация представляет собой группу людей, осуществляющих согласованные действия для достижения поставленных целей.

Для любой организации характерно вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделе­ние труда.

В правовом отношении организация рассматривается в четырех формах:

1) юридическое лицо — зарегистрировано в государственном орга­не, имеет печать и расчетный счет в банке, например ОАО;

2) неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе, например подразделения ОАО;

3) неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном орга­не, например предприниматель без образования юридического лица;

4) неформальная организация граждан, например клуб любителей
футбола.

Общими чертами для всех форм организации являются наличие как минимум одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека и/или общества, совместная деятельность в различных формах (материальной, духов­ной, интеллектуальной, информационной).

В основе деятельности любой организации лежат производствен­ные отношения между работниками в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и иных благ.

 

Виды организаций

 

Производственные отношения условно разделяются на экономические, технологические, организационные, правовые, социальные и др. Организационные отношения связывают весь набор составляющих отно­шений.

В зависимости от поставленных целей организации могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, информационную, технологическую направленность. Наиболее распро­странены социально-экономические организации. Их продукция — товары, услуги, знания или информация. Главной целью социально-экономических организаций в условиях рыночной экономики является максимальное удовлетворение потребностей потребителя и/или общества в целом и получение на этой основе как минимум запланированной прибыли.

Социально-экономическая организация ха­рактеризуется наличием социальных и экономических связей.

К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отно­шения, отношения по уровням управления, отношение к человеку об­щественных организаций.

К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соот­ношение этих связей играет решающую роль при создании, диагности­ке состояния или реорганизации организации.

Социальная организация в рыночных условиях представляет собой открытую систему.

С позиций теории организации существует следующая классифи­кация систем.

· Искусственные системы создаются по желанию человека или общества для реализации определенных задач, программ или целей. На­
пример: семья, коммерческая организация, профсоюз.

· Естественные системы создаются природой или обществом. На­
пример: система мироздания, стратегия развития мировой экономики.

· Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие организации, СМИ.

· Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются в основном для удовлетворения потребностей и интересов учредителей, определенных групп лиц. Например, профсоюзы, церковь, политические партии

Системы также бывают детерминированными (предсказуемыми), стохастическими (вероятностными), жесткими, мягкими, простыми, сложными, активными и пассивными.

Основные переменные в открытой организации, требующие внимания руководства – так называемые внутренние переменные: цели, задачи, структура, технология.

 

Структура управления организацией. Определение понятия и принципы построения

Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и разви­тие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отноше­ния между ними поддерживаются благодаря связям, которые приня­то подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одно­уровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необхо­димость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Ли­нейные связи отражают движение управленческих решений и инфор­мации между так называемыми линейными руководителями, т. е. ли­цами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), меж­ду участниками которого распределены задачи и функции управле­ния, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.

Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями. Связь структуры с ключевыми понятиями управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями — свидетельствует об о огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...