Структура управления организацией. Определение понятия и принципы построения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РАЗДЕЛ 3 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ Тема 9 СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Цель лекции: знакомство с понятием «структура управления организацией», а также с основными видами управленческих структур
План лекции 1 Понятие организации 2 Виды организаций 3 Структура управления организацией. Определение понятия и принципы построения 4 Классификация управленческих структур 4.1 Иерархический тип структур управления 4.2 Органический тип структур управления
Понятие организации
Слово «организация» происходит от латинского organizo — делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация представляет собой группу людей, осуществляющих согласованные действия для достижения поставленных целей. Для любой организации характерно вертикальное (по уровням управления) и горизонтальное (по выполняемым функциям) разделение труда. В правовом отношении организация рассматривается в четырех формах: 1) юридическое лицо — зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке, например ОАО; 2) неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе, например подразделения ОАО; 3) неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе, например предприниматель без образования юридического лица; 4) неформальная организация граждан, например клуб любителей Общими чертами для всех форм организации являются наличие как минимум одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека и/или общества, совместная деятельность в различных формах (материальной, духовной, интеллектуальной, информационной).
В основе деятельности любой организации лежат производственные отношения между работниками в процессе общественного производства, обмена, распределения и потребления материальных и иных благ.
Виды организаций
Производственные отношения условно разделяются на экономические, технологические, организационные, правовые, социальные и др. Организационные отношения связывают весь набор составляющих отношений. В зависимости от поставленных целей организации могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, информационную, технологическую направленность. Наиболее распространены социально-экономические организации. Их продукция — товары, услуги, знания или информация. Главной целью социально-экономических организаций в условиях рыночной экономики является максимальное удовлетворение потребностей потребителя и/или общества в целом и получение на этой основе как минимум запланированной прибыли. Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отношения, отношения по уровням управления, отношение к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании, диагностике состояния или реорганизации организации. Социальная организация в рыночных условиях представляет собой открытую систему. С позиций теории организации существует следующая классификация систем. · Искусственные системы создаются по желанию человека или общества для реализации определенных задач, программ или целей. На · Естественные системы создаются природой или обществом. На
· Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие организации, СМИ. · Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются в основном для удовлетворения потребностей и интересов учредителей, определенных групп лиц. Например, профсоюзы, церковь, политические партии Системы также бывают детерминированными (предсказуемыми), стохастическими (вероятностными), жесткими, мягкими, простыми, сложными, активными и пассивными. Основные переменные в открытой организации, требующие внимания руководства – так называемые внутренние переменные: цели, задачи, структура, технология.
Структура управления организацией. Определение понятия и принципы построения Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т. е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.
Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями. Связь структуры с ключевыми понятиями управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями — свидетельствует об о огромном влиянии на все стороны работы организации. Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам. Структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны. Немаловажное значение имеет также реализация принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры — с другой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|