И краткая характеристика ее элементов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
(для студентов, обучающихся по специальности 032100.01 – «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика»)
Глазов 2007 Утверждены на заседании УМК математического факультета 27 ноября 2007 г.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению дипломных работ (для студентов, обучающихся по специальности 032100.01 – «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика») / Сост.: Л.Т. Крежевских. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2007. - 25 с.
В данном пособии приводится краткая информация о назначении дипломной работы, о критериях ее оценки и даются рекомендации по структуре и оформлению дипломной работы по математике и по теории и методике обучения математике, а также формулируются требования к подготовке ее компьютерной презентации. Содержание
Назначение выпускной квалификационной работы и Основные критерии ее оценки
В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 25.03.2003 № 1155, выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняется всеми студентами и защищается на выпускных курсах в установленные графиком учебного процесса сроки в Государственной аттестационной комиссии. Выпускники математического факультета выполняют ВКР в форме дипломной работы. Обучающиеся по специальности 032100.01 – «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика» выполняют дипломную работу по математике или по теории и методике обучения математике. ВКР является одним из средств выявления квалификационной зрелости выпускника посредством оценки его профессиональной эрудиции, исследовательских навыков и культуры мышления. Профессиональная эрудиция – способность ориентироваться, выделять и формулировать актуальные проблемы и задачи в сферах образования и воспитания в соответствии с профилем приобретаемой квалификации учителя.
Исследовательские умения и навыки – способность с помощью научных методов и средств решать проблемные задачи в области будущей профессиональной деятельности. Она предполагает владение такими методами научного познания, как умение анализировать, синтезировать и группировать эмпирический материал посредством статистических и логических методов. Культура мышления – владение языковыми и иными средствами выражения мысли (четкость и ясность формулировок, логическая последовательность и структурность в изложении). Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если студент ориентируется в проблеме, способен ясно и четко формулировать цель и задачи исследования, демонстрирует способность самостоятельно решать поставленные задачи при помощи научных методов и средств, умело группирует и обобщает материал, осознает его новизну, научную и практическую значимость, грамотен и аккуратен в оформлении работы. Оценка «ХОРОШО» ставится при условии, что автор демонстрирует профессиональную эрудицию, сформированность исследовательских навыков, культуру мышления, но не все признаки по этим критериям демонстрируются ярко и убедительно. Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится при условии, что студент способен ставить цель и задачи, однако при этом использует не вполне адекватные средства и методы, не обладает высокими признаками культуры мышления. В случае получения оценки «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» студенту предоставляется право повторной защиты в течение трех последующих лет по утвержденной или вновь избранной и утвержденной теме. К защите дипломной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности высшего профессионального образования 032100.01 – «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика», разработанной институтом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО, и сдавшее два государственных экзамена, предусмотренных для этой специальности. Предварительную оценку за дипломную работу ставит рецензент, окончательную – Государственная аттестационная комиссия. Защита дипломной работы проводится в форме компьютерной презентации.
При выставлении оценки учитываются следующие показатели: – соответствие представленной в печатном виде дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению дипломных работ; – четкость и логичность структуры работы; – уровень владения методами научного исследования; – уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения эмпирических материалов, обоснованность и четкость сформулированных выводов и обобщений; – объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме; – объем и качество исследовательской работы; – качество устного доклада и компьютерной презентации работы; – четкость и обоснованность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.
Структура дипломной работы и краткая характеристика ее элементов
Структурные элементы дипломной работы должны располагаться следующим образом: – обложка; – титульный лист; – содержание или оглавление; – введение; – основная часть, состоящая, как правило, из двух-трех глав, разбитых на параграфы; – заключение; – список литературы; – приложение (если таковое имеется). Остановимся подробней на содержании и оформлении структурных элементов дипломной работы. Титульный лист считается первой страницей, но номер страницы на нем не ставится. Название работы печатается прописными буквами полужирным шрифтом. Ни в одном заголовке на титульном листе (в том числе и в названии) точка в конце не ставится. Точка ставится только после слов «Допущена к защите.» и «... 2008 г.». В названии дипломной работы и в других заголовках переносы не допускаются. Образец оформления титульного листа приводится в Приложениях 1, 2 настоящих рекомендаций. Оглавление (содержание) представляет собой перечень всех частей и разделов дипломной работы с указанием страниц. Оно должно полностью отражать структуру дипломной работы. Номера глав, параграфов и их названия должны в точности совпадать с соответствующими номерами и названиями в тексте дипломной работы. Образец оформления оглавления (содержания) приводится в Приложении 3.
Введение должно быть четко структурировано. В нем дается обоснование актуальности темы; формулируются цель, задачи исследования; указываются объект, предмет, гипотеза исследования (для дипломных работ по теории и методике обучения математике); методы исследования; значимость результатов, полученных в работе; теоретическая и практическая ценность работы; где и когда осуществлялась апробация работы; объем работы; приводится краткое содержание работы. Цель работы – это желаемый конечный результат, отвечающий на вопрос «Что требуется достичь в результате дипломной работы?». Цель должна быть сформулирована конкретно и начинаться со слов: определение, обоснование, выявление, изучение, создание, разработка и т.д. Задачи дипломной работы конкретизируют ее цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти исследование. Задачи должны быть взаимосвязаны. Объект исследования – то, что будет глубоко и всесторонне изучаться исследователем. В дипломных работах по теории и методике обучения математике в качестве объекта исследования может быть выбран целостный учебно-воспитательный процесс или обучение какому-либо конкретному предмету, а также система внеучебной работы или факультативные занятия. Предмет исследования – это конкретно взятая сторона, свойство, часть объекта, которая исследуется более глубоко и тщательно. Важно отметить, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с темой работы, либо они очень близки по звучанию. Введение пишется после того, как завершено выполнение основной части. Примерный объем введения составляет 10 % объема всей дипломной работы. Никакие теоретические сведения по теме работы во введении не приводятся! Один из примеров оформления введения в дипломной работе по математике приводится в Приложении 4. Основная часть, состоящая, как правило, из 2-3 глав, разбитых на параграфы, отражает основное содержание работы. В ней излагаются основные результаты проведенных исследований, дается их классификация, систематизация, практическое приложение. Все главы и параграфы основной части должны быть озаглавлены. Не допускается использование таких расплывчатых названий глав и параграфов, как «Общие сведения»; «Краткие сведения», «Основные понятия»; «Краткая теория», «Решение задач», «Задачи», «Примеры» и т.д. Название каждой главы и параграфа должно быть конкретным и четко отражать их содержание. Например: § 1.1. Основные понятия теории гладких многообразий
§ 2.3. Метрические свойства кривых
в трехмерном евклидовом пространстве
§ 3.4. Применение инверсии к решению задач на построение в трехмерном евклидовом пространстве
Заключение в дипломной работе по математике должно содержать основные выводы, полученные в результате проведенного исследования. Заключение ни в коем случае не должно повторять введение! В нем не должно перечисляться то, что сделано автором лично в работе (эти сведения приводятся во введении в разделе «Значимость результатов, полученных в работе»). В «Заключении» формулируются содержательные математические выводы, полученные в результате исследования или сравнения свойств различных объектов, методов решения задач, выводы о возможности распространения тех или иных понятий и утверждений с одних объектов на другие и т.д. В дипломной работе по теории и методике обучения математике з аключение должно содержать выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу, выдвинутую в работе. Заключение завершается предположениями о возможностях дальнейшего исследования данной проблемы. Примерный объем «Заключения» - 1-2 страницы. Один из примеров оформления заключения в дипломной работе по математике приводится в Приложении 5. Список литературы по теме исследования составляется в алфавитном порядке (нумерация должна быть сквозной по всему списку) с обязательным указанием фамилии и инициалов автора (авторов), названия работы, города и года издания, количества страниц (для книг одного и более авторов). Для статьи из журнала или периодического сборника необходимо указать фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи, название журнала или сборника (без кавычек), год, номер журнала (выпуска), страницы, на которых напечатана эта статья. В конце списка идет литература на иностранных языках (если таковая имеется). В список литературы могут быть включены и выпускные квалификационные (дипломные) работы, защищенные в предыдущие годы, на которые автор ссылается в своей работе. Для разграничения областей и элементов описания введена единая система условных разделительных знаков (УРЗ), которая дается в образце оформления списка литературы. Образец оформления списка литературы приводится в Приложении 6. В приложении могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкета или опросник; разработанные методические материалы; компьютерные программы и т.д. Внимание! Ответственность за принятие в дипломной работе решения и правильность всех данных несет студент-автор работы!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|