Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные источники мусульманского права




Самым наиглавнейшим источником мусульманского права считается Коран.

Коран является священной книгой, которая почитается приверженцами всех мусульманских направлений. Коран служит основой законодательства у мусульман, религиозного и гражданского.

Название священной книги происходит от слова «кара'а», что в переводе с арабского означает «читать». В соответствии с мифологией мусульман, книгу передал сам Аллах пророку Мухаммеду через архангела Джебраила. И с того времени книга якобы и не меняется. Что же касается научной точки зрения о появлении Корана, то ученые доказали, что священная книга в окончательной редакции была составлена и утверждена в период правления халифа Османа (644-656 гг.)

С научной точки зрения, Коран представляет собой сборник сочинений, принадлежащий перу многочисленных авторов. Все это отражено в содержании и стиле священной книги. Следует всего лишь ознакомиться с текстами, которые содержатся в нем, чтобы понять то, что написан Коран был абсолютно разными людьми.

Священная книга состоит из 114 сур или глав, которые поделены еще на 6219 аятов или стихов. Большинство аятов отражают мифологический характер текста, и только примерно в 500 аятов содержатся предписания, которые непосредственно относятся к правилам поведения мусульман. Причем, что не больше 80 из них можно рассматривать как четко правовые (по большей части это правила, которые относятся к семье и браку), оставшиеся же затрагивают ритуалы и обязанности религиозного толка.

Основные главы священной книги носят единичный характер и выражают собой четко определенные толкования, которые дает пророк в связи с частными случаями. Однако есть и такие главы, которые носят нечеткий характер, и поэтому могут иметь различное толкование. Это зависит в первую очередь от того, какое именно содержание в них вкладывается.

Вторым по своей значимости и авторитетности источником мусульманского права является Сунна. [4, С. 88]

Сунна представляет собой, так называемое священное предание, которое состоит из множества хадисов или иными словами, рассказов, о поступках и суждениях самого пророка Мухаммеда.

Зачастую хадисы содержат в себе правовые наслоение, которые отражают эволюцию социальных отношений арабского общества. Последнее редактирование хадисов осуществлялось еще в IX веке. В тот период были составлены шесть ортодоксальных сборников Сунны. Самым известным из них был сборник Бухари (умер в 870 году). Благодаря Суннам выводятся нормы брачного и наследственного характера, а также судебного и доказательственного права, и правила о рабах. Несмотря на то, что хадисы Сунны неоднократно проходили обработку, все-таки они содержат большое количество двойственных положений, и выбор самого справедливого из них полностью относятся на рассмотрение богословов-правоведов и судей.

Сунниты считали, что правовую и религиозную силу имели только те хадисы, которые пересказывались соратниками Мухаммеда. А шииты в свою очередь придерживались мнения, что действительными могут быть лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и его сторонникам.

Третье место среди источников шариата по праву занимает Иджма.

Иджма - это согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу. Вместе с Кораном и Сунной, Иджма причисляется к группе самых влиятельных источников мусульманского права.

По своей сути Иджма была составлена из числа совпадающих мнений по правовым и религиозным вопросам, высказанными соратниками Мухаммеда, либо самыми авторитетными мусульманскими теологами-правоведами, такими как имамы, муфтии и муджтахиды.

Формирование Иджмы происходило путем трактовки текстов священной книги Коран или Сунны, а также путем основания новых норм, несвязанных с Мухаммедом. В таких нормах, как правило, рассматривались самостоятельные правила поведения, и затем они при поддержки муфтиев и муджтахидов становились обязательными.

Подобного рода метод развития норм шариата получил название - «иджтихад». Обоснованность Иджмы как одного из главных источников мусульманского права вытекала из указаний Мухаммеда: «Если вы не знаете сами, то спросите того, кто знает».

Иджма давала право главенствующей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые нормы, правового характера и тем самым адаптироваться к постоянно меняющимся условиям феодального общества. Из этого можно сделать вывод, что Иджма играла огромную роль в развитии мусульманского права.

Наравне с Иджмой, как источник, дополняющий мусульманское право, существовала еще и Фетва.

Фетва - это мнения и решения, отдельно взятых муфтиев по правовым вопросам.

Широкое использование метода «иджтихада» в VIII-IX вв. позволило шариату активно развиваться концептуальным путем, сначала в работах вышеуказанных основателей самых авторитетных правовых школ, а затем и в трудах их последователей.

Наконец к X веку самые влиятельные теологи-юристы систематизировали весь накопленные за долгие годы правовой материал. Но уже в XI веке из-за обострившихся разногласий между самыми главными течениями в Исламе и различными правовыми школами (мазхабами), шариат практически перестал существовать как единая система. Расхождения, находившиеся внутри него, приобрели существенный характер.

Самым спорным из источников шариата, который вызвал бурю разногласий между направления, был Кияс.

Кияс - это решение правовых дел по аналогии. Согласно этому источнику правила, которые установлены в Коране, Сунне или Иджме, могут применяться к делу, прямо не предусмотренному в данных источниках права. А благодаря Киясу можно было с легкость и довольно быстро урегулировать совершенно новые общественные отношения, а также освободить мусульманское право в ряде случаев от теологического налета. Однако на деле, Кияс часто становился оружием нескрываемого произвола со стороны мусульманских судей.

Наибольшее обоснование этого метода было выражено Абу Ханифой и его приспешниками - ханифитами. Наиболее негативное отношение к Киясу выражали ханбалиты, а в особенности шииты, вовсе не признававшие Кияс в качестве источника права.

Также следует отметить тот факт, что как дополнительный источник мусульманского право, могли выступать местные обычаи, которые не вошли в сам шариат в период его становления, но в то же время и не противоречащие его нормам и принципам. Хотя в то же время получили признание те правовые обычаи, которые складывались в самом арабском обществе (урф), а также у народов, которые были завоеваны в результате арабских завоеваний, либо тех, кто подвергся в более поздний период влиянию мусульманского права (адаты), в том числе и у народов, которые населяют нашу страну.

Также, следует упомянуть и о производных от мусульманского права, таких как фирманы и кануны. [6, С. 114]

Фирманы представляли собой указы и распоряжения халифов, а кануны представляли собой законы. И те, и другие, соответственно не должны были противоречить принципам мусульманского права, а также дополняли его нормами, которые регламентировали деятельность государственных органов и административно-правовые отношения между государством и населением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...