Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дадим краткую характеристику другим макроэкономическим показателям.




Чистый национальный продукт (ЧНП). Он равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений. Амортизация не является доходом общества. Это перенесенная стоимость потребленных (израсходованных) средств труда на созданный с их помощью продукт. Она используется на восстановление израсходованного основного капитала. В 2002 г. ВНП США составил 10436,7 млрд. долл., амортизация – 1393,5. Таким образом ЧНП = 10436,7 – 1393,5 = 9043,2 млрд. долл.

Национальный доход (НД). Он равен ЧНП за минусом косвенных налогов. Государство, присваивая косвенные налоги, не вкладывает их в производство, не создает новой стоимости. Поэтому косвенные налоги следует вычесть из ЧНП. В США в 2002 г. косвенные налоги составили 638,6 млрд. долл. Следовательно, НД = 9043,2 – 800,4 = 8242,8 млрд. долл. Национальный доход представляет собой доход владельцев производственных факторов, их цену, т.е. это совокупность зарплаты, прибыли, процента и ренты. Это вновь созданная в масштабе страны стоимость за определенный период времени, обычно за год.

Личный доход – это та часть национального дохода, которую получают домохозяйства. Личный доход равен национальному доходу за минусом:

а) взносов на социальное страхование,

б) налогов на прибыль корпораций,

в) нераспределенной прибыли корпораций и

г) плюс трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т.д.)

В распоряжении и использовании семейных хозяйств остается не весь личный доход, а его значительная часть под названием располагаемый доход.

Располагаемый доход – это личный доход за минусом индивидуальных налогов, а именно за минусом личного подоходного налога, налога на личное имущество и налога на наследство.

Реальный располагаемый доход – это располагаемый доход с поправкой на инфляцию.

Располагаемый доход используется семейными хозяйствами на потребление и сбережение. Потребление – это часть располагаемого дохода, используемая домашними

хозяйствами на покупку товаров и услуг с целью удовлетворения личных потребностей. Сбережения – часть располагаемого дохода, которая используется в целях накопления богатства и погашения долга (если он имеется). Сбережения являются главным источником роста капиталовложений, увеличения ВВП.

 

 

33. >> Государство в экономике. Необходимость гос. вмешательства:

необходимость государственного вмешательства: связана с тем, что рынок не может решить

1) не обеспечивает справедливое распределение доходов.

2) не гарантирует права на труд всем тем, кто может и хочет работать.

3) не в состоянии удовлетворить многие общественные потребности(оборона, экономическая безопасность, гос управление, национальные коммуникации, образование, здравоохранение.

4) рынок не стимулирует развитие фундаментальной науки и крупные структурные изменения т.к. это связано с большими затратами, длитльными сроками окупаемости, огромным риском и неопределенностью.

5) рынок не оказывает существеннго воздействие на преодолние отсталости отдельных регионов страны.

6) рыночная экономика не может функционировать без денег денежного обращения, и кредита.

7) развитие рыночной экономики без должного контроля может привести к усилению зависимости, ослаблению страны в мировом хозяйстве. снижению уровня национальной экономической безопасности.

т.о. внутренняя и внешняя экономическая ситуация требует активного вмешательства государства в экономику.

государственное регулирование экономики- это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых в целях обеспечения рыночного равновесия стабильного динамичного и эффективного развития экономики, приспособления ее к измняющимся условиям.

 

34. >> Механизмы Гос. Регулирования:

механизм регулирования экономики включает три подсистемы:

1) рыночная конкуренция.

2) частномонополистическое регулирование.

3) государственное регулирование.

цель государственного регулирования - обеспечение экономической и социальной стабильности, повышение устойчивости, динамичности и эффективности общественного производства, укрепления национальной безопасности страны.

сущность государственного регулирования экономики выражается в его функциях.

1) создание и регулирование правовых основ эффективного функционирования рыночной экономики.

2) определение приорететов макроэкономической политики, поддержание макроэкономического равновесия, социальной стабильности, укрепления экономического строя.

3) перераспределение национального дохода с целью смягчения имущественного неравенства и обеспечения сдвигов в отраслевой и территориальной структуре народного хозяйства.

4) управление нерыночным сектором экономики, организация производства продуктов услуг и выполнеия работ, которыми не занимается рыночный сектор экономики.

5) эффективная защита национальных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности, укрепления обороноспособности и экономической безопасности.

 

 

35. >> Механизм и основные направления государственного регулирования:

35. механизм и основные направления государственного регулирования.

это совокупность форм, методов и инструментов воздействия государства на деятельность хозяйствующих объектов и рыночную конъюктуру с целью обеспечения устойчивого экономического роста, эфективного хозяйствования и укрепления экономической безопасности.

3 метода:

1) правовые:

состоит в установлении правил рыночной "игры" для производителей и потребителей.

2) административные:

основано на использовании юридически правовых норм правовых решений. правительство запрещает производить наркотики, строить новые промышленные предприятия в городах, использовать детский труд.

правительство разрешает совершать обмен национальной денежной единицы на иностранную валюту, создавать любые предприятия, незапрещенные законом. госорганы вынуждают хозяйствующие субъекты осуществлять меры по охране окружающей среды, вносить налоги в бюджет.

меры административного регулирования: 1. установление минимально допустимого уровня жизни населения, мрот, пенсий стипендий, пособий.

2. осуществление контроля над ценами на продукции естественных монополий, некоторые другие товары и услуги.

3. широкое использование системы госзаказов и закупок, а так же целевое государственное финансирование.

4. административное управление предприятиями и организациями государственного сектора. и т.д.

3) экономические:

бюджетное регулирование.

налоговое регулирование.

денежно-кредитное регулирование.

социальное регулирование

ценовое регулирование.

регулирование норм амортизационных отчислений.

государственное программировагние, прогнозирование и структурная политика.

регулирование внешнеэкономической деятетельности.

государственное регулирование военного производства.

 

 

36. >> Макроэкономическое равновесие и его виды:

макроэкономическое равновесие- сбалансированные пр-ва и потребление ресурсов, спроса и предложения, факторов пр-ва и его результатов.

различают:

1) частичное равновесие

2) общее равновесие, на всех рынках.

макроэкономическое равновесие бывает идеальное и реальное.

идеальное достигается при полной реализации эк-х интересов субъектов хоз-ва во всех отраслях и сферах эк-ки. оно предполагает наличие условий совершенной конкуренции и отсутствия внешних эффектов.

реальное устанавливается в условиях несовершенной конкуренции и с учетом внешних факторов воздействия на рыночную среду.

в макроэкономике используется несколько моделей для определения макроэкономического равновесия. модель совокупность спроса является базовой для изучения общего равновесия, колебания объема нац пр-ва и общего уровня в целом, причин и последствий их изменений.

совокупный спрос -сумма планирования расходов на приобретение конечной продукции, т.е. это реальный объем нац производства..

 

 

37. >> Совокупный спрос, предложение и факторы их определяющие:

совокупный спрос -сумма планирования расходов на приобретение конечной продукции, т.е. это реальный объем нац производства..

структура совокупного спроса формируется 4-мя секциями эк-ки и вкл-т:

1) потребительский спрос (s)

2) спрос на инвестиционные товары (I)

3) спрос на товары и услуги со стороны гос-ва

4) спрос на отечественные товары со стороны иностранных гос-в(или чистый экспорт)

на характер кривой спроса влияет целый ряд факторов, но прежде всего на них влияет:

доходы населения от продажи факторов пр-ва и общий уровень дохода.

к ценовым факторам относят:

1) эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен увеличивается спрос на кредитные ресурсы, повышаются процентные ставки, сокращается спрос предпринимателей и домохозяйства.

2) эффект богатсва, появляющийся в изменении реальной стоимости и покупной способности финансовых активов и доходов населения.

3) эффект импортных закупок, которыйосновывается на изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары.

неценовые факторы, смещающие криву AD вправо или влево.

к ним относятся:

-изменения в потребительских расходах.

-изменения в инвестиционных расходах.

-изменения в гос расходах

-изменения в расходах на чистый объем экспорта.

совокупное предложение -это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в эк-ке.

чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в пр-ве товаров и услуг.

неценовые факторы, влияющие на неценовое предложение:

-изменения в технологии.

-изменения в ценах на ресурсы.

-изменения в налогообложении фирм.

-изменения в структуре рынка и условии бизнеса.

на кривой совокупного прпдложения выделяют 3 участка:

1) кейнсианский

просматривается экономика в краткосрочном периоде. эк-ка находится в условиях спада, недоиспользование производственных мощностей, избытка рабочей силы. при сокращении реального производства-увеличение или уменьшение заработной платы и уровня цен не происходит.

2) промежуточный

рост объема нац производства сопровождается ростом цен-это связано с тем, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы уже вовлечены, растут и издержки на единицу продукции для их компенсации необходимы более высокие цены.

3) вертикальный(классический)

описывается поведение эк-ки в долгосрочном периоде, эк-ка функционирунт в условиях полной звнятости и объем впуска равен потенциальному, любое повышение цен не приведет к наращиванию пр-ва.

пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия и равновесный уровень цен в эк-ке.

равновесный уровень пр-ва-это такой объем пр-ва, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции.


38. >> Потребление, сбережение, инвестиции:

в книге Дж.Кейнса "общая теория занятостиьоь, процента и денег" отправная точка его рассуждений явл-ся совокупный спрос. он складывается из 3-х компонентов: потребительских расходов частных инвестиций и гос расходов. Кейнс при этом рассматривает закрытую эк-ку.

один из важнейших расходов общества-это потребление.

потребление-это затраты населения на приобретение товаров и услуг.

существует множество факторов, которые влияют на уровень потребительских расходов:

а) уровень дохода.

б) запасы богатства.

в) наличные средства.

г) цены.

д) норма процента.

выделяют такие субъективные факторы, как психологическая склонность людей к потреблению и ожиданию потреблений относительно будущего изменения цен, денежных доходов, наличия товаров.

сбережение -это часть дохода, которая не потребляется, т.е. отложенное потребление. величина, распологаемого дохода является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения.

второй компонент совокупного спроса -инвестиции. различают индуцированные инвестиции, которые вызываются устойчивым ростом спроса на товары и услуги направляется на расширение пр-ва. и автономные инвестиции, которые не зависят от общего уровня доходов.

на общий объем и динамику инвестиций оказывает влияние 2 основных фактора:

а) ожидаемая норма прибыли, которую предприниматели предпочетают получать от расходов на инвестиции.

б) ставка процент

 



39. >> Циклическое развитие экономики. Экономич. цикл и его структура:

цикличность -движение от одного макроэкономического равновесия в масштабе эк-ки другого.

экомномический цикл -это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экомномической коньюктуры. в экомномической теории

выделяют 4-х фазную модель.

 

1 фаза. спад(кризис)сужение деловой активности, проищ-ть и занятость сокращаются.

происходит рост безработицы. инвестиции становятся отрицательными.

2 фаза- депрессия или застой.

темпы спада замедлились и стабилизируются, безработица приобретает массовый характер.

ставка ссудного процента понижается т.к. деловая активность невысокая, выживают самые сильные фирмы.

3 фаза -оживление. восстановление объема пр-ва на прежнем уровне сокращение безработицы, инвестиции и размер реального капитала растут, возрастает спрос на ссудный капитал и растут нормы ссудного процента.

4 фаза. подъем. фаза оживления заканчивается бумом, который характеризуется высокой занятостью, деловой активностью, значительным уровнем цен, инвестицию в производство почти не осуществляются из-за высокой ставки процента.

различают следующие виды кризисов:

1. циклические кризисы перепроизводства, которые охватывают все сферы пр-ва и отрасли эк-ки.

2. промежуточные-временная реакция, возникающаяя на противоречие.

3. отраслевые.

4. структурные-несоответствие меж отраслями.

5. мировые кризисы.

особенности циклического развития:

усиление международной взаимозависимости привело к превращению кризисов из национальных в мировые.

сокращается промежуток времени между кризисами.

границы между фазами цикла стали нечеткими, размвтыми, плавно пререходящими одна в друную.

по продолжительности циклы делятся:

1. короткие циклы, связанные с восстановлением эк-го равновесия на потребительском рынке, их продолжительность 2-4 года.

2. средние, связанные с изменением инвестиционного спроса предприятий с долгосрочным накоплением факторов пр-в и усовершенствованием технологий. 10-15 лет.

3. длинные циклы. связанны с открытиями или важными техническими нововведениями и их распространением. 40-60лет.

 

40. >> Стабилизационная политика гос-ва:

стабилизационная политика- комплекс мер государства, направленных на смягчение колебаний эк-го цикла и восстановление равновесного объема пр-ва и занятости на прежнем уровне.

цель такой политики: поддержание общего эк-го равновесия при полной занятости, устойчивого роста эк-ки, стабильного уровня цен и сбалансироного платежного баланса.

основные инструменты стабилизационной политики.

1. денежно-кредитные(монетарные) состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема пр-ва занятости и уровня цен. имеется ввиду: рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляции, поэтому в период подъема сокращают денежную массу, а в период спада ее увеличивают.

2. бюджетно - налоговые(фискальные).

предпологает воздействие на фазы эк-го цикла с помощью изменения государственных расходов и налогов. различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики.

 

дискреционная фискальная политика -целенправленное изменение величин гос-х расходов, налогов и сальдо(соотношение расходов и доходов гос-ва) гос-го бюджета в резуьльтате спец решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема пр-ва и темпов инфляции.

в фазе подъема следует проводить сдерживающую политику, сокращать гос. расходы и увеличивать налоги. в фазе спада надо проводить стимулирующую политику, увеличивать гос. расходы и снижать налоги.

автоматические стабилизаторы фискальной политики.

1. прогрессивная шкала налогообложения. так во время экономического бума распологаемый расход домашних хоз-в и нераспределенная прибыль предпринимателей растут медленнее чем нац. доход, а это сдерживает рост эффективного спроса и тормозит чрезмерный эк-кий рост.

2. система пособий по безработице и материальная помощь бедным слоям населения.

3. субсидии отдельным отраслям эк-ки.


41. >> Экономический рост. типы и факторы экономического рота:

- это долговременные изменения естественного уровня реального объема пр-ва, связанное с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале.

факторы. это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального процесса пр-ва, повышения эффективности и качества роста. различают прямые и косвенные факторы эк-го роста.

к прямым относятся:

1) увеличение численности работников.

2) рост качества основного капитала.

3) совершенствование организации пр-ва.

4)рост предпринимательских способностей.

косвенные: связаны с организационными условиями пр-ва.

1) снижение степени монополизации пр-ва.

2) уменьшение цен на производственное сырье.

3)расширение возможностей получить кредиты.

4) активная внешнеэкон. политика.

5) степень открытости эк-ки мировому хоз-ву.

различают два типа эк. роста:

экстенсивный рост- происходит за счет увеличения факторов пр-ва: земли, труда, капитала, предпринимательской деятельности.

интесивный роста -увеличение объема производимых благ за счет роста произв-ти труда на базе применения эффективных средств труда, совершенных технологий и форм организации пр-ва.


42. >>Сущность, структура и функции финансов:

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств при создании, распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП).

В этом определении необходимо обратить внимание на следующие ключевые мо­менты:

· все финансовые отношения являются денежными;

· не все денежные отношения относятся к финансовым.

Финансы всегда опосредованы правовыми актами, это отношения, организуемые и регулируемые государством, в них в явной форме проявляются интересы государства. Нефинансовые же отношения правовыми актами не регулиру­ются. Субъекты данных отношений сами определяют пропорции обмена и его условия. К примеру, денежные отношения, связанные с обслуживанием личного потребления (покупка товаров в магазине и на рынке), к финансовым не относятся.

· финансы - это не сами денежные фонды, а отношения, которые возникают по поводу их создания и использования.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимается «работа», выполняемая финансами. Наиболее часто в экономической литературе выделяют три функции финансов:

а) перераспределительная – государство, используя такой финансовый инструмент, как налоги, изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение нацио­нального дохода;

б) регулирующая – государство с помощью разнообразных финансовых инстру­ментов (бюджетные ассигнования, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, налоги, пошлины, тарифы и т.п.) может оказывать воздействие на развитие предприятий, производств и целых отраслей в нужном направлении;

в) контрольная – с помощью различных финансовых институтов (Министерство финансов, Казна­чейство, Министерство по налогам и сборам, банки, Счетная палата и т.п.) осуществляется контроль за целевым использованием денежных средств и полнотой их поступлений в государственные фонды.


43. >> Финансовая сис-ма гос-ва и её особенности построения в России:

II. Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом. Существует два основных критерия классификации структуры финансо­вой системы страны.

1. По уровням централизации денежных средств

Некоторые специалисты выделяют три уровня финансовой системы:

- Первый уровень – государственные финансы, которые включают в себя госу­дарственный бюджет (в федеративных государствах – федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные социальные фонды, госу­дарственный кредит, финансы государственных предприятий, государственное страхование;

- Второй уровень - финансы отдельных городов и районов (местные или муниципальные финансы). По российскому законодательству, местные органы власти не входят в систему орга­нов государственной власти;

- Третий уровень – финансы коммерческих и некоммерческих (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п.) учреждений и организаций, финансы домашних хозяйств.

Другие авторы говорят о двух уровнях финансовой системы:

а) централизованные финансы – финансовые отношения, непосредственным уча­стником которых является государство (федеральный, региональный и местный бюджеты, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, го­сударственное страхование). Они обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне;

б) децентрализованные финансы – финансовые отношения, складывающиеся на уровне хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций различ­ных форм собственности, страхование).

По нашему мнению, второй подход является более правильным, поскольку в нём четко выделяются два основных уровня финансовых отношений, на которых по-разному осуществляется движение финансовых средств. Что касается местных (муниципальных) финансов, то их выделение в качестве отдельного уровня финансовой системы представляется неоправданным. Дело в том, что вышестоящая власть активно участвует в формировании местных бюджетов, выделяя им из своих средств дотации и субсидии, которые могут составлять значительную часть доходных поступлений местных бюджетов. Кроме того, целью финансовой системы является обеспечение органов власти финансовыми средствами, необходимыми для выполнения их функций, и в этом смысле местные финансы выполняют отведённую им часть общей задачи.

2. По экономическому содержанию

Финансовая система состоит из финансовых инсти­тутов (организации и учреждения, регулирующие финансовые отношения) и финансовых инструментов, посредством которых осуществляется движение денежных средств (инвести­ции, дивиденды, налоги, процентные ставки, ценные бумаги, дотации, субсидии, субвен­ции, опционы, фьючерсы и т.п.).


44. >> Бюджетная сис-ма гос-ва на примере России:

«Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст.6 БК РФ).

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней на определенной территории. Он используется в целях макроэкономического анализа и прогнозирования.

Бюджет расширенного правительства в узком значении – это совокупность консолидированного бюджета страны и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов.

Бюджет расширенного правительства в широком значении включает в себя консолидированный бюджет страны, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов и бюджеты предприятий государственного сектора.

Структура бюджета

По своей структуре бюджет состоит из расходной и доходной частей..

Существуют несколько принципов классификации расходов, которые используются при составлении бюджета:

1. Функциональный принцип – расходы группируются по их целевому назначению, по функциям, выполняемым государством.

В наиболее общем виде государственные расходы по их функциональному назначению объединяются в четыре большие группы:

а) государственные услуги общего назначения (

б) общественные и социальные услуги:

в) государственные услуги, связанные с экономической деятельностью:

г) прочие функции государства:

2. Ведомственный принцип – бюджетные средства распределяются по министерствам и ведомствам. Преимущество такой классификации – адресность.

3. По экономическому содержанию (цель осуществления расходов) выделяются капитальные и текущие расходы.

Капитальные расходы бюджета направлены на финансирование расширенного воспроизводства, обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. В федеральном бюджете РФ такой раздел впервые появился в 1999 году.

Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказания финансовой помощи.

4. По регулярности осуществления выделяются защищенные и незащищенные бюджетные расходы.

5. По способам финансирования различаются процентные и непроцентные расходы

Доходы бюджета, также как и расходы, можно классифицировать по нескольким направлениям.

1. По методам аккумуляции – налоговые и неналоговые доходы.

Налоги являются важнейшим источником финансовых ресурсов для государства, обеспечивая в развитых странах до 90% доходной части государственного бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

б) часть прибыли Центрального банка (в РФ – 50 %), перечисляемая в федеральный бюджет;

в) доходы от проведения лотерей;

г) доходы, полученные в результате применения мер гражданской, административной и уголовной ответственности, (штрафы, пени, конфискованное имущество);

д) сеньораж (доход от эмиссии денег).

2. По порядку зачисления средств в бюджет– закрепленные и регулирующие доходы.

Собственные доходы бюджетов – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим региональным или местным бюджетом. В РФ такое закрепление производится, как правило, на срок не менее 3 лет.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов разных уровней, объединённых на основе определённых принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения.

Существуют два метода построения бюджетной системы государства:

а) централизм – все доходы, собираемые на местах, перечисляются в вышестоящий бюджет на основе установленных сверху приоритетов и нормативов. При таком методе местные бюджеты не имеют своей стабильной финансовой базы и не заинтересованы в мобилизации дополнительных доходов;

б) фискальный (бюджетный) федерализм – осуществляется через разграничение расходных полномочий и налоговых доходов по разным уровням власти. Наиболее полно этот метод воплощается в принципе «один бюджет – один налог» (т. е. каждый бюджет имеет свои закрепленные за ним налоги).

По методу фискального федерализма может строиться бюджетная система не только федеративного, но и унитарного государства.

В России в практику межбюджетных отношений принципы фискального федерализма стали внедряться с 1992 года. С тех пор достигнут немалый прогресс: в Налоговом кодексе установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст.12-15 НК РФ), проведено разграничение расходных полномочий между бюджетами разных уровней (ст. 84-87 Бюджетного кодекса РФ). Однако в межбюджетных отношениях продолжает оставаться немало проблем.


45. >> Федеральный бюджет, структура формирование и использование:

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, исполнению самого бюджета и контроля за ходом его исполнения. Длительность бюджетного процесса составляет, как правило, 1,5-2 года.

Бюджетный процесс включает четыре стадии:

1) бюджетная инициатива;

В России составление проекта федерального бюджета начинается с определения приоритетов бюджетной политики страны, которые задаются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ. Проект бюджета, разработанный на основе этого послания, вносится Правительством РФ в Государственную Думу.

2) рассмотрение и утверждение бюджета в парламенте;

В России проект федерального бюджета рассматривается в Государственной Думе в четырех чтениях, а затем принятый закон передается для одобрения в Совет Федерации и направляется на подпись Президенту РФ.

3) исполнение бюджета;

Существуют две системы исполнения федерального (центрального) бюджета – банковская и казначейская. Банковская система исполнения бюджета действовала в России с 1918 по 1992 годы.. Эта система была эффективной лишь до тех пор, пока существовала государственная монополия в банковском деле, а оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета - доходный и расходный, проходили только через Государственный банк. В условиях перехода к рыночной экономике сохранение банковской системы исполнения бюджета имело следующие негативные последствия:

а) с появлением коммерческих банков значительно усложнился государственный контроль за движением бюджетных средств, возникали задержки в их перечислении, появилась возможность нецелевого использования средств и различных злоупотреблений;

б) “пробег” бюджетных средств до конечных получателей осуществлялся через коммерческие банки и был недопустимо долог, следствием чего нередко являлся срыв сроков выплаты зарплаты и социально значимых выплат;

в) отсутствовала оперативная информация о полученных доходах и произведённых расходах.

Поэтому переход к рыночной экономике потребовал введения казначейской системы исполнения бюджета. Казначейство концентрирует оба потока денежных средств – доходный и расходный – на одном счете. Процесс исполнения бюджета здесь более детализирован, чем при банковской системе.

Достоинства казначейской системы исполнения федерального бюджета заключаются в том, что:

Во – первых, снижается стоимость обслуживания государственного внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов государства;

Во – вторых, ускоряется движение бюджетных средств от распорядителя до конечных получателей;

В – третьих, повышается эффективность использования бюджетных средств за счёт своевременности, рациональности и целевой направленности их расходования.

Единая централизованная система органов федерального казначейства действует в России с 1992 года.

4) контроль за исполнением бюджета.

Проблемы межбюджетных отношений в РФ

Особенность бюджетной системы России заключается в низкой степени самостоятельности региональных и особенно местных органов власти в формировании своих бюджетных доходов. Подобное положение имеет под собой объективную основу. Дело в том, что в такой стране, как Россия, с её значительной дифференциацией регионов по уровню социально -экономического развития, должен быть сильный и мощный федеральный бюджет. Это связано с тем, что только федеральное правительство, перераспределяя финансовые ресурсы, может сгладить существующие различия в социально-экономическом развитии регионов и уровне жизни населения страны, а также обеспечить получение гражданами, вне зависимости от территории их проживания, социальных услуг и льгот, закреплённых в Конституции и федеральных законах. За последние годы усилилось перераспределение средств в пользу федерального бюджета. Так, если в 1998 году доля федерального бюджета во всех налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета составляла 40%, то в 2003 году – 60%. Это способствовало укреплению вертикали власти, сохранению единства государства.


46. >> Бюджетный дифицит и гос. долг:

Бюджетный дефицит по причинам своего возникновения бывает:

1) активный (структурный) – возникает, когда государство в целях стимулирования экономического роста, структурной перестройки экономики увеличивает государственные расходы и снижает налоги;

2) пассивный (циклический) – образуется в результате отставания собираемых налоговых доходов от растущих расходов. Причинами такого развития событий могут быть кризисные явления в экономике, неэффективность финансовой системы страны, разрушение старых, отлаженных хозяйственных связей.

По способам подсчета существует:

1) первичный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

2) скрытый дефицит - образуется при учёте квазибюджетных расходов, в большинстве стран официально не отражаемых в бюджете. К квазибюджетным относятся расходы, связанные с предоставлением льготных кредитов ЦБ и налоговых льгот;

3) номинальный (официальный) дефицит – дефицит, зафиксированный в бюджете.

Конкретные последствия бюджетного дефицита для экономики страны зависят от:

а) его величины;

б) способа финансирования в) уровня инфляции в стране и существующих инфляционных ожиданий;

г) уровня занятости населения;

д) развития финансового рынка страны;

е) пропорции деления государственных расходов на инвестиционные и потребительские.

Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами: одни из них применяются при формировании бюджета, другие при его исполнении.

К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

· лимитирование бюджетных расходов;

· совер. механизма распр. доходов между бюджетами разных ур., уточнение расходных полномочий;

· сокращение масштабов государственного сектора (приватизация);

· выявление резервов роста государственных доходов и т.п.

С бюджетным дефицитом тесно связан государственный долг. Он представляет собой сумму накопленных и непогашенных бюджетных дефицитов за определенный период времени и подразделяется на внутренний и внешний. Согласно общемировой практике, внешний государственный долг – это обязательства перед нерезидентами (в какой бы валюте они не возникали), а внутренний – перед резидентами. В федеративных государствах в состав государственного долга включается долг не только федерального правительства, но и долги субъектов федерации. В экономической литературе используется ещё и понятие совокупного внешнего долга страны, куда кроме государственного долга включаются долги частного сектора. Внешний долг ложится на страну более тяжелым бременем, чем внутренний, поскольку его обслуживание может быть связано с выполнением страной-заемщиком политических и экономических условий кредитора.

Тяжесть внешнего долга зависит от нескольких факторов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...