Дадим краткую характеристику другим макроэкономическим показателям.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Чистый национальный продукт (ЧНП). Он равен ВНП за вычетом амортизационных отчислений. Амортизация не является доходом общества. Это перенесенная стоимость потребленных (израсходованных) средств труда на созданный с их помощью продукт. Она используется на восстановление израсходованного основного капитала. В 2002 г. ВНП США составил 10436,7 млрд. долл., амортизация – 1393,5. Таким образом ЧНП = 10436,7 – 1393,5 = 9043,2 млрд. долл. Национальный доход (НД). Он равен ЧНП за минусом косвенных налогов. Государство, присваивая косвенные налоги, не вкладывает их в производство, не создает новой стоимости. Поэтому косвенные налоги следует вычесть из ЧНП. В США в 2002 г. косвенные налоги составили 638,6 млрд. долл. Следовательно, НД = 9043,2 – 800,4 = 8242,8 млрд. долл. Национальный доход представляет собой доход владельцев производственных факторов, их цену, т.е. это совокупность зарплаты, прибыли, процента и ренты. Это вновь созданная в масштабе страны стоимость за определенный период времени, обычно за год. Личный доход – это та часть национального дохода, которую получают домохозяйства. Личный доход равен национальному доходу за минусом: а) взносов на социальное страхование, б) налогов на прибыль корпораций, в) нераспределенной прибыли корпораций и г) плюс трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия и т.д.) В распоряжении и использовании семейных хозяйств остается не весь личный доход, а его значительная часть под названием располагаемый доход. Располагаемый доход – это личный доход за минусом индивидуальных налогов, а именно за минусом личного подоходного налога, налога на личное имущество и налога на наследство. Реальный располагаемый доход – это располагаемый доход с поправкой на инфляцию.
Располагаемый доход используется семейными хозяйствами на потребление и сбережение. Потребление – это часть располагаемого дохода, используемая домашними хозяйствами на покупку товаров и услуг с целью удовлетворения личных потребностей. Сбережения – часть располагаемого дохода, которая используется в целях накопления богатства и погашения долга (если он имеется). Сбережения являются главным источником роста капиталовложений, увеличения ВВП.
33. >> Государство в экономике. Необходимость гос. вмешательства: необходимость государственного вмешательства: связана с тем, что рынок не может решить 1) не обеспечивает справедливое распределение доходов. 2) не гарантирует права на труд всем тем, кто может и хочет работать. 3) не в состоянии удовлетворить многие общественные потребности(оборона, экономическая безопасность, гос управление, национальные коммуникации, образование, здравоохранение. 4) рынок не стимулирует развитие фундаментальной науки и крупные структурные изменения т.к. это связано с большими затратами, длитльными сроками окупаемости, огромным риском и неопределенностью. 5) рынок не оказывает существеннго воздействие на преодолние отсталости отдельных регионов страны. 6) рыночная экономика не может функционировать без денег денежного обращения, и кредита. 7) развитие рыночной экономики без должного контроля может привести к усилению зависимости, ослаблению страны в мировом хозяйстве. снижению уровня национальной экономической безопасности. т.о. внутренняя и внешняя экономическая ситуация требует активного вмешательства государства в экономику. государственное регулирование экономики- это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых в целях обеспечения рыночного равновесия стабильного динамичного и эффективного развития экономики, приспособления ее к измняющимся условиям.
34. >> Механизмы Гос. Регулирования: механизм регулирования экономики включает три подсистемы: 1) рыночная конкуренция. 2) частномонополистическое регулирование. 3) государственное регулирование. цель государственного регулирования - обеспечение экономической и социальной стабильности, повышение устойчивости, динамичности и эффективности общественного производства, укрепления национальной безопасности страны. сущность государственного регулирования экономики выражается в его функциях. 1) создание и регулирование правовых основ эффективного функционирования рыночной экономики. 2) определение приорететов макроэкономической политики, поддержание макроэкономического равновесия, социальной стабильности, укрепления экономического строя. 3) перераспределение национального дохода с целью смягчения имущественного неравенства и обеспечения сдвигов в отраслевой и территориальной структуре народного хозяйства. 4) управление нерыночным сектором экономики, организация производства продуктов услуг и выполнеия работ, которыми не занимается рыночный сектор экономики. 5) эффективная защита национальных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности, укрепления обороноспособности и экономической безопасности.
35. >> Механизм и основные направления государственного регулирования: 35. механизм и основные направления государственного регулирования. это совокупность форм, методов и инструментов воздействия государства на деятельность хозяйствующих объектов и рыночную конъюктуру с целью обеспечения устойчивого экономического роста, эфективного хозяйствования и укрепления экономической безопасности. 3 метода: 1) правовые: состоит в установлении правил рыночной "игры" для производителей и потребителей. 2) административные: основано на использовании юридически правовых норм правовых решений. правительство запрещает производить наркотики, строить новые промышленные предприятия в городах, использовать детский труд. правительство разрешает совершать обмен национальной денежной единицы на иностранную валюту, создавать любые предприятия, незапрещенные законом. госорганы вынуждают хозяйствующие субъекты осуществлять меры по охране окружающей среды, вносить налоги в бюджет.
меры административного регулирования: 1. установление минимально допустимого уровня жизни населения, мрот, пенсий стипендий, пособий. 2. осуществление контроля над ценами на продукции естественных монополий, некоторые другие товары и услуги. 3. широкое использование системы госзаказов и закупок, а так же целевое государственное финансирование. 4. административное управление предприятиями и организациями государственного сектора. и т.д. 3) экономические: бюджетное регулирование. налоговое регулирование. денежно-кредитное регулирование. социальное регулирование ценовое регулирование. регулирование норм амортизационных отчислений. государственное программировагние, прогнозирование и структурная политика. регулирование внешнеэкономической деятетельности. государственное регулирование военного производства.
36. >> Макроэкономическое равновесие и его виды: макроэкономическое равновесие- сбалансированные пр-ва и потребление ресурсов, спроса и предложения, факторов пр-ва и его результатов. различают: 1) частичное равновесие 2) общее равновесие, на всех рынках. макроэкономическое равновесие бывает идеальное и реальное. идеальное достигается при полной реализации эк-х интересов субъектов хоз-ва во всех отраслях и сферах эк-ки. оно предполагает наличие условий совершенной конкуренции и отсутствия внешних эффектов. реальное устанавливается в условиях несовершенной конкуренции и с учетом внешних факторов воздействия на рыночную среду. в макроэкономике используется несколько моделей для определения макроэкономического равновесия. модель совокупность спроса является базовой для изучения общего равновесия, колебания объема нац пр-ва и общего уровня в целом, причин и последствий их изменений. совокупный спрос -сумма планирования расходов на приобретение конечной продукции, т.е. это реальный объем нац производства..
37. >> Совокупный спрос, предложение и факторы их определяющие: совокупный спрос -сумма планирования расходов на приобретение конечной продукции, т.е. это реальный объем нац производства.. структура совокупного спроса формируется 4-мя секциями эк-ки и вкл-т: 1) потребительский спрос (s) 2) спрос на инвестиционные товары (I) 3) спрос на товары и услуги со стороны гос-ва 4) спрос на отечественные товары со стороны иностранных гос-в(или чистый экспорт) на характер кривой спроса влияет целый ряд факторов, но прежде всего на них влияет: доходы населения от продажи факторов пр-ва и общий уровень дохода. к ценовым факторам относят: 1) эффект процентной ставки состоит в том, что при росте общего уровня цен увеличивается спрос на кредитные ресурсы, повышаются процентные ставки, сокращается спрос предпринимателей и домохозяйства. 2) эффект богатсва, появляющийся в изменении реальной стоимости и покупной способности финансовых активов и доходов населения. 3) эффект импортных закупок, которыйосновывается на изменении соотношения цен на отечественные и импортные товары. неценовые факторы, смещающие криву AD вправо или влево. к ним относятся: -изменения в потребительских расходах. -изменения в инвестиционных расходах. -изменения в гос расходах -изменения в расходах на чистый объем экспорта. совокупное предложение -это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в эк-ке. чем выше уровень цен, тем больше заинтересованность в пр-ве товаров и услуг. неценовые факторы, влияющие на неценовое предложение: -изменения в технологии. -изменения в ценах на ресурсы. -изменения в налогообложении фирм. -изменения в структуре рынка и условии бизнеса. на кривой совокупного прпдложения выделяют 3 участка: 1) кейнсианский просматривается экономика в краткосрочном периоде. эк-ка находится в условиях спада, недоиспользование производственных мощностей, избытка рабочей силы. при сокращении реального производства-увеличение или уменьшение заработной платы и уровня цен не происходит. 2) промежуточный рост объема нац производства сопровождается ростом цен-это связано с тем, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы уже вовлечены, растут и издержки на единицу продукции для их компенсации необходимы более высокие цены. 3) вертикальный(классический) описывается поведение эк-ки в долгосрочном периоде, эк-ка функционирунт в условиях полной звнятости и объем впуска равен потенциальному, любое повышение цен не приведет к наращиванию пр-ва.
пересечение кривых AD и AS определяет точку макроэкономического равновесия и равновесный уровень цен в эк-ке. равновесный уровень пр-ва-это такой объем пр-ва, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции. 38. >> Потребление, сбережение, инвестиции: в книге Дж.Кейнса "общая теория занятостиьоь, процента и денег" отправная точка его рассуждений явл-ся совокупный спрос. он складывается из 3-х компонентов: потребительских расходов частных инвестиций и гос расходов. Кейнс при этом рассматривает закрытую эк-ку. один из важнейших расходов общества-это потребление. потребление-это затраты населения на приобретение товаров и услуг. существует множество факторов, которые влияют на уровень потребительских расходов: а) уровень дохода. б) запасы богатства. в) наличные средства. г) цены. д) норма процента. выделяют такие субъективные факторы, как психологическая склонность людей к потреблению и ожиданию потреблений относительно будущего изменения цен, денежных доходов, наличия товаров. сбережение -это часть дохода, которая не потребляется, т.е. отложенное потребление. величина, распологаемого дохода является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережения. второй компонент совокупного спроса -инвестиции. различают индуцированные инвестиции, которые вызываются устойчивым ростом спроса на товары и услуги направляется на расширение пр-ва. и автономные инвестиции, которые не зависят от общего уровня доходов. на общий объем и динамику инвестиций оказывает влияние 2 основных фактора: а) ожидаемая норма прибыли, которую предприниматели предпочетают получать от расходов на инвестиции. б) ставка процент
39. >> Циклическое развитие экономики. Экономич. цикл и его структура: цикличность -движение от одного макроэкономического равновесия в масштабе эк-ки другого. экомномический цикл -это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экомномической коньюктуры. в экомномической теории выделяют 4-х фазную модель.
1 фаза. спад(кризис)сужение деловой активности, проищ-ть и занятость сокращаются. происходит рост безработицы. инвестиции становятся отрицательными. 2 фаза- депрессия или застой. темпы спада замедлились и стабилизируются, безработица приобретает массовый характер. ставка ссудного процента понижается т.к. деловая активность невысокая, выживают самые сильные фирмы. 3 фаза -оживление. восстановление объема пр-ва на прежнем уровне сокращение безработицы, инвестиции и размер реального капитала растут, возрастает спрос на ссудный капитал и растут нормы ссудного процента. 4 фаза. подъем. фаза оживления заканчивается бумом, который характеризуется высокой занятостью, деловой активностью, значительным уровнем цен, инвестицию в производство почти не осуществляются из-за высокой ставки процента. различают следующие виды кризисов: 1. циклические кризисы перепроизводства, которые охватывают все сферы пр-ва и отрасли эк-ки. 2. промежуточные-временная реакция, возникающаяя на противоречие. 3. отраслевые. 4. структурные-несоответствие меж отраслями. 5. мировые кризисы. особенности циклического развития: усиление международной взаимозависимости привело к превращению кризисов из национальных в мировые. сокращается промежуток времени между кризисами. границы между фазами цикла стали нечеткими, размвтыми, плавно пререходящими одна в друную. по продолжительности циклы делятся: 1. короткие циклы, связанные с восстановлением эк-го равновесия на потребительском рынке, их продолжительность 2-4 года. 2. средние, связанные с изменением инвестиционного спроса предприятий с долгосрочным накоплением факторов пр-в и усовершенствованием технологий. 10-15 лет. 3. длинные циклы. связанны с открытиями или важными техническими нововведениями и их распространением. 40-60лет.
40. >> Стабилизационная политика гос-ва: стабилизационная политика- комплекс мер государства, направленных на смягчение колебаний эк-го цикла и восстановление равновесного объема пр-ва и занятости на прежнем уровне. цель такой политики: поддержание общего эк-го равновесия при полной занятости, устойчивого роста эк-ки, стабильного уровня цен и сбалансироного платежного баланса. основные инструменты стабилизационной политики. 1. денежно-кредитные(монетарные) состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема пр-ва занятости и уровня цен. имеется ввиду: рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляции, поэтому в период подъема сокращают денежную массу, а в период спада ее увеличивают. 2. бюджетно - налоговые(фискальные). предпологает воздействие на фазы эк-го цикла с помощью изменения государственных расходов и налогов. различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики.
дискреционная фискальная политика -целенправленное изменение величин гос-х расходов, налогов и сальдо(соотношение расходов и доходов гос-ва) гос-го бюджета в резуьльтате спец решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема пр-ва и темпов инфляции. в фазе подъема следует проводить сдерживающую политику, сокращать гос. расходы и увеличивать налоги. в фазе спада надо проводить стимулирующую политику, увеличивать гос. расходы и снижать налоги. автоматические стабилизаторы фискальной политики. 1. прогрессивная шкала налогообложения. так во время экономического бума распологаемый расход домашних хоз-в и нераспределенная прибыль предпринимателей растут медленнее чем нац. доход, а это сдерживает рост эффективного спроса и тормозит чрезмерный эк-кий рост. 2. система пособий по безработице и материальная помощь бедным слоям населения. 3. субсидии отдельным отраслям эк-ки. 41. >> Экономический рост. типы и факторы экономического рота: - это долговременные изменения естественного уровня реального объема пр-ва, связанное с развитием производительных сил в долгосрочном временном интервале. факторы. это те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального процесса пр-ва, повышения эффективности и качества роста. различают прямые и косвенные факторы эк-го роста. к прямым относятся: 1) увеличение численности работников. 2) рост качества основного капитала. 3) совершенствование организации пр-ва. 4)рост предпринимательских способностей. косвенные: связаны с организационными условиями пр-ва. 1) снижение степени монополизации пр-ва. 2) уменьшение цен на производственное сырье. 3)расширение возможностей получить кредиты. 4) активная внешнеэкон. политика. 5) степень открытости эк-ки мировому хоз-ву. различают два типа эк. роста: экстенсивный рост- происходит за счет увеличения факторов пр-ва: земли, труда, капитала, предпринимательской деятельности. интесивный роста -увеличение объема производимых благ за счет роста произв-ти труда на базе применения эффективных средств труда, совершенных технологий и форм организации пр-ва. 42. >>Сущность, структура и функции финансов: Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств при создании, распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП). В этом определении необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты: · все финансовые отношения являются денежными; · не все денежные отношения относятся к финансовым. Финансы всегда опосредованы правовыми актами, это отношения, организуемые и регулируемые государством, в них в явной форме проявляются интересы государства. Нефинансовые же отношения правовыми актами не регулируются. Субъекты данных отношений сами определяют пропорции обмена и его условия. К примеру, денежные отношения, связанные с обслуживанием личного потребления (покупка товаров в магазине и на рынке), к финансовым не относятся. · финансы - это не сами денежные фонды, а отношения, которые возникают по поводу их создания и использования. Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимается «работа», выполняемая финансами. Наиболее часто в экономической литературе выделяют три функции финансов: а) перераспределительная – государство, используя такой финансовый инструмент, как налоги, изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение национального дохода; б) регулирующая – государство с помощью разнообразных финансовых инструментов (бюджетные ассигнования, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетные кредиты, налоги, пошлины, тарифы и т.п.) может оказывать воздействие на развитие предприятий, производств и целых отраслей в нужном направлении; в) контрольная – с помощью различных финансовых институтов (Министерство финансов, Казначейство, Министерство по налогам и сборам, банки, Счетная палата и т.п.) осуществляется контроль за целевым использованием денежных средств и полнотой их поступлений в государственные фонды. 43. >> Финансовая сис-ма гос-ва и её особенности построения в России: II. Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, управляемых специальным финансовым аппаратом. Существует два основных критерия классификации структуры финансовой системы страны. 1. По уровням централизации денежных средств Некоторые специалисты выделяют три уровня финансовой системы: - Первый уровень – государственные финансы, которые включают в себя государственный бюджет (в федеративных государствах – федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий, государственное страхование; - Второй уровень - финансы отдельных городов и районов (местные или муниципальные финансы). По российскому законодательству, местные органы власти не входят в систему органов государственной власти; - Третий уровень – финансы коммерческих и некоммерческих (общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п.) учреждений и организаций, финансы домашних хозяйств. Другие авторы говорят о двух уровнях финансовой системы: а) централизованные финансы – финансовые отношения, непосредственным участником которых является государство (федеральный, региональный и местный бюджеты, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, государственное страхование). Они обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроэкономическом уровне; б) децентрализованные финансы – финансовые отношения, складывающиеся на уровне хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций различных форм собственности, страхование). По нашему мнению, второй подход является более правильным, поскольку в нём четко выделяются два основных уровня финансовых отношений, на которых по-разному осуществляется движение финансовых средств. Что касается местных (муниципальных) финансов, то их выделение в качестве отдельного уровня финансовой системы представляется неоправданным. Дело в том, что вышестоящая власть активно участвует в формировании местных бюджетов, выделяя им из своих средств дотации и субсидии, которые могут составлять значительную часть доходных поступлений местных бюджетов. Кроме того, целью финансовой системы является обеспечение органов власти финансовыми средствами, необходимыми для выполнения их функций, и в этом смысле местные финансы выполняют отведённую им часть общей задачи. 2. По экономическому содержанию Финансовая система состоит из финансовых институтов (организации и учреждения, регулирующие финансовые отношения) и финансовых инструментов, посредством которых осуществляется движение денежных средств (инвестиции, дивиденды, налоги, процентные ставки, ценные бумаги, дотации, субсидии, субвенции, опционы, фьючерсы и т.п.). 44. >> Бюджетная сис-ма гос-ва на примере России: «Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней на определенной территории. Он используется в целях макроэкономического анализа и прогнозирования. Бюджет расширенного правительства в узком значении – это совокупность консолидированного бюджета страны и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов. Бюджет расширенного правительства в широком значении включает в себя консолидированный бюджет страны, бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов и бюджеты предприятий государственного сектора. Структура бюджета По своей структуре бюджет состоит из расходной и доходной частей.. Существуют несколько принципов классификации расходов, которые используются при составлении бюджета: 1. Функциональный принцип – расходы группируются по их целевому назначению, по функциям, выполняемым государством. В наиболее общем виде государственные расходы по их функциональному назначению объединяются в четыре большие группы: а) государственные услуги общего назначения ( б) общественные и социальные услуги: в) государственные услуги, связанные с экономической деятельностью: г) прочие функции государства: 2. Ведомственный принцип – бюджетные средства распределяются по министерствам и ведомствам. Преимущество такой классификации – адресность. 3. По экономическому содержанию (цель осуществления расходов) выделяются капитальные и текущие расходы. Капитальные расходы бюджета направлены на финансирование расширенного воспроизводства, обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития. В федеральном бюджете РФ такой раздел впервые появился в 1999 году. Текущие расходы предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, оказания финансовой помощи. 4. По регулярности осуществления выделяются защищенные и незащищенные бюджетные расходы. 5. По способам финансирования различаются процентные и непроцентные расходы Доходы бюджета, также как и расходы, можно классифицировать по нескольким направлениям. 1. По методам аккумуляции – налоговые и неналоговые доходы. Налоги являются важнейшим источником финансовых ресурсов для государства, обеспечивая в развитых странах до 90% доходной части государственного бюджета. К неналоговым доходам относятся: а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности б) часть прибыли Центрального банка (в РФ – 50 %), перечисляемая в федеральный бюджет; в) доходы от проведения лотерей; г) доходы, полученные в результате применения мер гражданской, административной и уголовной ответственности, (штрафы, пени, конфискованное имущество); д) сеньораж (доход от эмиссии денег). 2. По порядку зачисления средств в бюджет– закрепленные и регулирующие доходы. Собственные доходы бюджетов – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим региональным или местным бюджетом. В РФ такое закрепление производится, как правило, на срок не менее 3 лет. Бюджетная система – это совокупность бюджетов разных уровней, объединённых на основе определённых принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Существуют два метода построения бюджетной системы государства: а) централизм – все доходы, собираемые на местах, перечисляются в вышестоящий бюджет на основе установленных сверху приоритетов и нормативов. При таком методе местные бюджеты не имеют своей стабильной финансовой базы и не заинтересованы в мобилизации дополнительных доходов; б) фискальный (бюджетный) федерализм – осуществляется через разграничение расходных полномочий и налоговых доходов по разным уровням власти. Наиболее полно этот метод воплощается в принципе «один бюджет – один налог» (т. е. каждый бюджет имеет свои закрепленные за ним налоги). По методу фискального федерализма может строиться бюджетная система не только федеративного, но и унитарного государства. В России в практику межбюджетных отношений принципы фискального федерализма стали внедряться с 1992 года. С тех пор достигнут немалый прогресс: в Налоговом кодексе установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов (ст.12-15 НК РФ), проведено разграничение расходных полномочий между бюджетами разных уровней (ст. 84-87 Бюджетного кодекса РФ). Однако в межбюджетных отношениях продолжает оставаться немало проблем. 45. >> Федеральный бюджет, структура формирование и использование: Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, исполнению самого бюджета и контроля за ходом его исполнения. Длительность бюджетного процесса составляет, как правило, 1,5-2 года. Бюджетный процесс включает четыре стадии: 1) бюджетная инициатива; В России составление проекта федерального бюджета начинается с определения приоритетов бюджетной политики страны, которые задаются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ. Проект бюджета, разработанный на основе этого послания, вносится Правительством РФ в Государственную Думу. 2) рассмотрение и утверждение бюджета в парламенте; В России проект федерального бюджета рассматривается в Государственной Думе в четырех чтениях, а затем принятый закон передается для одобрения в Совет Федерации и направляется на подпись Президенту РФ. 3) исполнение бюджета; Существуют две системы исполнения федерального (центрального) бюджета – банковская и казначейская. Банковская система исполнения бюджета действовала в России с 1918 по 1992 годы.. Эта система была эффективной лишь до тех пор, пока существовала государственная монополия в банковском деле, а оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета - доходный и расходный, проходили только через Государственный банк. В условиях перехода к рыночной экономике сохранение банковской системы исполнения бюджета имело следующие негативные последствия: а) с появлением коммерческих банков значительно усложнился государственный контроль за движением бюджетных средств, возникали задержки в их перечислении, появилась возможность нецелевого использования средств и различных злоупотреблений; б) “пробег” бюджетных средств до конечных получателей осуществлялся через коммерческие банки и был недопустимо долог, следствием чего нередко являлся срыв сроков выплаты зарплаты и социально значимых выплат; в) отсутствовала оперативная информация о полученных доходах и произведённых расходах. Поэтому переход к рыночной экономике потребовал введения казначейской системы исполнения бюджета. Казначейство концентрирует оба потока денежных средств – доходный и расходный – на одном счете. Процесс исполнения бюджета здесь более детализирован, чем при банковской системе. Достоинства казначейской системы исполнения федерального бюджета заключаются в том, что: Во – первых, снижается стоимость обслуживания государственного внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов государства; Во – вторых, ускоряется движение бюджетных средств от распорядителя до конечных получателей; В – третьих, повышается эффективность использования бюджетных средств за счёт своевременности, рациональности и целевой направленности их расходования. Единая централизованная система органов федерального казначейства действует в России с 1992 года. 4) контроль за исполнением бюджета. Проблемы межбюджетных отношений в РФ Особенность бюджетной системы России заключается в низкой степени самостоятельности региональных и особенно местных органов власти в формировании своих бюджетных доходов. Подобное положение имеет под собой объективную основу. Дело в том, что в такой стране, как Россия, с её значительной дифференциацией регионов по уровню социально -экономического развития, должен быть сильный и мощный федеральный бюджет. Это связано с тем, что только федеральное правительство, перераспределяя финансовые ресурсы, может сгладить существующие различия в социально-экономическом развитии регионов и уровне жизни населения страны, а также обеспечить получение гражданами, вне зависимости от территории их проживания, социальных услуг и льгот, закреплённых в Конституции и федеральных законах. За последние годы усилилось перераспределение средств в пользу федерального бюджета. Так, если в 1998 году доля федерального бюджета во всех налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета составляла 40%, то в 2003 году – 60%. Это способствовало укреплению вертикали власти, сохранению единства государства. 46. >> Бюджетный дифицит и гос. долг: Бюджетный дефицит по причинам своего возникновения бывает: 1) активный (структурный) – возникает, когда государство в целях стимулирования экономического роста, структурной перестройки экономики увеличивает государственные расходы и снижает налоги; 2) пассивный (циклический) – образуется в результате отставания собираемых налоговых доходов от растущих расходов. Причинами такого развития событий могут быть кризисные явления в экономике, неэффективность финансовой системы страны, разрушение старых, отлаженных хозяйственных связей. По способам подсчета существует: 1) первичный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. 2) скрытый дефицит - образуется при учёте квазибюджетных расходов, в большинстве стран официально не отражаемых в бюджете. К квазибюджетным относятся расходы, связанные с предоставлением льготных кредитов ЦБ и налоговых льгот; 3) номинальный (официальный) дефицит – дефицит, зафиксированный в бюджете. Конкретные последствия бюджетного дефицита для экономики страны зависят от: а) его величины; б) способа финансирования в) уровня инфляции в стране и существующих инфляционных ожиданий; г) уровня занятости населения; д) развития финансового рынка страны; е) пропорции деления государственных расходов на инвестиционные и потребительские. Минимизация дефицита бюджета достигается разными методами: одни из них применяются при формировании бюджета, другие при его исполнении. К методам, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: · лимитирование бюджетных расходов; · совер. механизма распр. доходов между бюджетами разных ур., уточнение расходных полномочий; · сокращение масштабов государственного сектора (приватизация); · выявление резервов роста государственных доходов и т.п. С бюджетным дефицитом тесно связан государственный долг. Он представляет собой сумму накопленных и непогашенных бюджетных дефицитов за определенный период времени и подразделяется на внутренний и внешний. Согласно общемировой практике, внешний государственный долг – это обязательства перед нерезидентами (в какой бы валюте они не возникали), а внутренний – перед резидентами. В федеративных государствах в состав государственного долга включается долг не только федерального правительства, но и долги субъектов федерации. В экономической литературе используется ещё и понятие совокупного внешнего долга страны, куда кроме государственного долга включаются долги частного сектора. Внешний долг ложится на страну более тяжелым бременем, чем внутренний, поскольку его обслуживание может быть связано с выполнением страной-заемщиком политических и экономических условий кредитора. Тяжесть внешнего долга зависит от нескольких факторов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|