Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции денег, дополнительно выделяемые марксистской теорией




Функция средства платежа – основана на возможности существования разрыва во времени между движением денег и движением товаров, то есть товаром пользуются раньше, чем платят за него (берут товар в кредит). В связи с данной функцией возникают и развиваются кредитные деньги (вексель, банкнота, чек).

Функция мировых денег – национальные деньги используются как международное расчетное и платежное средство, приобретают статус резервной валюты.

Предпосылки приобретения национальными деньгами статуса резервной валюты:

а) ведущие позиции страны в мировом производстве (ВВП), экспорте товаров и капиталов, в мировых золотовалютных резервах;

б) развитая сеть кредитно-банковских учреждений, как в стране, так и за рубежом;

в) свободная обратимость (обмениваемость) национальной валюты по всем видам операций;

г) емкий финансовый рынок с разнообразными финансовыми инструментами.

Преимущество статуса резервной валюты заключается в том, что страна, чьи национальные деньги имеют такой статус, может позволить себе большой дефицит платежного баланса, увеличение государственного долга, не опасаясь за экономические последствия подобных шагов.

Денежная система – это форма организации и регулирования денежного обращения в стране, исторически сложившаяся и закрепленная национальным законодательством.

Элементы денежной системы:

а) денежная единица;

б) масштаб цен;

в) виды денег, находящихся в обращении (бумажные, кредитные деньги, разменные монеты);

г) порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков;

д) методы регулирования денежного обращения;

е) формы конвертируемости национальной денежной единицы.

Существуют два типа денежных систем: металлическое обращение и обращение кредитных денег. Системы металлического обращения, в свою очередь, делятся на биметаллические и монометаллические. Биметаллизм – это денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за золотом и серебром. При этом осуществляется свободная чеканка монет из этих металлов и их неограниченное обращение.

Золотой монометаллизм существовал в трех формах:

1) золотомонетный стандарт (70-е годы XIX в. – до начала I мировой войны).

2) золотослитковый стандарт (начало 20-х гг. – до мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.).

3) золотодевизный стандарт (в ряде стран после окончания I мировой войны – до мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг.; после окончания II мировой войны до 1971г. – в международных экономических отношениях).

С начала 70-х гг. XX века золотой стандарт полностью прекратил своё существование. Причинами этого стали:

Во – первых, усиление вмешательства государства в регулирование экономики, значительный рост государственных расходов. Во – вторых, бурное развитие кредитной системы, появление транснациональных банков.

Ограничения же, существовавшие при золотом стандарте (обязательная норма покрытия денежной массы золотыми запасами), препятствовали развитию кредита, не позволяли правительствам значительно увеличивать свои расходы, широко использовать политику дефицитного финансирования экономики. Кроме того, после второй мировой войны прирост золотодобычи стал всё более отставать от темпов прироста производства.

Всё это и привело к отказу от золотого стандарта и установлению господства системы обращения кредитных денег. Для данной системы характерны следующие черты:

а) полное вытеснение золота из денежного оборота (внутреннего и внешнего) и оседание его в золотых резервах ЦБ; отмена официального золотого содержания валют;

б) выпуск наличных и безналичных денег на основе кредитных операций банков;

в) всё большую роль в денежном обращении играют электронные деньги, а также векселя, чеки, кредитные карточки;

г) широкое распространение получают коллективные валюты, как в безналичном (СДР), так и в наличном обращении (евро с 2002 года);

д) изменение характера денег (как результат пунктов а) и б)).


50. >> Денежная Масса и осн. денежные агрегаты:

Денежная масса– совокупность всех денежных средств, находящихся в наличной и безналичной формах, обеспечивающая обращение товаров и услуг в народном хозяйстве.

В структуре денежной массы выделяют активную часть – денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивную часть – включающую денежные накопления и остатки на счетах. Особое место занимают «квази-деньги» (почти-деньги), т.е. денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах, вложенные в ценные бумаги. Денежная масса, которой располагает народное хозяйство, зависит от предложения денег (денежная масса в обращении) и спроса на деньги (стремления учреждений и граждан иметь у себя определенную денежную сумму в наличности.)

Для характеристики денежного предложения применяются различные денежные агрегаты. Унифицированных систем денежного агрегатирования не существует, и в зависимости от особенностей национальных систем бухгалтерского учета для определения состояния денежной массы используется разное число денежных агрегатов. Друг от друга денежные агрегаты отличаются степенью ликвидности, т.е. возможностью быстрого превращения в наличные деньги. Однако в разных странах имеются общие подходы к распределению средств по денежным агрегатам. Наиболее часто используются агрегаты М0, М1, М2, М3, М4.

М0 охватывает банкноты и монеты в обращении;

М1 = М0 + вклады до востребования, средства на текущих счетах в коммерческих банках (КБ). М1 отражает функцию денег как средства платежа. В зависимости от особенностей развития экономики той или иной страны, доля этого денежного агрегата по отношению к ВВП колеблется от 20 до 35%;

М2 = М1 + небольшие срочные вклады в КБ (верхний предел их ограничен максимальной суммой государственного страхования депозитов). Структура М2 в разных странах существенно различается. Так, в Германии она включает срочные вклады до 4-х лет, а все остальные вклады относятся к М3;

М3 = М2 + депозитные сертификаты +крупные срочные вклады населения вклады населения в национальной и иностранной валюте + государственные ценные бумаги;

М4 = М3 + акции, облигации, векселя физических и юридических лиц.

В США, в отличие от других стран, вместо М4 используется денежный агрегат L, включающий М3, банковские акцепты, коммерческие бумаги, казначейские векселя и сберегательные облигации казначейства.

Для аналитических целей во многих странах мира наиболее часто используются агрегаты М1 и М2.

Денежный рынок

Деньги являются товаром (но особым, поскольку они всеобщий эквивалент). Как на каждый товар, на деньги существует спрос и предложение.

«Ценой» денег как товара служит процент. В результате взаимодействия спроса и предложения на денежном рынке устанавливается равновесная процентная ставка.

Спрос на деньги - это общее количество платёжных средств, которое фирмы и население желают держать у себя в настоящий момент.

Факторы спроса на деньги:

1) уровень дохода;

2) скорость обращения денег (чем она выше, тем меньше спрос на деньги);

3) уровень и динамика цен;

4) ставка процента.

В экономической теории существуют три основные концепции по вопросу того, как указанные выше факторы влияют на спрос на деньги.

Концепция И. Фишера

Американский экономист И.Фишер в 1925 году в своей работе «Покупательная сила денег» предложил так называемое «уравнение обмена», с помощью которого можно рассчитать количество денег, требуемых для обращения.

MV = PQ или M = PQ/V, где M – количество денег, необходимых для обращения; PQ – сумма цен товаров; V – скорость обращения денег.

Некоторые экономисты, представляя «уравнение обмена» И. Фишера в виде Р = МV/Q, делают вывод о прямой зависимости между уровнем цен и количеством денег в обращении.


51. >> Закон денежного обращения. Гос. регулирование денежного обращения:

Денежный рынок

Деньги являются товаром (но особым, поскольку они всеобщий эквивалент). Как на каждый товар, на деньги существует спрос и предложение.

«Ценой» денег как товара служит процент. В результате взаимодействия спроса и предложения на денежном рынке устанавливается равновесная процентная ставка.

Спрос на деньги - это общее количество платёжных средств, которое фирмы и население желают держать у себя в настоящий момент.

Факторы спроса на деньги:

1) уровень дохода;

2) скорость обращения денег (чем она выше, тем меньше спрос на деньги);

3) уровень и динамика цен;

4) ставка процента.

В экономической теории существуют три основные концепции по вопросу того, как указанные выше факторы влияют на спрос на деньги.

Концепция И. Фишера

MV = PQ или M = PQ/V, где M – количество денег, необходимых для обращения; PQ – сумма цен товаров; V – скорость обращения денег.

Концепция Дж. М. Кейнса.

По мнению Дж. М. Кейнса, существует три основных мотива спроса на деньги:

а) трансакционный мотив – деньги - это самый ликвидный актив и в качестве средства платежа они используются для совершения сделок. Поэтому количество денег должно быть достаточным для реализации всей товарной массы;

б) мотив предосторожности – определенное количество денег должно храниться для осуществления незапланированных расходов;

в) спекулятивный мотив – спрос на деньги зависит от сравнительной рыночной стоимости различных финансовых активов (курс ценных бумаг, процент по вкладам и кредитам, цены на недвижимость).

Общий спрос на деньги зависит от всех указанных выше мотивов и может периодически изменяться. Это означает, по мнению Дж. М. Кейнса, что прямой зависимости между количеством денег в обращении и темпом роста цен не существует.

Монетаристская концепция М. Фридмена.

По мнению М. Фридмена, существует пять основных форм богатства: деньги (агрегат М1), облигации, акции, физические блага, человеческий капитал. Каждая из этих форм богатства способна приносить доход как в денежной, так и в неденежной форме (например, деньги могут приносить доход в виде процентов, а также удобства, надёжности, гарантий). Собственник стремится оптимизировать структуру принадлежащего ему богатства с целью максимизации своих доходов. Однако структура богатства достаточно инерционна, и деньги занимают в ней устойчивое место. Поэтому совокупный спрос на деньги является величиной устойчивой, изменяющейся пропорционально долговременному темпу изменения ВВП.

Предложение денег – это совокупность платежных средств, обращающихся в данный момент в стране.

Предложение денег определяется:

1) розничным товарооборотом (выручка от торговых организаций);

2) поступлениями налогов и сборов;

3) поступлениями от реализации государственных ценных бумаг;

4) притоком вкладов в КБ (работает механизм банковского мультипликатора, речь о котором пойдет в следующей лекции);

5) денежной эмиссией.

В результате взаимодействия спроса и предложения, на денежном рынке складывается то или иное равновесное состояние.


52. >> Инфляция: сущность, причины и виды. Особенности инфляции в России.:

Инфляция – переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей денежной массы ведущей к росту цен и обесцениванию денег.

Причины: монополизация -, милитаризация экономики, высокие гос расходы, деформация структуры экоомики (тяж пром > лёгк пром)

Виды инфляции:

1. По формам проявления – открытая, подавленная.

2. В зависимости от характ. протекания: умеренная, голопирующая, гиперинфляция

3. По степени прогнозируемости: ожидаемая, неожидаемая

Наиболее общей причиной инфляции явл. дизбаланс между сов. спросом и сов. предложением.

Осюда можно выделить 2 вида инфляции: инфляция спроса и инфляция предложеня.

Первая порождена увеличением гос. расходов, ростом доходов населения. Вторая вызывается ростом цен на ресурсы и факторы производства.

Особенности инфляции в России

1). В первые годы после либерализации цен, их рост в России оказался одним из самых высоких среди бывших республик СССР и стран Восточной Европы, начавших переход к рыночной экономике. Основными причинами этого были:

а) значительный дефицит государственного бюджета (1991 г.- 31,9% ВВП; 1992 – 14,2%; 1993 – 7,3%; 1994 – 10,2%) и его финансирование в основном за счет кредитов Центрального банка правительству (данная практика была прекращена только в 1995 году);

б) существование до 1993 года единого денежного пространства со странами СНГ, что мешало России проводить эффективную антиинфляционную политику;

в) разрыв хозяйственных связей со странами СНГ и сильное падение производства. Только за 1992 г. поставки продукции из бывших республик СССР сократились в 4 раза

г) острое противостояние между различными ветвями власти, в результате которого принимались политические решения о предоставлении различных льгот, увеличении финансирования социальных и производственных расходов, не подкрепленные доходной базой бюджета;

д) ошибки и нерешительность при проведении либерализации цен. Так, опасаясь инфляции, правительство в январе 1992 года не пошло на либерализацию цен на нефть и нефтепродукты. Цены были повышены в 5 раз с сохранением государственного контроля за ними. По мнению Е.Г. Ясина, ошибка такого решения заключалась в том, что пятикратное повышение цен на нефть и нефтепродукты сразу задало как бы нижнюю планку повышения всех остальных цен. Не будь этого, цены в 1992 году могли бы вырасти не в 26, а в 8-10 раз.

е) сохранившийся вплоть до либерализации цен высокий инфляционный навес;

ж) значительную роль в раскручивании инфляционной спирали сыграли высокие косвенные налоги и прежде всего НДС. С момента введения НДС в 1992 г. его ставка была установлена на самом высоком в мировой практике уровне – 28% (первоначально предлагалась ставка даже в 32%). По мнению специалиста в области налогообложения И.В. Караваевой, «первоначально установленная 28-процентная ставка налога несомненно была завышена, а для периода либерализации цен она была недопустимо высока».

2) Значительное влияние на уровень инфляции в России оказывают немонетарные факторы долгосрочного характера. Высокий по мировым меркам уровень «фоновой» инфляции – особенность российской экономики. Данный уровень предопределяется:

а) высокой степенью монополизации экономики. Весомый вклад в рост потребительских цен вносит повышение цен и тарифов естественных монополий.

б) сильными народнохозяйственными диспропорциями, доставшимися в наследство от административно-командной экономики – слабым развитием сферы услуг, высокой энергоемкостью, нерациональным размещением производства;

3) Большое влияние на уровень инфляции в России оказывает неполное выполнение национальной валютой таких функций денег, как мера стоимости и средство накопления. Цены многих товаров, значительная часть сделок с движимым и недвижимым имуществом привязаны к иностранной валюте (доллару или евро). С ростом курса этой валюты растут рублевые цены на целый ряд товаров и услуг, что постепенно приводит к общему росту цен.

4) На уровне инфляции сказывается определенная заинтересованность российского правительства в росте цен. Дело в том, что если фактический рост цен оказывается выше заложенного в бюджете, это помогает решать бюджетные проблемы, финансировать дополнительные расходы.

5) Высокие темпы инфляции в России обусловлены сырьевой структурой экспорта и действующим порядком валютного регулирования. Высокие мировые цены на сырьё увеличивают приток валютной выручки в страну. Покупая в соответствии с законодательством часть этой выручки, Центральный банк наращивает рублёвую денежную массу, способствуя росту цен.


53. >>Антиинфляционная политика государства:

Положительные моменты инфляции:

1) способствуя повышению цен и прибыли, небольшая инфляция выступает как фактор оживления конъюнктуры, ускоряет определенные прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

2) уменьшается внутренний государственный долг;

3) растут налоговые доходы государства;

4) при падении курса национальной валюты может удешевляться экспорт, что способствует расширению зарубежных рынков сбыта продукции. Одновременно растет стоимость импорта, уменьшая конкурентоспособность иностранных товаров.

Однако, несмотря на отмеченные положительные моменты, даже умеренная (10-15% в год) инфляция представляет опасность для экономики страны, поскольку инфляционные ожидания производителей и потребителей могут в определенный момент выйти из-под контроля, раскручивая инфляционную спираль.

Цель антиинфляционной политики состоит в том, чтобы установить над инфляцией надежный контроль и удержать сравнительно невысокий темп роста цен. Различают антиинфляционную стратегию, предусматривающую меры долговременного характера по борьбе с инфляцией и тактику, включающую краткосрочные меры.

 

Антиинфляционная стратегия.

1. Гашение инфляционных ожиданий (изменение психологии) потребителей.

Один из наиболее действенных способов – неукоснительное выполнение правительством своих обещаний по регулированию темпа роста цен, согласованность заявлений государственных чиновников, разъяснительная работа в СМИ.

2. Сокращение государственных расходов путем уменьшения финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку.

3. Борьба с монополизмом, жесткий контроль над тарифной политикой естественных монополий.

4. Совершенствование структуры экспорта (отказ от монокультурности) и импорта.

5. Развитие рынка ценных бумаг.

6. Сведение к минимуму воздействия на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов (и, прежде всего, миграции краткосрочных спекулятивных капиталов).

Одно из решений проблемы перемещения данных «горячих» денег некоторые экономисты видят во введении «налога Тобина» на валютные операции. Свое название этот налог получил по имени лауреата Нобелевской премии в области экономики Дж. Тобина, который еще в 1978 году выдвинул идею обложения всех валютных операций невысоким (0,1%) налогом. Как показал опыт Чили 80-х годов ХХ века, одним из инструментов по регулированию миграции краткосрочных капиталов может быть и обязательное депонирование в Центральном банке на годовом беспроцентном счете определенной доли от ввозимого в страну капитала.

Антиинфляционная тактика.

Тактические меры по борьбе с инфляцией не рассчитаны на устранение причин и демонтаж ее механизмов, они носят краткосрочный характер и направлены на ослабление инфляции. Поскольку инфляция возникает из-за дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, то антиинфляционная тактика должна предусматривать деятельность в двух направлениях: а) увеличение предложения товаров и услуг без соответствующего повышения спроса; б) снижение текущего платежеспособного спроса без соответствующего снижения предложения. Назовем некоторые из этих мер.

Увеличение предложения товаров и услуг без повышения спроса:

а) приватизация государственной собственности;

б) снижение таможенных пошлин на импортируемые товары;

в) введение в оборот новых товаров и государственная поддержка формирования новых рынков (земля, информационные услуги, производные ценные бумаги и т.п.).

Снижение спроса без уменьшения предложения товаров и услуг:

а) государственное страхование вкладов населения в коммерческих банках;

б) повышение процента по срочным вкладам и льготное налогообложение доходов по ним;

в) денежная реформа конфискационного типа;

г) запаздывающая индексация доходов населения;

д) уменьшение индивидуальных налоговых льгот;

е) повышение ставки рефинансирования ЦБ;

ж) увеличение ЦБ нормы обязательного резерва для коммерческих банков и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...