Теоретический анализ проблемы формирования геоэкологического мышления
2.1 Сущность и содержание понятия геоэкологического мышления
В начале XX. в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении будущего Земли и возможности развития человеческого общества с его постоянно растущими запросами. Это обусловлено появление в рамках наук географического цикла нового научного направления - геоэкологии. Отличительной чертой геоэкологического знания является наличие понятий, которые раскрывают сущность взаимодействия окружающей среды и общества. Геоэкология как развивающаяся наука поглощает, интегрирует понятия самых разнообразных наук, как естественных, так и социально-экономических [20, С. 51]. Говоря о геоэкологическом мышлении в первую очередь нужно раскрыть само понятие «мышление». Мышление - это вид человеческого познания, особый процесс отражения объективной действительности. Его развитие обеспечивает получение знаний об объектах и явлениях, их свойствах и функциональных взаимодействиях, которые не могут быть непосредственно восприняты на этапе чувственного познания. Развитие мышления обеспечивает формирование сознания как высшей формы психического отражения действительности, которая свойственна общественно развитому человеку. Следовательно, для формирования определенного геоэкологического сознания необходимо обеспечивать соответствующий уровень развития мышления [18, С. 27]. Развитое мышление без наличия необходимого минимума теоретических знаний тоже не обеспечивает выполнение требуемых профессиональных действий. Для достижения образовательных целей следует определить соотношение в учебном процессе количества репродуктивных учебных заданий и заданий развивающего характера. В ходе обучения всегда возникают трудности с определением уровня обученности необходимому минимуму теоретических знаний и умений, еще более сложно определить уровень развития геоэкологического мышления [29, С. 17].
Не следует путать геоэкологическое мышление с геоэкологическим сознанием и с уровнем усвоения теоретических теоретических знаний. Некоторые специалисты между ними не всегда видят различия. В совокупности с поведенческой культурой они определяют уровень геоэкологической культуры личности. Владение суммой теоретических геоэкологических знаний еще не свидетельствует об уровне развития геоэкологического мышления и тем более, геоэкологического сознания. Многие педагоги именно на основании уровня усвоения учениками определенной суммы геоэкологических знаний пытаются судить об уровне развития геоэкологической культуры. Если геоэкологическое мышление проявляется через умения выполнять определенную мыслительную деятельность, то геоэкологическое сознание проявляется через операционно-практическую деятельность, то есть посредством поведения личности в определенных ситуациях. Выделяют несколько этапов развития геоэкологического мышления у школьников [31, С. 33]. Мышление формируется не сразу. При рождении человек имеет только определенную предрасположенность к какому-либо его виду, но само мышление формируется в процессе развития ребенка и становления индивида как личности. Каждый индивид обладает определенным видом мышления. Степень его развития зависит от той среды, в котором он рос. Без специального обучения у него формируются начальные формы логического мышления и могут быть не развиты формы профессионального мышления, так как их развитие происходит как в процессе обучения, так и в процессе совершения деятельности.
Геоэкологическое мышление - это основанное на естественной и гуманитарной экологии понимание и оценка взаимоотношений (связей и взаимодействий) человека с природной средой. Условно можно выделить несколько этапов развития мышления в процессе обучения ребенка в школе. Кратко проанализируем их []. Первый этап - дошкольная подготовка. Этап первичных восприятий окружающей среды и развития чувств, мира ощущений и сказок. Познание мира красок, форм и движений. Например, этот этап может проходить под девизом: «Познаем - удивляемся, двигаемся - восхищаемся». Задачи первого этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников: Знакомство с окружающим миром, развитие воображения. Формирование основ внутреннего мира ребенка. Создание «школы радости и удивлений». В этот период закладываются первые представления об окружающем мире, его красоте, формах и явлениях. Очень важно правильно дать представления о самом себе и связи личной жизни с окружающей средой в широком ее понимании. В проводимых мероприятиях должно отражаться своеобразие красоты живой природы, ландшафта, отдельных объектов. У детей должны формироваться первые представления об объектах живой и неживой природы. Обучение реализуется посредством игр и познавательных занятий, в ходе которых большое внимание уделяется конкретному созерцанию природных объектов и изготовлению простых поделок из природного материала. Обязательное условие - изучение основ танцев. Большое внимание уделяется фантазии и сказочности. Второй этап - этап конкретных базисных знаний. Задачи второго этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников: Развитие представлений и гармонии движений. Дальнейшее развитие воображения. Закрепление и углубление знаний об окружающем мире природы и ее явлениях. Изучение основ интерпретации движения. Реализация мыслительной деятельности в гармонии движений. Начало изучения природы родного края. Целенаправленное развитие мышления в процессе обучения дополняется косвенным воздействием на ум ребенка посредством организации экскурсий и наблюдения природных явлений [12, С. 17]. Основы геоэкологического мышления начинают закладываться вместе с развитием биологического мышления посредством изучения ребенком разнообразия мира, сравнения форм, красок, свойств изучаемых объектов, простой работы по уходу за растениями и животными и развития фантазии ребенка.
Во внеклассной работе реализуется система мероприятий на закрепление полученных знаний об окружающем пространстве посредством экскурсий, просмотра видеофильмов на экологические темы. Необходимо создать систему ознакомительно-познавательных экскурсий по изучению природы своего края, особенностей культуры, памятников и различных достопримечательностей. Одним из существенных недостатков современной учебно-воспитательной работы является отсутствие целенаправленной работы по формированию социальной и геоэкологической активности личности ребенка и развитию его чувств [21, С. 19]. Третий этап - предсистемный - этап начала формирования научной картины мира (5-7 кл.). Цель: осмысление живого, начало формирования природоохранного мышления. Девиз: «Познаем. Общаемся. Развиваемся». Задачи третьего этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников: . Углубление знаний о живой природе. . Формирование устойчивого интереса к определенной сфере деятельности. . Подробное изучение ландшафтов и живой природы родного края. В процессе изучения естествознания, биологии у учеников развиваются необходимые способы логического, естественнонаучного мышления. В этот период очень важно сохранить любознательность ребенка и систематически учить его культуре умственной деятельности. Развитию геоэкологического мышления в этот период должно уделяться особое внимание. Оно формируется на основе биологического мышления. На учебных занятиях и во внеклассной работе ребенку предъявляются различные задания на установление прямых взаимосвязей между особенностями строения организма и его поведением, образом жизни и средой обитания. Особенно важно в ходе обучения предлагать различные задания на понимание скрытых взаимосвязей между почвой и растениями, между отдельными явлениями живой и неживой природы, изучаются физико-химические основы их.
Учебные занятия и кружковая работа должны сочетаться с экологическими играми и походами по изучению родного края. Много внимания должно уделяться физическому развитию ребенка, мотивации стремления к физическому развитию посредством необходимости преодоления препятствий на экскурсиях, посредством соответствующей постановки агитационной и пропагандисткой деятельности. В кружковой работе большое внимание уделяется развитию эмоций, общению ребенка с животными, уходу за растениями, развитию трудовых навыков, умениям проводить элементарные наблюдения и вести дневники. Желательно привлекать детей к различным акциям по выявлению отрицательного воздействия общества на окружающую среду, к мероприятиям по очистке территории и т.д. [20, С. 55]. Четвертый этап - формирование основ системного мышления. Девиз: «Познаю, развиваюсь, открываю». Цель: развитие основ научного мышления. Задачи четвертого этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников: . Представить возможности ребенку раскрыть себя, сформировать у себя интерес к определенной сфере деятельности. . Формировать основы экологического мышления . Углубленное изучение учебного материала. . Развитие творческих способностей школьников. Один из самых ответственных этапов в формировании личности ребенка. Образовательная деятельность в области естествознания должна сочетаться с активным участием ребенка в работе кружков в учреждениях дополнительного образования. Необходимо представить ему возможность удовлетворять свое любопытство и совершать операционно-практическую деятельность. Обязательным условием организации воспитательной работы в данный период является формирование чувства Родины. Поэтому большое внимание должно уделяться краеведческой работе, общению с животными и растениями, организации экскурсионной деятельности и совершенствованию физического развития ребенка [17, С. 44]. В этот период особенно важно умело направлять, принуждать подростка к определенным занятиям, к которым у него есть склонность. Постепенно у него закладываются основы геоэкологического мышления. Пятый этап - активное творчество и формирование основ геоэкологического мышления (10-11 кл.). Девиз: «Живем и творим в мире людей и ради людей, то есть для себя». Цель: обеспечить «умственное и физическое совершенство с четкой гражданской позицией».
Задачи пятого этапа по формированию геоэкологического мышления у школьников: . Представить ребенку возможность реализовать себя в творчестве . Развитие творческих способностей и абстрактного мышления. . Обеспечить выполнение школьников различных проектов. . Содействовать участию подростка в акциях. Завершающий этап школьной подготовки. Основное внимание уделяется развитию индивидуальности ребенка и представлений о возможностях реализовывать себя в общественно значимой деятельности. Творческие объединения по интересам, факультативные занятия должны сочетаться с работой клубов, студий и проведением обязательных общешкольных мероприятий, которые направлены как на формирование общей культуры ребенка, так и на развитие элементов экологической культуры. Воспитание строится на четких социально значимых ориентирах. Большое внимание на данном этапе уделяется самостоятельному проведению первых исследований, наблюдений, написанию докладов, рефератов. Очень важно создать творческую, требовательную атмосферу около ребенка. Организовывать диспуты, обсуждения актуальных проблем современной геоэкологии [11, С. 15]. Шестой этап - профессиональная общеобразовательная геоэкологическая подготовка. На первых этапах профессиональной подготовки в учебных учреждениях обеспечивается общая геоэкологическая подготовка. Ее основное отличие заключается в том, что в ходе ее изучается материал, имеющий большую значимость для развития профессионального мышления и формирования необходимого адекватного уровня геоэкологической культуры специалиста. Поэтому экологический курс как бы состоит из двух подсистем: общей геоэкологии и учения о геоэкологической культуре [11, С. 16]. В процессе обучения широко применяются различные задачи, задания, направленные на развитие абстрактного мышления, формирование устойчивых способов решения тех или иных геоэкологических задач и ситуаций. В воспитательной работе основной акцент делается на совершенствование гражданской позиции и дальнейшее развитие геоэкологической культуры. Формы работы разнообразные. Седьмой этап - специальная геоэкологическая подготовка. Этот этап реализуется только в тех учебных заведения, где в процессе обучения специалиста требуются глубокие знания по геоэкологии или геоэкология является одним из компонентов будущей профессии. Например, при обучении будущего учителя биологии, географии и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|