Особенности формы правления современного Российского государства
Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством. Россия была провозглашена республикой в 1917 г. еще до Октябрьской революции, а федерацией — в 1918 г. Так как Конституция РФ 1993 г. говорит о России как о государстве с республиканской формой правления (ст. 1), это означает, что монархия в России исключается и на уровне Российской Федерации, и в отдельных ее субъектах. По тексту Конституции Россия является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Для нее характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики: - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд; - особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей; - избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту; - сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ; - отсутствие должности вице-президента; - исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, т.е. депутат не может быть одновременно членом правительства;
- не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности; - по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; - согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент; - Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. В России политические партии недостаточно сильны, вотум недоверия крайне затруднен, к тому же он невозможен по отношению к отдельным министрам. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства; - часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел); - вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент; - наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу;
- наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).
20.РФ: особенности государственного устройства. Согласно Конституции 1993 г., Россия - федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования. Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками: - территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории; - наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации; - в России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти; - субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ; - существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения. Как федерация, Россия строится на следующих принципах: 1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается: - отсутствием права выхода субъектов из состава РФ; - единым и равным гражданством (ч.1 ст.6); - обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями (ч.2 ст.6); - верховенством Конституции РФ на территории России (ч.2 ст.4); - распространением суверенитета РФ на всю ее территорию (ч.1 ст.4); - единым на всей территории государственным языком (ч.1 ст.68); - единой государственной символикой (ст.70); - наличием единой денежной единицы - рубля (ч.1 ст.75). 2. Равноправие субъектов. Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России - Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации. Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации. 3. Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.
4. Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ (ст.11, 71, 72, 73...), предусматривающих предметы: 1) исключительного ведения РФ (ст.71); 2) совместного ведения (ст.72); 3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73). Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).
21 РФ: особенности политического режима.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|