Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образование СССР. Борьба с т.н. «местными уклонистами»




 

В начале 20-х годов решался еще один важный и трудный вопрос – национальный. В национальном вопросе большевики выступали за интернационализм, обеспечивающий межнациональную солидарность трудящихся. В этих же целях они признавали равноправие наций и право каждой нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Но при этом они вовсе не хотели их отделения, напротив, в интересах классовой борьбы выступали за сохранение крупного государства, в котором оставались бы нерусские народы, получив право на территориальную автономию.

В годы гражданской войны на подконтрольных большевикам территориях были созданы автономные образования: Башкирская, Татарская, Киргизская, Горская, Дагестанская республики. Чувашская, Марийская и другие автономные области. Правда, в начале 20-х годов компетенция автономий была сужена, на деле они превратились в административно-территориальные единицы. В 1918 г. Россия была объявлена федеративной республикой, хотя фактически она оставалась унитарным государством.

После Октябрьского переворота окраины воспользовались правом на самоопределение и образовали свои независимые государства. Империя распалась. Однако Советское правительство, одержав победу над белыми, приступило с помощью Красной Армии и русскоязычных анклавов к собиранию отпавших частей империи. Лишь Финляндия, Польша, Прибалтика как республики с достаточно развитым уровнем экономики и однородным составом населения сумели отстоять свою самостоятельность. Во всех остальных, ставших самостоятельными государствах, с помощью Красной Армии удалось свергнуть национальные правительства, провести большевизацию и подчинить их Москве. Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия были объявлены советскими республиками, формально независимыми, но фактически управляемыми из ЦК РКП(б). Теперь необходимо было все республики объединить в единое государство. Вопрос решался в ЦК партии большевиков. Сталин предлагал включить советские республики в состав РСФСР на правах автономных (план автономизации). По этому плану республики при объединении оказывались не на равных правах по сравнению с РСФСР. Ленин был болен, но нашел в себе силы, чтобы направить объединение республик в относительно безопасное русло. Ленин предложил, чтобы все ведущие республики, в т.ч. РСФСР, на равных правах образовали новое союзное государство. В письме в Политбюро Ленин упрекнул Сталина в торопливости в национальном вопросе. Он писал, что «лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить».

Возник и другой спор. Три республики Закавказья - Азербайджан, Армения и Грузия объединились в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР); ЦК компартии Грузии во главе с Б.Г.Мдивани настаивал на том, чтобы республика вошла в союзное государство самостоятельно, а не как часть ЗСФСР. Этому противились Сталин и первый секретарь Закавказского краевого комитета партии С.К.Орджоникидзе. В споре Орджоникидзе ударил оскорбившего его грузинского коммуниста А.А.Кобахидзе. Для расследования «грузинского инцидента» была направлена комиссия во главе с Дзержинским, которая приняла сторону Орджоникидзе.

Ленин, узнав об этом, продиктовал письмо, где обвинил Сталина, Орджоникидзе и Дзержинского в великорусском шовинизме. Боясь осложнений в национальных отношениях, он предлагал, чтобы представители республик председательствовали в органах союзного государства, защищал свободу выхода этих республик из СССР. Иначе, писал Ленин, невозможно будет «защитить русских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса, шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнений, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической швали, как муха в молоке».

30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР в соответствии с ленинским планом постановил объединить РСФСР, Украину, Белоруссию, ЗСФСР в единое государство - Союз Советских Социалистических Республик. Были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР.

Созданное в ленинском варианте государство было унитарным, т.к. все полномочия сосредоточивались в руках централизованных партийных органов. Укреплялось оно уже без Ленина, при Сталине.

Сталин не считался с ленинской критикой русского шовинизма, не проявлял уступчивости в отношении угнетенных народов. Ленин не был русским шовинистом, он был русским великодержавником, даже большим, чем русские цари. И воевал он с русским шовинизмом потому, что он мешал ему в создании советской империи. СССР стал вторым изданием Российской империи; Ленин остановил распад империи тем же деспотическим и тираническим путем, что и цари. При этом сущность Советского государства оставалась та же, что и Московского царства, империи Петра, менялся лишь фасад. Крупный специалист по мировым цивилизациям Арнольд Тойнби писал, что создатели Русского государства «выработали для себя русскую версии византийского тоталитарного государства... Этому московскому политическому зданию был дважды придан новый фасад - сначала Петром Великим, а затем снова Лениным, но сущность этой структуры осталась неизменной... Под серпом и молотом, как под крестом. Россия все еще «Святая Русь», и Москва все еще «Третий Рим». Последующие события подтверждали справедливость такой оценки

Сталин всячески укреплял имперский характер государства. Вместо федеративного он построил унитарное государство, вместо борьбы с русским шовинизмом он его усилил и повел атаки против руководителей республик. В ответ на сталинские репрессии случилось то, чего боялся Ленин: в августе 1924 г. грузины подняли всеобщее восстание за независимую республику Грузию, которое было жестоко подавлено. Политолог с мировым именем А.Авторханов в своей книге «Империя Кремля» приводил данные: жертвой расправы стали до 5 тыс. убитых и раненых, тысячи арестованных и расстрелянных.

Так Сталин начал борьбу с «местными уклонистами». Кампания против них была объявлена на всесоюзном национальном совещании при ЦК партии 9-12 июня 1923 г., стенограмма которого опубликована в 1992 г. К совещанию Сталин подготовил через ГПУ сфальсифицированное дело на лидера татарских коммунистов, своего бывшего помощника по наркомату по делам национальностей Султан-Галиева. Согласно резолюции совещания, защитники национальных интересов ставились в один ряд с врагами Советской власти, и она стала обвинительным актом против национально мыслящих коммунистов всех республик. Сталину помогли Каменев и Зиновьев как в восхождении к власти, так и в организации борьбы с «местными уклонистами». Позднее, во время запоздалого раскаяния, Каменев рассказывал Троцкому, что при аресте бывшего председателя татарского совнаркома Султан-Галиева «мы с Зиновьевым, к несчастью, дали свое согласие. С того времени Сталин как бы лизнул крови». Дальше началась цепная реакция чисток в национальных республиках - Грузии, Татарии, Башкирии, Туркестане.

Дело было сфабриковано Сталиным для запугивания руководителей национальных республик, для беспрепятственного проведения своей шовинистической линии. Султан-Галиев в начале 20-х годов действительно не разделял взгляды Сталина по колониальным и национальным вопросам, открыто выступал за расширение прав автономных национальных образований. Личное мужество и точность в анализе позволили ему дать реалистическую оценку межнациональных отношений в СССР. Основываясь на фактах, он выдвинул положение о неизбежности национальных движений угнетенных народов в советское время - за расширение прав, за суверенитет, независимость. Ликвидировать эти движения никому не удается и не удастся, «какие бы хитрые махинации не выдумывались» теми, кто выступает под маской «демократов» или «коммунистов». Распад СССР стал лишь подтверждением его правоты.

Подавив национальные движения, разгромив их лидеров, Сталин проблемы национальных отношений загнал вглубь, решая их келейно, негласно. Этому способствовало укрепление личной власти Сталина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...