Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономика, политика и культура как главные сферы жизни общества. Значение знаний о культуре для развития общества




Федеральное агентство морского и речного транспорта

Государственное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

Л. К. Круглова

Культурология

Учебное пособие

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области историко-архивоведения в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Санкт-Петербург


УДК

ББК

 

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Кефели И. Ф.;

доктор философских наук, профессор Селиванов В. В.

Круглова Л. К.

Культурология: Учебное пособие, СПб.: СПГУВК, 2006, 609 с.

В учебном пособии освещены основные проблемы теории культуры, дана характеристика исторических типов культуры, обоснованы принципы построения теоретической модели гуманистической культуры. Концептуальной основой содержания учебного пособия является идея о человекотворческой сущности культуры.

 

 

 

Рекомендуется для студентов всех специальностей, изучающих курс «Культурология».

 

УДК

ББК

 

 

© Санкт-Петербургский государственный

университет водных коммуникаций, 2008

ISBN © Л.К. Круглова, 2008


Содержание

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ.. 6

Глава 1. Культурология как научная дисциплина. 6

1.1. Введение. 6

1.1.1. Экономика, политика и культура как главные сферы жизни общества. Значение знаний о культуре для развития общества. 6

1.1.2. Структура культуроведения: культурологическое знание и специальное культуроведческое знание 8

1.2. Структура культурологического знания. 10

1.2.1. Структура теории культуры.. 10

Философия культуры.. 10

Культурология. 15

1.2.2. Специальное культурологическое знание. 18

Социология культуры.. 18

История культуры.. 19

Культурная антропология. 19

Социальная антропология. 20

История изучения культуры.. 20

Социокультурная антропоэкология. 20

1.3. Структура специального культуроведческого знания. 23

1.4. Выводы.. 26

Глава 2. История изучения культуры.. 29

2.1. Проблема культуры в зарубежной философии. 29

2.2. Проблема культуры в русской философии. 49

Глава 3. Основные современные подходы к определению культуры.. 73

3.1. Критерии отбора основных подходов к определению культуры.. 73

3.2. Основные подходы к определению культуры.. 74

3.2.1. Эвристический подход. 74

3.2.2. Аксиологический подход. 76

3.2.3. Семиотический подход. 77

3.2.4. Технологический подход. 79

3.2.5. Функциональный подход. 79

3.2.6. Антропологический подход. 81

Глава 4. Функции и структура культуры.. 90

4.1. Функции культуры.. 90

4.2. Антропологическая структура культуры.. 100

4.2.1. Телесное и духовное. Эмоциональное и рациональное. 103

4.2.2. Субъектное – объектное. 106

4.2.3. Индивидуальное – универсальное. 107

4.2.4. Общественное и личное. 107

4.2.5. Биологическое и социальное. 108

4.3. Субстратный (статический) срез структуры культуры.. 114

4.3.1. Ценности и нормы.. 114

4.3.2 Овеществленные и неовеществленные ценности культуры. Техника. 117

4.3.3. Идеальный и реальный уровни культуры.. 120

4.3.4. Духовный и практический уровни культуры.. 122

4.4. Динамический срез структуры культуры.. 126

4.5. Функциональный срез структуры культуры.. 130

4.5.1. Материальная и духовная культура. 130

4.5.2. Культура повседневности. 134

4.5.3. Сферы культуры.. 139

4.6. Деятельностный срез структуры культуры.. 180

4.7. Социологический срез структуры культуры.. 187

4.7.1. Культура различных социальных групп и личности. 188

4.7.2. Официальная и неофициальная культура (народная культура, андеграунд, контркультура, субкультура) 205

4.7.3. Массовая и элитарная культура. 214

4.7.4. Культура как сторона различных сфер жизни общества (политическая культура, культура труда и т. д.) 218

4.7.5. Институциональный аспект структуры культуры.. 223

4.8. Выводы.. 226

Глава 5. Проблема типологии культуры.. 265

Раздел II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.. 281

Глава 1. Первобытно-синкретический тип культуры.. 281

1.1. Антропологическая структура. 281

1.2. Сферы культуры.. 294

Глава 2. Древневосточный тип культуры.. 312

Глава 3. Античный тип культуры.. 316

3.1. Антропологическая структура. 316

3.2. Сферы культуры.. 330

Глава 4. Религиозный тип культуры средневековья. 354

4.1. Антропологическая структура. 354

4.2. Сферы культуры.. 365

4.2.1. Религия. 365

4.2.2. Философия. 366

4.2.3. Наука, алхимия. 369

4.2.4. Искусство. 373

4.2.5. Право. 374

4.2.6. Мораль. 376

4.2.7. Воспитание. 377

4.2.8. Образование. 378

4.2.9. Общение. 379

4.3. Народная культура. 381

4.4. Средневековая культура как целостность. 382

Глава 5. Культура эпохи Возрождения. 384

5.1. Эпоха Возрождения: хронологические и территориальные границы, взаимосвязь социально-экономических и культурных особенностей. 384

5.2. Особенности антропологической структуры культуры.. 386

5.2.1. Субъектное – объектное. 386

5.2.2. Индивидуальное – универсальное. 388

5.2.3. Личное – общественное. 393

5.2.4. Телесное – духовное. 394

5.2.5. Биологическое – социальное. 395

5.2.6. Эмоциональное – рациональное. 397

5.3. Взаимосвязи и особенности содержания различных сфер культуры.. 400

5.3.1. Искусство. 401

5.3.2. Мораль. 405

5.3.3. Воспитание и образование. 409

5.3.4. Наука. 415

5.3.5 Общение. 418

5.3.6. Философия и религия. 428

5.4. Культура Возрождения как целостность. Исторические уроки эпохи Возрождения. 459

Глава 6. Сциентистско-прагматистский тип культуры нового и новейшего времени. 462

6.1. Исторические модификации капитализма и основные ценности сциентистско-прагматистской культуры.. 462

6.2. Антропологическая структура. 463

6.3. Сферы культуры.. 474

6.4. Общекультурные понятия. 498

6.5. Культура и цивилизация. Коллизии современной культуры и необходимость перехода к новым цивилизационным принципам.. 500

Раздел III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 504

Глава 1. Антропологическая структура культуры.. 509

1.1. Субъектное – объектное. 509

1.2. Личное – общественное. 513

1.3. Индивидуальное – универсальное. 515

1.4. Телесное – духовное. 517

1.5. Эмоциональное – рациональное. 519

1.6. Биологическое – социальное. 521

Глава 2. Изменение субординационных и координационных связей между элементами системы культуры. Тенденции развития содержания отдельных ее сфер. 527

Глава 3. Закономерности распределения и потребления ценностей культуры.. 579

3.1. Закономерности распределения ценностей культуры.. 579

3.2. Закономерности потребления ценностей культуры.. 582

Рекомендуемая литература. 587

 


«Варвар ленив и отличается от культурного человека тем, что он тупо и безучастно глядит перед собой, ибо практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии».

ГЕГЕЛЬ

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Глава 1. Культурология как научная дисциплина

Введение

Экономика, политика и культура как главные сферы жизни общества. Значение знаний о культуре для развития общества

Экономика, политика и культура являются важнейшими сферами жизни общества. Это положение вряд ли кто-то возьмется оспаривать всерьез. Дискуссии возникают тогда, когда необходимо решать практические вопросы, какой из этих сфер следует отдать предпочтение, с какой из них нужно начинать, чтобы обеспечить развитие общества в целом. За пальму первенства обычно сражаются экономика и политика. Культура, как правило, скромно стоит в стороне. Ее претензии чаще всего не идут дальше требований… нет, не требований — скорее, смиренных просьб — не губить ее, сохранить накопленные ею богатства. В ответ от имени экономики и политики культуре выделяются кое-какие средства, чтобы и в самом деле не погибла, вдруг, действительно, она пригодится. Кроме того, в дополнение к этому, ей даются клятвенные заверения, что как только экономика и политика достигнут высокого уровня развития, на культуру тоже прольется золотой дождь, и на нее будет обращено самое пристальное внимание.

Между тем практика реформирования российского общества показывает, что планы подъема экономики и оптимизации политической жизни постоянно срываются, а точнее, выполняются, но по известной формуле «хотели как лучше, получилось как всегда». В связи с этим возникает стойкое подозрение, что причины неудач находятся где-то за пределами экономики и политики. Так где же?

Уж не в культуре ли? Попробуем разобраться.

Посмотрим, как проходят политические и экономические реформы в нашей стране. Как только были заявлены экономические и политические свободы, ими воспользовались в первую очередь люди активные, но с антиобщественной ориентацией, безответственные, действующие по принципу «после нас хоть потоп». Значительная часть населения не хочет или не умеет воспользоваться дарованными им, а точнее, свалившимися на них свободами, ждет каких-то кардинальных мер, благодаря которым «все будет хорошо».

А ведь все это — способность или неспособность человека к активным действиям, ценности, во имя которых осуществляется человеческая деятельность, знания, которые использует человек, — формируется культурой, и прежде всего такими ее сферами, как образование и воспитание.

История вообще, в том числе и история нашей страны, убеждает нас в том, что определенный социально-экономический и политический уклад жизни общества всегда базируется на определенной культуре, т. е. на определенных нормах и правилах поведения людей, на определенных ценностях. Важнейшими из них являются качества человека, которые данным сообществом признаются самыми важными и нужными.

Совершенно блистательно это показано в классической работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», само название которой говорит о неразрывной связи культурного явления — протестантской этики, основанной на трудолюбии, бережливости и хозяйственной активности, — с капитализмом — явлением социально-экономического толка.

Интересно при этом отметить, что в Латинской Америке, где преобладает не протестантская, а католическая религия и соответственно господствуют другие, нежели в протестантских странах, формы этики и вообще иные формы культуры, сложился и отличающийся от североамериканского и европейского тип капитализма. В связи с этим возникает потребность в изучении культуры, закономерностей ее функционирования и развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...