Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура культуроведения: культурологическое знание и специальное культуроведческое знание




К настоящему времени знаний о культуре накоплено очень много. Весь комплекс знаний о культуре можно назвать культуроведением. В его рамках целесообразно различать культурологическое знание и специальное культуроведческое знание.

Культурологическое знание — это знание о культуре в целом, в этом его главная отличительная черта. Другой его особенностью является преобладание в структуре его содержания теории — т. е. знаний о законах бытия культуры. Это полностью соответствует этимологическому смыслу слова «логос», — что означает закон.

Кроме культурологического знания как теоретического знания о культуре в целом, в состав культуроведения входят также знания об отдельных сторонах и сферах культуры.

Это, например, искусствоведение — знание об изобразительном искусстве, театроведение — знание о театре, науковедение — знание о науке, киноведение — знание о кино, языкознание — знание о языке, и т. д. и т. п. Этот тип знания можно назвать специальным культуроведческим знанием. Оно отличается от культурологического прежде всего по предмету. Культурологическое знание — знание о культуре в целом, специальное культуроведческое знание — знание об отдельных частях культуры.

Различаются эти типы знания и по структуре. В культурологическом знании преобладает теория, при этом эмпирический материал, т. е. факты, даты и т. п. фигурируют в качестве подсобного материала. В специальном культуроведческом знании тоже есть теория, она описывает законы существования определенной области культуры. Однако эмпирическое знание при этом играет гораздо более значительную роль, чем в культурологическом знании. Эмпирические знания здесь приобретают порой самостоятельное значение. Это знания о времени создания тех или иных произведений, об индивидуальных особенностях стиля того или иного художника, писателя и т. п.

Культурологическое знание и специальное культуроведческое тесно взаимосвязаны. Первое служит теоретической базой для всего культуроведения. Так, все представители специального культуроведческого знания используют те или иные представления о том, что есть культура, каковы ее функции, движущие силы, законы развития, какое место занимает та сфера культуры, которую они непосредственно изучают, в системе культуры в целом. Со своей стороны специальные культуроведческие дисциплины поставляют то знание, которое «питает» культурологическое знание, служит базой для теоретических обобщений, для доказательства или опровержения теории.

Итак, весь комплекс знаний о культуре мы называем культуроведением. В его состав входит знание о культуре в целом — культурологическое знание — и знание об отдельных сферах и сторонах культуры. Это знание правильно назвать специальным культуроведческим знанием, поскольку в соответствии с логикой культурологическое знание — тоже культуроведческое знание, один из его типов. Однако для простоты изложения мы иногда специальное культуроведческое знание называем просто культуроведческим. Логическая тонкость, о которой шла речь выше, при этом подразумевается.

Структура культурологического знания

Культурологическое знание, в свою очередь, имеет сложную структуру. Главные ее элементы — теория культуры и специальное культурологическое знание. Они различаются между собой по предмету.

Теория культуры рассматривает культуру как целое, изучает законы и закономерности, которые действуют во всей системе культуры. Она состоит из двух разделов — философии культуры и культурологии.

Философия культуры ставит и решает наиболее общие вопросы бытия культуры. Культурология — это наука о законах структуры, функционирования и развития культуры.

Специальное культурологическое знание — это тоже знание о культуре как целом, но при этом отдельные дисциплины, входящие в состав специального культурологического знания, сосредоточивают основное внимание на тех или иных аспектах культуры как целого. Это видно уже из их названий: социология культуры, история культуры, культурная антропология, история изучения культуры, социокультурная антропоэкология.

Структура теории культуры

Философия культуры

Содержание и структура теории культуры как научной дисциплины формируется в тесном взаимодействии со смежными и родственными дисциплинами. Базовой дисциплиной для теории культуры является философия. Она дает общую картину мира, в рамках которой культура предстает в качестве одной из деталей ее сюжета.

Область пересечения философии и теории культуры можно рассматривать как отдельную научную дисциплину — философию культуры. Она является одновременно и частью философии, и частью теории культуры. Как часть философии она базируется на основных принципах той или иной философской системы, как часть теории культуры философия культуры, напротив, сама является фундаментом, на котором выстраивается содержание всех элементов теории культуры.

Структура философии культуры соответствует структуре философского знания. Так, ядром философии является онтология — учение о бытии. Соответственно важнейшим разделом философии культуры является онтология культуры. В его рамках ставятся и решаются такие вопросы, как место культуры в картине мира, культура и природа, внутренние и внешние противоречия культуры, общее, особенное и единичное в культуре, соотношение формы и содержания в культуре и т. п.

Другим важнейшим разделом философского знания является гносеология — теория познания. В философии культуры ему соответствует гносеология культуры.

Здесь ставятся и различными способами решаются такие проблемы, как границы и возможности познания культуры, специфика субъект-объектного взаимодействия в процессе познания культуры и т. п.

Тесно связанной с предыдущими является и такая философская дисциплина, как философия и методология науки. В философии культуры ей соответствует раздел философско-культурологического знания, который может быть назван «методология изучения культуры». Одним из важнейших вопросов, который ставится и решается в его рамках, является вопрос о различии и сходстве наук о культуре и наук о природе.

Значительное место в структуре философского знания занимает аксиология — теория ценностей. По содержанию она тесно связана с двумя другими ветвями философского знания — этикой и эстетикой, где ставится вопрос о происхождении и природе нравственных и эстетических ценностей. В философии культуры этим философским дисциплинам соответствует раздел «аксиология культуры». Кардинальные вопросы его содержания: культура и ценности, место и значение ценностей в культуре.

К числу наиболее важных философских дисциплин относится философская антропология, т. е. философское учение о человеке. Значительная часть философов прошлого и настоящего придерживается даже того мнения, что это самый главный и основополагающий раздел философии. Огромное значение он имеет и для философии культуры. На базе философской антропологии и в тесном взаимодействии с нею образуется раздел философии культуры, который можно назвать философской культурантропологией. Главная его проблема: человек и культура, человек как творец и творение культуры.

Определение места этой дисциплины в структуре культурологического знания зависит от того подхода к определению культуры, которого придерживается тот или иной исследователь. Так, если исследователь является сторонником антропологического подхода, т. е. исходит из понимания культуры как способа саморазвития человека, то философская культурантропология мыслится им как центр, ядро, сердцевина культурологического знания.

Сторонники других концепций не видят оснований для такой оценки философской культурантропологии, что вполне логично. Подробнее смысл основных подходов к определению культуры и, в частности, антропологического подхода будет раскрыт в главе 2.

Существенной частью философского знания является социальная философия, которая ставит и решает философские проблемы общественной жизни. В философии культуры ей соответствует раздел, который можно назвать социальной культурфилософией. Его главная проблема — культура и общество, их взаимосвязь и взаимовлияние, характер противоречий между культурой и обществом, пути их разрешения, гармонизация и дисгармонизация отношений между культурой и обществом.

Тесно связанным с социальной философией является такой раздел философского знания, как философия истории. В ее рамках ставятся и решаются вопросы о наличии или отсутствии прогресса в истории человечества, его содержании и критериях.

В философии культуры в рамках соответствующего раздела — философии истории культуры — ставятся и решаются вопросы о наличии или отсутствии прогресса в истории культуры, о его содержании и критериях. Важной проблемой философии истории культуры является проблема траектории развития культуры. Здесь предлагаются различные варианты. Наиболее известные из них: линейный (развитие по прямой), циклический (развитие по кругу), спиралеобразный, совмещающий в себе возможности первого и второго варианта.

Неотъемлемой частью философского знания является история философии и соответственно история философии культуры. Значение этого раздела философии культуры трудно переоценить. Здесь находится бесценное богатство, которым являются не только сами культурфилософские идеи и концепции, но и способ их обоснования, история их происхождения, характер взаимоотношений и взаимосвязи между ними.

Итак, философия культуры является одновременно и частью философии, и частью культурологического знания. Она включает в себя такие разделы, как онтология культуры, гносеология культуры, аксиология культуры, философская культурантропология, социальная культурфилософия, философия истории культуры, история философии культуры.

Как часть философии философия культуры тесно взаимодействует с областью специально- научного знания. Так, онтология культуры, рассматривающая вопрос о месте культуры в картине мира, соотносится с науками о природе.

Такие разделы, как гносеология культуры и аксиология культуры, учитывают достижения, и, в свою очередь, служат общетеоретической и методологической базой для психологии — специальной науки о человеческой психике (от греч. — phsihe — душа).

Философская культурантропология использует данные таких наук, как антропология — наука о человеке, как биологическом существе, этнография — наука о нациях, народностях и племенах, населяющих Землю, этнология — наука о законах существования человеческих сообществ этнического происхождения.

Социальная культурфилософия тесно взаимодействует с социологией — наукой об обществе.

Философия истории культуры и история философии культуры используют данные исторической науки, и в свою очередь являются для нее общетеоретической и методологической базой.

Во всех специальных науках широко используется математика. Поэтому ее нужно рассматривать в качестве неотъемлемого элемента специально-научной базы философии в целом и философии культуры как ее части.

В последнее время все громче заявляет о себе такая общенаучная дисциплина, как синергетика — наука о самоорганизации. Она зародилась во второй половине ХХ в. на стыке физики и химии. Однако довольно быстро выяснилось, что процессы самоорганизации имеют место во всех сферах бытия. Поэтому синергетика постепенно получает признание в качестве одного из самых существенных элементов общенаучного знания, оказывающего все более существенное воздействие на содержание философии культуры и культуроведения в целом.

Итак, философия культуры как часть философии опирается на массив специально-научного знания, и в частности на данные наук о природе, математики, синергетики, психологии, антропологии, этнографии, этнологии, социологии, истории и т. д.

С другой стороны, философия культуры, т. е. философско-культурологическое знание как часть теории культуры, тесно взаимодействует с другим видом культурологического знания, которое можно назвать культурологией, т. е. наукой о культуре.

Культурология

Термин «культурология», как и сама наука о культуре, появился сравнительно недавно. Впервые его употребил в 1909 г. немецкий химик и философ В. Освальд. Этот термин фигурирует в одной из статей русского поэта и культурфилософа Андрея Белого.

Но и та, и другая попытка введения нового термина осталась в свое время почти незамеченной.

Более выразительно слово «культурология» прозвучало в контексте исследований культуры, которые осуществил американский ученый Лесли Уайт (1900 – 1975).

Поскольку он не просто употребил слово «культурология», в смысле «наука о культуре», но и сделал решительные шаги по пути превращения знаний о культуре именно в науку о культуре, слово «культурология» в сознании исследователей истории изучения культуры прочно ассоциируется с Лесли Уайтом. Однако и до сих пор слово «культурология» не является общепризнанным и общеупотребительным. Например, согласно западноевропейской и американской научной традиции культурология как таковая в перечне наук не фигурирует. Вместо нее значатся такие дисциплины, как культурная антропология и социальная антропология. Об этих дисциплинах и их месте в структуре культуроведческого знания речь пойдет далее.

Очень часто весь массив знаний о культуре обозначается термином, который в переводе означает «науки о культуре». Здесь нужно отметить два момента. Во-первых, коль скоро речь идет о науках, тем самым ставится под сомнение возможность существования единой науки о культуре. Во-вторых, науки о культуре и культурология по смыслу не одно и то же. Науки о культуре — это совокупность наук о различных сторонах, аспектах, свойствах сферы культуры, а культурология — это наука о логосе культуры, т. е. наука о законах существования культуры как некоей целостности. Надо отметить, что самый прочный статус культурологии как науки имеется именно в российской научной традиции, причем оформился он совсем недавно — в 90-е годы ХХ столетия. Начиная с 60-х годов ХХ в., в советской философии и науке обозначился пристальный интерес к проблеме человека и культуры, и соответственно стали развиваться философская антропология и философия культуры. При этом для многих исследователей стал очевидным тот факт, что сопряжение этих дисциплин дает очень интересные результаты и обогащает содержание каждой из них, взятой в отдельности. Однако следует признать, что до сих пор далеко не для всех это обстоятельство представляется столь явным.

Как бы то ни было, при новом повороте общественной жизни, с началом перестройки, интерес к проблемам культуры и к проблемам человека резко обострился. В еще большей степени это характерно для постперестроечного периода. В результате в середине 90-х годов статус культурологии упрочился за счет введения ее в качестве обязательной дисциплины цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), что было предписано постановлениями соответствующих государственных органов.

Через некоторое время культурология утратила статус обязательной учебной дисциплины, этот статус остался только за философией, историей, иностранным языком и физической культурой. Однако культурология осталась в числе дисциплин, рекомендуемых в качестве тех, которые могут быть включены в учебные планы по решению Ученых советов вузов.

Следует отметить, что за тот период, когда культурология входила в число обязательных дисциплин, было опубликовано несколько учебников и учебных пособий. Сейчас принято говорить о них с легким пренебрежением, ссылаясь на то, что они писались второпях, наспех, дабы удовлетворить острую потребность в учебной литературе. Надо признать, что в некоторых случаях дело обстояло именно таким образом. Не следует, однако, забывать, что, как выше уже говорилось, изучение культуры и в философском, и в специально-научном аспекте интенсивно велось в нашей стране начиная с 60-х годов. Поэтому для некоторых авторов написанные ими учебники и учебные пособия по культурологии явились результатом многолетнего труда и содержат в себе изложение оригинальных и плодотворных концепций в сочетании с материалом, отражающим коллективные достижения в области изучения культуры.

К настоящему времени культурология оформилась и как научная и как учебная дисциплина. В ряде вузов ведется подготовка специалистов в этой области. Проводятся многочисленные конференции, симпозиумы и иные научные форумы, выпускается большое количество учебной и научной литературы.

В качестве основных разделов, составляющих содержание культурологии, можно признать следующие.

Во-первых, это раздел, связанный с рассмотрением проблемы определения культуры, что позволяет обозначить границы «поля» исследования. На этом этапе дается самое общее определение культуры, которое затем, по мере обогащения знаний о культуре, уточняется и детализируется.

Ядром культурологии как науки является изучение законов структуры, функционирования и развития культуры. На этой основе возможна формулировка проблемы, решение которой может придать огромную практическую значимость всему культурологическому знанию. Речь идет о построении теоретической модели должного состояния культуры. Большинство культурологов в лучшем случае ограничивается выявлением законов и закономерностей структуры, функционирования и развития культуры, а в худшем довольствуются всего лишь описанием более или менее ярких феноменов культуры. Между тем культурологические теории — это не «игра в бисер», их ценность определяется в первую очередь как раз тем, возможно ли на их основе построение модели должного состояния культуры. Отсутствие такой возможности — это приговор любой теории, свидетельство ее бесплодности и бесполезности. Отказ теоретиков от построения такой модели очень часто мотивируется известным выражением «Бойся тех, кто знает как надо». При этом подразумевается, что проблематика должного неизбежно связана с фанатизмом и догматизмом. Конечно, такого рода предупреждение следует иметь в виду. Но зачастую благородное беспокойство по поводу возможного догматизма служит удобной ширмой, прикрывающей бессилие некоторых теоретиков дать вразумительные ответы на практические вопросы.

Итак, в содержание культурологии как науки входит постановка и решение следующего круга проблем:

1. определение культуры;

2. законы структуры, функционирования и развития культуры;

3. построение теоретической модели гуманистической культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...