Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие памяти. Память и мышление.




Память - основа психической деятельности человека. Без нее невозможен процесс мышления, а также адекватное окружающему миру поведение человека. Память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. Благодаря памяти мы можем многократно использовать то, что мы однажды узнали и чему научились. Если «научение - это процесс, позволяющий накапливать информацию в нервной системе», то память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением».

Рецепторы и особенно ретикулярная формация выполняют роль фильтров, выделяя в каждый момент времени те входные сигналы, которые признаются важными для организма. Только после этого мозг «обращает внимание» на эту важную информацию и решает, как ее обрабатывать и сохранять.

Таким образом, события жизни проходят через нашу память как через сито, некоторые из них задерживаются в его ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти. Без этого механизма избирательной фиксации никакое научение не было бы возможным, так как в мозгу не оставалось бы следов, формирующих навыки, необходимые для выживания. С другой же стороны, если бы сохранялась вся несущественная информация, то нервные сети оказались бы настолько перегруженными, что мозг, в конце концов, уже не мог бы отделять главное от второстепенного, и деятельность его была бы полностью парализована. Поэтому память-это способность не только к запоминанию, но и к забыванию.

Без памяти не было бы возможно никакое научение. Можно добавить также, что без памяти не могло бы существовать и мышление. Действительно, для того чтобы мыслить, нужно что-то представлять себе, воображать, комбинировать образы или понятия, относящиеся к событиям, людям или предметам, которых физически в данный момент перед нами нет. Разумеется, это означает, они должны присутствовать в памяти.

Когда мы предаемся фантазиям (при воспоминаниях или в мечтах, а также при некоторых сновидениях), у нас появляются и основном мысленные образы. При этом возникают ассоциации, не управляемые какой-либо жесткой организацией мысли. Иногда при столкновении с суровой действительностью, мы начинаем строить какие - то пожелания или грезить наяву, например, вспоминаем о неких событиях (чаще всего, происшедших не с нами), которые могли бы быть решением проблемы. Так может сформироваться малореалистичная идея о том, что мы обязательно получим крупный выигрыш, купив лотерейный билет, или предстоящий завтра экзамен будет перенесен по каким-то причинам, существующим лишь в нашем воображении.

Однако в большинстве случаев нам приходится обрабатывать и упорядочивать информацию так, чтобы наиболее логичным образом справляться с встающими перед нами повседневными трудностями. При этом роль мышления состоит в выработке умственных стратегий, опирающихся на символические процедуры. Именно это происходит при формировании новых понятий, планировании нашей деятельности суждении о предметах, людях или событиях, поиске ответов на различные вопросы или принятии необходимых решений.

 

Характеристика видов памяти.

Строго говоря, память - это запоминание, охранение и дальнейшее воспроизведение человеком его опыта. С точки зрения физиологии основой памяти являются временные связи в мозге, которые образуются при воздействии извне на органы чувств и при наличии у человека интереса и внимания к этому воздействию. Изучением памяти П занимается очень давно. Есть несколько теорий памяти: личностная, социальная и др. Так как память пронизывает практически все сферы и области человеческой жизни, ее виды и типы очень многообразны. Также существуют разные классификации.

С точки зрения характера психической деятельности и способа запоминания информации память делится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Двигательная память подразумевает запоминание и воспроизведение движений и формирование двигательных навыков.

Образная память - это запоминание и воспроизведение чувственных образов явлений или предметов, а также их свойств.

При преобладании слуховой памяти человек лучше всего запоминает, сохраняет в памяти, а затем воспроизводит именно слуховые образы. например, мелодии.

Тактильная или осязательная память помогает запоминать, что называется, на ощупь. Это может быть как профессиональная черта, так и компенсация отсутствия каких-то возможностей, например, у слепых людей.

Если у чел-ка преобладает зрит.память, то его память можно охарактеризовать известной поговоркой «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Вкусовая и обонятельная память - это хорошее запоминание вкуса и запаха. Это также может быть как индивидуальной особенностью, так и проф.чертой.

Словесно-логическая память - это запоминание и воспроизведение мыслей и суждений. Эту память называют еще и вербальной.

Эмоциональная память сохраняет эмоц-но окрашенные события. Пережитые и сохраненные чувства обогащают существование, делают жизнь яркой, дают сигналы к тому, к каким действиям и событиям стремиться, а каких избегать.

Еще один критерий для выделения видов памяти - это время или длительность сохранения информации. С этой точки зрения память бывает сверхкратковременная, кратковременная и долговременная.

По характеру психической активности, требующейся для запоминания информации, память делится на: - двигательную, - эмоциональную, - образную, - словесно-логическую.

Процессы памяти.

Узнавание - опознание, как уже известного, объекта, кот. находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют: - индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета; - родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

Запоминание - мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации.

Воспроизведение - мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. Бывает произвольное и непроизвольное воспроизведение.

Забывание - мнемический процесс, кот. заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания.

Представление - наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета.

Воображение - когнитивный процесс, кот. основан на способности индивида к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.

Идеомоторный акт - форма представлений, когда представление о выполнении действия ведет к изменению тонуса мышц, которые обычно участвуют в реальном совершении этого действия. В структуре этого представления имеются как перцептивные элементы — зрительные и мышечные образы, — так и эффекторные в виде очень слабой мышечной иннервации, которая соответствует данной двигательной задаче.

Пространственные представления - форма представлений, в которых дано отражение пространственных отношений предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа.

Когнитивная карта - форма когнитивных образов, которые представляют собой субъективную картину, которая создается в результате активных действий в окружающей среде и имеющая, прежде всего пространственные координаты (верх–низ, право–лево, близко–далеко), в которой локализованы отдельные воспринимаемые предметы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...