Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Курация больных. Дифференциальный диагноз.




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

КУРСА

ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

 

 

2008 г.

 

 

Тема 1. Курация больных. Дифференциальный диагноз.

1.1. Цель занятия:

Научить студентов проводить клиническое обследование хирургического больного, устанавливать клинический диагноз и проводить дифференциальную диагностику с другими заболеваниями.

 

1.2. Задачи занятия:

Студент должен знать:

- существующие методы установления диагноза в хирургической практике, показания к проведению дифференциального диагноза

- виды диагнозов

- методы диагностики

- принципы проведения дифференциального диагноза

- перечень наиболее часто встречающихся заболеваний в хирургической практике

- методы выявления основных патологических признаков при острых хирургических заболеваниях

 

Студент должен уметь:

- собирать жалобы, анамнез

- проводить физикальное обследование больного

- объединять полученные данные в симптомокомплексы и синдромы, выделять группы заболеваний по схожей клинической картине

- проводить сопоставление и анализ полученных данных, проводить дифференциальную диагностику острых хирургических заболеваний органов брюшной полости

- заполнять историю болезни, амбулаторную карту

- сформулировать развёрнутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза.

 

2. Основные понятия:

дифференциальный диагноз, клинический диагноз, предположительный диагноз, принцип существенного различия, принцип исключения через противоположность, принцип несовпадения признаков

 

 

3. Дидактический материал к занятию:

Диагноз (распознавание) – медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании (травме, причине смерти), выраженное в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней. Содержанием диагноза могут быть также особые физиологические состояния организма, например, беременность, климакс и другие, а также заключение об эпидемическом очаге.

Установление диагноза болезни составляет заключительную часть процесса диагностики на каком-либо этапе или по окончанию целенаправленного обследования больного. Знание методов диагностики, принципов построения и оформления диагноза имеет важнейшее значение для медицинской практики, так как сформулированный диагноз является обоснованием к выбору методов лечения и профилактических мероприятий.

В зависимости от целей диагностики, характера обследуемого объекта и применяемых диагностических методов различают следующие виды диагноза: клинический, патологоанатомический, судебно-медицинский.

Клинический диагноз включает различные компоненты: этиологический, патогенетический, морфологический, функциональный.

Формулирование клинического диагноза. Производится по единым правилам, согласно которым в диагнозе последовательно указываются на первом месте основные заболевания, на втором – осложнения, на третьем – сопутствующие болезни.

Процесс установления диагноза не одинаков для разных случаев заболевания.

По способу установления различают прямой диагноз. Установленный по типичной совокупности признаков или по наличию патогномоничных для заболевания симптомов, и дифференциальный диагноз, основанный на установлении различий в проявлениях данной болезни с проявлениями всех заболеваний, при которых возможна сходная клиническая картина. При этом диагноз может быть установлен путём исключения всех, кроме одного, предполагавшихся возможных заболеваний, на основании различительных признаков, в том числе выявленных при целенаправленном диагностическом обследовании, или в процессе наблюдения за развитием болезни.

Дифференциальная диагностика начинается с определения ведущего симптома, симптомокомплекса или синдрома, и строится на обнаружении различий между проявлениями данного заболевания и абстрактной клинической картиной каждого из заболеваний, при которых возможен тот же признак, который является ведущим у данного больного. Для дифференциации используется как можно большее число симптомов каждой болезни. Это повышает достоверность выводов. Из ряда возможных болезней в дифференциальную диагностику включают прежде всего те, которые наиболее вероятны по частоте или по обстоятельствам заболевания. Различаемые болезни сравнивают по числу и характеру симптомов, сходных с наблюдаемыми; затем чётко проводятся различия как по отсутствию симптомов, свойственных предполагаемой болезни, так и по наличию малосвойственных и несвойственных ей симптомов. Исключение первоначально предполагавшегося заболевания основывается на одном из трёх принципов дифференциации.

Первый из них – это так называемый принцип существенного различия. Наблюдаемый случай болезни не принадлежит к сравниваемому виду заболеваний, так как в нём отсутствует тот симптом, который является постоянным признаком этого вида. Однако, на практике следует с осторожностью придерживаться этого принципа.

Второй принцип – принцип исключения через противоположность выражается так: наблюдаемый случай не есть то заболевание, с которым мы его сравниваем, так как при заболевании, с которым сравнивается данный случай, постоянно встречается симптом, прямо противоположный.

Третий принцип дифференциального метода можно назвать принципом несовпадения признаков. Сравнивая качество, интенсивность и особенности наблюдающегося симптома с симптомами того же порядка в сравниваемом заболевании, можно убедиться в их несовпадении, в различном характере и разном происхождении, что позволяет сомневаться и исключить предполагаемое заболевание.

Метод дифференциального диагноза предполагает и требует дальнейшего обследования больного.

Результатом процесса дифференциальной диагностики является предположительный (вероятный) диагноз болезни, клинические признаки которой обнаружили наибольшее сходство с симптомами имеющегося заболевания при наименьшем числе различий между ними. Другими словами, диагноз, установленный методом дифференциальной диагностики, является гипотезой, но наиболее обоснованной из всех других гипотез. Переход от вероятного к достоверному диагнозу болезни осуществляется путём предположительного диагноза практикой последующих лечебно-диагностических мероприятий, вытекающих из него.

В ходе изучения дифференциальной диагностики необходимо выработать особую настороженность к неотложным заболеваниям органов брюшной полости, настроиться на необходимость поиска скрытых симптомов и их анализа.

 

5. Список литературы:

1. Хирургические болезни: Учебник / М.И. Кузин, О.С. Шкроб, Н.М. Кузин и др..; Под ред. М.И. Кузина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 784 с.

2. Хирургические болезни: учеб. в 2 т. / Под ред. В.С. Савельева, А.И. Кириенко – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2006., т.1. – 608 с.

3. Методические указания по составлению истории болезни хирургического больного.

 


Тема 2:. Острый аппендицит

1.1.Цель занятия:

Изучить причины и патогенез развития аппендицита, клинические особенности и его осложнения, основные этапы операции и послеоперационное ведение больных с острым аппендицитом.

1.2. Задачи:

Студент должен знать:

- анатомию илеоцекального угла

- этиологию и патогенез аппендицита

- классификацию острого аппендицита

- клинику, диагностику и основные принципы лечения острого аппендицита

- осложнения острого аппендицита

Студент должен уметь:

3 уровень освоения

- Выявить основные жалобы и тщательно собрать анамнез.

- Правильно провести объективное исследование.

- Наметить план обследования больного.

2 уровень освоения

- Поставить диагноз

- Составить план лечения больных с острым аппендицитом.

- Проводить дифференциальную диагностику острого аппендицита с заболеваниями органов брюшной полости

1 уровень освоения

- Этапы оперативного вмешательства при различных формах острого аппендицита

- усвоить особенности предоперационной подготовки и послеоперационного режима больных.

2. Основные понятия:

- аппендикс, илеоцекальный угол, катаральный аппендицит, флегмонозный аппендицит, гангренозный аппендицит, перфорация червеобразного отростка, эмпиема червеобразного отростка

- ретроцекальное расположение отростка, ретроперитонеальное расположение отростка, аппендикулярный инфильтрат, аппендикулярный абсцесс, абсцесс дугласова пространства, аппендэктомия, ретроградная аппендэктомия, пилефлебит

3. Вопросы к занятию:

-Анатомо-физиологические сведения о слепой кишке и червеоб­разном отростке.

-Современные представления об этиологии и патогенезе острого аппендицита.

- Классификация острого аппендицита и патологоанатомические формы его.

- Особенности клинической картины острого аппендицита в зави­симости от патологоанатомических форм его.

- Особенности клинической картины заболевания в зависимости от вариантов расположения червеобразного отростка.

- Особенности клинического течения заболевания у детей, бере­менных и у стариков.

- Диагностический комплекс обследования больных.

- Дифференциальную диагностику с другими заболеваниями орга­нов брюшной полости и забрюшинного пространства

- Подготовка больных к операции и ведение послеоперационного периода

- Этапы открытой и лапароскопической аппендэктомии

- Хирургическая тактика при остром аппендиците и ее особен­ности при осложненных формах

- Клинику, диагностика и лечение осложнений острого ап­пендицита

- Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика хрони­ческого аппендицита; показания и противопоказания к операции.

4. Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные положения червеобразного отростка.

2. Назовите основные теории объясняющие развитие острого аппен­дицита.

3. Назовите классификацию острого аппендицита.

4. Опишите патоморфологические изменения в червеобразном от­ростке при его воспалении.

5. Опишите клиническую картину острого аппендицита и назовите его патогномоничные синдромы.

6. Диагностическая программа острого аппендицита.

7. Дифференциальная диагностика острого аппендицита.

8. Назовите особенности клинической картины острого аппендици­та у детей.

9. Назовите особенности клинической картины острого аппендици­та у стариков.

10. Назовите особенности клинической картины острого аппендици­та у беременных.

11. Назовите осложнения острого аппендицита.

12. Клиника, диагностика и лечение аппендикулярных инфильтра­тов и абсцесса.

13. Клиника, диагностика и лечение пилефлебита.

14. Особенности послеоперационного ведения больных с неослож­ненными и деструктивными формами острого аппендицита.

15. Послеоперационные осложнения, диагностика и лечение.

16. Клиника, диагностика и лечение хронического аппендицита.

 

Задания к самоконтролю:

1. Нарисовать варианты положения червеобразного отростка и опи­шите особенности клинической картины.

2. Напишите план обследования больного с острым аппендицитом.

3. Напишите назначения больному после аппендэктомии на первые 2-3 суток при неосложненном течении.

4. Напишите назначения больному после аппендэктомии на первые 2-3 суток с осложненными формами острого аппендицита.

5. Напишите клиническую картину пилефлебита и напишите назначе­ния для лечения данного осложнения.

5. Основная и дополнительная литература:

Основная:

1.Хирургические болезни: Учебник/М.И. Кузин, О.С. Шкроб, Н.М. Кузин и др..; Под ред. М.И. Кузина.-3-е изд., перераб. и доп..- М.:Медицина,2005.-784 с.

2.Хирургические болезни: учеб. в 2 т./под ред. В.С. Савельева, А.И. Кириленко.-2-е изд., испр.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2006.-т.1.-608 с.

3. Конспект лекции.

Дополнительная:

1.Майстренко Н.А., Мовчан К.Н., Волков В.Г. Неотложная абдоминальная хирургия: практикум.-СПб: Питер, 2002.-304 с.

2. Острый аппендицит: учеб. пособие для студентов вузов, ординаторов, аспирантов. Практических врачей / А.Г. Кригер, А.В. Федоров, П.К. Воскресенский, А.Ф. Дронов.- М.: Медпрактика – М. 2002-244 с.

3. Прудков М.И. Острый аппендицит. Клиника. Диагностика. Традиционное и минимально инвазивное лечение: Пособие для врачей / М.И. Прудков, С.В. Пискунов, А.И. Никифоров; М-во здравоохранения РФ. М-во здравоохранения Свердловской области. Уральская мед. академия.- Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.-40 с.

4. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости / В.С. Савельев. Под ред. В.С. Савельева- М, Издательство «Триада Х», 2005,-640 с.

5. Седов В.М. Аппендицит / В.М. Седов.- СПб, 2002 – 228 с.

 

6.Перечень заданий для самостоятельной работы:

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Дифференциальная диагностика острого аппендицита с острыми гинекологическими заболеваниями реферат
Лапароскопическая аппендэктомия Слайд-шоу
Хронический аппендицит. Классификация. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Показания и противопоказания к оперативному лечению реферат
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...