Тема 1. Курация больных. Дифференциальный диагноз.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ
2008 г.
Тема 1. Курация больных. Дифференциальный диагноз. 1.1. Цель занятия: Научить студентов проводить клиническое обследование хирургического больного, устанавливать клинический диагноз и проводить дифференциальную диагностику с другими заболеваниями.
1.2. Задачи занятия: Студент должен знать: - существующие методы установления диагноза в хирургической практике, показания к проведению дифференциального диагноза - виды диагнозов - методы диагностики - принципы проведения дифференциального диагноза - перечень наиболее часто встречающихся заболеваний в хирургической практике - методы выявления основных патологических признаков при острых хирургических заболеваниях
Студент должен уметь: - собирать жалобы, анамнез - проводить физикальное обследование больного - объединять полученные данные в симптомокомплексы и синдромы, выделять группы заболеваний по схожей клинической картине - проводить сопоставление и анализ полученных данных, проводить дифференциальную диагностику острых хирургических заболеваний органов брюшной полости - заполнять историю болезни, амбулаторную карту - сформулировать развёрнутый клинический диагноз, обосновать его на основе дифференциального диагноза.
2. Основные понятия: дифференциальный диагноз, клинический диагноз, предположительный диагноз, принцип существенного различия, принцип исключения через противоположность, принцип несовпадения признаков
3. Дидактический материал к занятию:
Диагноз (распознавание) – медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании (травме, причине смерти), выраженное в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней. Содержанием диагноза могут быть также особые физиологические состояния организма, например, беременность, климакс и другие, а также заключение об эпидемическом очаге. Установление диагноза болезни составляет заключительную часть процесса диагностики на каком-либо этапе или по окончанию целенаправленного обследования больного. Знание методов диагностики, принципов построения и оформления диагноза имеет важнейшее значение для медицинской практики, так как сформулированный диагноз является обоснованием к выбору методов лечения и профилактических мероприятий. В зависимости от целей диагностики, характера обследуемого объекта и применяемых диагностических методов различают следующие виды диагноза: клинический, патологоанатомический, судебно-медицинский. Клинический диагноз включает различные компоненты: этиологический, патогенетический, морфологический, функциональный. Формулирование клинического диагноза. Производится по единым правилам, согласно которым в диагнозе последовательно указываются на первом месте основные заболевания, на втором – осложнения, на третьем – сопутствующие болезни. Процесс установления диагноза не одинаков для разных случаев заболевания. По способу установления различают прямой диагноз. Установленный по типичной совокупности признаков или по наличию патогномоничных для заболевания симптомов, и дифференциальный диагноз, основанный на установлении различий в проявлениях данной болезни с проявлениями всех заболеваний, при которых возможна сходная клиническая картина. При этом диагноз может быть установлен путём исключения всех, кроме одного, предполагавшихся возможных заболеваний, на основании различительных признаков, в том числе выявленных при целенаправленном диагностическом обследовании, или в процессе наблюдения за развитием болезни.
Дифференциальная диагностика начинается с определения ведущего симптома, симптомокомплекса или синдрома, и строится на обнаружении различий между проявлениями данного заболевания и абстрактной клинической картиной каждого из заболеваний, при которых возможен тот же признак, который является ведущим у данного больного. Для дифференциации используется как можно большее число симптомов каждой болезни. Это повышает достоверность выводов. Из ряда возможных болезней в дифференциальную диагностику включают прежде всего те, которые наиболее вероятны по частоте или по обстоятельствам заболевания. Различаемые болезни сравнивают по числу и характеру симптомов, сходных с наблюдаемыми; затем чётко проводятся различия как по отсутствию симптомов, свойственных предполагаемой болезни, так и по наличию малосвойственных и несвойственных ей симптомов. Исключение первоначально предполагавшегося заболевания основывается на одном из трёх принципов дифференциации. Первый из них – это так называемый принцип существенного различия. Наблюдаемый случай болезни не принадлежит к сравниваемому виду заболеваний, так как в нём отсутствует тот симптом, который является постоянным признаком этого вида. Однако, на практике следует с осторожностью придерживаться этого принципа. Второй принцип – принцип исключения через противоположность выражается так: наблюдаемый случай не есть то заболевание, с которым мы его сравниваем, так как при заболевании, с которым сравнивается данный случай, постоянно встречается симптом, прямо противоположный. Третий принцип дифференциального метода можно назвать принципом несовпадения признаков. Сравнивая качество, интенсивность и особенности наблюдающегося симптома с симптомами того же порядка в сравниваемом заболевании, можно убедиться в их несовпадении, в различном характере и разном происхождении, что позволяет сомневаться и исключить предполагаемое заболевание. Метод дифференциального диагноза предполагает и требует дальнейшего обследования больного.
Результатом процесса дифференциальной диагностики является предположительный (вероятный) диагноз болезни, клинические признаки которой обнаружили наибольшее сходство с симптомами имеющегося заболевания при наименьшем числе различий между ними. Другими словами, диагноз, установленный методом дифференциальной диагностики, является гипотезой, но наиболее обоснованной из всех других гипотез. Переход от вероятного к достоверному диагнозу болезни осуществляется путём предположительного диагноза практикой последующих лечебно-диагностических мероприятий, вытекающих из него. В ходе изучения дифференциальной диагностики необходимо выработать особую настороженность к неотложным заболеваниям органов брюшной полости, настроиться на необходимость поиска скрытых симптомов и их анализа.
5. Список литературы: 1. Хирургические болезни: Учебник / М.И. Кузин, О.С. Шкроб, Н.М. Кузин и др..; Под ред. М.И. Кузина. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 784 с. 2. Хирургические болезни: учеб. в 2 т. / Под ред. В.С. Савельева, А.И. Кириенко – 2-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2006., т.1. – 608 с. 3. Методические указания по составлению истории болезни хирургического больного.
Тема 2:. Острый аппендицит 1.1.Цель занятия: Изучить причины и патогенез развития аппендицита, клинические особенности и его осложнения, основные этапы операции и послеоперационное ведение больных с острым аппендицитом. 1.2. Задачи: Студент должен знать: - анатомию илеоцекального угла - этиологию и патогенез аппендицита - классификацию острого аппендицита - клинику, диагностику и основные принципы лечения острого аппендицита - осложнения острого аппендицита Студент должен уметь: 3 уровень освоения - Выявить основные жалобы и тщательно собрать анамнез. - Правильно провести объективное исследование. - Наметить план обследования больного. 2 уровень освоения - Поставить диагноз - Составить план лечения больных с острым аппендицитом.
- Проводить дифференциальную диагностику острого аппендицита с заболеваниями органов брюшной полости 1 уровень освоения - Этапы оперативного вмешательства при различных формах острого аппендицита - усвоить особенности предоперационной подготовки и послеоперационного режима больных. 2. Основные понятия: - аппендикс, илеоцекальный угол, катаральный аппендицит, флегмонозный аппендицит, гангренозный аппендицит, перфорация червеобразного отростка, эмпиема червеобразного отростка - ретроцекальное расположение отростка, ретроперитонеальное расположение отростка, аппендикулярный инфильтрат, аппендикулярный абсцесс, абсцесс дугласова пространства, аппендэктомия, ретроградная аппендэктомия, пилефлебит 3. Вопросы к занятию: -Анатомо-физиологические сведения о слепой кишке и червеобразном отростке. -Современные представления об этиологии и патогенезе острого аппендицита. - Классификация острого аппендицита и патологоанатомические формы его. - Особенности клинической картины острого аппендицита в зависимости от патологоанатомических форм его. - Особенности клинической картины заболевания в зависимости от вариантов расположения червеобразного отростка. - Особенности клинического течения заболевания у детей, беременных и у стариков. - Диагностический комплекс обследования больных. - Дифференциальную диагностику с другими заболеваниями органов брюшной полости и забрюшинного пространства - Подготовка больных к операции и ведение послеоперационного периода - Этапы открытой и лапароскопической аппендэктомии - Хирургическая тактика при остром аппендиците и ее особенности при осложненных формах - Клинику, диагностика и лечение осложнений острого аппендицита - Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика хронического аппендицита; показания и противопоказания к операции. 4. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите основные положения червеобразного отростка. 2. Назовите основные теории объясняющие развитие острого аппендицита. 3. Назовите классификацию острого аппендицита. 4. Опишите патоморфологические изменения в червеобразном отростке при его воспалении. 5. Опишите клиническую картину острого аппендицита и назовите его патогномоничные синдромы. 6. Диагностическая программа острого аппендицита. 7. Дифференциальная диагностика острого аппендицита. 8. Назовите особенности клинической картины острого аппендицита у детей. 9. Назовите особенности клинической картины острого аппендицита у стариков. 10. Назовите особенности клинической картины острого аппендицита у беременных.
11. Назовите осложнения острого аппендицита. 12. Клиника, диагностика и лечение аппендикулярных инфильтратов и абсцесса. 13. Клиника, диагностика и лечение пилефлебита. 14. Особенности послеоперационного ведения больных с неосложненными и деструктивными формами острого аппендицита. 15. Послеоперационные осложнения, диагностика и лечение. 16. Клиника, диагностика и лечение хронического аппендицита.
Задания к самоконтролю: 1. Нарисовать варианты положения червеобразного отростка и опишите особенности клинической картины. 2. Напишите план обследования больного с острым аппендицитом. 3. Напишите назначения больному после аппендэктомии на первые 2-3 суток при неосложненном течении. 4. Напишите назначения больному после аппендэктомии на первые 2-3 суток с осложненными формами острого аппендицита. 5. Напишите клиническую картину пилефлебита и напишите назначения для лечения данного осложнения. 5. Основная и дополнительная литература: Основная: 1.Хирургические болезни: Учебник/М.И. Кузин, О.С. Шкроб, Н.М. Кузин и др..; Под ред. М.И. Кузина.-3-е изд., перераб. и доп..- М.:Медицина,2005.-784 с. 2.Хирургические болезни: учеб. в 2 т./под ред. В.С. Савельева, А.И. Кириленко.-2-е изд., испр.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2006.-т.1.-608 с. 3. Конспект лекции. Дополнительная: 1.Майстренко Н.А., Мовчан К.Н., Волков В.Г. Неотложная абдоминальная хирургия: практикум.-СПб: Питер, 2002.-304 с. 2. Острый аппендицит: учеб. пособие для студентов вузов, ординаторов, аспирантов. Практических врачей / А.Г. Кригер, А.В. Федоров, П.К. Воскресенский, А.Ф. Дронов.- М.: Медпрактика – М. 2002-244 с. 3. Прудков М.И. Острый аппендицит. Клиника. Диагностика. Традиционное и минимально инвазивное лечение: Пособие для врачей / М.И. Прудков, С.В. Пискунов, А.И. Никифоров; М-во здравоохранения РФ. М-во здравоохранения Свердловской области. Уральская мед. академия.- Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.-40 с. 4. Руководство по неотложной хирургии органов брюшной полости / В.С. Савельев. Под ред. В.С. Савельева- М, Издательство «Триада Х», 2005,-640 с. 5. Седов В.М. Аппендицит / В.М. Седов.- СПб, 2002 – 228 с.
6.Перечень заданий для самостоятельной работы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|