Выбор темы курсовой работы и изучение литературы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ Методические указания по написанию, оформлению и защите МИНСК 2005 ВВЕДЕНИЕ
Выполнение курсовой работы по макроэкономике – одна из важнейших форм самостоятельной работы студентов в вузе, предоставляющая им возможность глубоко и серьезно разобраться в отдельных актуальных экономических проблемах. Вдумчивая работа способствует систематизации знаний и более успешной подготовке к экзамену по курсу экономической теории. Анализ сложных экономических проблем в процессе выполнения курсовой работы позволит студентам приобрести навыки работы со специальной литературой, статистическими и фактическими материалами; выработать умение на основе статистических справочников и сборников составлять и использовать таблицы, диаграммы, графики; на базе обобщения явлений экономической жизни делать теоретические и практические выводы. В ходе этой работы приобретаются способности четко и логично излагать свои мысли, использовать аргументированную критику и давать сравнительную характеристику разных взглядов по отдельным экономическим вопросам. Кроме того, студенты приобщаются к научному поиску, приобретают опыт подготовки докладов и публичных выступлений, подготовки тезисов конференций и научных работ. Вместе с тем необходимо понимать, что курсовая работа являются эффективной формой изучения экономической теории, если она выполнена студентами творчески, самостоятельно, на основе глубокого изучения научной и методической литературы, обобщения и анализа разностороннего конкретного фактического и статистического материала. Важным элементом курсовой работы по макроэкономике является ее идеологическая составляющая. Содержание работы должно отражать государственную идеологию нашей страны, раскрывать пути и методы формирования социально ориентированной рыночной экономики, построения высокоразвитого постиндустриального общества. При этом, наряду с критическим анализом имеющихся недостатков в развитии экономики, следует показывать и достигнутые нашей страной успехи в экономическом росте, повышении уровня жизни людей, снижении уровней инфляции и безработицы и других направлениях экономической и социальной политики.
При заочной форме обучения содержание курсовых работ позволяют преподавателям судить о ходе самостоятельной работы студентов в межсессионный период и о степени их подготовки к экзаменам. Успех выполнения курсовой работы во многом зависит от того, насколько четко студенты представляют себе, какие требования предъявляются к данной работе, каков порядок ее выполнения и защиты. Необходимым условием качественного выполнения студентами курсовых работ являются высокие требования преподавателей и реальная помощь студентам со стороны кафедры при подготовке и написании этих работ: проведение консультаций по методике выполнения, помощь в составлении плана и подборе литературы, статистического материала, четкое рецензирование и организация защиты, а также правильная оценка проделанной работы и знаний по теме. Цель данной методической разработки – помочь студенту в правильной организации работы и качественном ее выполнении. Внимательное изучение методических рекомендаций поможет студенту избежать типичных ошибок при организации выполнения курсовой работы, и грамотно ее оформить.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
Курсовая работа является самостоятельным теоретическим исследованием, имеющим внутреннее единство, творчески выполненным студентом на основе изучения широкого круга отечественной и зарубежной литературы. В ней необходимо раскрыть содержание выбранной темы, продемонстрировать умение анализировать и обобщать материал, увязывать вопросы экономической теории с мировой и отечественной хозяйственной практикой, сформулировать выводы и предложения по выбранной тематике. Теоретические положения должны подтверждаться конкретным фактическим и статистическим материалом. В каждой теме необходимо глубоко проанализировать основные черты нынешнего состояния экономики нашей страны.
Кафедра закрепляет студентов за преподавателем в соответствии с номером группы, определяет график консультаций и ведет учет движения курсовой работы от момента ее представления студентом до защиты. Преподаватель составляет график работы со студентами с указанием времени консультаций и определением сроков всех этапов написания курсовой работы. При заочной форме обучения это отражается в учебном плане. Выбор темы курсовой работы и изучение литературы
Тематика курсовых работ по макроэкономике утверждается кафедрой. Студенты стационара определяют тему по своему выбору из заданной тематики, а студенты-заочники выбирают тему из трех-четырех предлагаемых кафедрой (в соответствии со схемой вариантов тем курсовых работ по экономической теории для студентов-заочников, имеющейся на кафедре и ежегодно изменяемой). Перед окончательным выбором темы рекомендуем предварительно просмотреть литературу по предлагаемой проблематике для того, чтобы отсутствие литературы не стало основной проблемой при подготовке работы. В отдельных случаях студент может выбрать тему, не включенную в перечень, или несколько изменить ее название. Однако в таком случае он должен обосновать необходимость ее разработки, согласовать тему с руководителем. При выборе темы курсовой работы необходимо руководствоваться следующим: 1) тема должна быть интересна студенту, способствовать углублению и расширениюего знаний; 2) желательно, чтобы тема была связана с практическим опытом работы студента-заочника или будущей специальностью студента стационара;
3) тема может быть продолжением ранее подготовленных выступлений, докладов, рефератов по данной проблеме; 4) желательно выбрать такую тему, результаты работы над которой впоследствии могли бы быть использованы в качестве теоретического раздела в курсовых и дипломных работах по специальности. Выбранная и согласованная с руководителем тема курсовойработы не может быть изменена студентом без соответствующегоразрешения. После выбора темы студент приступает к изучению имеющейся литературы. Практика показывает, что студенты зачастую испытывают трудности при составлении плана работы, вызванные недостаточным уровнем знаний по рассматриваемой теме. Поэтому, прежде всего, рекомендуем познакомиться с изложением данной проблемы в современной учебной литературе по экономической теории: Долан Э., Линдсей Д. Рынок: Микроэкономическая модель. СПб., 2002. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб., 2003. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2003. Мэнкью Н.Грегори. Макроэкономика. М., 1999. Макконнелл К..Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. М.: ИНФРА – М. 2004. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: Глобальный подход. М., 1999. Самуэльсон П. Экономика. М., 1999. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.,1995. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2-х т. М., 1993. Экономическая теория /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 1999.
Следует помнить, что учебники и справочные пособия смогут помочь определить только основные вопросы и структуру курсовой работы. Глубокое же изучение темы возможно лишь на основе изучения специальной экономической литературы. Поэтому следующий этап – изучение дополнительной научной литературы. Это, прежде всего, монографии отечественных и зарубежных авторов по избранной теме, а также журнальные и газетные научные статьи и обзоры, статистические сборники и тематические справочники за текущий и предыдущие годы. Предварительно собранную литературу нужно дополнять и уточнять на протяжении всего времени работы над исследуемой проблемой. Количество использованных источников должно составлять не менее 10–15 наименований.
Поиски литературы следует начинать с тематических каталогов в библиотеке университета, в Национальной библиотеке имени Ф. Скорины, в других публичных библиотеках. При работе над темой рекомендуем использовать следующие журналы: "Российский экономический журнал", "Вопросы экономики", "Мировая экономика и международные отношения", "ЭКО", "Вестник МГУ", "Вестник БГЭУ", "Вестник БГУ" (серия "Экономика"), "Белорусский экономический журнал", "Финансы, учет, аудит", "Банковский вестник", «Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование» и др., а также газеты: "НЭГ", "Белорусская деловая газета", "Белорусский рынок" и др. Указатели опубликованных материалов за год помещаются, как правило, в последнем номере журнала. Начинать правильнее всего с изучения материалов текущего года, а затем уже дополнять полученные знания информацией прошлых лет. В последнее время издано много работ отечественных и зарубежных авторов по теории рыночной экономики, использование которых при написании курсовой работы, несомненно, повысит ее качество и ценность. Работать с литературой (особенно прежних лет издания) необходимо творчески, избегая необоснованного экономического оптимизма, учитывая реалии нынешнего этапа развития общества и экономики. Если в литературе существует различие мнений в определении категорий, законов, экономических процессов и явлений, то необходимо привести точки зрения различных авторов, сделав соответствующие ссылки на источники, и аргументировано обосновать свою позицию, которая может совпадать с уже имеющейся или быть оригинальной. Необходимым условием выполнения курсовой работы является изучение проблемы и обобщение современной литературы по теме, а также умение анализировать фактический материал. Использование фактического материала из периодической печати, конкретного опыта работы предприятий, объединений, организаций, фирм, банков и т.д. позволяет студенту теснее увязать теорию с практикой. Теоретические выводы, подтвержденные хорошим фактическим материалом, – достоинство курсовой работы. Основными источниками статистических данных являются: общие ежегодные статсборники, выпускаемые Минстатом Республики Беларусь и другими статистическими органами, специальные тематические справочники, подборки материалов в журналах и газетах. Приводимые статистические данные должны быть за последний год, а если дается динамика экономических показателей – то за предшествующие 5–10 лет.
Наряду с официальными материалами можно использовать фактические данные из книг, статей и др., с обязательной ссылкой на источник.
Структура курсовой работы
Ознакомившись с литературой по выбранной теме и представив основное ее содержание, можно приступать к составлению плана курсовой работы, который впоследствии, по мере необходимости, можно дополнять и уточнять. Окончательный план необходимо согласовать с руководителем (для студентов стационара). По своей структуре курсовая работа, как правило, состоит из «введения», трех-четырех основных вопросов, «заключения». Основные вопросы могут быть разбиты на подвопросы. Оформленная курсовая работа должна содержать: Титульный лист; Содержание (план); Введение; Основную часть, представленную тремя-четырьмя главами; Заключение; Список использованных источников; Приложения (при необходимости).
Титульный лист На титульном листе должны быть приведены следующие сведения: наименование министерства, высшего учебного заведения и кафедры, где выполнена курсовая работа; название курсовой работы; фамилия, имя, отчество автора с указанием курса, факультета и группы; фамилия, имя, отчество руководителя, город и год (см. приложение А).
1.2.2. Содержание (план) Содержание включает в себя название структурных частей курсовой работы ("Перечень условных обозначений" (если они есть), "Введение", "Глава", "Заключение", "Список использованных источников", "Приложения"), названия всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей курсовой работы. Содержание дается вначале, т.к. это дает возможность сразу увидеть структуру работы (см. приложение Б).
Введение Введение – вступительная, начальная часть работы. В ней дается общая оценка состояния объекта исследования, раскрывается актуальность темы курсовой работы, кратко характеризуется необходимость проведения исследований, отражается важность решаемых вопросов для Республики Беларусь, формулируется цель исследования, дается обзор литературы по теме. При необходимости дается исторический экскурс. Объем «Введения» – до 2-3 страниц.
Основная часть В основной части работы, разбитой на главы (разделы), раскрывается содержание темы. При изложении дается теоретическое обоснование известных и предполагаемых методов, алгоритмов решения задач, излагается их суть, сравнительная характеристика и оценка. Весь порядок изложения в курсовой работе должен быть подчинен цели исследования, сформулированной автором. Логичность построения и целеустремленность изложения основной части достигается лишь тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для последующей. В курсовой работе следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования: избегать обилия общих слов, неоправданного увеличения объема. При написании курсовой работы студент обязан давать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Не допускается компилятивный пересказ текста других авторов. В конце каждой главы следует приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования. Объем основной части – 25-30 страниц рукописного текста или 20-25 страниц печатного текста, выполненного через 1,5 межстрочных интервала (38-41 строка на странице).
Заключение В этом разделе должны содержаться основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе. Объем – 2-3 стр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|