Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития экономической науки.




Предмет и метод экономической науки.

Экономическая теория — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Таким образом, предметом эконом. теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

Из предмета эконом. теории можно выделить первую функцию экономики: нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая. На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.

В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют:

Микроэкономика — раздел эконом. теории, который исследует поведение отдельных экономических субъектов.

Макроэкономика — раздел эконом. теории, который изучает функционирование экономики страны в целом.

В экономической науке используются стандартные методы диалектики и логики. К общенаучным методам исследования эконом. процессов относятся такие методы, как:

-анализ и синтез;

-индукция и дедукция.

-метод научной абстракции

Общим мировоззренческим методом является материалистическая диалектика

Среди частных методов исследования выделяют:

-графические,

-статистические,

-математические,

-моделирование,

-сравнительный анализ,

-экономический эксперимент,

-сравнение и аналогия

Основные параметры в макроэкономической теории.

В макроэкономической теории рассматриваются следующие основные параметры:

Потребительские расходы (обозн. С) — расходы домохозяйств на товары и услуги.

Сбережения домохозяйств (обозн. S) — часть дохода, которую домохозяйства сберегают в банках с целью получения дополнительного дохода с депозитов.

Модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS).

Инвестиции (обозн. I) —- фирмы закупают капитал с целью увеличения производства товаров и, следовательно, максимизации прибыли

Государственные закупки товаров и услуг (обозн. G) —- инвестиции государства, зарплата государственным служащим и т. п.

Чистые налоги (обозн. T) —- разница между налогами и трансфертами. Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.

Чистый экспорт (обозн. Xn или NX) —- разница между экспортом и импортом. Соотношение экспорта и импорта показывает состояние торгового баланса. Если экспорт превышает импорт, то в стране профицит торгового баланса, если импорт — экспорт, то дефицит торгового баланса, соответственно.

Совокупный выпуск (обозн. Y)

— формула совокупного выпуска для открытой экономики. В условиях закрытой экономики не учитывается чистый экспорт, в совокупный выпуск для частного сектора не включается размер государственных закупок товаров и услуг.

Функция совокупного выпуска определяет кривую совокупного спроса. Точка пересечения кривой совокупного спроса с кривыми совокупного предложения (AS) показывает равновесие в экономике: равновесные уровень цен и значение совокупного выпуска.

Формула совокупного выпуска также является расчетной формулой валового внутреннего продукта по расходам.

Этапы развития экономической науки.

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ. Эконом. школы

Меркантелизм. Определение источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Физиократы. Представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали, что источником богатства является труд только в земледелии.

Классическая школа политэкономии. Идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен.

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) - формирование социалистических принципов: общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равных труд, всеобщая и полная занятость.

Идея экономической школы утопического и научного коммунизма: В процессе труда человек отчуждает результаты своего труда, в результате чего стоимостная характеристика резко уменьшается.

Неоклассическая школа. Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Маржинализма.

Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство. Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс, служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Идея современного институционализма - в утверждении роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма). Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...