Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование экономики в условия рынка. Экономические функции государства.




Типы госрегулирования:

полный государственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССР и стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторых посткоммунистических государствах;

различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в «японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночного хозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;

крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства. Он присущ главным образом США.

Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Институциональные структуры государственного регулирования включают административные органы.

Степень обособленности этих органов управления, определяющая возможность реализации экономических интересов и последовательность в принятии решений, зависит от уровня централизации управления в стране.

Так, для Великобритании характерна более низкая, чем во Франции, степень централизации контроля бюрократии над политикой.

В высших административных структурах США преобладает значительное число относительно автономных органов.

Для ФРГ характерна более интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей.

Так, корпоративная модель предполагает создание специальных институтов для достижения равновесия интересов. Это либеральный корпоративизм в Швеции, Новой Зеландии, частный капитализм в Японии, «социетарный» капитализм в Швейцарии.

В плюралистической модели (Италия, Великобритания) отсутствуют специальные механизмы согласования интересов. Они осуществляются в рамках политических процессов с участием парламента, правительства, профсоюзов и партий.

2 главные модели гос. регулирования через определенные органы государства:

1. Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка.

Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро– и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

2. Проактивная модель государственного регулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

Виды и формы собственности.

В экономике задействованы не столько отношения людей между собой, сколько именно правовые формы этих отношений, т.е. экономическое понятие собственности, включает в себя необходимый правовой компонент. В целом признано, что права собственности являются правилами игры в обществе в целом и именно на них строятся сугубо экономические отношения спроса-предложения. Речь идет не об «эконом. отношениях собственности», термине экономико-социальной теории К. Маркса, но об «эконом. теории прав собственности», давно занявшей центральной место в современной эконом. теории.

Традиционным является целостное рассмотрение генезиса собственности как в юридическом, так и в эконом. понимании. Собственность есть не только некое благо, но и пакет прав по использованию данного блага. В частности «право собственности — это еще и … важнейшая экономическая категория», что позволяет некоторым авторам говорить о первичности именно юридической ипостаси собственности перед ее экономическим отображением.

Субъект собственности Вид собственности

1)человек или домохозяйство 1)личная или частная собственность

2)группа людей 2)коллективная, кооперативная, акционерная, государственная или общественная собственность

3)другое 3)сакральная (посвящённая божеству) собственность

Сущность и виды инфляции.

Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой.

Типы инфляции:

Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства (дефицит товара).

Инфляция предложения — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга.

Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая инфляция — инфляция, учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

Непрогнозируемая инфляция — фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Адаптированные ожидания потребителей — изменение потребительской психологии. Возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на эти товары.

Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос.

В зависимости от темпов роста различают:

Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

Гиперинфляцию: Возникает за счёт того, что для покрытия дефицита бюджета правительством выпускается избыточное количество денежных знаков. Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Обычно возникает в военные или кризисные периоды.

Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).

Спрос.

Спрос — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Полным спросом на товар является совокупность спросов на этот товар по различным ценам.

По степени удовлетворения различают: реальный спрос, удовлетворенный и неудовлетворенный.

Реальный спрос представляет собой размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях. Определяется суммой денежных средств, направляемых на покупку товаров при определенном уровне цен на них.

Удовлетворенный (или реализованный) спрос составляет основную часть платежеспособной потребности. Меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товар.

Неудовлетворенный спрос - предъявленный на товары спрос, который не был удовлетворен по любой причине. По периодичности возникновения рассматривают:

повседневный спрос — предъявляется практически ежедневно (продукты питания, мыло);

периодический — через определенные промежутки времени (обувь, одежда);

эпизодический — изредка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликатесы).

Так же: Формирующийся спрос — спрос на новые и малоизвестные товары и услуги, складывающийся по мере изучения покупателями потребительских свойств товаров, их качества, упаковки и т.п. Потенциальный спрос — потенциально возможный объем спроса покупателей данного торгового предприятия на все товары, определенные группы товаров или на определенную марку товара. Отражает возможность потребителей направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг. Совокупный спрос - реальный объем товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы приобрести при данном уровне цен. Может быть приравнен к емкости рынка.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Закон спроса не действует в трех случаях:

при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения денег;

при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:

экономические факторы, уровень развития производства товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, степень достигнутой обеспеченности товара;

социальные факторы: социальная культура общества, профессиональный состав населения, уровень развития культуры и т.п.;

демографические факторы, численность населения, соотношение между городским и сельским населением, половозрастной состав, размер и состав семьи, миграция населения;

природно-климатические факторы, географические и климатические условия, традиции, условия быта и т.п.;

политические факторы, непредвиденные чрезвычайные ситуации.

В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...