Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие десятое, финишная прямая.




Теперь надо заняться парой вещей, не сложных, но без которых модель хорошо не полетит. Необходимо изготовить направляющие кольца и произвести центровку модели. Центровка модели позволит правильно расположить ее центр давления, относительно центра тяжести, НО… даже правильно отцентрованная модель полетит в неизвестном направлении без пары малюсеньких деталей, называемых НАПРАВЛЯЮЩИЕ КОЛЬЦА. А все дело в том, что направление полета модели при правильной центровке задается стабилизаторами. Именно обтекание стабилизаторов воздухом позволяет модели не отклоняться от заданной траектории (Теория будет немного дальше, в главе, которая специально будет посвящена устойчивости полета модели). Сейчас нам важно знать лишь один факт, что в самом начале полета скорость модели очень мала и, соответственно, стабилизаторы не обдуваются потоком воздуха, и, что очевидно, не могут управлять полетом модели. Выход так же очевиден, модель надо предварительно разогнать, не давая при этом отклониться от нужного нам направления с помощью другого приспособления вместо стабилизаторов. Таким приспособлением может быть шест, имеющий достаточную длину, на которой модель приобретет необходимую для устойчивого полета скорость. Ну и на модели должно появиться устройство, которое позволит ей двигаться вдоль шеста… т.е. нужны направляющие кольца. В качестве штыря применяем кусок прямой гладкой проволоки диаметром 5…6 мм и длиной около 1…1,2 м.

Теперь ближе к делу: для изготовления колец нам понадобится небольшой кусок ватмана и стапель с диаметром около 8 мм. В качестве стапеля подойдет корпус круглой шариковой ручки, или фломастера. Из куска ватмана вырезаем полоску, высотой 5 мм. Полоску накручиваем на стапель в два витка с дополнительным нахлестом в 3…5 мм и отрезаем. Открутив заготовку назад отмечаем ширину первого витка. На этой ширине внутреннюю часть кольца не надо смазывать клеем, иначе кольцо приклеится к стапелю. Остальную часть смазываем клеем, тут вполне подойдет клеевой карандаш, и плотно накручиваем на стапель. Таким же образом делаем следующее кольцо. После просушки кольца можно приклеить на место. Заднее кольцо приклеиваем у нижнего основания парашютного отсека вплотную к стабилизатору с помощью суперклея. Второе кольцо приклеиваем на бандаже, на одной прямой с первым кольцом. Не забываем, что во время приклеивания колец внутрь корпуса модели нужно вставить стапель. Для большей надежности второе кольцо желательно прихватить с помощью хомута. Хомут делается из такой же пятимиллиметровой полоски. Длина полоски подбирается таким образом, чтобы она охватила кольцо снаружи, а по бокам осталось два отгиба по 5 мм. Хомут приклеиваем к кольцу и отгибами к бандажу. Теперь можно взять шест и проверить, как установлены кольца, нет ли лишнего трения при движении модели вдоль шеста.

И вот последний аккорд: ЦЕНТРОВАНИЕ модели. На настоящих ракетных фирмах для этого используются испытания в аэродинамической трубе. Стоимость таких устройств иногда составляет многие миллионы долларов. Наша «труба» будет стоить ноль целых ноль десятых цента. Для нашей «трубы» понадобится два куска суровой нити, одна длиной в две длины модели, вторая метра три-четыре. На концах первой нити, назовем ее СТРЕМЯ, делаем петли-удавки. Вторую нить, ВОДИЛО, связываем в кольцо и складываем вдвое. На одном из перегибов организуем «английскую петлю», в которую продеваем стремя примерно до середину, после чего петлю затягиваем. Наша «аэродинамическая труба» готова.

Теперь готовим к испытаниям модель. Для этого снаряжаем ее парашютной системой и вставляем на место двигатель. После этого накидываем на корпус петли стремени, одну в районе стабилизаторов, вторую в районе бандажа. Держась за свободный конец водила вывешиваем модель так, что бы она была почти горизонтальна земле, т.е. ее нос должен быть на 2…3 см выше хвоста. Для вывешивания мы имеем возможность перемещать нить стремени внутри английской петли водила. После вывешивания выбираем место внутри помещения, что-бы вокруг, в радиусе 2…3 м не было высоких предметов и людей и начинаем вращать модель за свободный конец водила вокруг себя. Скорее всего, особенно если Вы используете мощный двигатель, что модель будет упорно вращаться вокруг Вас хвостом вперед. В этом случае надо взять небольшой кусок пластелина и, хорошо размяв его, закрепить внутри головной части. Если модель опять движется хвостом вперед, то догружаем ее постепенно до тех пор, пока она не начнет двигаться носом вперед. Хорошо отцентрованная модель, даже если ее в начале вращения направить хвостом вперед, через несколько витков должна сама развернуться носом вперед. Если это так, то загрузка завершена и модель полностью готова к полету. А за оставшееся время Вам надо показать ребятам стартовую установку, ознакомить с работой пульта и потренировать их в правилах поведения в стартовой зоне.

 

УРА! ЛЕТИМ!!!

И вот наступает теплый безветренный день, когда модели ребят готовы к полету. Прежде всего необходимо найти ровную площадку, в радиусе как минимум 50 м от которой отсутствуют деревья, здания и тем более легко возгорающиеся предметы. Вообще говоря, модельные двигатели устроены так, что при их весе, тяге и продолжительности работы, за время, пока они горят и в этом отношении наиболее опасны, модель успевает пролететь в любом направлении не более 15 м. Т.ч. зона в радиусе более 15 м уже пожаробезопасна. Размеры площадки тем лучше, чем они больше потому, что модель при спуске летит по ветру и может улететь достаточно далеко. Чем ближе к точке старта находятся деревья, дома и другие высокие предметы, тем больше вероятность того, что модель сядет на них и хозяин потеряет ее на всегда. Потеря первой модели, это всегда тяжело. Подготовьте своих ребят к этой возможности заранее.

Место старта надо огородить. Для одного стартового устройства достаточно будет зоны длиной 6 и шириной 3 метра. В этой зоне во время подготовки к полету находится моделист и помощник, коим в этом первом испытании является руководитель. С одной, узкой стороны площадки, располагается стартовый пульт. Стартовая установка находится в противоположной стороне на расстоянии 5 метров. Площадка ориентируется таким образом, что бы во время работы с пультом Солнце находилось за спиной спортсмена. За спиной спортсмена выделяется и огораживается зона шириной 3 метра, где другие спортсмены могут готовить свои модели. Зрители располагаются за зоной подготовки моделей.

По команде руководителя в стартовую зону вызывается очередной участник полетов с моделью. Руководитель при этом держит ключ от пульта у себя. Модель устанавливается на стартовую установку, в двигатель вставляется воспламенитель и соединяется с кабелем. Производится контроль цепи и проверка готовности модели к полету. По готовности спортсмени помощник покидают стартовую зону и спортсмен занимает место у пульта.

Руководитель полетов дает команду: Спортсмен готов?

Спортсмен отвечает: Готов! и поднимает правую руку.

Руководитель: Ключ на старт!

Спортсмен: Есть «ключ на старт!» (по этой команде спортсмену передают ключ и он вставляет его в пульт).

Руководитель: Даю отсчет! (по этой команде прекращаются все другие действия, все участники и зрители смотрят на стартующую модель)

Руководитель считает: 10, 9, …3, 2, 1, ПУСК!

Спортсмен: По команде «ПУСК!» нажимает кнопку «ПУСК» на пульте.

Руководитель: Следит за стартом и полетом модели, раскрытием парашюта.

В случае, если произошло незажжение двигателя, то руководитель полета дает команду «ОТБОЙ!», забирает ключ от пульта и через 30 секунд позволяет войти спортсмену с помощником в зону, что-бы заново подготовить модель к полету.

Если модель в полете потеряла устойчивость и беспорядочно кувыркается, или из-за нераскрытия парашюта падает на землю, дается команда «ВОЗДУХ!!!». По этой команде все присутствующие внимательно наблюдают полет модели и стараются не оказаться на ее траектории.

Если все этапы полета проходят нормально, то дается команда «Полет в норме!», после чего спортсмен бежит за своей моделью, а руководитель полетом берет ключ от пульта. С этого момента следующий спортсмен с помощником могут войти в стартовую зону для подготовки модели.

Первые полеты могут быть проведены в форме соревнований. Тогда необходимо подготовить несколько судей с секундоменами. Судьи замеряют время от момента старта модели до момента прекращения полета и результаты заносятся в протокол.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...