Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению промежуточного задания




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Программа МВА «…»

Программа дисциплины

«Управление информацией и знаниями»

Составитель:.

К.ф.-м.н., доцент,

зав. кафедрой когнитивной экономики

Китова Ольга Викторовна
Olga.Kitova@mail.ru

 

Программа утверждена на заседании методической комиссии Управления программ МВА, протокол № __ от «__» ___________2010 г.

 

 

Председатель ________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Москва 2010


Аннотация учебно-методического комплекса

Курс «Управление информацией и знаниями» входит в состав базовых профессиональных дисциплин программы МВА и ориентирован на интеграцию знаний в области экономики, менеджмента и специальных дисциплин в области информационных технологий и систем с целью формирования комплекса компетенций по управлению информационными ресурсами и знаниями компаниии в современных экономических условиях.

Глобальные изменения в производственных и информационных технологиях, широкое использования на практике достижений науки и позитивного накопленного опыта привело к созданию и развитию экономики знаний, в которой материальные активы образуют относительно небольшую часть достояния предприятия. Основными ресурсами развития во все большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.

В рамках дисциплины слушатели получают целостное представление о концепции управления знаниями и ее роли в эффективной деятельности организации. Теоретическая часть курса раскрывает современные методы информационного менеджмента, основанные на когнитивных технологиях и использовании информационно-интеллектуальных систем в управлении компанией. Слушатели знакомятся с современными подходами и методологиями управления знаниями, автоматизации бизнеса, моделирования основных бизнес-процессов организации, с решениями отечественных и зарубежных разработчиков информационных систем, с методами внедрения, развития и эксплуатации корпоративных информационных систем. Слушатели получают знания в сфере электронного бизнеса и управления Интернет-проектами. В рамках практической части курса слушатели изучают методики оценки и управления знаниями в организации, а также готовят бизнес-план Интернет-проекта в соответствии со стандартами UNIDO с использованием системы Project Expert.

 

Рабочая программа дисциплины

Введение

Программа дисциплины «Управление информацией и знаниями» рассчитана на 72 часа, в том числе лекции – 20 часов, семинарские и практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа – 40 часов.

 

Цели:

Целью дисциплины «Управление информацией и знаниями» является:

- получение слушателями целостного представления о концепции управления знаниями и ее роли в эффективной деятельности организации;

- формирование комплексного подхода к пониманию принципов проектирования, внедрения и использования современных информационных систем на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях управления бизнесом, а также роли, задач и возможностей информационных технологий и систем в современной инфраструктуре компаний и экономики в целом.

Для достижения образовательных целей слушателям необходимо:

- приобретение теоретических знаний в области концепций, методологий и технологий управления знаниями в обучающейся организации, управления интеллектуальным капиталом компании;

- приобретение теоретических знаний в области тенденций развития, стандартов, принципов проектирования и внедрения корпоративных информационных систем, их архитектурных решений и функциональных возможностей для автоматизации бизнес-процессов организаций и принятия решений в различных областях экономики и менеджмента;

- обучение слушателей курса практическому применению системы управления знаниями в компании, а также освоение практического материала дисциплины в форме компьютерных практикумов, назначением которых является разработка бизнес-плана и документации Интернет-проекта с использованием системы Project Expert.

Место курса в профессиональной подготовке:

Курс «Управление информацией и знаниями» является базовой профессиональной дисциплиной в рамках программы MBA, направленной на комплексную подготовку слушателей к решению задач бизнеса на основе современных информационных технологий и систем.

Требования к уровню освоения содержания курса:

После успешного прохождения курса слушатели должны:

Знать:

- методологии и основные технологии управления знаниями организации;

- методы оценки и управления интеллектуальным капиталом компании;

- историю и тенденции развития корпоративных информационных систем и их роль в автоматизации бизнес-процессов предприятий;

- концепции построения корпоративных информационных систем и их функциональную структуру, основанные на международных и российских стандартах;

- концепции построения и реализации систем класса ERP (на примере Microsoft Dynamics AX), систем класса CPM/BI (на примере IBM Cognos Performance Management), систем электронного бизнеса;

- основы Интернет-технологий и электронного бизнеса;

- основы информационного менеджмента..

Владеть:

- базовыми навыками проведения аудита системы управления знаниями организации;

- навыками управления Интернет-ресурсами компании как важнейшими инструментами в области управления знаниями и информацией;

- навыками и программными инструментами разработки бизнес-планов в стандартах UNIDO;

Уметь:

- развивать систему управления знаниями организации на базе современных подходов и технологий;

- осуществлять обоснованный выбор информационных систем и приложений, соответствующих целям и задачам бизнеса;

- управлять Интернет-проектами и развивать бизнес компании на электронном рынке.

 

Методы обучения:

В процессе изучения курса слушателям предлагается теоретический материал в виде лекций с использованием мультимедийных презентаций, практический материал в форме компьютерных практикумов.

Формы контроля:

Текущий контроль в форме эссе по отдельным темам программы дисциплины, а также в форме отчетов по выполнению групповых и/или индивидуальных проектов, научно-исследовательских и практических работ. Вид итогового контроля – экзамен в комбинированной форме.

 

2.2. Тематический план

  Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия Самостоятельные занятия
 
1. Современный подход к информационным системам в бизнесе. Моделирование бизнес-процессов и CASE технологии. Классификация информационных систем.
2. Управление в обучающейся организации. Методология и технологии управления знаниями. Системы поддержки принятия решений.
3. Интеллектуальный капитал организации
4. Управление электронным бизнесом и Интернет-проектами
5. Обзор и перспективы развития ERP-систем. Microsoft Dynamics AX как комплексное ERP-решение. Системы управления эффективностью бизнеса (Corporate Performance Management) и интеллектуальной бизнес-аналитики (Business Intelligence)
6. Основы информационного менеджмента
  Экзамен  
  ИТОГО:

2.3. Тематическое содержание программы учебной дисциплины

Тема 1

Информационные технологии и системы в решении задач бизнеса. Исторические и экономические аспекты развития информационных систем. Информационная революция и ее влияние на экономику и бизнес. Основные понятия и определения. Классификация информационных систем. Международные и российские стандарты. Подход к управлению компанией на основе современных информационных систем.

Введение в моделирование предметных областей деятельности организации. Понятие бизнес-процесса, типы бизнес-процессов. Подходы к моделированию бизнес-процессов: структурное моделирование. Парадигма «методология — мо­дель — нотация — средства». CASE-системы: общая характеристика и классификация.

Развитие концепции и стандартов систем управления предприятиями: MRP (Material Requirements Planning), MRPII (Manufacturing Resources Planning), ERP (Enterprise Resource Planning), ERPII/CSRP (Customer Synchronized Resource Planning).

Современные подходы к построению корпоративных информационных систем. Функциональная структура ERP-систем.

Обзор интегрированных информационных систем управления предприятиями, представленных на российском рынке. Тенденции в развитии информационных систем: бизнес-анализ и управление знаниями.

Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, локальная сеть, приложения MS Office.

Тема 2

Анализ процессов управления знаниями организации. Организационное знание. Схема интеллектуального капитала компании. Создание знаний компанией. Методы извлечения знаний из предметного эксперта. Исследования процессов создания компанией знаний: теория И.Нонака и Х.Такеучи. Спираль знаний: взаимодействие явных и неявных знаний в организации при создании корпоративного знания. Четыре процесса трансформации знаний и способов поведения: – социализации (неявные знания превращаются в неявные), экстернализация (неявные – в явные), комбинации (явные - в явные) и интернализации (явные – в неявные). Обучающаяся организация. Основные положения процесса организационного обучения. Пять основных понятий или дисциплин П. Сенге, относящихся к обучающимся организациям: личное мастерство; создание общей концепции; командное обучение; когнитивные модели; системное мышление. Когнитивный менеджмент в обучающейся организации. Колесо обучения и когнитивные модели Д.Кима. Социальный капитал и социальные сети. Технологии выявления компетенций работников знаний. Ассесмент-центры.

Управление знаниями организации (Knowledge Management – KM): основные понятия и определения. Развитие концепции управления знаниями. Подходы к управлению знаниями. Управление знаниями в России. Поддержка принятия решений в системах управления знаниями. Менеджеры по управлению знаниями.

Технологическая поддержка систем управления знаниями. Хранение и аналитическая обработка данных. Данные. Источники данных. Структура данных и системы управления базами данных. Хранилище данных. Оперативная аналитическая обработка данных (OLAP). Интеллектуальный анализ данных (Data mining). Поиск, открытие и анализ знаний. Преобразование информации и событий в знания и действия. Интеллектуальные БД.

Инженерия знаний. Методы приобретения знаний. Представление и моделирование знаний. Карты знаний. Онтологии. Обработка знаний и вывод решений. Вывод знаний на основе прецедентов (Case-based reasoning). Корпоративный информационный портал и интранет как инструменты управления знаниями. Средства, поддерживающие принятие решений (Decision support).

Ситуационные центры. Основные задачи. Режимы работы ситуационного центра. Экран коллективного пользования. Видеостены. Интегрированная система управления ситуационным центром.

Основные программные средства и платформы систем управления знаниями.

Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, локальная сеть, Интернет, приложения MS Office.

 

Тема 3

Понятие и структура интеллектуального капитала. Значение интеллектуального капитала компании для получения конкурентных преимуществ. Примеры управления интеллектуальным капиталом в западных и российских компаниях. Технологии управления интеллектуальным капиталом. Подходы к оценке интеллектуального капитала. Концепция управления интеллектуальным капиталом (ИК) организации: задачи управления ИК, принципы управления ИК, стратегии управления ИК, факторы, усложняющие процесс управления ИК. Оценка эффективности управления ИК компании.

Тема 4

Глобальные сетевые технологии и их влияние на корпоративные информационные управленческие системы и экономику. Основы Интернет: структура, стандарты, сервисы, поиск. Концепции, подходы и технологии Web 2.0 и Web 3.0. Тенденции развития Интернет.

Электронный бизнес: основные понятия и определения. Стратегии компаний и модели ведения бизнеса на электронном рынке. Электронные торговые площадки. Классификация электронных торговых площадок. Каталоги on-line. Аукционы. Биржи. Сообщества. Компании-провайдеры решений в области электронного бизнеса. Характеристика В2С сегмента электронного рынка. Характеристика В2В сегмента электронного рынка. Программные решения для задач электронного бизнеса. Состояние и перспективы развития Рунет и электронного бизнеса в России. Электронные платежи. Этические и правовые аспекты электронного бизнеса.

Электронный маркетинг: основные понятия и определения. Комплекс электронного маркетинга. Товарные решения электронного маркетинга. Ценообразование в Интернет. Интернет как канал распределения. Комплекс продвижения в Интернет: контекстная и медийная реклама, поисковая оптимизация (SEO), PR, стимулирование сбыта, директ-маркетинг, вирусный маркетинг и пр. Маркетинговые исследования в Интернет. Основы SEO.

Корпоративные веб-сайты и порталы: задачи, структура, функции, технологии. CMS системы. Веб-сайты и порталы как бизнес-инструменты.

Основы управления Интернет-проектами. Этапы создания веб-сайта. Выбор поставщика услуг по созданию веб-сайта. Формирование концепции и требований к веб-сайту. Возможные сценарии проектирования веб-сайта. Дизайн сайта — критерии соответствия заданию и подходы к разработке. Наполнение сайта — распределение задач, проектирование структуры. Функциональность сайта — разумная достаточность. Выбор программных платформ и сред. Поддержка, хостинг, развитие и продвижение сайта в Интернет.

Индивидуальный проект «Разработка бизнес-плана Интернет-проекта». Финансовая часть плана и расчет основных показателей эффективности (NPV, срок окупаемости, индекс прибыльности, внутренняя норма рентабельности) выполняется с использованием системы Project Expert.

Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, локальная сеть, Интернет, приложения MS Office, система Project Expert.

 

Тема 5

Обзор ERP-решений на российском рынке. Перспективы развития ERP-решений.

Функциональная структура Microsoft Dynamics AX. Принципы взаимодействия модулей. Архитектура системы. Обзор функциональности финансового контура Microsoft Dynamics AX. Интеграция финансового контура с другими контурами системы и продуктами. Обзор функциональности логистического контура Microsoft Dynamics AX. Управление производством. Обзор функциональности производственного контура Microsoft Dynamics AX. Аналитические возможности Microsoft Dynamics AX.

Определение, основные понятия концепции управления эффективностью Corporate Performance Management (CPM). Исторические и экономические аспекты развития концепции, связь ее с другими концепциями и методологиями менеджмента. Обзор информационных систем класса CPM. Архитектура и функциональные возможности решения IBM Cognos 8 Performance Management. Автоматизация планирования и бюджетирования. Автоматизация стратегического целевого управления компанией на основе сбалансированной системы показателей.

Системы интеллектуальной бизнес-аналитики (Business Intelligence). Структура BI-платформы: инструменты OLAP, Data Mining, визуализации, интеграции, запросы и отчетность. Рынок решений BI, перспективы развития. BI и управление знаниями. Эволюция BI - New Business Intelligence (NBI).

Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, локальная сеть, Интернет, приложения MS Office.

Тема 6

Информационный менеджмент: основные понятия и определения. Цели и задачи информационного менеджмента. Стратегия информатизации компании. Связь бизнес-стратегии и ИТ-стратегии. Архитектура информатизации компании: архитектура информации, архитектура приложений, технологическая архитектура. Модель ИТ-отдела.

Методологии и стандарты информационного менеджмента. Сервисный подход к управлению информационными технологиями. Основы ITIL/ITSM.

Правовые вопросы информационного менеджмента.

Эффективность информационных технологий. Классификация эффектов информационных технологий. Оценка совокупной стоимости владения (TCO – Total Cost of Ownership). Подходы к определению ИТ-бюджетов.

Материально-техническое обеспечение: проектор, компьютер, локальная сеть, приложения MS Office.

Методические указания по выполнению промежуточного задания

 

1. Методика составления отчета по индивидуальному заданию «Разработка бизнес-плана и документации Интернет-проекта».





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.