Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструкция и ключи к методике «Дом. Дерево. Человек»




Организация обследования (основные положения).

Исследователю необходим следующий материал:

- белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек; бланк пост-рисуночного опроса;

- несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);

- бланк количественной обработки;

- руководство.

Индивидуальное тестирование

При индивидуальном тестировании исследователь помещает перед испытуемым рисуночную форму, так, чтобы он видел только вторую страницу с надписью «Дом», расположенной вверху с точки зрения испытуемого; после чего произносит инструкцию:

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы вы как можно лучше нарисовали дом. Вы можете рисовать дом любого типа, какой Вам захочется. Это полностью предстоит решить вам. Вы можете стирать нарисованное сколько угодно — это нe отразится на вашей оценке. Вы можете обдумывать рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».

Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают это часто), заявляя, что он не художник, что когда он ходил в школу, его не обучали рисованию так, как это делают теперь и т. д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ — то не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки. Затем следует аналогичные инструкции, касающиеся заданий, связанных с рисунками дерева и человеческой фигуры.

Запись.

Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать:

1) следующие аспекты, касающиеся времени: (а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию; (б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали); (в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил что полностью закончил рисунок (например, дома);

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека, в том порядке, в котором они были нарисован испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей, возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку упущение из внимания исследователя отклонение испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом;

3) все спонтанные комментарии (по возможности дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам, которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления, и они должны быть записаны.

Таблица - Симптомокомплексы теста «Дом – дерево – человек»

Симптомокомплекс Симптом Баллы
Незащищенность     Рисунок в самом центре листа 0;1;2;3
  Рисунок в верхнем углу листа 0;1;2;3
  Дом, дерево – с самого края 0;1;2
  Рисунок внизу листа 0;1;2;3
  Много второстепенных деталей 0;1;2;3
  Дерево на горе 0;1
  Очень подчеркнутые корни 0;1
  Непропорционально длинные руки 0;1
  Широко расставленные ноги 0;1
  Другие возможные признаки  
Тревожность   Облака 0;1;2;3
      Выделение отдельных деталей 0;1
  Ограничение пространства 0;1;2;3
  Штриховка 0;1;2;3
  Линия с сильным нажимом 0;1;2;3
  Много стирания 0;1;2;3
  Мертвое дерево, больной человек 0;2
  Подчеркнутая линия основания 0;1;2;3
  Толстая линия фундамента дома 0;2
  Интенсивно затушеванные волосы 0;1
  Другие возможные признаки  
Недоверие к себе     Очень слабая линия рисунка 0;2
  Дом с краю листа 0;1
  Слабая линия ствола 0;1
  Одномерное дерево 0;1
  Очень маленькая дверь 0;1
  Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 0;1
    Другие возможные признаки  
Чувство неполноценности       Рисунок очень маленький 0;1;2;3
  Отсутствуют ноги, руки 0;2
  Руки за спиной 0;1
  Непропорционально короткие руки 0;1
  Непропорционально узкие плечи 0;1
  Непропорционально большая система веток 0;1
  Непропорционально крупные двумерные листья 0;1
  Дерево, умершее от гниения 0;1
  Другие возможные признаки  
Враждебность       Отсутствие окон 0;2
  Дверь – замочная скважина 0;1
  Очень большое дерево 0;1
      Дерево с краю листа 0;1
  Обратный профиль дерева, человека 0;1
  Ветки двух измерений, как пальцы 0;1
  Глаза – пустые глазницы 0;2
  Длинные, острые пальцы 0;2
  Оскал – видны зубы 0;1
  Агрессивная позиция человека 0;2
  Другие возможные признаки  
Конфликтность (фрустрация)       Ограничение пространства 0;1;2;3
  Перспектива снизу (взгляд червя) 0;1;2;3
  Перерисовывание объекта 0;2
  Отказ рисовать какой-либо объект 0;2
  Дерево, как два дерева 0;2
  Явное несоответствие качества одного из рисунков 0;2
      Противоречивость рисунка и высказываний 0;1
  Подчеркнутая талия 0;1
  Отсутствие трубы на крыше 0;1
  Другие возможные признаки  
Трудности общения     Отсутствие двери 0;2
  Очень маленькая дверь 0;1
  Отсутствие окон 0;2
  Излишне закрытые окна 0;1
  Окна – отверстия без рам 0;1
  Выделенное лицо 0;1
  Лицо, нарисованное последним 0;1
  Отсутствие основных деталей лица 0;2
  Человек, нарисованный схематично, из палочек 0;2
  Дом, человек в профиль 0;1
  Дверь без ручки 0;1
    Руки в оборонительной позиции 0;1
  Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0;1
  Другие возможные признаки  
Депрессивность   Помещение рисунков в самый низ листа 0;1;2;3
  Вид дерева или дома сверху 0;1
  Линия основания, идущая в низ 0;1
  Линия, слабеющая в процессе рисования 0;2
  Сильная усталость после рисования 0;2
  Очень маленькие рисунки 0;2
  Другие возможные признаки  

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.

Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы.

Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы:

1. Двойные линии в рисунке;

2. Несоединенные между собой линии;

3. Сильный уклон нарисованной фигуры;

4. Очень большая голова

5. Неадекватно выделенная в рисунке человека.

Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.

 

Приложение 2

Результаты констатирующего эксперимента

№ п/п. Уровень тревожности (методика Р.ТэммлаМ. Дорки, В. Амена) Результаты опроса по методике ДДЧ Статус в группе сверстников
Незащищенность Тревожность Недоверие к себе Чувство неполноценности Враждебность Конфликтность (фрустрация) Депрессивность Трудности общения
1. В С В В В Н Н С В Н
2. С С С Н С Н Н Н С С
3. Н Н С Н Н Н Н Н Н В
4. С С С Н Н С С Н С С
5. С Н С С С С С С С С
6. В В В С С С Н В В С
7. Н Н Н Н Н Н Н Н С С
8. С С С Н С В В С В С
9. Н Н Н Н С Н Н Н Н В
10. Н Н Н Н Н Н Н Н С С
11. С С С С С С Н Н С С
12. В В В С В Н Н С В Н
13. С Н С Н Н Н Н Н С С
14. Н Н С С Н Н Н Н Н С
15. С С В С В С С С С С
16. Н Н С Н С Н Н Н С В
17. В В В В В В С В В Н
18. Н С Н Н Н С Н Н С С
19. Н Н С Н С Н Н Н Н В
20. С Н С Н С Н Н Н С С
21. В С В В В С Н С В Н
22. С С С С С С Н С С С
23. Н Н С Н С С С Н С В
24. В В В С В Н Н С В Н
25. С С Н Н С С С Н С В
26. С С С С С Н Н Н С С
27. С С С С С С С Н Н В
28. Н Н С С Н Н Н Н С С
29. С Н С Н Н С С Н Н В
30. В С В В В С Н С В Н
31. С С Н Н Н В С Н С С
32. С С С Н С С С Н С С
33. Н Н Н Н С Н Н Н Н В
34. С С С Н Н С С Н С С
35. В В В С В С Н В Н В
36. С С С С С С Н Н Н В
37. С Н Н Н Н С С Н Н В
38. Н Н Н С Н С С Н С С
39. В В С В В В С В Н В
40. Н С С С Н С Н Н С С

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...