Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Не забывайте также, что лифт не считается путем эвакуации, напротив, им никогда не следует пользоваться в случае пожара.




Каждый человек должен знать, каким образом быстро покинуть помещение при возникновении пожара. Для этого надо проводить общие специальные учения во всех организациях, учреждениях и предприятиях.

Во время тушения пожара и спасения людей необходимо помнить, что взрослые чаще всего в состоянии привлечь к себе внимание, дать знать о своем присутствии. Если они застигнуты врасплох огнем или дымом и от этого теряют сознание, то искать их нужно, в основном, рядом с лестницей, у окон или других возможных выходов. Больные люди, которые не в состоянии двигаться, могут находиться в кроватях, на стульях или рядом с ними. Большие сложности возникают при поисках на пожарах детей. Обычно они укрываются в местах, которые взрослым не приходят в голову, поэтому с их обнаружением и спасением часто опаздывают.

При пожарах в небоскребах необходимо учитывать, что автоматические лестницы пожарных машин поднимаются в лучшем случае на высоту 50 м. Таким образом, те, кто находится ниже этой высоты, могут выглянуть и позвать на помощь из окон, а кто выше – должны быстро забраться на крышу, где они будут замечены вертолетами.

Обратимся к подробностям пожара в гостиничном комплексе «Россия» (25 февраля 1977). Там для эвакуации жильцов с 14–17-го этажей использовались штурмовые лестницы с крыши соседнего концертного зала гостиницы «Россия», так как пожарные автолестницы тогда доставали только до седьмого этажа. И когда пожарные появились в оконном проеме банкетного зала, их едва не скинула вниз обезумевшая от ужаса толпа людей, оказавшихся в огненной ловушке. Предотвратив панику, пожарные подали команду: «Полотенца, наволочки, платки смочить водой! Дышать только через них! По одному – к окну и по лестнице вниз марш! Не бойтесь высоты – мы страхуем!» Так, одного за другим, удалось вывести 43 человека. Остальные (находившиеся в 22-этажной высотной башенке, где располагались номера люкс повышенной комфортности, три ресторана с банкетными залами и барами) двинулись вниз по лестничному маршу в общей цепочке, как альпинисты, держась за связанные узкие полоски оконных штор, чтобы не потерять ориентировку в дымном мареве. Впереди шли пожарные в специальных защитных комбинезонах. Время от времени они передавали по цепочке изолирующие противогазы: «Дыхни пару раз и передай дальше...» И, надо сказать, не одну человеческую жизнь спасли эти несколько глотков очищенного от газов воздуха.

Но вот другой, далеко не успокаивающий пример. Когда горело здание Самарского УВД (10.08.1999), не было под руками даже обыкновенного брезентового тента, чтобы смягчить удар при падении с высоты. Люди выпрыгивали из окон, так как пожарные лестницы не доставали до верхних этажей, и милиционеры внизу ложились, подставляя спрыгнувшим собственные спины, закрыв руками голову.

После спасения всех людей, первая задача – успокоить их, затем перевести в безопасное место, используя наиболее короткую из всех возможных дорог.

Во время пожара, как и при других катастрофах, возможно возникновение паники. Наиболее часто это встречается в местах случайных скоплений людей: кинотеатрах, театрах, ресторанах, гостиницах и т. д. На работе и в учебных заведениях, где люди хорошо знают помещения и друг друга, паника бывает реже, хотя всегда существует ее возможность, которую нельзя ни исключить, ни предвидеть.

Спасение детей при пожаре. Спасая детей, не забывайте о собственной безопасности. С этой целью розыск детей в задымленных помещениях осуществляйте по двое: один разыскивает, а второй страхует его с помощью веревки, находясь в менее опасном месте. Помните, что обычный противогаз не защищает от угарных газов. Спасатели, как правило, работают в противогазах с гопкалитовой фильтрующей коробкой, дополнительным защитным патроном ДПГ-1 или используют кислородные изолирующие приборы КИП-8. Если подобными средствами защиты воспользоваться нельзя, то, прежде чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани. Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, медленно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока воздуха. В сильно задымленном помещении двигайтесь по участкам с относительно хорошей видимостью – вблизи окон и дверей, придерживаясь какой-либо стены, а также ползком или пригнувшись.

Помните: маленькие дети от страха прячутся чаще всего под кроватями, диванами, столами, в шкафы, кладовки, туалетные и ванные комнаты, забиваются в углы, на зов незнакомых голосов в большинстве случаев не откликаются.

Если отыскали ребенка в горящем помещении, накиньте на него увлажненную простыню, скатерть, одеяло, а рот и нос прикройте мокрым платком, шарфом, косынкой и немедленно выходите из зоны огня и дыма.

Если на ребенке загорелась одежда, как можно скорее набросьте на него мокрое или даже сухое покрывало, портьеру, шерстяное (не нейлоновое) одеяло, ковер, любую ткань и прижмите его к телу, чтобы прекратить доступ воздуха и остановить горение. Следите, чтобы ребенок, на котором горит одежда, не побежал – пламя только усилится. Ни в коем случае не тушите одежду при помощи огнетушителя – может произойти химический ожог.

Если невозможно вывести детей, воспользовавшись лестничными клетками, то попробуйте опустить ребенка через окно, балкон, лоджию, к которым подаются автомобильные подъемники, выдвижные и приставные лестницы. В крайнем случае, с высоты 2–4-го этажа детей спускают на землю с помощью прочной веревки или связанных простыней. Одним концом надежно обвязывают ребенка, а другой закрепляют к тяжелому предмету, батареям отопления, но не к оконной раме, так как под тяжестью она может сорваться. Затем, обмотав веревку вокруг рук, начинают медленно спускать ребенка на землю.

Первая помощь при ожогах. Первая помощь при ожогах должна быть экстренной, особенно в тяжелых случаях. Как можно скорее уложите пострадавшего так, чтобы обгоревшая часть тела была наверху. Лейте на поврежденную часть холодную воду в течение 10 минут для того, чтобы прекратить горение и облегчить боль. Если поблизости нет воды, подойдет любая холодная жидкость, например молоко или напитки. Однако процедура охлаждения не должна затягивать срочную госпитализацию пострадавшего. При охлаждении обожженной части следите за состоянием дыхания и пульса и подготовьтесь к реанимации. Не переохладите пострадавшего. В этой процедуре есть опасность понизить температуру тела до недопустимых пределов (переохлаждения).

Осторожно снимите с пораженной области кольца, часы, ремни, обувь, плотную одежду. Это надо сделать до того, как начнет развиваться отек.

Не удаляйте присохшие к ране предметы. Не прикасайтесь к пораженному участку. Не вскрывайте ожоговые волдыри. Не наносите на ожог лосьоны, мази или жир.

Ожоги исключительно подвержены инфекции, поэтому их надо защитить от микробов. Для этого все ожоговые раны должны быть накрыты стерильным бинтом, полотняной материей, предварительно проглаженной утюгом. При обширных ожогах пострадавшего заворачивают в чистую, проглаженную простыню. Для поврежденной ладони или стопы можно использовать чистый полиэтиленовый мешок, который следует зафиксировать бинтом.

Доступным средством борьбы с ожоговым шоком является обильное питье, если нет признаков повреждения внутренних органов и пострадавший в сознании. Рекомендуется пить до 5 литров теплой воды, растворив предварительно в каждом литре по 1 столовой ложке поваренной соли и 1 чайной ложке питьевой соды. Полезно вместе с питьем дать пострадавшему обезболивающие таблетки и сердечные капли. Организуйте срочную госпитализацию. В очаге поражения пострадавшему в порядке первой медицинской помощи вводят обезболивающие средства, накладывают асептические повязки и транспортную иммобилизацию обожженных конечностей. При этом повязки накладывают поверх одежды, если она прилипла к ожоговой ране.

Противопожарные средства. К ним относятся: гидранты, огнетушители, средства покрытия огня, песок и другие подручные материалы. Наиболее традиционным средством для тушения пожаров является гидрант, который устанавливается внутри всех общественных зданий, за исключением складов, где находятся материалы, реагирующие с водой (бензин, солярка). Он должен находиться в легкодоступных местах и всегда быть готовым к использованию. Принцип действия гидранта заключается в подаче больших объемов воды, предназначенной для тушения пожаров, когда горят обычные материалы (дерево, солома, бумага, ткани). Ее нельзя использовать в случае пожара электрической аппаратуры, находящейся под напряжением, горючих жидкостей (бензин, ацетон, спирты) и для залива веществ, которые при реакции с водой выделяют токсичные или горючие газы (сода, калий, карбид кальция). При работе на пожаре надо также следить, чтобы вода не испортила находящиеся рядом негорящие материалы и оборудование.

Огнетушители бывают разных типов, но все используются для ликвидации пожаров в самом их начале. Для достижения наилучшего результата необходимо:

- выбрать тип огнетушителя, наиболее подходящий к потенциально возгорающемуся материалу и к условиям его применения;

- найти такое место расположения огнетушителя, чтобы иметь его всегда под рукой;

- число огнетушителей должно соответствовать потенциальным размерам пожара и зоне, которая должна находиться под контролем. Проверка работоспособности огнетушителей должна осуществляться не реже одного раза в полугодие – год.

Типы огнетушителей:

1. Водяной огнетушитель содержит воду, которая под давлением газа выбрасывается струей. Один раз открытый, он должен быть использован до конца.

2. Порошковый огнетушитель содержит бикарбонат соды, который тушит пламя, затрудняя доступ кислорода, находящегося в воздухе. Он может быть использован в любом случае, но помните, что осевший порошок требует аккуратной уборки. Пригоден также для того, чтобы держать его в машине. Этот тип огнетушителя – наиболее подходящий по стоимости и эффективности. Однако необходимо учитывать, что в закрытых помещениях им нужно пользоваться осторожно из-за вредного его воздействия на органы дыхания.

3. Пено химический огнетушитель. В момент использования его химическое содержимое соединяется с воздухом, производя углекислый ангидрид, который покрывает горящий материал. Кроме того, жидкая часть пены, испаряясь, поглощает тепло, охлаждая топливо. Преимущество этой системы, по сравнению с водным огнетушителем, заключается в том, что пена, плавая на горящей жидкости, как бы душит пожар, в то время как вода, погружаясь на дно, не оказывает влияния на горящую поверхность, может переполнить резервуар и вытеснить горящую жидкость. Он не предназначен для использования в местах, где находятся машины и оборудование.

4. Углекислотный огнетушитель содержит углекислый ангидрид. Он идеален для любого пожара, так как не портит оборудование и материалы. Поскольку углекислый ангидрид не проводит электрического тока, можно использовать этот огнетушитель для тушения электрооборудования, даже если оно под напряжением. Сжиженный газ, находящийся в баллоне, во время использования огнетушителя переходит в газообразное состояние, создавая сильное охлаждение, превращаясь частично в сухой лед и забирая большую часть тепла. Так как этот огнетушитель не наносит вреда, он является идеальным средством для тушения пожара в местах, где есть картины, книги, ковры и другие ценные вещи. Газ, исходящий из огнетушителя, не токсичен, но удушлив, поэтому помещения, где он был использован, необходимо проветрить.

5. Алогидный огнетушитель. Речь идет об универсальном средстве, тушащем горящие жидкости на неровных поверхностях (автомобильные моторы, склады лакокрасочных изделий, типографии, самолеты, лаборатории, находящиеся под напряжением электрические установки и любую, достаточно сложную и дорогостоящую аппаратуру или оборудование). Так как это средство токсично, оно не должно применяться в непроветриваемых помещениях. Этот тип огнетушителя мало используется из-за высокой, по сравнению с другими, цены.

Пользование огнетушителями. Читать соответствующие инструкции во время пожара не бывает времени. Надо быть заранее подготовленным к его возникновению, чтобы сразу начать быстро и решительно действовать. Опасность, исходящая от дыма, равна опасности от пламени, поэтому лучше иметь на лице маску или, хотя бы, полотенце. Необходимо приблизиться к огню на безопасное расстояние в несколько метров и, наклонившись, ударить распределителем о твердый предмет. Так как от пламени идет сильный жар, то первую пробную струю нужно направить в пространство перед собой, а уж затем тушить горящие предметы короткими и точными струями, помня о том, что емкость сосуда ограничена и ее хватает лишь на несколько минут. Остерегайтесь неожиданных вспышек пламени. Используя одежду и накидки для защиты от огня, никогда не надевайте синтетические вещи.

Другие средства пожаротушения. При тушении пожара хороший эффект дает использование любой несинтетической накидки, которая тушит огонь, прекращая доступ воздуха к горящему предмету. Надо накрыть по возможности всю горящую площадь, не вызывая движения воздуха, которое могло бы поддержать огонь. Пожар в доме часто возникает на кухне, где можно его потушить, используя накидку. Она годится также для ликвидации загорания автомобильных моторов, различной электрической бытовой техники.

Для тушения огня также используют песок. Он пригоден для небольших пожаров, но не подходит для тушения горючих жидкостей, так как сразу погружается на дно, а жидкость продолжает гореть.

Есть и другие способы. Даже простая метла, если она обмотана сырой тряпкой, может служить средством тушения. Ей следует сбивать пламя для предотвращения распространения огня и искр. Несмотря на свою простоту, этот метод достаточно эффективен. Также можно использовать зеленые ветви, мокрые тряпки, намотанные на палку. Так как быстрота вашей реакции напрямую связана с эффективностью тушения пожара, необходимо использовать любое находящееся в вашем распоряжении средство, пожертвовав даже пальто или пиджаком во избежание более серьезных потерь.

На одном из предприятий при тушении пожара пожарные столкнулись с необычным явлением: чем больше они заливали водой пламя, тем мощнее оно становилось. Находившийся при этом опытный химик определил в странном полыхающем веществе литий, который гасить водой ни в коем случае нельзя. Огонь тогда удалось потушить песком.

Кроме вышеперечисленных противопожарных средств, существуют и другие, которые могут оказаться полезными. Это шест с крюком, топор, несколько лопат, лестницы, ведра или какие-либо легко транспортируемые контейнеры, бочки с водой, железные заграждения. Хорошо также иметь какое-нибудь средство для подачи сигналов тревоги.

Пожар в здании. Если пожар, охвативший здание, не затрагивает напрямую вашу квартиру, вам надо предпринять следующие обязательные действия:

· не пытаться бежать по лестницам, тем более, использовать лифт, который может остановиться в любой момент из-за отсутствия электроэнергии;

· закрыть окна, но не опускать жалюзи;

· заткнуть все зазоры под дверьми мокрыми тряпками;

· выключить электричество и перекрыть газ;

· приготовить комнату как «последнее убежище», так как в этом может возникнуть необходимость;

· наполнить водой ванну и другие большие емкости;

· снять занавески, так как стекла под воздействием тепла могут треснуть и огонь легко перекинется на них;

· отодвинуть от окон все предметы, которые могут загореться;

· облить пол и двери водой, понизив, таким образом, их температуру;

· если нельзя использовать лестницы и единственным путем к спасению может оказаться окно, нужно попытаться сократить высоту прыжка, связав простыни или что-нибудь другое или же прыгнуть на полотняные покрытия грузовика, крышу машины, цветник, навес;

· прежде чем прыгнуть, нужно бросить вниз матрасы, подушки, ковры, чтобы смягчить падение;

· если вы живете на нижних этажах, то можете спуститься, используя балконы.

Пожар на различных этажах здания затрагивает, в основном, внутреннюю обстановку, хорошо горящие части потолка, пола и т. д. Необходимо помнить о высокой токсичности при горении пластика, присутствующего, как правило, в каждом доме.

Пожар в небоскребе очень опасен. Он может охватить здание внутри меньше чем за час. В этом случае из-за огромного количества горящих материалов пожар будет сопровождаться большим количеством дыма, который заполняет этаж, а потом распространяется далее наверх, создавая серьезную опасность для людей, находящихся внутри здания. Если пути эвакуации блокированы огнем, нужно ожидать прибытия пожарных, которые помогут всем покинуть здание.

Пожар, охвативший значительную площадь, обусловливает и большое количество задействованных средств. В некоторых случаях для спасения людей используются вертолеты и другие средства эвакуации и пожаротушения. Эти соображения должны помочь избежать трагедии, связанной с паникой. Слишком часто приходится слышать о людях, которые, становясь жертвой ужаса, выпрыгивают из окон, пытаясь таким образом избежать нависшей опасности.

В борьбе с пожаром особенно важна быстрая реакция на него в первые минуты. Многочисленные мелкие пожары могут быть затушены сразу после возникновения, если вы готовы действовать.

Нет необходимости вызывать пожарных из-за маленького инцидента на кухне, достаточно сохранять спокойствие и принимать необходимые меры, а не поддаваться страху. В случае пожара, возникшего в квартире, следуйте всем тем правилам поведения, которые были описаны выше.

Однако есть еще несколько советов. Надо отодвинуть от стен в сопредельных с пожаром комнатах все легковоспламеняющиеся предметы и тушить пламя огнетушителем, который хотя и очень эффективен, но работает недолго. Поэтому сосредоточьте его струю на чем-то одном, разбрызгивать ее повсюду бесполезно. Если огнетушителя нет, то используйте различные емкости и синтетические мешки с водой. Маленькие очаги пламени тушатся, с помощью швабры, поэтому необходимо иметь в распоряжении побольше мокрых тряпок. Хорошо использовать постельное белье, одеяла и т. д. После ликвидации очага пожара дымящиеся остатки надо вынести на улицу, а за местом загорания еще некоторое время наблюдать. Тушить огонь следует в первую очередь для того, чтобы открыть проход отрезанным огнем людям.

Пожар в вагоне метро. Метрополитенявляется транспортным средством по­вышенной опасности. Подтверждением этому служит целый ряд страшных катастроф, произошедших в мире. Так, в 1995 г. в бакинском метро произошла крупнейшая катастрофа за всю вековую историю мировой подземки. До этого са­мой страшной катастрофой такого рода считался пожар в парижском метро в 1902 г., когда в деревянных вагонах заживо сгорели 80 человек. Спустя почти 100 лет, в век, казалось бы, надежной техники, количество жертв в бакинской катастрофе увеличилось почти в четыре раза.

Действия при пожаре в метро:

1. Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей, возьмите детей за руки. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой платок, респиратор или противогаз.

2. Оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его. Сразу же сообщите о пожаре дежурному по станции и по эскалатору. Окажите помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.

3. При появлении в вагоне открытого огня во время движения постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства. Если это возможно, перейдите в незанятую огнем часть вагона (лучше вперед) и сдерживайте распространение пожара, сбивая пламя одеждой или заливая его любыми негорючими жидкостями (водой, молоком и т. п.). Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном – это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.

4. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход откройте двери или выбейте ногами стекла, выйдите из вагона и двигайтесь вперед по ходу поезда к станции. Идите вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.

5. Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.

Пожар в поезде. При перемещении железнодорожным транспортом также воз­можны аварии и катастрофы – крушения, пожары, повреждения линий электропередачи и др. Количество железнодорожных катастроф за последнее время возросло по причинам изношенности путей и подвижного состава, отделки вагонов легко воспламеняе­мыми материалами, использования устаревших систем управле­ния движением, пренебрежения правилами безопасности.

В последние несколько лет эпидемия железнодорожных ка­тастроф постигла даже многие европейские страны (например, Великобританию), ранее считавшиеся самыми благополучными в отношении транспортной безопасности.

Такая же ситуация отмечается и в России и других странах постсоветского пространства. В 1989 г. на территории Башкирии произошла самая крупная за все годы существования СССР железнодорожная катастрофа, явившаяся следствием трагического стечения обстоятельств. Два пассажирских поезда – «Новосибирск–Адлер» (20 вагонов) и «Адлер–Новосибирск» (17 вагонов), следующих в противоположных направлениях, в 23 ч 10 мин оказались в зоне скопившейся на местности углеводородо-воздушной смеси, образовавшейся в результате истечения нефтепродук­тов из разорвавшейся трубы продуктопровода Западная Сибирь–Урал–Поволжье. Произошел объемный взрыв, энергия которого, по расчетным данным, соответствовала энергии взрыва тротила массой около 300 т. Воздушной ударной волной было сброшено под откос 17 вагонов, из которых 7 полностью сгорели. Остальные 26 вагонов обгорели снаружи и полностью выгорели изнутри. Из предположитель­ного числа пассажиров – 1284 человека – погибло свыше половины.

В случае пожара в поезде необходимо:

1. Немедленно сообщите проводнику о пожаре, пройдите по вагону и, не поднимая паники, громко, отчетливо и спокойно объявите пассажирам о случившемся. Разбудите спящих пассажиров и возьмите за руки детей. Безопаснее всего эвакуироваться в передние вагоны, но если это невозможно, то уходите в конец поезда, плотно закрывая за собой двери купе и межвагонных переходов. Обязательно проверьте вместе с проводником наличие людей в тамбурах, купе, туалетах горящего вагона.

2. Используя огнетушители и подручные средства (одеяла, мокрые тряпки и т. п.), вместе с пассажирами попытайтесь потушить огонь. Закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя. Не пытайтесь спасать от огня багаж, если это угрожает вашей безопасности (возьмите только самое необходимое – документы, деньги, ценности и т. п.). Если огонь отрезал вас от выходов, то войдите в купе или туалет, плотно прикрыв за собой дверь, откройте окно и дожидайтесь прибытия помощи, привлекая к себе внимание. Не выпрыгивайте из вагона движущегося поезда и не пытайтесь выбраться на крышу – это опасно! В крайнем случае – прыгайте, надев на себя всю имеющуюся одежду.

3. При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или с машинистом остановите поезд с помощью стоп-крана, выведите из вагона всех людей, открыв двери или выбив окна, и вместе с проводниками расцепите вагоны, не допуская распространения огня по всему поезду. Для предотвращения движения вагонов под уклон подложите под колеса тормозные колодки или другие подручные предметы.

4. Отведите пассажиров от горящего вагона и пошлите людей в ближайший населенный пункт сообщить о случившемся в пожарную охрану. Далее действуйте по указанию начальника поезда и пожарных. Заметив сигналы оставшихся в вагоне людей, немедленно сообщите о них пожарным. Любым способом предотвращайте возникновение паники и окажите первую помощь пострадавшим.

Пожар на теплоходе. При пользовании водным транспортом также возникает угроза безопасности человека. Основными причинами гибели людей являются столкновения судов, их опрокидывание, пожары на су­дах, получение пробоин и посадка судов на мель. Катастрофы крупных пассажирских судов запоминаются на­долго.

В 1912 г. суперлайнер «Титаник» взял курс из порта Саутгемптон (Великобритания) на Америку. На четвертые сутки плавания произош­ло столкновение с айсбергом. На состоявшемся в Лондоне судебном заседании виновником катастрофы признан капитан Э. Смит – комис­сия нашла самое простое объяснение трагедии.

Со временем были пересмотрены взгляды на непотопляемость судов, их оснащение спасательными средствами, разработаны и при­няты новые нормативы, регламентирующие плавание в особо сложных условиях.

Памятная катастрофа суперлайнера «Адмирал Нахимов» 31 авгус­та 1986 г., унесшего на дно Черного моря людей, всколыхнула обще­ственность. Лишь после этой трагедии было обращено внимание на то, что суда, находящиеся в эксплуатации, не соответствуют элементарным требованиям безопасности. Судно «Адмирал Нахимов» было полу­чено после Великой Отечественной войны по репарации (в счет возме­щения проигравшей стороной убытков, нанесенных победителю). С тех пор лайнер безнадежно устарел, но не подвергался сколько-нибудь серьезной реставрации, а средства спасения на нем были и вовсе до­потопными, хотя эксперты несколько раз признавали его непригодным для эксплуатации.

Морской паром «Эстония», прозванный эстонским «Титаником», отличался от «Нахимова» сверхсовременной конструкцией, в чем, как оказалось, и была причина его гибели. Он, как и «Титаник», был постро­ен по современному принципу наибольшей экономичности, в слепом уповании на современные материалы, машины, приборы, европейскую выучку экипажа. Таким образом, печальный опыт «Титаника» был про­игнорирован.

В корпусе судов этого типа скрыто сплошное полое пространство, называемое грузовой палубой, служащее для быстрой одновременной погрузки большого количества автомобилей. Если туда попадет даже сравнительно небольшое количество воды, то это нарушит равновесие судна, и оно быстро перевернется, не оставив времени для спуска шлюпок. Это и случилось с «Эстонией», затонувшей 28 сентября 1994 г. Погибло около тысячи человек.

Несмотря на наличие вокруг теплохода воды, положение зачастую бывает критичней, чем на суше.

Правила действия пассажиров:

1. Услышав объявление о пожаре по судовому радио или от дежурного матроса, по команде капитана выйдите из каюты на палубу к спасательным шлюпкам, взяв с собой деньги и документы, предварительно положив их в полиэтиленовый пакет. Спешите, выбираясь наружу, но без суеты и паники. Постарайтесь найти для себя спасательный жилет (круг). Дисциплина – залог успеха.

2. Если выход из каюты отрезан огнем и дымом, то оставайтесь на месте, плотно закрыв дверь. Разбейте стекло иллюминатора и вылезайте через него. Если это сделать невозможно и нет шансов на помощь, то, обмотав голову мокрой тряпкой, прорывайтесь через огонь и дым.

3. Пропустив к шлюпкам детей, женщин, раненых, если в них нет более мест, следует прыгать за борт. Плыть в сторону от корабля, стараясь по возможности привлекать к себе внимание, подавать сигналы. Если можете, то зацепитесь за какой-нибудь плавающий предмет. Сбросьте с себя мешающую вам одежду и обувь, если не смогли сделать это заранее. Если до берега далеко, то держитесь на воде, не тратьте лишних сил и ждите помощи.

Пожар в автомобиле. В настоящее время автомобильный транспорт стал наиболее опасным для человека. Его жертвами становятся не только води­тели и пассажиры, но и пешеходы. При нахождение на улице и пользование городским транспортом всегда нужно вы­полнять правила дорожного движения и личной безопасности: продвигаться только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а при их отсутствии – по обочи­не или краю дорожной части, навстречу движению транспорта; в ожидании транспорта не стоять у края посадочной площадки или тротуара, поскольку вас могут случайно толкнуть под колеса; посадку и высадку производить только при полной остановке транспорта; при выходе из транспорта автобус или троллейбус обходить сзади, а трамвай – спереди, чтобы не попасть под дви­жущийся транспорт.

Рассмотрим действия при пожаре в автомобиле.

Есть три важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку.

Если произошло возгорание в автомобиле:

· остановите автомобиль и выключите двигатель;

· поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент);

· выставите сигналы на дорогу;

· займитесь жертвами;

· вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию;

· следите, чтобы не было утечки бензина: сигарета или даже маленький камешек, способный вызвать трение, могут стать причиной пожара.

Огонь в автомобиле зарождается под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать – это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания. Если машина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике на баке с топливом. После этого направить струю огнетушителя на основание пламени; если его нет – использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля.

Далее:

· если пожар затронул только карбюратор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь;

· если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место;

· если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать – это быстро удалиться от машины. Сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это может произойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке;

· если пожар охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани, пластика и синтетических волокон.

 

Лесные пожары – это неконтролируемое горение рас­тительности, стихийно распространяющееся по лесной тер­ритории. Явление совсем не редкое. Такие бедствия проис­ходят, к сожалению, ежегодно и во многом зависят от че­ловека.

При сухой погоде и ветре они охватывают значительные пространства. Если при жаркой погоде дождей не бывает в течение 15–18 дней, лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар, быстро распространяющийся по лесной территории.

От грозовых разрядов и самовозгорания торфяной крош­ки происходит ничтожно малое количество возгораний. В 90–97 случаях из 100 виновниками возникновения пожара оказыва­ются люди, не проявляющие должной осторожности при пользовании огнем в местах работы и отдыха. Доля пожаров от молний составляет не более 2% общего количества.

В отдельных районах Сибири и Дальнего Востока в ве­сенний период основной причиной возникновения пожаров являются сельскохозяйственные палы, которые проводятся для уничтожения прошлогодней сухой травы и обогащения почвы зольными элементами. При плохом контроле огонь ча­сто уходит в лес. В районах лесозаготовок пожары возникают главным образом весной при очистке лесосек огневым спосо­бом – сжиганием порубочных остатков. В середине лета зна­чительное число пожаров возникает в местах сбора ягод и грибов.

Лесные пожары классифицируются по характеру возго­рания, скорости распространения и размеру площади, охва­ченной огнем. В зависимости от характера возгорания и состава леса пожары подразделяются на низовые, верховые, почвенные (под­земные). Почти все пожары в начале развития носят харак­тер низовых и, если создаются определенные условия, пе­реходят в верховые или почвенные.

Важнейшими характеристиками являются скорость рас­пространения низовых и верховых пожаров, глубина прого­рания подземных, поэтому они подразделяются на слабые, средние и сильные. По скорости распространения огня низо­вые и верховые подразделяются на устойчивые и беглые. Скорость распространения слабого низового пожара не пре­вышает 1 м/мин, среднего – от 1 до 3 м/мин, сильного – свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний – до 100 м/мин, сильный – свыше 100 м/ мин. Слабым подземным считается такой пожар, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним – от 25 до 50 см, сильным – более 50 см.

Интенсивность горения зависит от состояния запаса го­рючих материалов, уклона местности, времени суток и, осо­бенно, силы ветра. Поэтому при одном и том же пожаре скорость распространения огня на лесной территории может силь­но меняться.

Беглые низовые пожары характеризуются быстрым про­движением кромки огня, когда горят сухая трава и опавшая листва. Они чаще происходят весной и преимущественно в травянистых лесах, обычно не повреждают взрослые дере­вья, но часто создают угрозу возникновения верхового. При устойчивых низовых пожарах кромка продвигается медлен­но, образуется много дыма, что указывает на гетерогенный характер горения. Они типичны для второй половины лета.

Большой ущерб наносят верховые пожары, когда горят кроны деревьев верхнего яруса. Беглые верховые пожары бывают как в первой, так и во второй половине лета.

Подземные пожары являются следствием низовых или верховых. После сгорания верхнего напочвенного покрова огонь углубляется в торфянистый горизонт. Их принято на­зывать торфяными.

Крупные лесные пожары развиваются в период чрезвы­чайной пожарной опасности в лесу, при длительной и силь­ной засухе. Их развитию способствует ветреная погода и зах­ламленность лесов.

Средняя продолжительность крупных лесных пожаров колеблется от 10 до 15 суток, выгоревшая площадь в среднем составляет 450–500 га при периметре от 8 до 16 км.

Косвенные признаки пожара:

· устойчивый запах гари;

· туманообразный дым;

· беспокойство птиц и животных, их миграция в одну сторону;

· ночной перелет птиц, громкие крики;

· ночное зарево;

· отблески зарева на ночных низких облаках.

Чаще всего лесные пожары возникают:

· оставление непотушенных костров, окурков сигарет в местах отдыха;

· «игры» детей с огнем;

· употребление на охоте пыжей из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

· оставление промасленного или пропитанного горючими веществами обтирочного материала;

· оставление бутылок или осколков стекла, так как они способны сработать как зажигательные линзы;

· выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, в лесу;

· сжигание мусора владельцами дач и садовых участков на опушках леса;

· разведение костров в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках, в местах с сухой травой, под кронами дерев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...