Затвор. Фокусировочное устройство
Затвор
Для получения четких (не смазанных) изображений при съемке быстро движущихся объектов снимать их следует с очень короткими выдержками – порядка сотых и даже тысячных долей секунды. Понятно, что открыть объектив на такой короткий промежуток времени без специального механизма невозможно. Таким механизмом и служит фотографический затвор. Затворы бывают центральные и шторные. Если заглянуть внутрь объектива, то можно увидеть в нем частично перекрывающие одна другую черные створки. Когда затвор спущен, эти створки полностью закрывают объектив, а в момент действия затвора створки быстро расходятся от центра объектива к краям, открывая его, а затем так же быстро сходятся к центру (рис. 25). Отсюда и название затвора – центральный. Обычно створки расположены между линзами объектива, но могут быть и позади него. Число створок в различных затворах разное. Расположение и число створок большого практического значения не имеют.
Рис. 25. Схема действия трехстворчатого центрального затвора
Почти все современные центральные затворы заводные, т. е. требуют предварительного взвода, и снабжены для этого заводным рычагом, а для приведения затвора в действие – спусковым рычагом или спусковой кнопкой. В некоторых фотоаппаратах центральные затворы одновременно служат и диафрагмой. Створки в таких затвоpax во время съемки открываются не полностью, а до заранее установленного предела. Такое устройство называют затвор‑ диафрагмой. Шторный затвор устроен и действует иначе. Вместо створок в нем имеется свертывающаяся светонепроницаемая шторка, обычно изготовленная из черной прорезиненной шелковой ткани и расположенная непосредственно перед пленкой. Бывают затворы и с металлической шторкой и затворы веерного типа.
Рис. 26. Схема устройства шторного затвора
На рис. 26 показана схема устройства шторного затвора. Шторка состоит из двух частей, связанных между собой системой тесемок. Расстояние между этими частями определяет ширину щели. При взводе затвора обе части шторки смыкаются и не пропускают света, а при спуске несколько расходятся и образуют щель, которая проходит перед пленкой от одного ее края к другому. Веерные затворы – это разновидность шторного затвора. Щель в таком затворе образуется секторными, лепестками, сложенными наподобие веера (отсюда и название затвора) и поворачивающимися вокруг общей оси.
Рис. 27.
При нажиме на спуск затвора лепесток 1 (рис. 27) поворачивается направлении стрелки и увлекает за собой лепестки 2 и 3, открывая кадровое окно фотоаппарата (оно на рисунке заштриховано). Вслед за этим приходит в движение лепесток 4 и увлекает за собой лепестки 5 и 6. При этом, в зависимости от установки затвора, между лепестками 1 и 4 образуется щель той или иной ширины. В каждом затворе имеется устройство, позволяющее регулировать выдержку. В центральных затворах это достигается изменением скорости движения створок, в шторных и веерных – изменением ширины щели. Основное назначение затвора – отмеривание коротких выдержек, порядка 1/15– 1/30 с и короче, но некоторые затворы работают и с более продолжительными выдержками: 1/8, 1/4, 1/2 и 1 с, и хотя выдержки 1/2 и 1 с можно осуществить от руки, затвор это делает гораздо точнее. Выдержки больше 1 с затвор обычно не отмеряет – они отмеряются от руки. Предельно короткая выдержка у различных затворов также неодинакова. Одни затворы работают с предельной выдержкой 1/200– 1/250 с, у других она еще короче. Конструктивные особенности центральных затворов не позволяют достигнуть выдержки короче 1/500 с. В этом смысле шторные затворы более совершенны. У всех фотоаппаратов, снабженных шторными затворами, предельная скорость их действия не менее 1/500 с, а в некоторых фотоаппаратах и 1/1000 с.
Скорость действия затвора изменяется с помощью регулятора, шкала которого состоит из цифровых и буквенных обозначений и имеет примерно такой вид:
Цифры означают продолжительность выдержки в долях секунды. Так, цифра 1 означает одну секунду, 2 – полсекунды, 30 – одну тридцатую секунды и т. д. Буква «В» (начальная буква слова «Выдержка») означает выдержку от руки. При установке индекса (указателя) регулятора затвора на какое‑ либо из цифровых делений шкалы затвор при нажиме на спусковую кнопку или рычажок автоматически отмеряет соответствующую выдержку: при установке на букву «В» затвор при нажиме на спусковую кнопку открывается, а с прекращением нажима закрывается. С выдержкой от руки работают все затворы, но в некоторых из них, кроме того, имеется устройство, позволяющее оставить затвор открытым на любое время. Разумеется, что чем шире диапазон выдержек, отмеряемых затвором, тем он лучше и тем шире возможности применения фотоаппарата. Это основная техническая характеристика затворов, но выдержки продолжительнее 1/15 с и короче 1/250 с на практике применяются сравнительно редко. Первые применяются главным образом при плохом освещении и требуют съемки со штатива, вторыми приходится пользоваться при съемке крупным планом очень быстро движущихся объектов. В любительской практике обычно применяются выдержки от 1/15 до 1/250 с, которые отмеряют почти все центральные и шторные затворы, и все они в этом смысле одинаково хороши. Затворы, особенно центральные, по своей сложности и точности работы не уступают часовому механизму. Обращаться с ними надо осторожно. Разборка и сборка фотографических затворов – дело сложное, требующее специальных знаний, и самим заниматься этим не следует. Затворы не требуют повседневного ухода. При умелом обращении они долго работают исправно и точно без смазки и чистки. Некоторые затворы требуют соблюдения особых правил при работе с ними. Например, встречаются затворы, в которых регулировку скоростей действия можно производить только при спущенном положении. В некоторых затворах, регуляторы которых имеют круговую шкалу скоростей, нельзя поворачивать регулятор в промежутке между теми или иными делениями. Необходимые указания об этом всегда даются в инструкции, прилагаемой к фотоаппарату. Во всяком случае, при работе с затвором, как и с другими механизмами фотоаппарата, не следует прилагать больших усилий. При полной исправности фотоаппарата все его детали должны двигаться легко и плавно. Если же деталь движется с трудом или совсем не движется, то механизм неисправен и излишним усилием можно повредить его еще больше.
В последние годы широкое распространение получили электронно‑ импульсные осветительные приборы. [8] Эти замечательные приборы дают свет исключительно большой силы, сравнимый со светом солнца, но в виде очень короткой вспышки, продолжительность которой иногда не превышает 1/2000 с. Применение этих приборов дает эффект только тогда, когда момент вспышки совпадает с моментом полного открытия затвора фотоаппарата. И вот для того, чтобы синхронизировать действие прибора с действием затвора, в последних устанавливаются синхроконтакты – включатели электронно‑ импульсного прибора, замыкающие его электрическую цепь и тем самым приводящие его в действие. На корпусе фотоаппарата или затвора устанавливают небольшой штепсельный разъем, к которому на время съемки подсоединяется кабель импульсной лампы. В центральных затворах замыкание электрической цепи происходит в тот момент, когда створки затвора полностью открывают объектив, а в шторных и веерных затворах, – когда полностью открыто все кадровое окно фотоаппарата. На многих аппаратах соединение импульсной лампы с затвором производится без кабеля; лампа устанавливается в металлической клемме на корпусе фотоаппарата, и контакт осуществляется через эту клемму. Существуют также лампы‑ вспышки одноразового действия.
В отличие от электронно‑ импульсной лампы, практически совершенно безынерционной, т. е. дающей вспышку в момент замыкания синхроконтакта, одноразовые лампы дают вспышку с некоторым запозданием. Хотя запоздание это очень невелико, всего несколько тысячных секунды, тем не менее этого достаточно, чтобы момент вспышки не совпал с моментом действия затвора. Учитывая эту особенность ламп‑ вспышек, на фотоаппаратах устанавливают второй синхроконтакт, замыкающий электрическую цепь лампы‑ вспышки немного раньше. Синхроконтакт, предназначенный для электронно‑ импульсных ламп, помечается значком в виде молнии или буквой «X», а для ламп‑ вспышек – значком в виде электрической лампочки или буквой «М». Первый из них называется «икс‑ контакт», а второй – «эм‑ контакт». Но разные лампы‑ вспышки обладают разной инерцией, поэтому на фотоаппаратах вместо второго синхроконтакта иногда устанавливают специальное устройство – синхрорегулятор, с помощью которого можно регулировать упреждение синхроконтакта применительно к разным лампам (рис. 28).
Рис. 28. Синхрорегулятор на фотоаппарате «Зенит»
Кроме синхроконтактов и синхрорегуляторов затворы многих фотоаппаратов снабжены так называемым автоспуском. Автоспуск представляет собой устройство, автоматически приводящее в действие затвор фотоаппарата спустя 10‑ 15 с после нажатия на спуск. Затвор при этом срабатывает с той выдержкой, на которую он установлен, кроме «В» (выдержка от руки) и «Д» (длительная выдержка). В шторных затворах для управления автоспуском служат заводной рычаг и спусковая кнопка. Для съемки с помощью автоспуска рычаг после взвода и установки затвора поворачивают до отказа, как показано на рис. 29 слева, а для пуска его в ход нажимают или отводят чуть в сторону спусковую кнопку (на рисунке справа).
Рис. 29. Автоспуск на фотоаппарате «Киев». Слева момент взвода, справа момент спуска
Механизм автоспуска обычно анкерный, издает во время работы характерный звук (жужжание), который длится до тех пор, пока не сработает затвор. Отведенный же рычаг при этом медленно возвращается в исходное положение. Глядя на него, можно предвидеть момент действия затвора. С этой целью рычаг делается довольно крупным, чтобы он был хорошо виден. На центральных затворах рычаг обычно виден хуже, так как наружу выступает лишь его головка. Для лучшей видимости эту головку окрашивают в красный цвет. На таких затворах автоспуск приводится в действие нажатием на спусковой рычаг (или кнопку) затвора. С помощью автоспуска можно сфотографировать самого себя. В этом, собственно, и заключается его основное назначение. Приведя автоспуск в действие, вы за время его холостого хода можете занять место перед фотоаппаратом и сфотографироваться, не прибегая для этого к посторонней помощи. Само собой разумеется, что все подготовительные операции необходимо проделать предварительно, а фотоаппарат установить на штативе.
На некоторых фотоаппаратах нет вообще рычага автоспуска или он очень мал, и автоспуск взводится одновременно с затвором. В таких фотоаппаратах рычаг или кнопку автоспуска обычно устанавливают на букву «А». Пользоваться автоспуском удобно и в случаях, когда надо отойти от фотоаппарата, чтобы подсветить объект сбоку или подержать сзади него фон. Все фотографические затворы снабжены гнездом для ввинчивания гибкого спускового тросика. Этот тросик позволяет приводить затвор в действие очень плавно, без рывков и тем самым устраняет возможное дрожание аппарата в момент съемки. Учитывая, что на фотоаппаратах давних выпусков синхроконтактов и автоспусков нет, промышленность выпускает их в виде отдельных приборов, которые можно присоединить к любому фотоаппарату. Синхроконтакт (рис. 30) представляет собой небольшой прибор с винтовым наконечником, с помощью которого он ввинчивается в гнездо гибкого спускового тросика. В головку синхроконтакта в свою очередь ввинчивается спусковой тросик. В приборе имеется штекерный разъем, к которому подсоединяется кабель электронно‑ импульсного осветителя.
Рис. 30. Приставной синхроконтакт: 1 – винтовой наконечник, 2 – спусковой тросик, 3 – штекерный разъем
В фотоаппаратах с центральным затвором синхроконтакт действует надежно при выдержках от 1 до 1/50 с включительно, в фотоаппаратах со шторным затвором – только в пределах от 1 до 1/5 с. Для правильной работы синхроконтакта необходимо его предварительно отрегулировать; способ регулировки описан в руководстве, прилагаемом к прибору. Автоспуски бывают механические и пневматические. Механические автоспуски подсоединяют к нажимной кнопке гибкого спускового тросика, пневматические ввинчивают непосредственно в гнездо, предназначенное для этого тросика. Таким образом, если на вашем фотоаппарате нет автоспуска или синхроконтакта, вы можете восполнить этот недостаток, купив отдельные приборы.
Фокусировочное устройство
Для осуществления наводки на резкость объективы в фотоаппаратах обычно устанавливают в винтовых или червячных оправах, позволяющих передвигать объективы в известных пределах вперед и назад, в зависимости от расстояния, с которого производится съемка. Существует и другой способ наводки: перемещение не всего объектива, а только передней его линзы так, что расстояние между объективом и поверхностью пленки не изменяется, но изменяется расстояние между линзами объектива. Такой способ наводки на резкость основан на принципе работы нашего глаза. Объектив часто называют глазом фотоаппарата. Однако правильнее было бы сравнить с глазом весь фотоаппарат. Тогда объектив можно было бы сравнить с хрусталиком глаза, и это сравнение было бы действительно верным. Взгляните на рис. 31 и вы увидите, как велико сходство фотоаппарата с глазом.
Рис. 31. Фотоаппарат подобен глазу
Подобно тому, как объектив «рисует» изображение на пленке, хрусталик нашего глаза, представляющий собой маленькую собирательную линзу, «рисует» изображение предметов на сетчатой оболочке глаза. Глазное яблоко не обладает способностью ни удлиняться ни сокращаться, однако это не мешает нам видеть одинаково резко как очень близкие, так и очень далекие предметы. Объясняется это способностью хрусталика менять выпуклость своих поверхностей и тем самым изменять свое фокусное расстояние. По мере выдвижения передней линзы фокусное расстояние объектива уменьшается, что дает возможность приблизить фотоаппарат к объекту съемки и получить его резкое изображение на пленке в более крупном плане. Так, в частности, устроен фотоаппарат «Любитель‑ 2». Но для осуществления наводки на резкость наличия этих устройств еще недостаточно. Необходимо фокусировочное устройство, позволяющее в каждом отдельном случае найти точное положение объектива. Существует несколько таких устройств, принципиально различных. Каждое из них имеет свои особенности, свои преимущества и недостатки. Зная эти особенности, вы гораздо легче решите, какой из фотоаппаратов для вас более удобен. Простейшее из этих устройств – шкала расстояний. Вы уже знаете, что каждому расстоянию от фотоаппарата до объекта съемки соответствует строго определенное расстояние между объективом и фотопленкой, при котором изображение предмета получается резким. Это дает возможность заранее рассчитать и нанести на оправу объектива шкалу, с помощью которой можно производить наводку на резкость. На разных объективах шкала расстояний имеет различный ряд цифр. На нормальных объективах малоформатных камер она может иметь такой вид:
Цифры шкалы показывают расстояние от фотоаппарата до объекта съемки в метрах. Чтобы произвести наводку на резкость, следует определить расстояние до фотографируемого предмета и совместить указатель с цифрой шкалы, соответствующей этому расстоянию. Если же предмет находится достаточно далеко (например, для приведенной здесь шкалы дальше 20 м ), то объектив устанавливают на знак оо. Это принятый в математике знак бесконечности, и такая установка объектива называется установкой на бесконечность. Точность фокусирования объектива с помощью шкалы расстояний зависит от того, насколько точно вы умеете определять расстояние на глаз. Но опыт показывает, что благодаря глубине резкости объектива небольшие ошибки при определении расстояния существенного значения не имеют. Шкала расстояний есть на объективах всех фотоаппаратов, независимо от того, имеется в них какое‑ либо иное устройство для наводки на резкость или нет. Таким образом, наводку на резкость с помощью шкалы расстояний можно производить любым фотоаппаратом, и этим успешно пользуются опытные фотолюбители и фоторепортеры, особенно при съемке событий. При такой съемке дорога каждая секунда, а наводка на резкость с помощью шкалы расстояний осуществляется гораздо быстрее, чем с помощью других устройств.
Рис. 32. Шкала и значение символов для наводки на резкость
Глубина резкости, связанная с величиной отверстия диафрагмы и расстоянием до снимаемого объекта, позволила еще более упростить способ наводки на резкость и вместо шкалы расстояний, содержащей целый ряд цифр, применить символическую шкалу, состоящую всего из трех или четырех, например, таких символов: «Крупный план», «Портрет», «Группа» и «Пейзаж» (рис. 32). Чтобы произвести наводку на резкость с помощью такой шкалы, достаточно установить объектив на тот или иной символ. Наличие такой шкалы, конечно, не означает, что фотоаппарат пригоден для съемки только указанных на ней объектов, и понимать эти символы в буквальном смысле, безусловно, не следует. Они выбраны как наиболее часто встречающиеся в практике фотолюбителей и наиболее характерные в том смысле, что портреты обычно снимаются с относительно небольшого расстояния – 1‑ 1, 5 м, группы – с несколько большего, примерно от 3 до 4 м, а пейзажи – с расстояния не ближе 8 м. Таким образом, фотографируя любые объекты, расположенные на указанных расстояниях, надо руководствоваться этими расстояниями и относить объекты к тому или иному символу. Так, снимая объект, размеры которого требуют съемки с расстояния 3‑ 4 м, следует пользоваться символом «Группа», а снимая здание или другое крупное сооружение, – символом «Пейзаж». На чем же основан такой способ наводки? Прежде всего на глубине резкости объектива, которая даже и при сравнительно больших отверстиях диафрагмы обеспечивает получение достаточно резких негативов при съемке с указанных расстояний. В расчет принято и то, что при наибольшем отверстии диафрагмы снимают очень редко. Объектив почти всегда диафрагмируют. Конечно, при таком упрощенном способе наводки на резкость возможны ошибки, избежать которые можно, только умело пользуясь шкалой символов и диафрагмой. Во всяком случае, способ прост и, как показывает опыт, вполне применим. В разных фотоаппаратах символы могут несколько отличаться по своим изображениям и по расстояниям, которым они соответствуют. Аппараты с наводкой по шкале расстояний называют шкальными. Гораздо более точен способ наводки на резкость с помощью оптического дальномера. Аппараты с таким способом наводки называются дальномерными. Дальномерами вообще называются приборы, предназначенные для определения расстояния от наблюдателя до наблюдаемого объекта. Это оптические приборы, действие которых основано на том, что если смотреть на какой‑ нибудь предмет с двух точек: А и В, отстоящих одна от другой на некотором расстоянии (рис. 33) и так, чтобы угол а всегда был прямым, то, в зависимости от расстояния, от точки А до наблюдаемого предмета угол b будет изменяться. Чем дальше будет расположен предмет, тем угол b будет больше. Следовательно, по величине угла b можно определить расстояние до предмета.
Рис. 33. Принцип действия дальномера
Расстояние между точками наблюдения А и В называется базой дальномера. Чем больше эта база, тем точнее может работать прибор. Рассмотрим одну из схем устройства и действия оптического дальномера. Прибор состоит из двух зеркал: 1 и 2, расположенных, как показано на рис. 34. Зеркало 1 – обычное. С помощью держателя оно укреплено на оси 3 и может поворачиваться вокруг нее на некоторый угол. Зеркало 2 – полупрозрачное и представляет собой светоделительную пластинку, покрытую тончайшим слоем зеркальной амальгамы. Это зеркало не только отражает свет, но и частично пропускает его.
Рис. 34. Схема устройства оптического дальномера
При работе с таким дальномером смотрят одним глазом на предмет через полупрозрачное зеркало 2. При этом изображение предмета в глазу получается сдвоенным за счет двух пучков лучей, из коих один попадает в глаз, 1 пройдя через зеркало 2, а второй – на зеркало 7, отражается от него, падает на зеркало 2 и, отразившись от него, также попадает в глаз. Однако зеркало 2 можно повернуть так, что второй пучок лучей совпадет с первым, как показано на рисунке. Тогда изображение предмета в глазу не будет двойным, так как контуры двух изображений сольются. Глядя на рисунок, нетрудно понять, что если приблизить дальномер к наблюдаемому объекту, не изменяя положения зеркала 7, то, согласно закону отражения света, лучи, падающие на это зеркало, отразившись от него, уже не совпадут с лучами, проходящими через зеркало 2, как показано пунктиром. Изображение предмета раздвоен, и, чтобы вновь совместить контуры двух изображений, придется немного повернуть зеркало 1 вокруг оси 3 против часовой стрелки. Если же удалиться от наблюдаемого предмета, то для совмещения контуров изображения зеркало 1 придется повернуть в обратном направлении. Таким образом, каждому расстоянию от наблюдателя до предмета будет соответствовать какое‑ то одно положение зеркала 1. Если к держателю этого зеркала прикрепить указательную стрелку 4, поместить у ее конца шкалу и сградуировать эту шкалу соответственно различным расстояниям, то, пользуясь указательной стрелкой, можно будет с достаточной точностью определить расстояние до предмета. Конструктивно дальномеры, применяемые для фотографических целей, различны, но все они действуют по описанному принципу. При этом возможны два способа использования дальномера. Пользуясь дальномером как отдельным вспомогательным прибором, можно определять расстояние до фотографируемого предмета, а затем соответственно устанавливать объектив фотоаппарата по шкале расстояний. Но технически вполне возможно соединить механизм дальномера с оправой объектива. В этом случае не потребуется совершать две отдельные операции (определение расстояния и установку объектива) – они совместятся в одну и тогда наводку на резкость можно будет производить с помощью самого фотоаппарата. Так устроены фотоаппараты «Зоркий», ФЭД и др. Связь дальномера с фокусировочным устройством основана на том, что при наводке на резкость объектив совершает поступательное движение. Это движение и используется для приведения в действие подвижных деталей механизма дальномера. В зависимости от конструкции дальномера несколько изменяется наблюдаемая в нем картина. Например, в фотоаппаратах «Зоркий», ФЭД и некоторых других поле зрения дальномера имеет круглую форму. В центре этого поля виден кружок, обычно слегка окрашенный, в пределах которого происходит раздвоение и слияние контуров изображения (рис. 35). В некоторых фотоаппаратах, например марки «Киев», поле зрения и его центральная часть имеют прямоугольную форму. Встречаются фотоаппараты, в которых происходит не раздвоение контуров, а некоторый сдвиг изображения в центральной части по отношению к окружающему полю.
Рис. 35. Что видит глаз в дальномере при неточной и точной наводке на резкость
Характер изображения, наблюдаемого в дальномере, не играет роли при выборе фотоаппарата. Практически не имеет существенного значения и база дальномера. Все дальномеры, если они исправны, работают точно. Перемещая объектив, добиваются полного слияния контуров изображения, видимого в дальномере. Этому положению соответствует точная наводка на резкость. В дальномерных фотоаппаратах первых выпусков дальномер и видоискатель представляли собой два отдельных конструктивных узла и каждый имел свой окуляр, так что во время съемки приходилось совершать две раздельные операции: сначала производить наводку на резкость, глядя в окуляр дальномера, а затем переводить глаз к окуляру видоискателя и нацеливать аппарат на фотографируемый объект. Но уже во втором поколении дальномерных аппаратов видоискатель и дальномер были объединены в одном окуляре. Такое устройство получило название визир‑ дальномера. Позднее в поле зрения видоискателя ввели и диоптрийное устройство. Наконец, существует и еще один способ наводки на резкость – визуальный. Применяется он в так называемых зеркальных камерах. Свое название эти аппараты получили от имеющегося в них зеркала, расположенного внутри аппарата под углом 45° к оптической оси объектива и к плоскости пленки. На рис. 36 показана схема устройства и действия зеркальной камеры. Лучи света, пройдя через объектив 1 (рис. 36, а), отражаются зеркалом 2 на горизонтально расположенное матовое стекло 3 и «рисуют» на нем изображение фотографируемых предметов.
Рис. 36. Принцип устройства и действия зеркальной камеры: а – положение зеркала при наводке на резкость, бв момент съемки
Если расстояния от центра зеркала до матового стекла а и до поверхности пленки б равны, то в момент, когда изображение рисуется резко на матовом стекле, оно должно получиться резким и на пленке. Глядя сверху на матовое стекло и перемещая объектив, находят момент максимальной резкости изображения. С помощью специального устройства, механически связывающего затвор аппарата с приводом зеркала, последнее при нажатии на спусковую кнопку затвора под действием пружины быстро поворачивается вверх вокруг оси 4 (рис. 36, б ) и плотно закрывает собой рамку матового стекла, открывая одновременно доступ лучам света к задней стенке аппарата, где расположена пленка 5. В этот момент срабатывает затвор аппарата и происходит съемка. Так, в частности, действует зеркальная камера «Салют‑ С», (рис. 37, а ). Камеры этого типа называются однообъективными зеркальными. Существуют также двухобъективные зеркальные камеры, например «Любитель‑ 2» (рис. 37, б ). Основной рабочий объектив фотоаппарата расположен внизу. Верхний же объектив служит для наводки на резкость. Позади него, под углом в 45° к оптической оси, установлено зеркало, отбрасывающее лучи света вверх, где расположено матовое стекло (точнее, небольшой матовый кружок). Оба объектива подвижны и механически связаны между собой так, что, когда верхний объектив дает резкое изображение на матовом кружке, нижний дает резкое изображение на пленке.
Рис. 37. Три типа зеркальных камер: а – однообъективная (фотоаппарат «Салют»), бдвухобъективная (фотоаппарат «Любитель‑ 2»), в – с оборачивающей оптической системой (фотоаппарат «Зенит»)
Наконец, имеется еще один тип зеркальных камер – с оборачивающей оптической системой (рис. 37, в ). Дело в том, что описанные выше типы зеркальных камер имеют существенный недостаток: изображение, образующееся на матовом стекле, хотя и не перевернуто, но зеркально обращено слева направо. Кроме того, при съемке эти аппараты приходится держать на уровне груди, отчего несколько ухудшается передача перспективы на снимке. В камерах с оборачивающей оптической системой эти недостатки устранены. В принципе эти камеры устроены так же, как и однообъективные зеркальные камеры с подвижным зеркалом, но над матовым стеклом в них установлена особая, так называемая пентапризма с крышей. На рис. 38 показано, как действует оборачивающая оптическая система. Лучи света, пройдя через объектив, отражаются зеркалом на матовое стекло, на котором строят изображение снимаемого объекта, зеркально обращенное слева направо. Пентапризма с крышей, расположенная над матовым стеклом, оборачивает это изображение из горизонтальной плоскости в вертикальную и справа налево так, что, глядя через окуляр аппарата, глаз видит изображение не только не перевернутое, но и с правильным расположением сторон, что существенно облегчает и наводку на резкость, и визирование, и композиционное построение снимаемого кадра, а главное, – позволяет рассматривать изображение на матовом стекле не сверху, а держа фотоаппарат на уровне глаз.
Рис. 38. Устройство и действие оборачивающей оптической системы в зеркальных камерах: 1 – объектив, 2 – зеркало, 3 – матовое стекло, 4 – пентапризма с крышей, 5 – окуляр, 6 – плоскость фотопленки, 7 – глаз наблюдателя
Оборачивающая оптическая система – одно из самых замечательных достижений в области фотоаппаратостроения, положившее начало массовому выпуску малоформатных зеркальных камер. Внешне эти камеры отличаются от дальномерных фотоаппаратов выступом (горбиком), возвышающимся над верхней стенкой корпуса камеры. К числу зеркальных камер с оборачивающей оптической системой относятся, в частности, фотоаппараты марки «Зенит» (см. рис. 37, в ). При работе с зеркальными камерами большое значение имеет острота зрения. При недостаточно хорошем зрении наводка часто бывает неточной, и, чтобы облегчить ее, в зеркальных камерах устанавливаются различные устройства, увеличивающие изображение, получаемое на матовом стекле, или повышающие его яркость, – сильно увеличивающий окуляр, клиновое устройство, коллективная линза, линза Френеля, микрорастр. Если посмотреть в окуляр камеры «Зенит‑ 4» или «Зенит‑ 5», то в центре матового стекла можно увидеть небольшой светлый кружок, разделенный четкой линией пополам, как показано на рис. 39. Это и есть клиновое устройство. Картина, наблюдаемая в пределах клинового устройства, похожа на ту, которая наблюдается в дальномерах некоторых фотоаппаратов. Когда наводка сделана точно, линии изображения, пересекающие границы двух полукругов клинового устройства, сливаются, как показано на рисунке справа. Когда же наводка неточна, эти линии расходятся в разные стороны (рисунок слева). Клиновое устройство состоит из двух небольших прозрачных стеклянных клиньев, встроенных в углубление круглой формы, сделанное в центре матового стекла. Изображение, видимое в клиновом устройстве, значительно ярче, чем на матовом стекле. Кроме того, момент совмещения контуров изображения улавливается глазом гораздо лучше, чем момент полной резкости, благодаря чему клиновое устройство значительно облегчает и повышает точность наводки на резкость.
Рис. 39. Что видит глаз в фотоаппарате с клиновым устройством
Коллективная линза (рис. 40) представляет собой плоско‑ выпуклую линзу, ограненную в виде прямоугольника. Линза приставляется своей плоской стороной вплотную к матовому стеклу камеры и, действуя, как лупа, увеличивает изображение. Иногда матируется плоская поверхность самой коллективной линзы. Такой линзой снабжено большинство малоформатных зеркальных камер.
Рис. 40. Коллективная линза
Линза Френеля, или ступенчатая линза (рис. 41), отличается особой формой, предложенной французским ученым Френелем. Такая линза действует, как коллективная, вместе с тем она значительно тоньше и легче. Линза Френеля прикладывается плоской поверхностью к матовому стеклу камеры.
Рис. 41. Линза Френеля в разрезе. Пунктиром показана обычная плоско‑ выпуклая линза той же оптической силы
Микрорастр (рис. 42) представляет собой тонкую пластинку из прозрачного пластика, поверхность которой состоит из мельчайших пирамид высотой 0, 1 мм. Такое же, примерно, и расстояние между их вершинами. В общем, пирамиды так мелки, что при рассматривании их невооруженным глазом микрорастр кажется просто упорядоченным матовым стеклом. Изображение на нем получается резким в тот момент, когда фокальная плоскость проходит через вершины пирамид. При малейшей неточности наводки лучи света отражаются от граней пирамид, и нерезкость изображения наблюдается гораздо лучше. В этом и заключается преимущество микрорастра по сравнению с матовым стеклом.
Рис. 42. Микрорастр
Чаще применяются комбинированные системы. Например, вместе с клиновым устройствам используется коллективная линза или линза Френеля. Существует также система, включающая микрорастр, матовое стекло и линзу Френеля. В таких системах микрорастр размещают в пределах небольшого круга в центре кадра, вокруг него оставляют кольцевое матированное поле, а на краях и в углах кадра размещают линзу Френеля (рис. 43). Такая система дает яркое изображение, повышает точность наводки на резкость и позволяет следить за глубиной резко изображаемого пространства.
Рис. 43. Комбинированная система для наводки на резкость: 1 – линза Френеля, 2 – матовое стекло, 3 – микрорастр
Огромное преимущество однообъективных зеркальных камер заключается в том, что в них видно изображение, рисуемое самим объективом фотоаппарата и притом в неперевернутом виде. Кадрирование и наводку на резкость в таких аппаратах можно производить одновременно и почти до самого момента съемки. Кроме того, как видно из описания, такие камеры не нуждаются в видоискателе. Они сами являются видоискателями, причем совершенно свободными от параллакса визирования. Из числа любительских фотоаппаратов однообъективные зеркальные камеры с оборачивающей оптической системой – самые универсальные. Они отлично оснащены и удобны не только для широкого круга обычных съемок, но и для репродуцирования и других специальных видов съемки. Вы, конечно, не совершите ошибки, если приобретете зеркальную камеру с оборачивающей оптической системой. Однако, при всех неоспоримых преимуществах однообъективных зеркальных камер некоторые из них имеют существенный недостаток: при уменьшении отверстия диафрагмы изображение на матовом стекле затемняется, а иногда совсем перестают действовать клиновое и все прочие устройства. Все это сильно затрудняет наводку на резкость и кадрирование снимка. Приходи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|