Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления совершенствования Федерального бюджета Российской Федерации




В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

«Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны.

Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции.

Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз.

Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.

Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности.

Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.

Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации». Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.

Характерными особенностями проекта бюджета федерального бюджета на 2014-2016 годы являются:

- применение бюджетных правил в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета,

-  формирование расходов федерального бюджета в структуре государственных программ на основе новой бюджетной классификации,

-  оптимизация действующих расходных обязательств и перераспределение ресурсов на решение приоритетных задач, заявленных в указах Президента,

-  привлечение значительных объемов государственных внутренних заимствований, гарантий, рост расходов на обслуживание государственного долга.

Один из ключевых выборов, стоящих перед правительством, - это выбор политики, нацеленной на поддержание экономического роста за счет текущего потребления, или политики устойчивого роста, предполагающей пропорциональное распределения расходов между текущим потреблением и инвестициями в инфраструктуру («инвестиции в будущее»). В первом случае недостаточные инвестиции в инфраструктуру неизбежно приведут к формированию на определенном этапе «бутылочных горлышек», создающих препятствия для долгосрочного роста.

Второй развилкой является выработка эффективных форм финансирования инфраструктуры. Чрезмерные и низкоэффективные государственные инвестиции в инфраструктуру приводят к вытеснению частных инвестиций, и в результате достигают меньшего или незначительного эффекта.

Инфляция издержек в области инфраструктурного строительства может вести к ряду негативных эффектов - торможению роста строительной отрасли в целом, накоплению макроэкономических рисков, вытеснению частных инвестиций.

Так, темп роста налоговых доходов в федеральный бюджет в 2014 году составит 115,8% к реальной оценке поступлений 2013 года, в том числе по НДС - 119%.

Такие темпы роста присущи динамично развивающейся экономике, а не стагнирующей, как сегодня.

Кроме того, темпы роста общей суммы налоговых доходов федерального бюджета и тем более НДС значительно превышают темпы роста ВВП в номинальном выражении в 2014 году - 108,5%, в 2015 году - 108,7%, в 2016 году - 109%.

В проектировки федерального бюджета по налоговым доходам на 2014 - 2016 годы включены дополнительные доходы в связи с вступлением в силу «антиотмывочного» закона (134-ФЗ) - в 2014 году - 50 млрд. рублей, в 2015 году - 126 млрд. рублей, в 2016 году - 205 млрд. рублей.

Федеральным законом от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» в числе мер по предотвращению незаконных схем возмещения НДС предусмотрено: установление обязанности предоставления налогоплательщиками и иными лицами, выставляющими счета-фактуры, налоговой декларации по НДС в электронной форме; включение в налоговую декларацию сведений, указанных в книге покупок и книге продаж налогоплательщика; установление права налоговых органов истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, а также проводить другие мероприятия налогового контроля при проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС.

Указанные меры позволят налоговым органам проводить в автоматизированном режиме сопоставление данных о суммах НДС продавца и покупателя, оперативно выявлять расхождения и предотвращать возможные случаи нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе с использованием фирм - «однодневок».

Действительно, ожидаемым эффектом от указанных изменений будет повышение прозрачности экономики и поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет. Однако, в материалах к законопроекту не приведена оценка последствий реализации указанного Федерального закона.

Между тем, реального эффекта от изменения законодательства можно ожидать, в лучшем случае, начиная с 2016 года, так как основные положения закона, позволяющие улучшить эффективность налогового контроля, в том числе норма о предоставлении счетов-фактур в электронном виде вступают в силу с 1 января 2015 года.

Малые предприятия в большинстве своем применяют упрощенную систему бухгалтерского учета, которая снижает их шансы выступать поставщиком товаров, работ, услуг для компаний, являющихся плательщиками НДС, а также выполнять подрядные работы для государственных нужд с использованием государственных элементных сметных норм. Аналогичные проблемы испытывают и предприятия, применяющие единый сельскохозяйственный налог [32, c.60].

Согласно «Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года» от 25.08.2008 года «важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:

1. приоритет долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего учитывать стратегические приоритеты экономической политики;

2. повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;

.   повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения;

.   снижение бедности, повышение результативности социальной политики;

.   конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов, расширение практики привлечения негосударственных предприятий к выполнению услуг, финансируемых из государственного бюджета;

.   открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы». [46, c.226]

Таким образом, бюджетная стратегия должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.


Заключение

 

Федеральные налоги - НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц - являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждении федерального бюджета. Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ.

В поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2012 года составили 5165,1 млрд. рублей, что на 15,27% больше, чем в 2011 году 4480,8, а в 2013 году в январе-сентябре поступления составили 3980,2, уменьшение составило 22,94%.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2013 г. составила 728,1 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2012 г. она увеличилась на 7,8%, в том числе по акцизам в целом - на 33,6%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 31,8%, налогу на прибыль организаций - на 8,8%, налогу на добавленную стоимость - на 4,8%.

Исследование современного состояния налоговой системы позволяет сделать следующий вывод о том, что в целом поступление налогов последовательно увеличивалось. Можно отметить положительную тенденцию - рост налоговых доходов в целом, в Федеральный бюджет и в бюджет субъектов РФ в основном совпадал. Таким образом, современная налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования, базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. В соответствии с НК РФ, налог или сбор считается установленным, если определены следующие его составляющие: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты.

Анализ реформаторских идей в области налоговой системы показал:

. Целесообразность рассмотрения возможности дальнейшего снижения налогового бремени.

. Необходимость увеличения в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения, с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год.

. Необходимость установления временного специального порядка работы с налоговой задолженностью организаций, позволяющего по заявлению налогоплательщика использовать все имеющиеся инструменты изменения сроков уплаты налога.

. Целесообразность развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (предоставление отсрочек, рассрочек, инвестиционного налогового кредита).

. Необходимость законодательно закрепить инструменты противодействия злоупотреблению нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в целях минимизации налогов, используя при этом практический опыт, накопленный арбитражными судами.

. Деятельность налоговых органов должна быть скорректирована с учетом экономической ситуации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...