Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.1 Общая характеристика тренинговой группы.




Департамент образования города Москвы

Московский городской психолого-педагогический

Университет

Факультет экстремальной психологии

Кафедра научных основ экстремальной психологии

Методическое пособие по дисциплине

Теория и практика социально-психологического тренинга

Для организации самостоятельной работы бакалавра

Очной формы обучения

 

Автор и составитель пособия – старший преподаватель Федякова Марина Андреевна

Общий объем самостоятельной работы студента по дисциплине -

72 часа

Москва


1. Планирование самостоятельной работы бакалавра:

Настоящие методические рекомендации призваны помочь бакалавру правильно организовать самостоятельную работу по изучению всех тем дисциплины «Теория и практика социально-психологического тренинга».

На самостоятельное изучение дисциплины бакалаврами в соответствии с тематическим планом отводится 72 часf. Самостоятельная работа бакалавра – это работа с учебниками, специальной литературой, выполнение контрольных заданий и написание программы однодневного тренинга по самостоятельно выбранной студентами теме.

В настоящем методическом пособии приведены все темы, изучение которых предусмотрено программой дисциплины.

Изучение каждой темы, как правило, начинается на лекции, затем по самым сложным аспектам данной предметной области организуются семинарские занятия. Самостоятельная работа – важный этап усвоения знаний, формирования навыков самоорганизации учебной деятельности.

В настоящем методическом пособии приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы по каждой теме дисциплины. Эти вопросы необходимо использовать для самопроверки, продумывать ответы на них после ознакомления с рекомендованной литературой.

После обоснования теоретических вопросов обучающийся должен приступить к выполнению заданий, которые представлены по каждой изучаемой теме. Бакалавр должен уметь ориентироваться в существующих теоретических подходах осуществления социально-психологического тренинга и формулировать свой собственный подход при выборе средств психологического воздействия, разрабатывать программы социально-психологического тренинга и адекватно подбирать методы и приемы социально-психологической работы в группе в форме тренинга, решать творческие профессиональные задачи. Это возможно только при условии предварительной добросовестной самостоятельной работы бакалавра по учебной дисциплине в целом.

Необходимый для выполнения заданий материал приведен в перечне рекомендованной литературы по каждой теме.

Одной из форм контроля самостоятельной работы бакалавров является написание программы однодневного тренинга по самостоятельно выбранной теме. Требования к написанию и оформлению тренинговой программы приведены в пособии.

 

 
Раздел 1. Общая характеристика социально-психологического тренинга как прикладной области психологической науки: предмет, цели и задачи социально-психологического тренинга. Принципы социально-психологического тренинга. История возникновения социально-психологического тренинга.

Тема 1. 1 История возникновения социально-психологического тренинга

История возникновения, цели и задачи Т-групп. Традиция гуманистической психологии в области теории и практики социально-психологического тренинга. Тренинг сензитивности. «Тренинг коммуникативной компетентности» М. Форверга. Взаимосвязь форм социально-психологического тренинга на Западе с ведущими теоретическими ориентациями западной психологии.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 1.1

1. Т-группы: история возникновения, цели и задачи.

2. Тренинг личностного роста.

3. Характеристика тренинга сензитивности.

4. Цели и задачи, эффективность применения «Тренинга коммуникативной компетентности» М.Форверга.

5. Взаимосвязь многообразия теоретических ориентаций в зарубежной практике социально-психологического тренинга с тремя ведущими подходами: психоаналитическим, бихевиористским и экзистенциально-гуманистическим.

Литература:

Обязательная:1,3,5,6,8

Дополнительная:17,19

 

Тема 1.2. Предмет, цели и задачи социально-психологического тренинга в отечественной психологии.

Сходства и различия в определениях понятия социально-психологического тренинга, его целей и задач у различных авторов. Развитие коммуникативной компетентности как основная сфера применения методов социально-психологической работы с группой. Виды общения. Особенности диалогического общения как высшей ступени развития навыков общения. Тренинг и развитие личности. Соотношение понятий социально-психологический тренинг, психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование. Проблема взаимосвязи социально-психологического тренинга как прикладной области психологии с академической наукой.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 1.2.

1. Возможные варианты определения понятия социально-психологического тренинга, его целей и задач: Ю.Н.Емельянов, Л.А.Петровская, Г.И.Марасанов, Е.В.Сидоренко и др.

2. Коммуникативная компетентность и общение. Развитие коммуникативной компетентности в социально-психологическом тренинге.

3. Характеристика диалогического общения.

4. Отношение тренинга к проблеме развития личности.

5. Соотношение понятий социально-психологический тренинг, психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование.

6. Проблема опережения развития психологической практики по отношению к развитию академической науки.

Литература:

Обязательная:1,2,3,4,5,6

Дополнительная:1,5,12,16

Тема 1.3. Принципы социально-психологического тренинга

Характеристика основных принципов работы тренинговой группы: принцип активности, принцип исследовательской (творческой) позиции, принцип объективации (осознания) поведения, принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Характеристика других возможных принципов тренинга: принцип конфиденциальности, принцип «здесь и теперь», принцип «не навреди» и др. Связь принципов социально-психологического тренинга с его целями и задачами. Условия создания благоприятного психологического климата в тренинговой группе.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 2.1.

1. Принцип активности в тренинге, его взаимосвязь с целями и задачами тренинга.

2. Принцип исследовательской (творческой) позиции, его взаимосвязь с целями и задачами тренинга.

3. Принцип объективации (осознания), его взаимосвязь с целями и задачами тренинга

4. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения, его взаимосвязь с целями и задачами тренинга

5. Другие принципы социально-психологического тренинга: принцип «здесь и теперь», принцип положительной обратной связи, принцип эффективности методов и упражнений, принцип конфиденциальности и их связь с целями и задачами тренинга.

Литература:

Обязательная:3,5,6,7,8

Дополнительная:1,5,10,19

Раздел 2. Общая характеристика тренинговой группы. Групповая динамика в социально-психологическом тренинге. Основные методы воздействия в тренингой группе, техники и психогимнастика в социально-психологическом тренинге.

Тема 2.1 Общая характеристика тренинговой группы.

Трениговая группа как психологическое зеркало. Факторы изменения участников в тренинговой группе. Обратная связь и социальная перцепция в тренинге.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 2.2.

1. Тренинговая группа как психологическое зеркало.

2. Обратная связь и социальная перцепция в тренинге.

3. Факторы изменения участников в тренинговой группе.

 

Литература:

Обязательная:1,3,4,6,8

Дополнительная:14,17,19

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...