Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактический анализ (самоанализ) урока технологии




Педагогический дневник

Студенты во время практики ведут педагогический дневник, в котором фиксируют результаты наблюдений и анализа учебно-воспитательной работы с учащимися, отражают данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе по составлению психолого-педагогических характеристик на одного учащегося и коллектив класса. В дневнике протоколируют и анализируют наблюдаемые уроки. На основе полученных результатов наблюдений студенты определяют воспитательные задачи в классе и осуществляют перспективное планирование воспитательной работы. Материалы дневника используются при составлении отчета о выполненной на практике работе.

Содержание дневника по педагогической практике:

  1. Титульный лист

2. Характеристика учебного заведения.

3. Расписание звонков учебного заведения.

4. Расписание уроков класса.

5. Список учащихся класса.

6. Текущая успеваемость учащихся по предмету.

7. Календарно-тематический план по предмету на период практики.

8. План воспитательной работы на период практики.

9. Краткий анализ учебно-материальной базы мастерских или кабинета.

10. Анализ наблюдения посещенных уроков или самоанализ проведенных уроков.

11. Планы – конспекты зачетных уроков по предмету.

12. План – конспект внеклассного мероприятия.

13. Анализ внеклассного мероприятия или самоанализ проведенного внеклассного мероприятия.

План - конспект

Подготовка практиканта к уроку заключается в составлении его плана-конспекта. Написание плана-конспекта урока по технологии начинается с определения цели и задач урока, объекта труда учащегося, т.к. многие последующие действия выполняются с учетом особенностей его изготовления. При выборе объекта труда следует ясно сформулировать и оценить:

- назначение изделия;

- технологичность конструкции и существующих способов получения заготовки;

- производственный и технологический процессы – продумывание операций, установок и переходов, т.е. последовательности обработки;

- сведения из теории по применяемым инструментам и приспособлениям – что из специальной подготовки оборудования к работе следует дать на вводном инструктаже;

- на какие вопросы техники безопасности труда при выполнении работы учащиеся должны обратить внимание.

Выбрав объект труда, практикант может проводить подготовку к занятию по следующей дидактической схеме:

1. Определить объем учебного материала урока, оценить его место в системе уроков по теме.

2. Определить воспитательные возможности учебного материала.

3. Установить связь данного материала с материалами, изученными по другим предметам; определить, в какой мере знания, получаемые учащимися по другим предметам, могут быть использованы на уроке.

4. Подобрать учебно-наглядные пособия по теме урока.

5. Продумать методические принципы, в русле которых необходимо будет построить урок.

6. Наметить методы и приемы обучения, которые целесообразно использовать на данном уроке.

7. Разработать структуру урока, определить этапы и продолжительность ее элементов.

8. Продумать эффективные пути активизации мыслительной деятельности учащихся. Определить средства и методику создания проблемной ситуации на уроке. Установить содержание и формы самостоятельной работы учащихся.

9. Определить формы подведения итогов по уроку в целом.

10. Наметить систему упражнений и методы их выполнения, предусмотреть типичные ошибки, допускаемые учащимися.

11. Спланировать записи и зарисовки на классной доске.

12. Разработать критерии отметок. Продумать методику оценки объектов труда.

Дидактический анализ (самоанализ) урока технологии

По приведенной ниже схеме анализа урока ответить на вопросы, обосновать свои ответы, привести примеры.

1. Общие сведения

1.1. Учебное заведение

1.2. Специальность.

1.3. Класс. Количество учащихся на уроке

1.4. Учебная дисциплина

1.5. Тема урока

1.6. Дата и время проведения урока

2. Цели урока

2.1. Какие цели были определены на урок, диагностичны ли они?

2.2. Доведена ли дидактическая цель урока до учащихся? Если доведена, то каким образом?

3. Содержание урока

3.1. Соответствовало ли содержание урока программе, целям урока?

3.2. Осуществлялась ли и каким образом актуализация знаний на уроке?

3.3. Проведена ли методическая обработка учебного материала (структурирование, логика изложения и др.)?

3.4. Какие профессиональные знания и умения формировались у учащихся впервые, а какие - повторялись (закреплялись) на уроке?

3.5. Какой учебный материал урока способствовал развитию творческого компонента знаний учащихся?

3.6. Какие общеучебные умения и навыки развивались у учащихся?

3.7. Какие и каким образом осуществлялись межпредметные связи на уроке?

3.8. Какие приемы методической редукции использовал преподаватель? Насколько они были эффективными?

3.9. Способствовало ли содержание урока развитию интереса учащихся к учению?

4. Тип и структура урока

4.1. Какой тип урока избран, его целесообразность?

4.2. Место урока в системе уроков по данной теме.

4.3. Как осуществлялась связь урока с предыдущими уроками?

4.4. Каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь?

4.5. Соответствовала ли структура данному типу урока

4.6. Как обеспечивалась целостность и завершенность урока?

5. Реализация дидактических принципов

5.1.Было ли реализовано на уроке комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач?

5.2. В чем выразились научность обучения, связь с жизнью, с практикой?

5.3. Как реализовывался принцип доступности обучения?

5.4. Как и насколько эффективно использовалась наглядность?

5.5. Как соблюдался принцип систематичности и последовательности при формирования знаний, умений и навыков у учащихся?

5.6. Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся?

5.6. Как и в какой мере осуществлялось развитие учащихся на уроке?

5.7. Какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий)?

5.8.Как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения?
5. 9. Как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению?
5.10. Как были реализованы политехнический принцип обучения и принцип

профессиональной направленности?

6. Методы обучения

6.1. Какие методы обучения использовались преподавателем на уроке? Насколько они соответствовали целям и содержанию урока?

6.2. Какие виды учебно-познавательной деятельности учащихся обеспечивала применяемая на уроке система методов обучения?

6.3. Какие методы способствовали активизации учения учащихся?

6.4. Как планировалась и проводилась самостоятельная работа учащихся?

6.5. Какова эффективность использованных методов и приемов обучения?

7. Средства обучения

7.1.Какие средства обучения, формы предъявления учебной информации использовал преподаватель?

7.2. Насколько были подготовлены к уроку преподавателем наглядные пособия и технические средства обучения?

7.3. Как использовалась классная доска на уроке?

7.4. Как учитывались преимущественные дидактические функции используемых средств обучения?

7.5. Какие дидактические материалы для учащихся использовались на уроке?

7.6. Была ли необходимость в использовании на уроке других дополнительных средств обучения?

7.7. Использовались ли на уроке современные (компьютерные) технологии? Если да, то насколько это было эффективным.

8. Организация учебной работы на уроке

8.1. Как осуществлялась постановка учебных задач (таксономия учебных целей) на каждом этапе обучения?

8.2. Как сочетались разные формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая?

8.3. Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся?

8.4. Какие виды и формы контроля за деятельностью учащихся использовались на уроке?

8.5. Как оценивались знания и умения учащихся? Насколько это было объективно?

8.6. Как преподаватель осуществлял развитие учащихся (развитие логического мышления, умений анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы и др.)?

8.7. Какие приемы использовал преподаватель для организации учащихся?

8.8. Как подводились итоги каждого этапа обучения и всего урока в целом?.

9. Система работы преподавателя

9.1. Как проявилось умение преподавателя организовать работу учащихся на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа урока к другому, управление учебной деятельностью.

9.2. Были ли показаны учащимся рациональные способы учебной работы?

9.3. Насколько четко был определен объем учебного материала на урок?

9.4. Как вел себя преподаватель на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (либеральный, демократичный или авторитарный)?

9.5. Был ли создан преподавателем на уроке нужный психологический микроклимат?

10. Система работы учащихся

10.1. Была ли у учащихся позитивная мотивация к учению?

10.2. Насколько были организованы и активны учащиеся на разных этапах урока?

10.3.Степень понимания учащимися объяснения нового материала преподавателем.

10.4.Адекватность эмоционального отклика

10.5.Методы и приемы работы, уровень их сформированности

10.6.Отношение к преподавателю, предмету, уроку, домашнему заданию

10.7.Наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

11. Общие результаты урока

11.1.Выполнение плана урока

11.2.Мера реализации образовательной, воспитывающей и развивающей целей урока

11.3.Уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне узнавания;

2-й - усвоение на уровне воспроизведения;

3-й - усвоение на эвристическом уровне;

4-й - усвоение на творческом уровне.

11.4 Общая оценка результатов и эффективности урока.

11.5 Рекомендации по улучшению качества урока

Математическая оценка эффективности учебных занятий основана на рейтинге (методе компетентных судей). За каждый раздел, начиная со второго, ставятся баллы от 0 до 4. Считается сумма всех баллов (максимальное количество баллов - 40, что составляет 100%). Определены следующие критерии оценок: если при подсчете получено 85% баллов от максимума и выше - то проведенное занятие оценивается на "отлично", 65-84% - на "хорошо", 45-64% - на "удовлетворительно".

 

Анализ урока технологии

Группа

Специальность

Дата

Ф.И.О.учителя технологии

Тема занятия

Цели урока

1. Организационно-подготовительная часть

Как проведен организационный момент? Готовность педагога к занятиям, рабочее место, пособия, заготовки и инструменты, план-конспект. Проверка подготовки учащихся к уроку: наличие рабочей одежды, конспектов, настроение; виды контроля знаний; охват вопросами по пройденному материалу учащихся; характеристика ответов учащихся.

2. Вводный инструктаж

Как осуществлен переход к этому этапу урока (плавно, логично, незаметно или резко, без связи с предыдущим); названы ли тема и цели занятия; методика изложения нового материала: выбор и применение методов обучения; использование наглядных пособий и ТСО (техника показа, качество пособий и уместность их применения); межпредметные связи; уровень технической грамотности изложения (доступность, логика, убедительность, научность); проблемность обучения; профориентационная направленность изложения;

восприятие материала учащимися, их психологический настрой (доброжелательность, спокойствие, живой интерес, нервозность, напряженность); поведение мастера при изложении нового материала (внешний вид, манера держаться, жесты, темп речи, знание материала и т.п.).

Характеристика задания; вызван ли интерес учащихся к выполнению задания; соответствие задания изучаемой теме по программе;

технологичность инструктажа (следование логике при объяснении приемов работы, технических устройств и т.п.); наглядность и доступность инструктажа (практический показ приемов и операций);

уделено ли внимание соблюдению правил техники безопасности; время, затраченное на этот этап.

3. Самостоятельная работа учащихся

Организация работы учащихся (формы);

умения, которые формируются у учащихся на данном уроке;

производственная культура учащихся и роль педагога в ее формировании (дисциплина, состояние рабочих мест, расположение инструментов и т.д.);

соблюдение технологической дисциплины, правил техники безопасности;

основные затруднения в работе учащихся, их решение, методы и приемы, которые использовал мастер;

проведение текущего инструктажа, его своевременность, формы, методы и приемы, используемые для текущего инструктажа;

организация контроля за самостоятельной работой учащихся, обучение их самоконтролю;

время, затраченное на этот этап.

4. Организационно-заклющительная часть.

Полнота и глубина подведения итогов занятия, обсуждались ли типичные ошибки учащихся. Методы и приемы, используемые преподавателем, проявлен ли педагогический такт при оценке работ, объективность выставленных отметок. Время, затраченное на данный этап урока.

Проведенное наблюдение и анализ должны показать: достигнуты ли цели урока; из каких этапов состоял урок; целесообразность времени затраченного на каждый этап; методы, приемы и средства обучения, используемые на данном уроке; правильность и целесообразность их применения на данном уроке; выполнение плана урока; эффективность урока.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...