Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема психологического анализа урока




Группа

Специальность

Преподаватель

Дата

 

1. Анализ деятельности педагога. Информационная функцияпреподавателя  
1.1 Объяснение материала (точность; логичность; умение выделить главное; доступность; опора на прежний опыт учащихся; связь с другими предметами, практикой)    
1.2. Умение прогнозировать усвоение информации учащимися (да; нет)    
2. Перцептивная (лат. perceptio — восприятие) функция преподавателя  
2.1. Умение воспринимать психические состояния учащихся (активное состояние; утомление; тревогу; неуверенность; раздражительность; апатию)    
3. Коммуникативная функция преподавателя  
3.1. Проявление общения (педагогический такт; выразительность речи; мимика; умение устанавливать контакт со всей группой)    
4. Организаторская функция педагога  
4.1. Организация преподавателем собственной деятельности на протяжении всего урока.    
4.2. Организация индивидуальной и познавательной коллективной деятельности учащихся, поддержание дисциплины на всех этапах занятия.    
5. Функция контроля  
5.1. Способы контроля усвоения информации учащимися    
5.2. Объективность оценок, даваемых учителем    
5.3. Своевременность оценок, даваемых учителем    
5.4. Разнообразие форм оценок    
5.5. Особенности самоконтроля учителя    
6. Анализ деятельности учащихся. Организация внимания учащихся  
6.1. Достаточно ли быстро(1-2 мин; до 5 мин) учитель овладел вниманием класса?  
6.2. Какие приемы и средства использовал учитель для привлечения и сосредоточения внимания учащихся?  
6.3. Были ли на уроке невнимательные ученики (процент невнимательных учащихся)  
6.4. Причины невнимательности  
6.5. На какой минуте урока наступает понижение уровня внимательности?  
7. Организация учителем восприятия учебного материала
7.1. Какими средствами и приемами (логическая структура изложения; смысловое расчле­нение; выделение основных положений; практическая значимость; наглядность) учитель активизировал восприятие?  
8. Активизация памяти учеников
8.1. Чем стимулировалось запоминание материала (наглядные средства; опорные сигналы; использование образов; сравнений; последовательность, логичность изложения; эмоциональность)  
8.2. Что сделал педагог, чтобы учебный материал был удобен для восприятия?  
9. Активизация мышления учащихся
9.1. Как педагог организовал мышление учащихся и чем стимулировал его творческий характер (проблемное изложение; поста­новка вопросов учащимися; поиск учащимися противоречий в изложенном материале)  
9.2. Какие приемы умственной деятельности использовали учащиеся на уроке (анализ; сравнение; выделение существенных признаков; обобщение; классификация; вывод)    
9.3. Какие качества ума формировались на уроке (самостоятельность; критичность; гибкость; быстрота мысли; глубина ума; широта ума)    
9.4. Какие качества ума проявлялись на уроке? (самостоятельность; критичность; гибкость; быстрота мысли; глубина ума; широта ума)    
10. Организация воображения  
10.1. Были ли на уроке ситуации, требовавшие активизации воображения? (да; нет)    
10.2. Какой вид воображения проявлялся на уроке? (воссоздающее; творческое)    
10.3. Как учитель стимулировал проявление творческого воображения?    
11. Отношение учащихся к уроку  
11.1. Характер отношений (положительный; отрицательный; безразличный; заинтересованный)    
11.2. Устойчивость отношения учеников к уроку (на этапах урока)    
       

Беседа с преподавателем (аналитический план)

Анализу урока должна предшествовать беседа с преподавателем (чей урок анализируется), во время которой тактично просят высказать собственное мнение о своем уроке:

- дать характеристику группы;

- указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данной группы; охарактеризовать место темы в общей системе уроков и тем;

- охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения занятия (а не просто заявить: считаю, что урок цели достиг);

- кратко охарактеризовать использованные в ходе урока методы обучения, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученным результатом — качеством знаний учащихся;

- выделить наиболее удачные и неудавшиеся места занятия;

- дать общий вывод по уроку, его оценку.

Общие выводы о взаимодействии педагога и учащихся

1. Результаты усвоения знаний (уровень усвоения), способов, приемов умственной деятельности.

2. Организация преподавателем обратной связи с учащимися (когда и с какой целью).

3. Учет педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на занятии.

4. Социально-психологический климат урока; анализ отношений между учащимися и между учащимися и преподавателем.

5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

 

Требования к внеклассной деятельности

К методическим требованиям, предъявляемым к организации и проведению внеурочных мероприятий, можно отнести следующие положения:

- обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;

- заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;

- информативность используемого материала;

- привлекательность форм внеурочной работы;

- обязательность выполнения взятых учащимися поручений;

- целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;

- массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.

Структура подготовительной работы внеурочного мероприятия.

1. Консультации с администрацией образовательного учреждения, классным руководителем, с групповым методистом по вопросу организации и проведения мероприятия.

2. Определение темы и даты проведения мероприятия.

3. Определение воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия.

4. Определение формы проведения мероприятия.

5. Разработка программы-сценария мероприятия.

6. Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.

7. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).

8. Распределение ролей и поручений.

9. Проведение консультаций и репетиций.

10. Оформление места проведения мероприятия.

11. Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов.

12. Организация демонстрационных стендов (если это необходимо).

13. Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.).

14. Анализ мероприятия, выводы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...