Стандарты и качество изделий применительно к дизайну
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭС
Рассматриваемые вопросы. 13.1. Терминология, применяемая в художественном конструировании ЭС. 13.2. Стандарты и качество изделий применительно к дизайну. 13.3. Художественные вопросы конструирования ЭС. 13.3.1. Композиция. 13.3.2. Гармоничность и пропорциональность. 13.3.3. Масштабность. 13.3.4. Отделка изделий. 13.3.5. Цветовое решение изделия.
Терминология, применяемая в художественном Конструировании ЭС Анализ (в дизайне) - метод исследования различных сторон существующего или создаваемого изделия, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Цель анализа - выяснение соответствия изделия основным конструктивным, технологическим, эксплуатационным, эстетическим, социальным требованиям. Аналоги изделия - изделия, сходные по каким-либо однородным характеристикам: назначению, устройству, форме и т. п. Ансамбль - художественное и функциональное единство группы произведений архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна. Сущность ансамбля заключается во взаимосогласованности, связи отдельных составляющих элементов в гармоническое, стройное целое на основе закономерностей композиции. Антропометрия - количественный метод исследования особенностей строения человеческого тела путем специальных измерений. Данные антропометрии используются при конструировании различных изделий для определения их соизмеримости с человеком с целью повышения удобства работы. Архаичность формы - несовременность приемов, способов и средств выражения нового содержания, назначения вещи. Устаревшие композиционные приемы решения формы обусловливают стилевое старение предметов. Это снижает спрос на изделия, ведет к затовариванию рынка, «засорению» ассортимента, неправильному воспитанию вкуса потребителя. Архаичность ярче всего выражается в устаревших приемах пластического решения предмета - характере профилирования, способах членения, фактуре поверхности и т.п.
Архитектоника - построение, система структурных связей художественного произведения в пластических искусствах (архитектуре, декоративно-прикладном искусстве). Архитектоника машин - закономерности гармонического построения формы станков, приборов и других технических изделий, выражающие их функциональные и конструктивные особенности. Ассортимент - состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или в какой-либо группе товаров. Ассортимент продукции характеризует ее состав, сортность и качество. Изменение ассортимента существенно влияет на экономику производства, а его состав имеет огромное значение для всего народного хозяйства страны. Виды композиции - характерные композиционные системы, обусловленные принципами построения или главными структурными художественными свойствами. По приемам построения различают: симметричную, асимметричную, статичную, динамичную и другие виды композиции. По структурно-художественным свойствам различают: линейно-графический, живописно-плоскостной и объемно-пластический виды композиции. Выразительность эстетическая и функциональная – свойства произведений архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна, позволяющие получать от объектов достаточно полную информацию о степени их художественного и утилитарного совершенства. Гармония – важнейшее эстетическое понятие, один из существенных признаков красоты предмета ил явления, заключающийся в полной согласованности, соразмерности отдельных элементов с целым и между собой. В более широком философском смысле гармония понимается как органическая взаимосвязь всех компонентов предмета или явления, как единство многообразия.
Декор - эстетическое выражение формы произведения архитектуры, прикладного искусства, дизайна; художественное решение поверхности предмета. Дизайн (от английского «дизайн» - проект, рисунок, чертеж): 1) понятие, аналогичное художественному конструированию; 2) вся область художественно-конструкторской деятельности в промышленности, охватывающая в целом творчество художника-конструктора, результаты его труда (изделия, прошедшие художественно-конструкторскую разработку), а также теорию; 3) сфера комплексного промышленного проектирования, понимаемого как широкое социально-экономическое явление наряду с наукой и производством. Дизайнер: 1) художник-конструктор: 2) промышленный проектировщик, в равной степени владеющий методами технического и художественного конструирования, специалист более универсальный, нежели художник-конструктор. Инженерная психология - специальная отрасль психологии труда, изучающая взаимосвязи и взаимодействие человека и техники, точнее, связи системы «человек - машина». Задача инженерной психологии - изучать возможности работы человека и машины и обеспечить наилучшие условия и результаты труда на высокомеханизированном производстве. Основные проблемы инженерной психологии - сравнительный анализ систем «человек - машина», изучение процессов приема и переработки информации, исследование управляющих действий человека. Интерьер - внутреннее пространство, различные помещения архитектурных сооружений, а также подъемно-транспортных машин и средств транспорта (кабины, салоны, каюты, рубки и др.). Информационно-коммуникативные свойства изделия - совокупность таких свойств изделия, которые, действуя на органы чувств, способны информировать человека о назначении, принципах работы, способах обращения с объектом и т. д., вызывая тем самым определенное отношение к себе (определяют характер взаимодействия человека с изделием). Классификация промышленных изделий - распределение промышленных изделий по группам в соответствии с общностью их назначения, принципов устройства, способов производства (изготовления), области эксплуатации и т. п. (в художественном конструировании осуществляется по степени значимости для проектирования эстетических и функциональных факторов, формирующих предмет).
Климат цветовой - колористическая гамма интерьера, обеспечивающая совокупность цветовых восприятий, влияющих на психофизиологическое состояние человека. Композиция: 1) построение произведения, имеющее целью достижение взаимосвязи и гармонического единства всех его элементов; 2) творческий процесс, организация единства и взаимосвязи всех элементов произведения по отношению к целому; 3) дисциплина, изучающая законы, приемы и средства художественного построения предмета. Компоновка - процесс композиционного поиска при создании произведения, соединение отдельных элементов путем использования композиционных средств и приемов в единое целое. Комфорт - комплекс факторов, создающий благоустроенность и уют интерьера зданий, средств транспорта и обеспечивающий оптимальные условия деятельности человека. Красота: 1) объективное эстетическое свойство, обусловленное гармоническим сочетанием объемов, цветов, звуков и других элементов формы, выражающей содержание предметов и явлений действительности; 2) положительное оценочное эстетическое отношение человека к предмету, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением и эстетическим наслаждением, стимулирующим творческую деятельность человека. Культура производства - совокупность наиболее важных достижений в материальной и моральной основах производства, результат научной организации труда (слагается из личной культуры работника, культуры процесса труда, материально-технической культуры предприятия и культуры производственной обстановки, условий труда; обеспечивает благоприятное состояние работника, высокий уровень производительности труда и качества продукции). Лаконизм формы (в художественном конструировании) - предельно простое, краткое и концентрированное выражение конструктивного содержания, назначения и образного начала промышленного изделия.
Методика художественного конструирования - совокупность сложившихся принципов и приемов создания промышленного изделия, удовлетворяющих функциональные, эстетические и другие требования. Методика художественного конструирования опирается на закономерности формообразования, используя данные ряда наук (социологии, эргономики, технической эстетики, технологии и др.), составляющих теоретическую основу художественного конструирования. Мода - непродолжительное господство тех или иных характерных форм и стилевых признаков различных изделий, архитектурных и художественных произведений. Моделирование художественно-техническое: 1) процесс создания моделей (в художественном конструировании имеет ограниченные задачи и относительно узкую сферу применения, так как основные работы проводятся на поисковых макетах, а в виде модели выполняется уже законченный проект изделия, поэтому гораздо шире применяется в техническом творчестве, при изготовлении дидактических и экспозиционных объектов); 2) учебная дисциплина. Органолептические свойства - свойства предметов, которые могут быть зафиксированы только непосредственно органами чувств. Оформительство - неглубокий, поверхностный подход к решению художественной стороны предмета. При оформительстве уже готовому изделию путем навески кожухов, яркой, бьющей в глаза окраски придаются внешние красивые черты. Однако само изделие не становится от этого более качественным. Перспективный проект - проект промышленного изделия, рассчитанный на запуск в производство через некоторый срок и учитывающий поэтому определенные требования, которые могут быть предъявлены к данному изделию в момент его выпуска в будущем. Поиск художественно-конструкторский - основной метод работы художника - конструктора на стадии эскизного проекта, заключающийся в разработке нескольких вариантов изделия и творческом выборе наилучшего из них. Потребительские свойства изделия - совокупность свойств, благодаря которым изделие удовлетворяет те или иные материальные и духовные потребности человека. Эти свойства обусловливают общественную полезность изделия, конструктивное, функциональное и эстетическое совершенство и т. д. Прекрасное - одна из важнейших, наиболее широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и положительной оценки наиболее совершенных в эстетическом отношении явлений и предметов действительности, общественной жизни, деятельности людей. Термин «прекрасное» возник в русском языке в глубокой древности и буквально означает «наиболее красивое», «самое красивое» (разновидности прекрасного: изящное, элегантное).
Проект - разработанный специалистами план, замысел создания промышленного объекта, воплощенный графическими и пластическими средствами в чертежах и моделях. Производственная эстетика - один из синонимов технической эстетики, относящийся в основном к сфере производства. Производственное искусство - первая историческая форма нового вида художественной деятельности в промышленности, возникшая на базе новых социальных отношений в нашей стране в 20-х и начале 30-х годов XX в. и направленная на достижение органического единства искусства и техники, пользы и красоты в советском промышленном производстве. Производственный интерьер - интерьер зданий различного производственного назначения, помещений заводских цехов, залов технических станций, лабораторий научно-исследовательских институтов и т. п. Производственный фактор в художественном конструировании - возможности производственной базы, где будет изготовляться проектируемое изделие, определяющие степень реальности его исполнения. Промышленная графика - один из видов прикладной графики, произведения которого относятся к сфере производства и торговли (основные произведения: плакаты, проспекты, буклеты, этикетки, а также производственные марки и товарные знаки). Промышленное искусство: 1) современное условное определение всей сферы художественного творчества в промышленности; 2) предметный результат художественного творчества в промышленности, совокупность изделий, созданных методом художественного конструирования, отличающихся высокими эстетическими и функциональными достоинствами и обладающих чертами художественного образца. Промышленная эстетика - один из вариантов названий технической эстетики. Промышленный образец - изделие, которое является эталоном для выпуска серийной продукции в отношении внешнего облика, формы предмета. Прототип (в художественном конструировании) - изделие, являющееся основой или примером для разработки нового изделия, как правило, улучшенного по сравнению с исходным образцом. Психологический фактор в художественном конструировании - психологические особенности человеческого организма, влияющие на определение связей системы «человек - промышленное изделие» при художественном конструировании. Рекламно-сопроводительная документация - комплекс материалов, выполненных средствами промышленной графики - буклет, рекламный проспект, этикетка, товарный ярлык и др., всесторонне характеризующий потребительские свойства промышленного изделия и обеспечивающий полноту и быстроту получения информации о нем. Ритм: 1) закономерное пространственно-временное чередование соизмеримых я чувственно ощутимых элементов; 2) в художественном творчестве - закономерное выделение элементов формы путем их повторения, чередования, нарастания, убывания. Синтез: 1) органическое сочетание, соединение каких-либо компонентов; 2) в дизайне - соединение отдельных элементов в единое целое при проектировании изделия. Современность: 1) в искусстве - отражение художественными средствами актуального содержания эпохи, экономических, политических, этических и эстетических проблем своего времени с идейных позиций, отвечающих его требованиям; 2) в дизайне - современность технико-экономического уровня объекта, выраженная в форме, отвечающей сегодняшним эстетическим нормам. Содержание - совокупность существенных свойств и внутренних процессов, которые составляют основу предмета, явления. Для объектов дизайна - их функция, назначение. Социологический фактор в художественном конструировании - общие и конкретные, социальные условия, определяющие ассортимент изделий, подлежащих художественно-конструкторской разработке (к социальным условиям относятся: рост народного потребления, распределение материальных благ через общественные и индивидуальные фонды, спрос населения, влияние вкуса, моды и т. д.). Для изучения социологического фактора применяются методы конкретной социологии, демографии, социальной психологии и т. п. Стайлинг - вид оформительства в дизайне, заключающийся в частой смене внешней формы промышленной продукции (в связи с модой, конкуренцией фирм, борьбой за господство на рынке преследует цель искусственного увеличения спроса для повышения прибылей капиталистического производства). Стандартизация в художественном конструировании - установление и применение критериев, правил и методов, обеспечивающих высокий уровень художественно-конструкторских разработок. Стилизация: 1) подражание; имитация в искусстве и дизайне внешних признаков какого-либо стиля, подделка под индивидуальную творческую манеру крупного художника или определенной школы; 2) обобщение изображения путем упрощения формы предмета, рисунка, цвета и т. п., например, в произведениях народного творчества. Стилист — художник, манера работы которого состоит в чисто внешнем оформлении, украшении промышленных изделий, уже завершенных в конструктивном и технологическом отношении. Стилист перерабатывает форму изделия не в связи с ее содержанием, функцией, а в зависимости от требований заказчика, создавая фальшивую одежду, не выражающую существа вещи (см. также стайлинг). Стиль - исторически сложившаяся и социально обусловленная относительно устойчивая общность организации формы предметов и явлений. Он характеризует предметы материального творчества, поведение, образ жизни человека. Художественный стиль характеризует и отдельные произведения искусства и все искусство определенной эпохи, творчество отдельного художника или целой группы художников. Техническая эстетика: 1) эстетика техники — раздел марксистско-ленинской эстетики, раскрывающий эстетические закономерности в сфере промышленного производства и разрабатывающий теорию художественного творчества в промышленности. Техническая эстетика в комплексе с эргономикой, социологией и другими науками составляет теоретическую основу художественного конструирования; 2) научная дисциплина, предметом которой является область деятельности художника-конструктора. Она изучает общественную природу и закономерности развития дизайна, основополагающие принципы и методы художественного конструирования, проблемы стиля и мастерства. Техническая эстетика включает и рассматривает широкий круг проблем, связанных с социальными, социально-экономическими, эргономическими, техническими и эстетическими аспектами развития дизайна. Техническое конструирование - система методов и приемов разработки инженерно-конструкторской части технического проекта промышленного изделия на основе принципов технико-экономической целесообразности требований прочности, долговечности, надежности в эксплуатации и т. п. (опирается на положения машиностроения и осуществляется графическими средствами в соответствии с правилами технического черчения и начертательной геометрии). Технологический фактор в художественном конструировании - способы и приемы изготовления и отделки предмета при его проектировании с целью обеспечения простоты и качественности производства. Товарный знак - вид зрительного информационного обозначения, помещаемого на изделии или его упаковке и позволяющего различать однородную продукцию, выпускаемую различными предприятиями. К товарным знакам относятся эмблема предприятия, марка производства. Украшательство - неоправданно обильное, неуместное, бессмысленное применение декоративных элементов, не раскрывающих содержание произведения, а напротив, искажающих его образ и придающих ему черты помпезности, внешней парадности, напыщенности, ложного блеска. Упаковка - временная ограждающая конструкция, служащая для сохранения изделия в период его транспортировки от места изготовления к местам складирования, сбыта и потребления. Упаковка обычно изготовляется из недорогих, но сравнительно прочных материалов (бумага, картон, синтетика и пр.) и снабжается товарными знаками, позволяющими получать необходимую информацию об изделии без вскрытия оболочки. Форма: 1) форма внутренняя - строение, структура, система организации, порядок расположения составных элементов содержания предмета, внутренняя организация, делающая возможным его существование как чего-то качественно определенного; 2) форма внешняя - зрительно воспринимаемый внешний вид, облик предмета. Формообразование - процесс создания оптимальной формы промышленного изделия, отвечающей широкому кругу конструктивных, функциональных и эстетических требований. Функция - деятельность, действие, назначение объекта. Функциональные свойства изделия - свойства, проявляющиеся в процессе взаимодействия с другими объектами и, в конечном итоге, удовлетворяющие трудовые, бытовые, культурные потребности общества. Функциональный фактор в художественном конструировании - специфические особенности работы проектируемого изделия, влияющие на условия эксплуатации. Художник-конструктор - проектировщик, разрабатывающий эстетическую сторону создаваемого технического и промышленного изделия в органичной связи с его конструктивной и функциональной основой и решающий благодаря этому также ряд утилитарных вопросов (удобство пользования, технологичность изготовления и т. п.). Эргономика - наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него совершенных орудий и оптимальных условий труда, т. е. таких условий, которые обеспечивают необходимые удобства, сохраняют здоровье, силы, работоспособность, открывают новые возможности интеллектуального и физического развития человека. Эстетические свойства изделия - свойства изделия посредством чувственно-предметной формы выражать творческий результат труда, предназначенные удовлетворять эстетические потребности людей. Эстетический фактор в художественном конструировании - современные эстетические нормы творчества, обеспечивающие создание изделия, выразительного в архитектурно-художественном отношении и оказывающего положительное эстетическое воздействие на человека. Эстетика - наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действительности. Этапы художественного конструирования - последовательные стадии процесса проектирования и внедрения в производство художественно-конструкторской разработки промышленного изделия; состоят в основном из четырех последовательных этапов. Исследовательский этап: сбор исходных материалов, анализ, определение требований к изделию и тенденций его развития. Поисковый этап: разработка вариантов эскизного проекта. Проектный этап: разработка художественно-конструкторского технического проекта. Рабочий этап: разработка рабочих чертежей, авторский надзор за исполнением опытного образца, пусковой партией и серийным выпуском изделия. Стандарты и качество изделий применительно к дизайну Ряд требований технической эстетики и производственной технологии нашел отражение и зафиксирован в государственных стандартах. Стандартизация играет важную роль в обеспечении качества промышленных изделий и экономии затрат общественно полезного труда на их производство. 1 «Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности».[1] Стандартизация - это экономия труда, времени и средств, метод, устанавливающий четкие и жесткие требования к качеству и регулированию качества изделий. В нашей стране действует Единая система государственных стандартов (ГОСТ), охватывающая как стандарты стран содружества, так и республиканские межотраслевые и отраслевые стандарты. ГОСТ 1.0 - 68 (Государственная система стандартизации) определяет стандарты различных видов: технических условий (всесторонних технических требований), параметров (размеров) изделий, конструкций, технических требований, методов испытаний, правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. Существуют стандарты типовых технологических процессов, стандарт на комплексы оборудования и его связи со строительными элементами зданий и др. Кроме указанных, введены также общетехнические и организационно-методические стандарты. Действующие стандарты - закон для современного производства. Они отражают современные достижения пауки, техники, передового опыта, требования технической эстетики. Задача проектировщика заключается в том, чтобы, применяя стандарты, создавать вещи, не только совершенные в функциональном и технико-экономическом отношении, но и отвечающие современным эстетическим требованиям. Необходимо проектировать из стандартных элементов и узлов единое, гармоничное и «нестандартное» целое. Художественное проектирование не только способствует созданию современных изделий, отвечающих комплексу новейших требований, но и помогает созданию новых стандартов на отдельные виды, комплексы и целые системы. В системных стандартах, разработанных по комплексным программам, продуманно учитываются все требования, охватывающие весь цикл производства, начиная с сырья и кончая готовой продукцией. Ведется разработка опережающих стандартов и крупных межотраслевых систем стандартов, в которых отображаются требования завтрашнего дня, перспектива освоения и развития новейшей техники современных материалов, а также результаты изучения тенденций развития потребностей людей. В настоящее время повышенные требования предъявляются и к чертежно-конструкторской документации. Соответствующими стандартами обусловливается понятность чертежей, возможность быстрого поиска разработанных изделий, узлов и элементов, выполнения чертежей при помощи множительных и микрофильмирующих устройств, а также введение различных международных символов и знаков, заменяющих надписи. Контроль за качеством чертежно-конструкторской документации регламентирует ГОСТ 2. 111 - 68 - «ЕСКД. Нормоконтроль». В нем указывается, что все чертежи и документы должны удовлетворять требованиям Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), использовать в проектируемых и изготовляемых изделиях максимальное количество стандартизованных, нормализованных и унифицированных элементов, узлов и др. Нормализация отличается от стандартизации более узким масштабом действия, например в отдельной отрасли народного хозяйства. Унификация - рациональное использование в пределах набора, серии изделий необходимого минимума однотипных элементов и узлов. Использование нормализованных и унифицированных элементов значительно улучшает технико-экономические показатели производства, сокращает сроки проектирования и внедрения новых изделий. При создании серии новых машин из ограниченного числа стандартизированных, типизированных и унифицированных элементов, изготовляемых на специализированных предприятиях, используется принцип агрегатирования. Из одних и тех же узлов с добавлением некоторых новых элементов можно получить новое в функциональном отношении изделие. В настоящее время первостепенное значение имеет проблема обеспечения высокого качества продукции, ставшая важным моментом социальной и технико-экономической политики. Государственные стандарты являются эталоном и действенным средством управления качеством продукции, предусматривают повышение качества, надежности и долговечности продукции на новом уровне. Качество продукции — это «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»[2]. С 1971 года в Советском Союзе была введена Единая система аттестации качества продукции (ЕСАКП). Она предусматривает аттестацию качества всей промышленной продукции, которая подразделяется на изделия производственно-технического назначения и товары народного потребления и имеет три категории качества: высшую, первую и вторую. Продукция высшего качества обладала комплексом всех высших показателей. Решением аттестационной комиссии такой продукции выдавались свидетельства о присвоении государственного Знака качества. Изделиям производственно-технического назначения Знак качества присваивается на срок до трех лет, товарам народного потребления — до двух лет. Изделия первой категории качества должны также полностью соответствовать требованиям действующих стандартов. По второй категории качества оценивались морально устаревшие образцы, которые полностью не соответствуют потребностям народного хозяйства, запросам населения и в ближайшее время подлежали совершенствованию или снятию с производства. В общей оценке качества изделия учитывается и «человеческий фактор». Эргономическая оценка промышленной продукции зафиксирована в ГОСТе 16035 - 70 «Качество продукции. Общие эргономические показатели. Термины» и ГОСТе 16456 - 70 «Качество продукции. Эргономические показатели. Номенклатура». Наряду с другими качественными показателями эргономическая оценка вносится в «Карту технического контроля и качества продукции» (ГОСТ 2116 - 71) при присвоении изделию категории качества. 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|