Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандарты и качество изделий применительно к дизайну




ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЭС

 

Рассматриваемые вопросы.

13.1. Терминология, применяемая в художественном конструировании ЭС.

13.2. Стандарты и качество изделий применительно к дизайну.

13.3. Художественные вопросы конструирования ЭС.

13.3.1. Композиция.

13.3.2. Гармоничность и пропорциональность.

13.3.3. Масштабность.

13.3.4. Отделка изделий.

13.3.5. Цветовое решение изделия.

 

Терминология, применяемая в художественном

Конструировании ЭС

Анализ (в дизайне) - метод исследования различных сторон существующего или создаваемого изделия, состоящий в расчленении целого на составные элементы. Цель анализа - выяснение соответ­ствия изделия основным конструктивным, технологическим, эксплуа­тационным, эстетическим, социальным требованиям.

Аналоги изделия - изделия, сходные по каким-либо одно­родным характеристикам: назначению, устройству, форме и т. п.

Ансамбль - художественное и функциональное единство группы произведений архитектуры, декоративно-прикладного ис­кусства, дизайна. Сущность ансамбля заключается во взаимосогла­сованности, связи отдельных составляющих элементов в гармониче­ское, стройное целое на основе закономерностей композиции.

Антропометрия - количественный метод исследования особенностей строения человеческого тела путем специальных изме­рений. Данные антропометрии используются при конструировании различных изделий для определения их соизмеримости с человеком с целью повышения удобства работы.

Архаичность формы - несовременность приемов, спосо­бов и средств выражения нового содержания, назначения вещи. Устаревшие композиционные приемы решения формы обусловливают стилевое старение предметов. Это снижает спрос на изделия, ведет к затовариванию рынка, «засорению» ассортимента, неправильному воспитанию вкуса потребителя. Архаичность ярче всего выражается в устаревших приемах пластического решения предмета - характе­ре профилирования, способах членения, фактуре поверхности и т.п.

Архитектоника - построение, система структурных свя­зей художественного произведения в пластических искусствах (ар­хитектуре, декоративно-прикладном искусстве). Архитектоника ма­шин - закономерности гармонического построения формы станков, приборов и других технических изделий, выражающие их функцио­нальные и конструктивные особенности.

Ассортимент - состав и соотношение отдельных видов из­делий в продукции предприятия, отрасли производства или в какой-либо группе товаров. Ассортимент продукции характеризует ее состав, сортность и качество. Изменение ассортимента существенно влияет на экономику производства, а его состав имеет огромное значение для всего народного хозяйства страны.

Виды композиции - характерные композиционные систе­мы, обусловленные принципами построения или главными структур­ными художественными свойствами. По приемам построения разли­чают: симметричную, асимметричную, статичную, динамичную и дру­гие виды композиции. По структурно-художественным свойствам различают: линейно-графический, живописно-плоскостной и объемно-пластический виды композиции.

Выразительность эстетическая и функцио­нальная – свойства произведений архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна, позволяющие получать от объек­тов достаточно полную информацию о степени их художественного и утилитарного совершенства.

Гармония – важнейшее эстетическое понятие, один из существенных признаков красоты предмета ил явления, заключающийся в полной согласованности, соразмерности отдельных элементов с целым и между собой. В более широком философском смысле гармония понимается как органическая взаимосвязь всех компонен­тов предмета или явления, как единство многообразия.

Декор - эстетическое выражение формы произведения архи­тектуры, прикладного искусства, дизайна; художественное решение поверхности предмета.

Дизайн (от английского «дизайн» - проект, рисунок, чер­теж): 1) понятие, аналогичное художественному конструированию; 2) вся область художественно-конструкторской деятельности в про­мышленности, охватывающая в целом творчество художника-кон­структора, результаты его труда (изделия, прошедшие художест­венно-конструкторскую разработку), а также теорию; 3) сфера комплексного промышленного проектирования, понимаемого как широкое социально-экономическое явление наряду с наукой и про­изводством.

Дизайнер: 1) художник-конструктор: 2) промышленный про­ектировщик, в равной степени владеющий методами технического и художественного конструирования, специалист более универсаль­ный, нежели художник-конструктор.

Инженерная психология - специальная отрасль пси­хологии труда, изучающая взаимосвязи и взаимодействие человека и техники, точнее, связи системы «человек - машина». Задача инже­нерной психологии - изучать возможности работы человека и ма­шины и обеспечить наилучшие условия и результаты труда на вы­сокомеханизированном производстве. Основные проблемы инженер­ной психологии - сравнительный анализ систем «человек - маши­на», изучение процессов приема и переработки информации, иссле­дование управляющих действий человека.

Интерьер - внутреннее пространство, различные помещения архитектурных сооружений, а также подъемно-транспортных машин и средств транспорта (кабины, салоны, каюты, рубки и др.).

Информационно-коммуникативные свойства изделия - совокупность таких свойств изделия, которые, дейст­вуя на органы чувств, способны информировать человека о назна­чении, принципах работы, способах обращения с объектом и т. д., вызывая тем самым определенное отношение к себе (определяют характер взаимодействия человека с изделием).

Классификация промышленных изделий - рас­пределение промышленных изделий по группам в соответствии с общностью их назначения, принципов устройства, способов произ­водства (изготовления), области эксплуатации и т. п. (в художественном конструировании осуществляется по степени значимости для проектирования эстетических и функциональных факторов, формирующих предмет).

Климат цветовой - колористическая гамма интерьера, обеспечивающая совокупность цветовых восприятий, влияющих на психофизиологическое состояние человека.

Композиция: 1) построение произведения, имеющее целью достижение взаимосвязи и гармонического единства всех его эле­ментов; 2) творческий процесс, организация единства и взаимосвя­зи всех элементов произведения по отношению к целому; 3) дисцип­лина, изучающая законы, приемы и средства художественного по­строения предмета.

Компоновка - процесс композиционного поиска при созда­нии произведения, соединение отдельных элементов путем использования композиционных средств и приемов в единое целое.

Комфорт - комплекс факторов, создающий благоустроенность и уют интерьера зданий, средств транспорта и обеспечивающий оптимальные условия деятельности человека.

Красота: 1) объективное эстетическое свойство, обусловлен­ное гармоническим сочетанием объемов, цветов, звуков и других элементов формы, выражающей содержание предметов и явлений действительности; 2) положительное оценочное эстетическое отно­шение человека к предмету, сопровождающееся эмоциональным удовлетворением и эстетическим наслаждением, стимулирующим творческую деятельность человека.

Культура производства - совокупность наиболее важ­ных достижений в материальной и моральной основах производства, результат научной организации труда (слагается из личной куль­туры работника, культуры процесса труда, материально-технической культуры предприятия и культуры производственной обстановки, ус­ловий труда; обеспечивает благоприятное состояние работника, вы­сокий уровень производительности труда и качества продукции).

Лаконизм формы (в художественном конструирова­нии) - предельно простое, краткое и концентрированное выражение конструктивного содержания, назначения и образного начала про­мышленного изделия.

Методика художественного конструирова­ния - совокупность сложившихся принципов и приемов создания промышленного изделия, удовлетворяющих функциональные, эстетические и другие требования. Методика художественного конструи­рования опирается на закономерности формообразования, исполь­зуя данные ряда наук (социологии, эргономики, технической эсте­тики, технологии и др.), составляющих теоретическую основу худо­жественного конструирования.

Мода - непродолжительное господство тех или иных харак­терных форм и стилевых признаков различных изделий, архитек­турных и художественных произведений.

Моделирование художественно-техническое: 1) процесс создания моделей (в художественном конструировании имеет ограниченные задачи и относительно узкую сферу примене­ния, так как основные работы проводятся на поисковых макетах, а в виде модели выполняется уже законченный проект изделия, поэтому гораздо шире применяется в техническом творчестве, при изготовлении дидактических и экспозиционных объектов); 2) учеб­ная дисциплина.

Органолептические свойства - свойства предметов, которые могут быть зафиксированы только непосредственно орга­нами чувств.

Оформительство - неглубокий, поверхностный подход к решению художественной стороны предмета. При оформительстве уже готовому изделию путем навески кожухов, яркой, бьющей в глаза окраски придаются внешние красивые черты. Однако само изделие не становится от этого более качественным.

Перспективный проект - проект промышленного изде­лия, рассчитанный на запуск в производство через некоторый срок и учитывающий поэтому определенные требования, которые могут быть предъявлены к данному изделию в момент его выпуска в бу­дущем.

Поиск художественно-конструкторский - основной метод работы художника - конструктора на стадии эскизного проекта, заключающийся в разработке нескольких вариантов изде­лия и творческом выборе наилучшего из них.

Потребительские свойства изделия - совокуп­ность свойств, благодаря которым изделие удовлетворяет те или иные материальные и духовные потребности человека. Эти свойства обусловливают общественную полезность изделия, конструктивное, функциональное и эстетическое совершенство и т. д.

Прекрасное - одна из важнейших, наиболее широких по значению категорий эстетики, служащая для определения и поло­жительной оценки наиболее совершенных в эстетическом отношении явлений и предметов действительности, общественной жизни, дея­тельности людей. Термин «прекрасное» возник в русском языке в глубокой древности и буквально означает «наиболее красивое», «самое красивое» (разновидности прекрасного: изящное, эле­гантное).

Проект - разработанный специалистами план, замысел созда­ния промышленного объекта, воплощенный графическими и пласти­ческими средствами в чертежах и моделях.

Производственная эстетика - один из синонимов технической эстетики, относящийся в основном к сфере произ­водства.

Производственное искусство - первая историческая форма нового вида художественной деятельности в промышленно­сти, возникшая на базе новых социальных отношений в нашей стра­не в 20-х и начале 30-х годов XX в. и направленная на достиже­ние органического единства искусства и техники, пользы и красоты в советском промышленном производстве.

Производственный интерьер - интерьер зданий раз­личного производственного назначения, помещений заводских цехов, залов технических станций, лабораторий научно-исследовательских институтов и т. п.

Производственный фактор в художественном кон­струировании - возможности производственной базы, где будет изго­товляться проектируемое изделие, определяющие степень реальности его исполнения.

Промышленная графика - один из видов прикладной графики, произведения которого относятся к сфере производства и торговли (основные произведения: плакаты, проспекты, буклеты, этикетки, а также производственные марки и товарные знаки).

Промышленное искусство: 1) современное условное определение всей сферы художественного творчества в промышлен­ности; 2) предметный результат художественного творчества в про­мышленности, совокупность изделий, созданных методом художест­венного конструирования, отличающихся высокими эстетическими и функциональными достоинствами и обладающих чертами художест­венного образца.

Промышленная эстетика - один из вариантов назва­ний технической эстетики.

Промышленный образец - изделие, которое является эталоном для выпуска серийной продукции в отношении внешнего облика, формы предмета.

Прототип (в художественном конструировании) - изделие, являющееся основой или примером для разработки нового изделия, как правило, улучшенного по сравнению с исходным образцом.

Психологический фактор в художественном конструировании - психологические особенности человеческого организма, влияющие на определение связей системы «человек - промышленное изделие» при художественном констру­ировании.

Рекламно-сопроводительная документация - комплекс материалов, выполненных средствами промышленной гра­фики - буклет, рекламный проспект, этикетка, товарный ярлык и др., всесторонне характеризующий потребительские свойства про­мышленного изделия и обеспечивающий полноту и быстроту полу­чения информации о нем.

Ритм: 1) закономерное пространственно-временное чередование соизмеримых я чувственно ощутимых элементов; 2) в художествен­ном творчестве - закономерное выделение элементов формы путем их повторения, чередования, нарастания, убывания.

Синтез: 1) органическое сочетание, соединение каких-либо компонентов; 2) в дизайне - соединение отдельных элементов в еди­ное целое при проектировании изделия.

Современность: 1) в искусстве - отражение художествен­ными средствами актуального содержания эпохи, экономических, по­литических, этических и эстетических проблем своего времени с идей­ных позиций, отвечающих его требованиям; 2) в дизайне - современ­ность технико-экономического уровня объекта, выраженная в форме, отвечающей сегодняшним эстетическим нормам.

Содержание - совокупность существенных свойств и внут­ренних процессов, которые составляют основу предмета, явления. Для объектов дизайна - их функция, назначение.

Социологический фактор в художественном конструировании - общие и конкретные, социальные условия, определяющие ассортимент изделий, подлежащих художественно-конструкторской разработке (к социальным условиям относятся: рост народного потребления, распределение материальных благ че­рез общественные и индивидуальные фонды, спрос населения, влия­ние вкуса, моды и т. д.). Для изучения социологического фактора применяются методы конкретной социологии, демографии, социаль­ной психологии и т. п.

Стайлинг - вид оформительства в дизайне, заключающийся в частой смене внешней формы промышленной продукции (в связи с модой, конкуренцией фирм, борьбой за господство на рынке пре­следует цель искусственного увеличения спроса для повышения при­былей капиталистического производства).

Стандартизация в художественном конструи­ровании - установление и применение критериев, правил и мето­дов, обеспечивающих высокий уровень художественно-конструктор­ских разработок.

Стилизация: 1) подражание; имитация в искусстве и дизай­не внешних признаков какого-либо стиля, подделка под индивиду­альную творческую манеру крупного художника или определенной школы; 2) обобщение изображения путем упрощения формы пред­мета, рисунка, цвета и т. п., например, в произведениях народного творчества.

Стилист — художник, манера работы которого состоит в чисто внешнем оформлении, украшении промышленных изделий, уже за­вершенных в конструктивном и технологическом отношении. Сти­лист перерабатывает форму изделия не в связи с ее содержанием, функцией, а в зависимости от требований заказчика, создавая фальшивую одежду, не выражающую существа вещи (см. также стайлинг).

Стиль - исторически сложившаяся и социально обусловленная относительно устойчивая общность организации формы предметов и явлений. Он характеризует предметы материального творчества, по­ведение, образ жизни человека. Художественный стиль характеризу­ет и отдельные произведения искусства и все искусство определен­ной эпохи, творчество отдельного художника или целой группы ху­дожников.

Техническая эстетика: 1) эстетика техники — раздел марксистско-ленинской эстетики, раскрывающий эстетические законо­мерности в сфере промышленного производства и разрабатывающий теорию художественного творчества в промышленности. Техническая эстетика в комплексе с эргономикой, социологией и другими науками составляет теоретическую основу художественного конструирования; 2) научная дисциплина, предметом которой является область дея­тельности художника-конструктора. Она изучает общественную при­роду и закономерности развития дизайна, основополагающие прин­ципы и методы художественного конструирования, проблемы стиля и мастерства.

Техническая эстетика включает и рассматривает широкий круг проблем, связанных с социальными, социально-экономическими, эр­гономическими, техническими и эстетическими аспектами развития дизайна.

Техническое конструирование - система методов и приемов разработки инженерно-конструкторской части технического проекта промышленного изделия на основе принципов технико-экономической целесообразности требований прочности, долговечно­сти, надежности в эксплуатации и т. п. (опирается на положения машиностроения и осуществляется графическими средствами в соот­ветствии с правилами технического черчения и начертательной гео­метрии).

Технологический фактор в художественном конструировании - способы и приемы изготовления и отдел­ки предмета при его проектировании с целью обеспечения простоты и качественности производства.

Товарный знак - вид зрительного информационного обозна­чения, помещаемого на изделии или его упаковке и позволяющего различать однородную продукцию, выпускаемую различными пред­приятиями. К товарным знакам относятся эмблема предприятия, мар­ка производства.

Украшательство - неоправданно обильное, неуместное, бес­смысленное применение декоративных элементов, не раскрывающих содержание произведения, а напротив, искажающих его образ и при­дающих ему черты помпезности, внешней парадности, напыщенности, ложного блеска.

Упаковка - временная ограждающая конструкция, служащая для сохранения изделия в период его транспортировки от места изго­товления к местам складирования, сбыта и потребления. Упаковка обычно изготовляется из недорогих, но сравнительно прочных мате­риалов (бумага, картон, синтетика и пр.) и снабжается товарными знаками, позволяющими получать необходимую информацию об из­делии без вскрытия оболочки.

Форма: 1) форма внутренняя - строение, структура, система организации, порядок расположения составных элементов содержа­ния предмета, внутренняя организация, делающая возможным его существование как чего-то качественно определенного; 2) форма внешняя - зрительно воспринимаемый внешний вид, облик предмета.

Формообразование - процесс создания оптимальной формы промышленного изделия, отвечающей широкому кругу кон­структивных, функциональных и эстетических требований.

Функция - деятельность, действие, назначение объекта.

Функциональные свойства изделия - свойства, проявляющиеся в процессе взаимодействия с другими объектами и, в конечном итоге, удовлетворяющие трудовые, бытовые, культурные потребности общества.

Функциональный фактор в художественном конструировании - специфические особенности работы про­ектируемого изделия, влияющие на условия эксплуатации.

Художник-конструктор - проектировщик, разрабатыва­ющий эстетическую сторону создаваемого технического и промышлен­ного изделия в органичной связи с его конструктивной и функцио­нальной основой и решающий благодаря этому также ряд утилитар­ных вопросов (удобство пользования, технологичность изготовления и т. п.).

Эргономика - наука, изучающая функциональные возмож­ности человека в трудовых процессах с целью создания для него совершенных орудий и оптимальных условий труда, т. е. таких усло­вий, которые обеспечивают необходимые удобства, сохраняют здо­ровье, силы, работоспособность, открывают новые возможности ин­теллектуального и физического развития человека.

Эстетические свойства изделия - свойства изделия посредством чувственно-предметной формы выражать творческий результат труда, предназначенные удовлетворять эстетические по­требности людей.

Эстетический фактор в художественном кон­струировании - современные эстетические нормы творчества, обеспечивающие создание изделия, выразительного в архитектурно-художественном отношении и оказывающего положительное эстети­ческое воздействие на человека.

Эстетика - наука, изучающая прекрасное в действительности, особенности эстетического осознания человеком мира и общие прин­ципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития искусства как особой формы эстетического отражения действитель­ности.

Этапы художественного конструирования - последовательные стадии процесса проектирования и внедрения в производство художественно-конструкторской разработки промыш­ленного изделия; состоят в основном из четырех последовательных этапов. Исследовательский этап: сбор исходных материалов, анализ, определение требований к изделию и тенденций его развития. Поис­ковый этап: разработка вариантов эскизного проекта. Проектный этап: разработка художественно-конструкторского технического про­екта. Рабочий этап: разработка рабочих чертежей, авторский надзор за исполнением опытного образца, пусковой партией и серийным вы­пуском изделия.

Стандарты и качество изделий применительно к дизайну

Ряд требований технической эстетики и производственной технологии нашел отражение и зафиксирован в государственных стандартах. Стандартизация иг­рает важную роль в обеспечении качества промышленных изделий и экономии затрат общественно полезного труда на их производство.

1 «Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядоче­ния деятельности в определенной области на пользу и при участии всех за­интересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной эко­номии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности».[1]

Стандартизация - это экономия труда, времени и средств, метод, устанав­ливающий четкие и жесткие требования к качеству и регулированию качества изделий.

В нашей стране действует Единая система государственных стандартов (ГОСТ), охватывающая как стандарты стран содружества, так и республиканские межотрасле­вые и отраслевые стандарты.

ГОСТ 1.0 - 68 (Государственная система стандартизации) определяет стан­дарты различных видов: технических условий (всесторонних технических тре­бований), параметров (размеров) изделий, конструкций, технических требова­ний, методов испытаний, правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. Существуют стандарты типовых технологических процессов, стан­дарт на комплексы оборудования и его связи со строительными элементами зданий и др.

Кроме указанных, введены также общетехнические и организационно-мето­дические стандарты.

Действующие стандарты - закон для современного производства. Они от­ражают современные достижения пауки, техники, передового опыта, требования технической эстетики. Задача проектировщика заключается в том, чтобы, применяя стандарты, создавать вещи, не только совершенные в функциональном и технико-экономическом отношении, но и отвечающие современным эстетиче­ским требованиям. Необходимо проектировать из стандартных элементов и уз­лов единое, гармоничное и «нестандартное» целое.

Художественное проектирование не только способствует созданию современ­ных изделий, отвечающих комплексу новейших требований, но и помогает со­зданию новых стандартов на отдельные виды, комплексы и целые системы. В системных стандартах, разработанных по комплексным программам, проду­манно учитываются все требования, охватывающие весь цикл производства, начиная с сырья и кончая готовой продукцией.

Ведется разработка опережающих стандартов и крупных межотраслевых систем стандартов, в которых отображаются требования завтрашнего дня, пер­спектива освоения и развития новейшей техники современных материалов, а так­же результаты изучения тенденций развития потребностей людей.

В настоящее время повышенные требования предъявляются и к чертежно-конструкторской документации. Соответствующими стандартами обусловливается понятность чертежей, возможность быстрого поиска разработанных изделий, узлов и элементов, выполнения чертежей при помощи множительных и микро­фильмирующих устройств, а также введение различных международных символов и знаков, заменяющих надписи.

Контроль за качеством чертежно-конструкторской документации регламен­тирует ГОСТ 2. 111 - 68 - «ЕСКД. Нормоконтроль». В нем указывается, что все чертежи и документы должны удовлетворять требованиям Единой системы конст­рукторской документации (ЕСКД), использовать в проектируемых и изготовляемых изделиях максимальное количество стандартизованных, нормализованных и унифицированных элементов, узлов и др.

Нормализация отличается от стандартизации более узким масштабом дей­ствия, например в отдельной отрасли народного хозяйства. Унификация - ра­циональное использование в пределах набора, серии изделий необходимого минимума однотипных элементов и узлов. Использование нормализованных и унифицированных элементов значительно улучшает технико-экономические показатели производства, сокращает сроки проектирования и внедрения новых изделий.

При создании серии новых машин из ограниченного числа стандартизирован­ных, типизированных и унифицированных элементов, изготовляемых на специа­лизированных предприятиях, используется принцип агрегатирования. Из одних и тех же узлов с добавлением некоторых новых элементов можно получить новое в функциональном отношении изделие.

В настоящее время первостепенное значение имеет проблема обеспечения высокого качества продукции, ставшая важным моментом социальной и техни­ко-экономической политики. Государственные стандарты являются эталоном и действенным средством управления качеством продукции, предусматривают повышение качества, надежности и долговечности продукции на новом уровне. Качество продукции — это «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»[2].

С 1971 года в Советском Союзе была введена Единая система аттестации каче­ства продукции (ЕСАКП). Она предусматривает аттестацию качества всей промышленной продукции, которая подразделяется на изделия производственно-технического назначения и товары народного потребления и имеет три катего­рии качества: высшую, первую и вторую.

Продукция высшего качества обладала комплексом всех высших показате­лей. Решением аттестационной комиссии такой продукции выдавались свидетель­ства о присвоении государственного Знака качества. Изделиям производст­венно-технического назначения Знак качества присваивается на срок до трех лет, товарам народного потребления — до двух лет.

Изделия первой категории качества должны также полностью соответство­вать требованиям действующих стандартов. По второй категории качества оце­нивались морально устаревшие образцы, которые полностью не соответствуют потребностям народного хозяйства, запросам населения и в ближайшее время подлежали совершенствованию или снятию с производства.

В общей оценке качества изделия учитывается и «человеческий фактор». Эргономическая оценка промышленной продукции зафиксирована в ГОСТе 16035 - 70 «Качество продукции. Общие эргономические показатели. Термины» и ГОСТе 16456 - 70 «Качество продукции. Эргономические показатели. Номен­клатура». Наряду с другими качественными показателями эргономическая оцен­ка вносится в «Карту технического контроля и качества продукции» (ГОСТ 2116 - 71) при присвоении изделию категории качества.

1.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...