Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Термины общих эргономических показателей качества изделий




(по ГОСТ 16035 - 70)

Термин Определение
1. Эргономические свой­ства человека     2. Эргономические тре­бования к изделию   3. Гигиенические требо­вания к изделию     4. Антропометрические требования к изделию   5. Физиологические тре­бования к изделию   6. Психофизиологиче­ские требования к изде­лию   7. Психологические тре­бования к изделию   8. Эргономический по­казатель качества изде­лия   9. Гигиенический пока­затель качества изделия   10. Антропометрический показатель качества из­делия   11. Физиологический по­казатель качества изде­лия   12. Психофизиологиче­ский показатель качест­ва изделия   13. Психологический по­казатель качества изде­лия Антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические свойства человека, обуславливающие эффективность его деятельности в си­стеме «человек - изделие - среда» Примечание. Указанные свойства человека в эргономике рассматрива­ются как комплекс Требования к изделию, определяемые эргономическими свойствами человека и устанавливаемые с целью оптимизации его деятельности. Эргономические требования, определя­ющие гигиенические условия жизнедея­тельности и работоспособности челове­ка при его взаимодействии с изделием и средой Эргономические требования, опреде­ляющие соответствие изделия антропо­метрическим свойствам человека. Эргономические требования, определя­ющие соответствие изделия физиологи­ческим свойствам человека Эргономические требования, опреде­ляющие соответствие изделия осо­бенностям функционирования органов чувств человека Эргономические требования, определя­ющие соответствие изделия психологи­ческим особенностям человека Показатель качества (по ГОСТ 15467 - 70), используемый для определе­ния соответствия изделия эргономиче­ским требованиям Эргономический показатель, использу­емый для определения соответствия из­делия гигиеническим требованиям Эргономический показатель, используе­мый для определения соответствия изде­лия антропометрическим требованиям Эргономический показатель, исполь­зуемый для определения соответствия изделия физиологическим требованиям Эргономический показатель, исполь­зуемый для определения соответствия изделия психофизиологическим требова­ниям Эргономический показатель, исполь­зуемый для определения соответствия изделия психологическим требованиям.

13.3. Художественные вопросы конструирования ЭС

Композиция

 

Художественное конструирование представляет не­отъемлемую составную часть процесса проектирования изделий, предназначенных для непосредственного ис­пользования человеком.

Целью художественного конструирования изделий является создание эстетических свойств, способных обеспечить удовлетворение эстетических требований людей, для которых предназначены данные изделия.

Непосредственным предметом художественного кон­струирования как процесса является формообразование промышленных изделий, осуществляемое по специфиче­ским законам проектирования промышленного изделия.

При этом художественное конструирование исполь­зует наряду с понятиями эстетических свойств специфи­ческий аппарат понятий: композиция, объемно-простран­ственная структура, средства композиции. Перечислен­ные понятия отражают объективные признаки, свойст­ва, соотношения, присущие форме изделия и обнаружи­ваемые практически при зрительном восприятии.

Построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве, определяется понятием композиции. Ос­нову композиции в художественном конструировании составляют объемно-пространственная структура изде­лия, отвечающая его назначению. Объёмно-пространст­венная структура обусловлена назначением изделия, выполняемой им функцией и выражается в характере взаимосвязи элементов формы изделия, во взаимном расположении частей изделия, его пропорциях, в рит­мическом строе элементов формы и т. п.

Композиционная организация формы изделия дости­гается путем установления общественно целесообразной взаимосвязи и соподчинения образующих ее элементов. При этом главные и подчиненные элементы, взаимно усиливая друг друга, образуют в целом единство.

При неоднородности формы или неравных соотноше­ниях величин элементов композиционное единство формы возникает, если средствами композиции обеспечива­ется соподчинение одних элементов другим.

 
 

Это положение можно пояснить примерами. На рис.13.1,а пря­моугольник разделен на три равные части. Средняя часть прямо­угольника из-за своего центрального положения доминирует, под­чиняет себе обе боковые части. Это неравенство восприятия обус­ловлено соответствующим расположением частей. Усилить это со­подчинение можно путем увеличения средней части (рис. 13.1,б) или даже путем уменьшения ее (рис. 13.1,в), но сохраняя ее централь­ное положение.

Рис. 13.1. Примеры статического подчинения.

Кроме разобранного примера статического соподчинения эле­ментов, композиционными средствами можно создать динамическое соподчинение, показанное на рис. 13.2,а и б, которые создают впе­чатление движения слева направо, в направлении подчинения. Ди­намичность движения глаза определяется ритмом членения. На рис. 13.2,в обе части симметричны, и движение здесь имеет цент­ростремительный характер.

Рис. 13.2. Примеры динамического подчинения.

 

 

Одним из основных условий целостности формы яв­ляется зрительное влияние главного функционального элемента, совмещение его с композиционным центром. Главный элемент выделяют из подчиненных элементов размерами (рис. 13.3,а), особым расположением прибо­ров и органов управления (рис. 13.3,б), цветом, харак­тером членения (рис. 13.3, в) и т. д.

Рис. 13.3. Примеры выделения главной ячейки комп­лектного распределительного устройства.

В качестве примера, характеризующего это положе­ние, можно привести художественно-конструкторский проект высокочастотной установки для выращивания монокристаллов «кристалл юн» (рис. 13.4). Характер членения элементов формы, компоновка элементов уп­равления, проработанная схема зрительных маршрутов позволили художникам-конструкторам создать компози­ционно стройное изделие, выделив при этом композици­онный центр, совмещенный с главным функциональным элементом - плавильной камерой (рис. 13.4, б).

Основными средствами композиции, придающими изделию соразмерность и гармонию, являются пропорции, масштаб, ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Пропорции выражают соразмерность частей формы между собой и с целым. Пропорции служат средством гармонизации формы.

Масштабность - установленное соотношение величины создаваемого предмета с определенной мерой. Масштаб - это мера соответствия одного предмета дру­гому или нескольким предметам при их сопоставлении.

Рис. 13.4. Пример композиционного решения высокочастотной уста­новки для выращивания монокристаллов.

а - упрощенное изображение установки; б - схема зрительных марш­рутов.

Ритм - средство композиции, обеспечивающее вы­деление и связь элементов формы путем их повторения, чередования, нарастания, убывания.

Контраст - средство композиции, используемое для выражения противопоставления элементов (по объ­ему, цвету и т. п.), которое позволяет активнее выра­зить функциональные и конструктивные особенности сопоставляемых элементов и содействует обострению восприятия целого.

Нюанс - средство композиции, противоположное контрасту, незначительное различие элементов по фор­ме, размерам и цвету и т. д.

Симметрия - принцип организации элементов композиции, основанный на правильном их размещении вокруг центра или оси. Симметричная композиция применяется обычно для подчеркивания статичности изделия (гидрогенератор, электроплитка, пульт управления), асимметричная композиция - для подчеркивания динамичности изделия (электротранспорт).

В художественном конструировании сформулированы основные требования к форме изделия, как к целому:

- форма всякого изделия должна быть законченным целым, упорядоченной и не содержащей элементов или частей, противоречащих функциональному назначению и технико-экономической основе изделия;

- система построения формы изделия как завершенного целого должна основываться на взаимоотношении главных и второстепенных элементов; создать форму изделия как подлинно гармоничное художественно-техническое произведение - значит найти единство между главным и второстепенным, между целым и частью, между различными частями изделия, а также внутри каждой части;

- форма изделия как отдельного объекта должна образовать единство с формами окружающей среды.

Следуя отмеченным положениям, художественную форму изделия нужно строить так, чтобы в процессе восприятия раскрывалась ее внутренняя логика, т.е. следует учитывать особенности зрительного восприятия формы предметов.

Процесс становления зрительного образа формы изделия, как показывают экспериментальные исследования, имеет несколько фаз. На первой фазе происходит грубое различие общих пропорций машины и ее положения в окружающем пространстве. Затем следует грубое различие основных узлов и деталей, при этом вычленяются более крупные формы независимо от места их расположения и т.д. Фазность восприятия отвечает в значительной степени складывающимся методам архитектурно-художественного анализа форм машины: от общего к частному. Отсутствие внутренней логики, четкости и ясности распределения масс препятствует построению целостного образа, снижает точность восприятия частей и элементов, а также всего изделия в целом.

Для того чтобы у человека могло сложиться определенное мнение о целостности формы изделия, необходимо, образная информация о внешнем виде изделия была согласована с возможностями ее восприятия и оценки. Если количество основных объемов, из которых сложена форма изделия, относительно невелико, то связь между отдельными частями формы, как функциональная, так и композиционная, может быть легко обнаружена наблюдателем. При небольшом количестве основных объектов человек быстро и легко осмысливает композицию изделия, ее завершенность, функциональную целесообразность, гармоничность его формы.

Исходя из того, что целостная оценка формы изделия связана на первых фазах восприятия с мгновенным «схватыванием» совокупности частей формы в целом, количество ее основных частей не должно превышать определенную величину. Ориентировочно можно считать, что если количество основных объемов изделия будет в пределах 5-7, то оценка частей его формы как визуально связанного целого возможна и оправдана. Если количество основных объемов возрастает (более 7-9), то мгновенная оценка становиться затруднительной. При очень большом количестве объемов взгляд схватывает попеременно только часть формы; целостный охват, восприятие и оценка художественных форм изделия становятся затруднительными, а при значительном числе основных объемов (25-30) практически невозможным. В этом случае весьма трудно признавать за изделием серьезные художественные достоинства.

Высказанные соображения о целостности справедливы для многоэлементных форм ЭС или для форм, состоящих из малого количества (3-5) элементов, блоков, узлов.

Значение целостности в изложенном аспекте сохраняет свою силу для мелких и большинства средних ЭС: аппараты низкого напряжения, электродвигатели, электротранспорт, большинство пультов, панелей и щитов управления и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...