Основные признаки человеческого общества. Законы общества как законы деятельности людей.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 12: Общество: основы философского анализа
Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой продукт целенаправленной совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования. Общество не простая арифметическая сумма индивидов, а система связей и отношений между ними, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности, производства и воспроизводства общественной жизни. Понятие общества, как и понятие природы, употребляется в науке в двух основных смыслах. В первом значении, предельно широком, общество - это все человечество как мир социальных явлений, результат совместной жизнедеятельности люден, мир, отличный от мира живой и неживой природы. В узком смысле, означает и конкретный тип общества, конкретное общество как часть человечества (например, японское общество, американское, российское, французское и т. д.; первобытное, рабовладельческое и др.). Какими же признаками должна обладать социальная группа или общность людей, чтобы называться обществом? 1.Существенная его черта — специфический способ бытия и воспроизводства непосредственной жизни: целесообразная совместная деятельность. У природы нет целей, интересов, мотивов. В ее движении нет какого-либо осмысленного целеполагания. Животные не могут осуществлять целесообразную деятельность. Бобры строят плотины, пчелы соты, птицы вьют гнезда и т. д., это сложившиеся инстинкты, передающиеся но наследству. Человеческая деятельность носит не только целенаправленный характер. Она еще в значительной мере осознаемся н познается, а через познание определенным образом регулируется. Это второй важнейший признак, характеризующий человеческое общество, — признак, присущий общественному существу. Кроме того, человеческая деятельность коллективна, что выводит ее на уровень социальной деятельности.
2. Основным признаком, позволяющим отнести ту или иную социальную общность (группу) к категории общества, является самодостаточность, под которой понимается способность группы людей своей деятельностью обеспечивать все необходимые условия совместного существования, автономно, самостоятельно производить и непрерывно воспроизводить собственную общественную жизнь. Эта главная черта была выдвинута американским социологом Т. Парсонсом (1902 — 1979), создателем теории социального действия и системно-функциональной школы в социологии, и признана многими учеными. Самодостаточность понимается весьма широко. Она подразумевает не только экономическую и политическую самообеспеченность, но и культурную, социальную, которая выражается в формировании и функционировании определенных стандартов поведения, способов мышления, системы нравов, обычаев, традиций, способных удовлетворять социальные потребности общения, интеллектуального и эмоционального развития. Кроме того, она включает и наличие определенной системы воинской защиты от внешних врагов, организованных форм охраны правопорядка, правовой регуляции отношений и т. д. Иначе говоря, самодостаточность предполагает именно полное общественное самовоспроизводство. В качестве иллюстрации можно привести пример, который описан и книге «Человек и общество». Театральный коллектив реальная социальная группа людей с общими интересами и целями, стремящихся достигнуть этих целей совместной скоординированной деятельностью, не представляет собой полноценного человеческого общества, ибо является всего лишь малой частью того большого общества, которое называется зрителем. Она служит ему и находит. Теперь допустим, что наши актеры в силу тех или иных обстоятельств оказались па необитаемом острове. Возникает вопрос: останутся ли они по-прежнему лишь театральной труппой? Совершенно очевидно, что, если эти люди хотят здесь выжить, они должны превратиться из частной социальной группы в полноценное человеческое общество, т. е. реорганизовать свою социальную жизнедеятельность таким образом, чтобы обрести способность воспроизводить свою жизнь (наладить экономическое производство, политическое самоуправление, самозащиту и т. д.).
Законы общества как законы деятельности людей. По классификации форм движения материи, предложенной еще Ф. Энгельсом и сохранившей научную состоятельность, существуют механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы, каждая из которых характеризует качественно различные структурные уровни развития материи. Социальная форма движения как высший и наиболее сложный уровень объективной реальности - это жизнь человеческого общества. Включая в себя все предыдущие, она является не только качественно новой формой, но и особой областью объективной реальности, коренным образом отличающейся от той, которая представлена всеми другими формами движения. Ее специфика заключается прежде всего в том, что здесь все процессы, тенденции, события реализуются через деятельность социальных субъектов, наделенных сознанием и познанием, способными отразить эти процессы и явления в их существенных связях и отношениях. Познание связей позволяет влиять на причины и условия, их порождающие. Люди не могут отменить или запретить те пли иные объективно сложившиеся процессы и отношения, но они могут познать их и воздействовать на те условия и причины, которые определяют и порождают эти отношения и их последствия, тем самым в какой-то степени регулировать и направлять общественное развитие. По мере расширения знаний о причинах и условиях формирования, функционирования и реализации этих законов и тенденций повышаются возможности людей овладевать собственными общественными отношениями. Это может поднять степень социальной свободы, которая, однако, никогда не станет абсолютной.
Из данной специфики социальной жизни, которую реализуют субъекты, наделенные сознанием, вытекает своеобразие диалектики объективного и субъективного в социально-исторической практике. Оно заключается в том, что каждое отдельное действие отдельного человека детерминировано его сознанием (целями, интересами, стремлениями), но из множества действий, поступков различных людей, преследующих своп цели, формируется среднеарифметическое, некая объективная тенденция, не зависящая ни от сознания каждого человека, ни от общественного сознания людей. Люди живут, учатся, работают, производят продукты, обменивают их и т. д. В результате складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития. Она и образует объективную логику истории, историческую тенденцию, не подчиняющуюся общественному сознанию, никогда не охватываемую им полностью, но существующую и реализуемую не иначе как через сознательную практическую деятельность люден. Некоторые социологи, желая особо подчеркнуть объективность общественных законов, отмечают, что последние не зависят не только от общественного сознания, но и от самих людей. При этом исторический процесс представляется состоящим из двух сторон: 1) совокупности обстоятельств, условий, объективных отношений и процессов, выступающих как внешняя среда; 2) сознательной человеческой деятельности, воздействующей на объективные процессы. Получается своеобразный параллелизм: объективная историческая закономерность, социальная среда и сознательная человеческая деятельность ставятся рядом, автономно, будто существует некий естественно-исторический процесс и наряду с этим люди, творящие историю. Вот одно из подобных утверждений: «Жизнь общества в целом есть единство двух взаимодополняющих начал: объективных, от воли и сознания субъекта не зависящих, отношений и процессов в деятельности субъекта»^. Из такого подхода следует, что объективные общественные законы могут не только существовать независимо от люден, но и действовать, функционировать и реализоваться без человека н человечества. Одновременно сознательная человеческая деятельность оказывается за пределами объективных законов. Противопоставление исторической закономерности и человеческой деятельности ведет к концепции существования объективных общественных законов («объективного хода событий», «хода вещей») отдельно от людей п помимо людей, из чего следует, что объективные общественные законы не есть законы деятельности и отношений людей, наделенных сознанием.
В социальном философий существует точка зрения, отрицающая необходимый характер социальных законов. Согласно этой позиции историческая необходимость находит воплощение только тогда, когда она осознается людьми: «Историческая необходимость не реализуется без участия воли люден... чтобы осуществилась историческая необходимость, она должна быть осознана, люди должны решить осуществить ее». Получается, что если законы проявляются через сознательную, преднамеренную деятельность люден, то они принимают «сознательный характер» п в них исчезают едва ли не всякие следы стихийности. А если закономерность не осознается, то она п не осуществляется. На самом же деле она реализуется с той же необходимостью, что п при других условиях, но с большими издержками для люден. Второй важной особенностью социальной жизни является то, что здесь процессы, тенденции, закономерности носят статистический, вероятностный характер. Это объясняется тем, что в ней действует одновременно множество разнообразных социальных сил и событий, возникает бесконечное многообразие ситуаций. Каждая из них не детерминирована какой-либо связью, между ними не существует прямой, жесткой и однозначной зависимости. В науке, как известно, различают законы динамические п статистические. К динамическим относятся те, в которых результат взаимодействия явлений или процессов имеет точно определенный, однозначный характер, к статистическим - законы, в которых он носит не достоверный, а лишь вероятностный характер. Если закон, определяющий движение всей системы, точно таким же образом определяет и движение каждого ее элемента, его называют динамическим. Примером может служить первый закон механики (тело, на которое не действуют внешние силы, движется равномерно и прямолинейно). Если же он действует лишь на основе тех взаимоотношений, которые складываются между элементами и которые обусловливают движение всей системы, а не каждого элемента, то его называют статистическим. Это законы квантовой механики, общественной жизни.
Статистическую закономерность образует взаимодействие большого числа элементов, массовых явлений, каждый из которых отличает случайность. Но на каком-то количестве этих случайностей, на каком-то этапе взаимодействий обнаруживается некоторая повторяемость, некая тенденция, закономерность. Например, при метании монеты в каждом отдельном броске появление «решки» или «орла» не детерминируемо, не обусловлено, не необходимо. Но определенное количество бросков (например,.500) выявляет определенную закономерность, а именно: из 500 случаев 250 оказывается «орлом», а 250 — «решкой». Статистические закономерности подтверждают диалектику превращения случайного в необходимость, когда через многообразие случайностей необходимое обнаруживает свое существование и реализует себя. Статистические законы вскрывают устойчивое, повторяющееся, необходимое в массовых явлениях, каждое из которых случайно, но в своей совокупности подчинено определенной закономерности. В качестве примеров можно привести законы общественного развития: закон соответствия производственных отношений характеру н уровню развития производительных сил; оптимального соотношения экономического п социального производства; возрастания потребностей; соответствия спроса предложению товаров и услуг. Они действуют преимущественно в экономической и социальной сферах, хотя некоторые из них (в частности, возрастания потребностей) имеют общесоциальный характер. Существуют законы, определяющие развитие культуры: общественного накопления и преемственности культуры; взаимопроникновения и взаимообогащения культур и др. В общественной жизни реальная история представляет собой совокупность одновременных и идущих друг за другом различных событий, человеческих действий, взаимодействий социальных групп п сил. Для исторической закономерности каждое действие, событие носит необязательный, случайный характер, хотя, разумеется, причинно обусловлено, порождено конкретными обстоятельствами, какой-то ситуацией. Но то, что каждое действие, событие детерминированы, приводит к ситуации, когда многочисленные и разнонаправленные действия людей порождают вероятностно-статистическую тенденцию, которая показывает направление исторического процесса как объективно детерминированную закономерность. «Тенденция», «направленность», «закономерность» употребляются здесь как однопорядковые понятия, фиксирующие наличие в общественной жизни объективной логики истории. И мы согласны с мыслью о том, что «различными - реальными, а также логически возможными — моделями-фигурами данной тенденции или направленности социальная философия как философия истории и должна главным образом заниматься» Нами изложена одна из наиболее распроп раненных точек зрения, согласно которой в обществе имеются объективные законы развития, но они носят статистический, вероятностный характер. Существует и другая, высказанная известным английским философом и социологом, создателем концепции критического рационализма, «открытого общества», теории роста научного знания К. Р. Поппером. Согласно eй, никаких законов движения общества пли социального развития, подобных законам движения физических тел Ньютона, нет. В Социальнойжизни каждое событие является в каком-то смысле новым, даже уникальным, хотя и может относиться к тому или иному классу событий, в действиях люден нет регулярности, повторяемости, периодичности, поэтому подлинное повторение в социальном истории невозможно: она никогда не повторяется в точности. Отсюда делается вывод, что не может быть единой истории человечества. Есть лишь бесконечное многообразие фактов, событий, есть реальная история каждого отдельного человека, есть история искусства, языка, традиций, есть история Египетской, Вавилонский, Персидской,Македонской, Римской империй, по единой мировой истории нет. Поэтому история не имеет какой-либо цели, у нес нет каких-либо тенденций пли направлений развития, исторической необходимости, ведущей нас к прогрессу. Считать, что история прогрессирует, значит полагать, что она движется к некой цели по определенным объективным законам, это - историцизм. Поэтому бессмысленно искать какой-то мифический, фиктивный «смысл истории», утверждает К. Р. Поппер. По-своему философ понимает и тенденцию. Он не считает понятия «закон» и «тенденция» однопорядковыми. Тенденция это не закон, а всего лишь некоторое направление движения (например, рост народонаселения, технический прогресс), некое единообразие исторической последовательности или обыкновенная последовательность событий. Тенденция - не более чем полезный статистический прием, поэтому нельзя усматривать в любой последовательности исторических фактов и событий обязательный универсальный социальный закон, подчеркивает он. Таким образом, К. Р. Поппер решительно отвергает наличие объективных законов общественного развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|