Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные признаки человеческого общества. Законы общества как законы деятельности людей.




Тема 12: Общество: основы философского анализа

 

Общество — обособившаяся от природы часть матери­ального мира, представляющая собой продукт целенаправленной со­вместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые условия существования.

Общество не простая арифметическая сумма индивидов, а система связей и отношений между ними, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности, производства и воспроизводства общественной жизни.

Понятие общества, как и понятие природы, употребляется в науке в двух основных смыслах. В первом значении, предельно широком, общество - это все человечество как мир социальных явлений, результат совместной жизнедеятельности люден, мир, отличный от мира живой и неживой природы. В узком смысле, означает и конкретный тип общества, конкретное общество как часть чело­вечества (например, японское общество, американское, российское, французское и т. д.; первобытное, рабовладельческое и др.).

Какими же признаками должна обладать социальная группа или общность людей, чтобы называться обществом?

1.Существенная его черта — специфический способ бытия и воспроизводства непосредственной жизни: целесообразная совместная деятельность. У природы нет целей, интересов, мотивов. В ее движении нет какого-либо осмысленного целеполагания. Животные не могут осуществлять целесообразную деятельность. Бобры строят плотины, пчелы соты, птицы вьют гнезда и т. д., это сложившиеся инстинкты, передающиеся но наследству. Человеческая деятельность носит не только целенаправленный характер. Она еще в значительной мере осознаемся н познается, а через познание определенным образом регулируется. Это второй важнейший признак, характеризующий человеческое общество, — при­знак, присущий общественному существу. Кроме того, человеческая деятельность коллективна, что выводит ее на уровень социальной деятельности.

2. Основным признаком, позволяющим отнести ту или иную социальную общность (группу) к категории общества, является самодостаточность, под которой понимается способность группы людей своей деятельностью обеспечивать все необходимые условия совме­стного существования, автономно, самостоятельно производить и непрерывно воспроизводить собственную общественную жизнь. Эта главная черта была выдвинута американским социологом Т. Парсонсом (1902 — 1979), создателем теории социального действия и системно-функциональной школы в социологии, и признана многими учеными. Самодостаточность понимается весьма широко. Она подразумевает не только экономическую и политическую самообеспеченность, но и культурную, социальную, которая выражается в формировании и функционировании определенных стандартов поведения, способов мышления, системы нравов, обычаев, традиций, способных удовлетворять социальные потребности общения, интеллектуального и эмоционального развития. Кроме того, она включает и наличие определенной системы воинской защиты от внешних врагов, организованных форм охраны правопорядка, правовой регуляции отношений и т. д. Иначе говоря, самодостаточность предполагает именно полное общественное самовоспроизводство.

В качестве иллюстрации можно привести пример, который опи­сан и книге «Человек и общество». Театральный коллектив реальная социальная группа людей с общими интересами и целями, стремящихся достигнуть этих целей совместной скоординированной деятельностью, не представляет собой полноценного человеческого общества, ибо является всего лишь малой частью того большого общества, которое называется зрителем. Она служит ему и находит. Теперь допустим, что наши актеры в силу тех или иных обстоятельств оказались па необитаемом острове. Возникает вопрос: останутся ли они по-прежнему лишь театральной труппой? Совершенно очевидно, что, если эти люди хотят здесь выжить, они должны превратиться из частной социальной группы в полноценное человеческое общество, т. е. реорганизовать свою социальную жизнедеятельность таким образом, чтобы обрести способность воспроизводить свою жизнь (наладить экономическое производство, политическое самоуправление, самозащиту и т. д.).

Законы общества как законы деятельности людей.

По классификации форм движения материи, предложенной еще Ф. Энгельсом и сохранившей научную состоятельность, существуют механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная формы, каждая из которых характеризует качественно различные структурные уровни развития материи. Социальная форма движе­ния как высший и наиболее сложный уровень объективной реально­сти - это жизнь человеческого общества. Включая в себя все предыдущие, она является не только качественно новой формой, но и особой областью объективной реальности, коренным образом от­личающейся от той, которая представлена всеми другими формами движения.

Ее специфика заключается прежде всего в том, что здесь все процессы, тенденции, события реализуются через деятельность соци­альных субъектов, наделенных сознанием и познанием, способными отразить эти процессы и явления в их существенных связях и отно­шениях. Познание связей позволяет влиять на причины и условия, их порождающие. Люди не могут отменить или запретить те пли иные объективно сложившиеся процессы и отношения, но они могут познать их и воздействовать на те условия и причины, которые определяют и порождают эти отношения и их последствия, тем са­мым в какой-то степени регулировать и направлять общественное развитие. По мере расширения знаний о причинах и условиях фор­мирования, функционирования и реализации этих законов и тенден­ций повышаются возможности людей овладевать собственными об­щественными отношениями. Это может поднять степень социальной свободы, которая, однако, никогда не станет абсолютной.

Из данной специфики социальной жизни, которую реализуют субъекты, наделенные сознанием, вытекает своеобразие диалектики объективного и субъективного в социально-исторической практике. Оно заключается в том, что каждое отдельное действие отдель­ного человека детерминировано его сознанием (целями, интересами, стремлениями), но из множества действий, поступков различных людей, преследующих своп цели, формируется среднеарифметическое, некая объективная тенденция, не зависящая ни от сознания каждого чело­века, ни от общественного сознания людей.

Люди живут, учатся, работают, производят продукты, обмени­вают их и т. д. В результате складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития. Она и образует объективную логику истории, историческую тенденцию, не подчиняющуюся общественно­му сознанию, никогда не охватываемую им полностью, но существу­ющую и реализуемую не иначе как через сознательную практиче­скую деятельность люден.

Некоторые социологи, желая особо подчеркнуть объективность общественных законов, отмечают, что последние не зависят не толь­ко от общественного сознания, но и от самих людей. При этом исторический процесс представляется состоящим из двух сторон: 1) совокупности обстоятельств, условий, объективных отношений и процессов, выступающих как внешняя среда; 2) сознательной чело­веческой деятельности, воздействующей на объективные процессы. Получается своеобразный параллелизм: объективная историческая закономерность, социальная среда и сознательная человеческая дея­тельность ставятся рядом, автономно, будто существует некий есте­ственно-исторический процесс и наряду с этим люди, творящие исто­рию. Вот одно из подобных утверждений: «Жизнь общества в це­лом есть единство двух взаимодополняющих начал: объективных, от воли и сознания субъекта не зависящих, отношений и процессов в деятельности субъекта»^.

Из такого подхода следует, что объективные общественные за­коны могут не только существовать независимо от люден, но и дей­ствовать, функционировать и реализоваться без человека н челове­чества. Одновременно сознательная человеческая деятельность ока­зывается за пределами объективных законов. Противопоставление исторической закономерности и человеческой деятельности ведет к концепции существования объективных общественных законов («объективного хода событий», «хода вещей») отдельно от людей п помимо людей, из чего следует, что объективные общественные за­коны не есть законы деятельности и отношений людей, наделенных сознанием.

В социальном философий существует точка зрения, отрицающая необходимый характер социальных законов. Согласно этой позиции историческая необходимость находит воплощение только тогда, ког­да она осознается людьми: «Историческая необходимость не реали­зуется без участия воли люден... чтобы осуществилась историче­ская необходимость, она должна быть осознана, люди должны ре­шить осуществить ее». Получается, что если законы проявляются через сознательную, преднамеренную деятельность люден, то они при­нимают «сознательный характер» п в них исчезают едва ли не вся­кие следы стихийности. А если закономерность не осознается, то она п не осуществляется. На самом же деле она реализуется с той же необходимостью, что п при других условиях, но с большими издерж­ками для люден.

Второй важной особенностью социальной жизни является то, что здесь процессы, тенденции, закономерности носят статистический, вероятностный характер. Это объясняется тем, что в ней действу­ет одновременно множество разнообразных социальных сил и со­бытий, возникает бесконечное многообразие ситуаций. Каждая из них не детерминирована какой-либо связью, между ними не суще­ствует прямой, жесткой и однозначной зависимости.

В науке, как известно, различают законы динамические п стати­стические. К динамическим относятся те, в которых результат взаи­модействия явлений или процессов имеет точно определенный, одно­значный характер, к статистическим - законы, в которых он носит не достоверный, а лишь вероятностный характер. Если закон, опре­деляющий движение всей системы, точно таким же образом опреде­ляет и движение каждого ее элемента, его называют динамическим. Примером может служить первый закон механики (тело, на которое не действуют внешние силы, движется равномерно и прямолиней­но). Если же он действует лишь на основе тех взаимоотношений, которые складываются между элементами и которые обусловли­вают движение всей системы, а не каждого элемента, то его называ­ют статистическим. Это законы квантовой механики, общественной жизни.

Статистическую закономерность образует взаимодействие боль­шого числа элементов, массовых явлений, каждый из которых отли­чает случайность. Но на каком-то количестве этих случайностей, на каком-то этапе взаимодействий обнаруживается некоторая повторя­емость, некая тенденция, закономерность. Например, при метании мо­неты в каждом отдельном броске появление «решки» или «орла» не детерминируемо, не обусловлено, не необходимо. Но определенное количество бросков (например,.500) выявляет определенную зако­номерность, а именно: из 500 случаев 250 оказывается «орлом», а 250 — «решкой».

Статистические закономерности подтверждают диалектику пре­вращения случайного в необходимость, когда через многообразие случайностей необходимое обнаруживает свое существование и реа­лизует себя. Статистические законы вскрывают устойчивое, повто­ряющееся, необходимое в массовых явлениях, каждое из которых случайно, но в своей совокупности подчинено определенной законо­мерности.

В качестве примеров можно привести законы общественного развития: закон соответствия производственных отношений харак­теру н уровню развития производительных сил; оптимального соот­ношения экономического п социального производства; возрастания потребностей; соответствия спроса предложению товаров и услуг. Они действуют преимущественно в экономической и социальной сферах, хотя некоторые из них (в частности, возрастания потребно­стей) имеют общесоциальный характер. Существуют законы, опре­деляющие развитие культуры: общественного накопления и преем­ственности культуры; взаимопроникновения и взаимообогащения культур и др.

В общественной жизни реальная история представляет собой совокупность одновременных и идущих друг за другом различных событий, человеческих действий, взаимодействий социальных групп п сил. Для исторической закономерности каждое действие, событие носит необязательный, случайный характер, хотя, разумеется, причин­но обусловлено, порождено конкретными обстоятельствами, какой-то ситуацией. Но то, что каждое действие, событие детерминирова­ны, приводит к ситуации, когда многочисленные и разнонаправлен­ные действия людей порождают вероятностно-статистическую тен­денцию, которая показывает направление исторического процесса как объективно детерминированную закономерность. «Тенденция», «направленность», «закономерность» употребляются здесь как однопорядковые понятия, фиксирующие наличие в общественной жизни объективной логики истории.

И мы согласны с мыслью о том, что «различными - реальными, а также логически возможными — моделями-фигурами данной тен­денции или направленности социальная философия как философия истории и должна главным образом заниматься» Нами изложена одна из наиболее распроп раненных точек зре­ния, согласно которой в обществе имеются объективные законы раз­вития, но они носят статистический, вероятностный характер. Суще­ствует и другая, высказанная известным английским философом и социологом, создателем концепции критического рационализма, «от­крытого общества», теории роста научного знания К. Р. Поппером. Согласно eй, никаких законов движения общества пли социального развития, подобных законам движения физических тел Ньютона, нет. В Социальнойжизни каждое событие является в каком-то смысле новым, даже уникальным, хотя и может относиться к тому или иному классу событий, в действиях люден нет регулярности, по­вторяемости, периодичности, поэтому подлинное повторение в соци­альном истории невозможно: она никогда не повторяется в точно­сти.

Отсюда делается вывод, что не может быть единой истории че­ловечества. Есть лишь бесконечное многообразие фактов, событий, есть реальная история каждого отдельного человека, есть история искусства, языка, традиций, есть история Египетской, Вавилонский, Персидской,Македонской, Римской империй, по единой мировой ис­тории нет. Поэтому история не имеет какой-либо цели, у нес нет каких-либо тенденций пли направлений развития, исторической необ­ходимости, ведущей нас к прогрессу. Считать, что история прогрес­сирует, значит полагать, что она движется к некой цели по опреде­ленным объективным законам, это - историцизм. Поэтому бес­смысленно искать какой-то мифический, фиктивный «смысл исто­рии», утверждает К. Р. Поппер.

По-своему философ понимает и тенденцию. Он не считает поня­тия «закон» и «тенденция» однопорядковыми. Тенденция это не закон, а всего лишь некоторое направление движения (например, рост народонаселения, технический прогресс), некое единообразие исторической последовательности или обыкновенная последователь­ность событий. Тенденция - не более чем полезный статистический прием, поэтому нельзя усматривать в любой последовательности исторических фактов и событий обязательный универсальный соци­альный закон, подчеркивает он.

Таким образом, К. Р. Поппер решительно отвергает наличие объективных законов общественного развития.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...