Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 1. Уголовная политика России на современном этапе и формирование уголовного законодательства




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, КРИМИНОЛОГИИ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

Методические рекомендации для самостоятельной подготовки

к семинарским и практическим занятиям,

 

для курсантов, обучающихся по специальности

030501.65-Юриспруденция

 

 

Белгород – 2009


 

Актуальные проблемы уголовного права. Методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским и практическим занятиям. – Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2009. – 19 с.

 

Составитель:

кандидат юридических наук, майор милиции Бурлака С.А.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры уголовного права, криминологии БелЮИ МВД России «17» ноября 2009 г., Протокол № 4

 

Обсуждены и одобрены на заседании методического совета БелЮИ МВД России «23» ноября 2009 г., Протокол № 3

 


ВВЕДЕНИЕ

Современная преступность стала более организованной и профессиональной, повышается интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширяется сфера использования новых способов посягательств на все важнейшие сферы жизнедеятельности, в том числе на основе современной техники и технологий. В этих условиях властные структуры, все здоровые силы общества призваны мобилизовать кадровые, материальные и научные ресурсы на обуздание криминальной экспансии. Борьба с преступностью должна носить наступательный характер, не выходя, однако, за рамки правового поля.

Предлагаемый вниманию курсантов специальный учебный курс имеет своими целями:

1) комплексное осмысление и оценку основных институтов уголовного права, уяснение основ формирования уголовного законодательства в контексте современной уголовной политики;

2) синтез базисных знаний обучаемых о теории и конструктивных особенностях преступления, наказания, состава преступления, уголовной ответственности, неоконченного преступления, соучастия в преступлении, множественности преступлений и ряда иных институтов Общей части уголовного права;

3) ознакомление с проблемными вопросами формирования норм Особенной части уголовного права.

При его изучении должно быть сформировано умение применения уголовно-правовых норм в конкретных практических ситуациях и созданы условия для перевода системы знаний в систему действий, в зависимости от специализации каждого обучаемого. Указанные цели и задачи обусловили структуру рабочей учебной программы дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права», в которой учебный материал изложен таким образом, чтобы обеспечить углубленное изучение понятийного аппарата уголовного закона, основных положений и принципов квалификации преступлений.

Специальным курсом предусмотрено три темы (наиболее проблемные и значимые вопросы теории уголовного права), по каждой из которых предусмотрены лекционные, семинарские и практические занятия. Данный спецкурс является завершающим этапом изучения курсантами уголовного права.

Нормативную основу и методическую базу дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Российской Федерации, с учетом внесенных в них изменений и дополнений, комментарии к ним, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, монографии, учебные пособия, иная научная литература и современная судебно-следственная практика.

В результате изучения дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» курсант должен:

* знать основные научно-теоретические и практические проблемы реализации уголовно-правовых норм;

* уметь самостоятельно работать с научной литературой и нормативно-правовыми актами, логически грамотно обосновывать свою точку зрения по проблемным вопросам уголовного права и правильно квалифицировать различные виды преступлений.

В соответствии с рабочим учебным планом на изучение дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» отводится 40 учебных часов. Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами зачета. Для более углубленного изучения дисциплины курсанты принимают участие в работе научных кружков и проблемных групп, в научно-практических конференциях, семинарах и олимпиадах.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы Название разделов и тем Всего (часов) Аудиторные занятия (часов) Самостоятельная работа Последовательность изучения
Лекции Семинары Практические занятия И др.
1. Уголовная политика России на современном этапе и формирование уголовного законодательства             Л-Л-С-С-П
2. Актуальные проблемы Общей части уголовного права.             Л-Л-С-С-К
3. Актуальные проблемы Особенной части уголовного права.             Л-Л-С-С-С-С-П-П-К
Зачет              
Всего              

По курсу «Актуальные проблемы уголовного права»

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия

Семинар является важным звеном системы теоретического обучения и представляет собой одну из форм учебных занятий, широко распространенных в вузе и предназначенных для обсуждения наиболее сложных тем учебной программы под руководством преподавателя. На семинаре курсанты учатся рассуждать, дискутировать, находить истину, выдвигать и отстаивать свою точку зрения, опираясь на научные аргументы.

Основными задачами семинара являются: закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и добытых в процессе самостоятельной работы с рекомендуемой научной и учебной литературой, правовыми актами и другими источниками; формирование у курсантов умений и навыков работы с первоисточниками и специальными документами, анализа и оценки различных источников знаний, подготовки аргументированных выступлений, логически правильно строить свои мысли, грамотно и убедительно говорить. В процессе семинарского занятия также происходит проверка и оценка усвоения курсантами программного материала по темам учебных курсов преподаваемых дисциплин.

Подготовка курсантов к семинару подразделяется на предварительную и непосредственную. Предварительная подготовка предусматривает получение задания, изучение рекомендованной литературы, написание рефератов и докладов, посещение консультаций. Непосредственная подготовка включает конспектирование рекомендованной литературы, выполнение письменных заданий, подготовку развернутых планов выступления на семинаре.

Осуществляя подготовку к семинару, следует сначала проанализировать тему занятия, подумать о цели и основных проблемах, которые будут рассмотрены. На втором этапе необходимо основательно изучить записи лекций и рекомендованную литературу, составить необходимые конспекты и развернутый план выступления по вопросам, обсуждаемым на семинаре. Особое внимание следует обратить на новые категории и понятия, определения, выявление причинно-следственных связей в развитии политического процесса. При этом рекомендуется выписать наиболее сложные категории, понятия и определения в рабочую тетрадь. Целесообразно зафиксировать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы потом в процессе обсуждения на семинаре получить на них ответы. Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать заблаговременно, а в случае затруднений обращаться к преподавателю за консультациями, которые проводятся в соответствии с графиком учебных консультаций.

С целью более углубленного изучения предмета на семинарских занятиях в соответствии с требованиями учебной программы по курсу «Актуальные проблемы уголовного права» предусматривается заслушивание и обсуждение докладов и рефератов, что способствует развитию у курсантов теоретического мышления, исследовательских, аналитических навыков, формированию ораторских способностей. Опыт организации учебного процесса по предметам уголовно-правового цикла показывает значительную эффективность овладения знаниями в результате подготовки рефератов и докладов.

В процессе работы над рефератами и докладами по тем или иным проблемам уголовно-правовой науки курсантам рекомендуется получить консультацию у преподавателя.

В связи с тем, что учебная дисциплина «Актуальные проблемы уголовного права» в нашей стране только формируется и по данному курсу нет устоявшихся программ и базового учебника, среди рекомендуемой курсантам литературы для подготовки к семинарским и индивидуальным занятиям представлены различные учебные пособия и статьи из периодических изданий.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельность мыслей и суждений курсантов в процессе работы над предложенной проблематикой. Для этого сейчас складываются достаточно благоприятные условия. Свободомыслие становиться одним из определяющих факторов гуманитарного образования.

Для самостоятельной работы в процессе подготовки к семинарским занятиям по курсу «Актуальные проблемы уголовного права» курсантам рекомендуются учебники, учебные пособия, опубликованные лекционные курсы, а также монографическая литература отечественных и зарубежных авторов, теоретические материалы, публикуемые в научных журналах, особенно ориентированных на высшую школу («Государство и право», «Уголовное право», «Преступление и наказание», «Российская юстиция», «Профессионал», «Российский следователь» и др.).

В процессе исследования актуальных проблем уголовного права не обойтись без анализа различных правовых документов, статистических материалов, информации об отношении правоприменителей к тем или иным законодательным преобразованиям.

Работая на семинарском занятии, активно участвуйтев обсуждении рассматриваемых вопросов, во время своего выступления стремитесь выделять главное и четко формулировать свои мысли. Не стесняйтесь задавать вопросы, не бойтесь критиковать своих товарищей, но, высказывая критические замечания, будьте объективны и доброжелательны. Не страшитесь ошибок и старайтесь по-деловому воспринимать сказанное в процессе обсуждения.

По окончании семинара обязательно подведите для себя итоги, определите и кратко сформулируйте окончательные и правильные ответы на вопросы плана семинарского занятия.

 

Практические занятия

Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение курсантами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ. И если на лекции основное внимание обучаемых сосредотачивается на разъяснении теории конкретной учебной дисциплины, то практические занятия служат для обучения методам ее применения.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (умений выполнять определенные действия и операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать задачи по математике, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются: решение разного рода задач, в т.ч. профессиональных (решение ситуационных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с приборами, оборудованием, аппаратурой, составление специальной документации и др.

Практические занятия занимают преимущественное место при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Осуществляя подготовку к ПЗ, необходимо накануне занятий повторить материал лекции и семинарского занятия по изучаемой теме и рекомендованную литературу. При этом рекомендуется выписать наиболее сложные категории, понятия и определения в рабочую тетрадь. Целесообразно зафиксировать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы потом на занятии получить на них ответы. Подготовку к занятию необходимо начинать заблаговременно, а в случае затруднений обращаться к преподавателю за консультациями, которые проводятся в соответствии с графиком учебных консультаций.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. Уголовная политика России на современном этапе и формирование уголовного законодательства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...