Методы исторического изучения процессов развития языка
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Основные принципы младограмматизма: Историзм, психологизм, индивидуализм
По своим взглядам на природу языка, предмет языкознания и методику научного исследования младограмматизм представляет сравнительно-историческое психологическое языкознание. Характерной чертой лингвистической концепции младограмматиков является стремление избегать философии. «Языкознание вступило из философского периода в исторический», - замечает Дельбрюк. Историзм - один из основополагающих принципов концепции языка Пауля. Он считает, что невозможно с успехом рассуждать о языке, не добывая сведений о его историческом становлении. По мнению Пауля, как только исследователь выходит за пределы простой констатации единичных фактов, как только он пытается уловить связь между явлениями и понять их, так сразу же начинается область истории. Языкознание относится к науке культурно-исторической, а поскольку важнейшим признаком культуры, по мысли Пауля, является психическое начало, то принцип историзма предполагает психологическое понимание сущности языка. Поэтому языкознание должно быть психологическим насквозь, даже там, где речь идет о простой констатации единичных фактов. Пауль считает, что всякие психические образования появляются лишь в душе индивида и в действительности существует лишь индивидуальная психология, никакой этнопсихологии не существует. Отсюда подлинной реальностью в его концепции выступает лишь индивидуальный язык. Так как каждый индивид обладает собственным языком, а каждый из этих языков - собственной историей, то Пауль приходит к выводу, что «на свете столько же отдельных языков, сколько индивидов». Это же положение подчеркивается Бругманом и Остгофом: «Язык не есть вещь, стоящая вне людей и над ними и существующая для себя; он по-настоящему существует только в индивидууме, и тем самым все изменения в жизни языка могут исходить только от говорящих индивидов». Таким образом, историзм и психологизм определяют, по Паулю, еще один принцип в изучении языка - индивидуализм.
Говорящий человек
Центральным в концепции младограмматизма является представление о языке как об индивидуальной психофизической (психофизиологической) деятельности. Недостаток предшествующего языкознания младограмматики видят в том, что до них языкознание слишком много занималось языком и слишком мало человеком, как будто язык может существовать самостоятельно, отдельно от человека. «Никто не может отрицать, - указывали Отсгоф и Бругман, - что прежнее языкознание подходило к объекту своего исследования - индоевропейским языкам, не составив себе предварительно ясного представления о том, как живет и развивается человеческий язык вообще, какие факторы действуют при речевой деятельности и как совместное действие этих факторов влияет на дальнейшее развитие и преобразование языкового материала. С исключительным рвением исследовали языки, но слишком мало - говорящего человека». Говорящий индивид выступает исходным пунктом и объектом изучения младограмматиков. В механизме человеческой речи они выделяют две стороны - физическую и психическую, протестуя против исключительного внимания к физической стороне речи и требуя должного внимания к изучению психических факторов речи. Несмотря на то, что реальной является только речь отдельного лица, индивидуальная речь является выражением общенародной речи. Это делает возможным общение с помощью языка. Оно основывается на общности психической жизни людей, звуки языка говорящего и слушающего вызывают в душах обоих один и тот же комплекс представлений. Вместе с тем причины и законы изменения языка лежат не в развитии человеческого общества, а в психике отдельного человека, все языковые изменения совершаются в «обычной речевой деятельности» индивида.
Методы исторического изучения процессов развития языка
Поскольку на язык оказывают влияние различные факторы, так или иначе затрагивающие психику человека, постольку основным приемом лингвистического исследования служит тщательное описание отдельных фактов и факторов. Стремление охватить как можно больше языкового материала на длительном временном отрезке, всестороннее исследование отдельных явлений получило наименование эмпиризма младограмматиков. Именно этот эмпиризм, или, как позднее стали говорить, атомизм выступил еще одним принципом изучения языка, который считался младограмматиками признаком точности и научности. Научную ценность для них представляют только те положения, которые могут быть проверены на фактическом материале, причем из них не должно делаться никаких далеко идущих обобщений и выводов. Философской базой такого подхода к языку являлся господствовавший в то время позитивизм, который противопоставлял абстрактному мышлению позитивные данные опыта, а в области научной теории допускал только обобщения частного порядка, причем строго аргументированные эмпирическим материалом. Двусторонний характер языка - физический и психический - нашел свое выражение в формулировании младограмматиками методов исторического изучения процессов развития языка. С одной стороны, следует вскрывать и описывать фонетические законы, отражающие физиологическую сторону жизни языка, с другой стороны - устанавливать новообразования по аналогии, основывающейся на психических законах ассоциации. Фонетические законы развития языка характеризуются регулярными звуковыми изменениями, которые совершаются механически и осуществляются со строгой последовательностью, не знающей исключений. Пауль подчеркивал, что понятие звукового закона не следует отождествлять с законами природы, с законами физики или химии. Звуковой закон констатирует лишь регулярность определенной группы исторических явлений и не содержит в себе указаний на то, что непременно должно наступить всякий раз при данных общих условиях. В отличие от законов природы, звуковой закон возникает «в известном языке и в известное время», он имеет силу только для этого языка и времени (современная лингвистика добавляет сюда еще «известные условия и территорию»).
По мнению младограмматиков, «каждое звуковое изменение, поскольку оно происходит механически, совершается по законам, не знающим исключений, т.е. направление, в котором происходит изменение звука, всегда одно и то же у всех членов языкового сообщества, кроме случая диалектного дробления, и все без исключения слова, в которых подверженный фонетическому изменению звук находится в одинаковых условиях, участвуют в этом процессе». Младограмматики считали, что изменчивость звуковой стороны языка в целом основана на отклонениях от узуса в индивидуальной речи. Их распространение приводит к постепенному превращению индивидуального в общее и узуальное. Такое превращение происходит незаметно, постепенно, незначительно. Носители языковых изменений даже не догадываются об их существовании. Пауль, например, подчеркивает, что в самом начале отклонение может оказаться ничтожным, оно повлечет за собой минимальнейший сдвиг моторного чувства, и лишь в результате накопления ничтожно малых сдвигов возникает заметная разница в произношении. На протяжении одного поколения могут произойти лишь очень незначительные изменения. Звуковые изменения могут происходить не только под действием фонетических законов, но и по аналогии, однако к ней «следует прибегать только тогда, когда нас принуждают к этому звуковые законы». Закон аналогии исходит из признания активного характера речевой деятельности говорящего. Он основывается на ассоциативной комбинаторной деятельности, напоминающей решение пропорциональных уравнений, когда, зная ряд привычных пропорций, человек свободно создает по образцу этих отношений искомый второй член пропорции. Например, в латинском языке можно составить уравнение а nimus: а nimi = senatus: х, где х = senati. Или, зная три элемента отношения- дом: домов = стол: х, можно легко образовать форму столов. Возникновение форм именно под влиянием аналогии происходит наиболее последовательно в детской речи. Например, диалог у К. Чуковского двух четырехлетних девочек:
- А я твоего петушка спря-та-ю (очень протяжно). - А я отыскаю. - А ты не отыскаешъ. - Ну, тогда я сядаю и заплакаю.
Действие аналогии распространяется на грамматические формы, словообразовательные типы и даже чередование звуков. Аналогия у младограмматиков выступает как мощный фактор перестройки грамматической системы языка, она в какой-то мере выравнивает формы языка. Вместе с тем аналогия не может уничтожить изменчивости языка, особенно сильно изменениям подвержено значение слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|