Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основание административной ответственности за нарушение экологического законодательства




 

Административно-правовая ответственность является наиболее эффективным видом юридической ответственности, применяемым за нарушения экологического законодательства. Необходимо учитывать, что административно-правовая ответственность за экологические правонарушение имеет свои особенности, обусловленные спецификой объекта посягательства, является средством охраны правопорядка, элементом государственно-властных полномочий, а также одним из способов укрепления законности в области охраны окружающей среды и природопользования. Она реализуется в определенном процессуальном акте посредством применения к правонарушителю мер административного наказания, выражающихся в отрицательных для него последствиях, которое сопровождается осуждением правонарушения и порицанием совершившего его лица.

Ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом, административная ответственность возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены КоАП РФ и специальными нормами отраслевого законодательства.

На сегодняшний день КоАП установлена административная ответственность за совершение экологического правонарушения, посягающего на следующие природные ресурсы: землю, недра, воды, леса и животного мира, правила пользования которыми установлено в рамках экологического законодательства.

Нарушениями порядка получения в пользование природных ресурсов и природных объектов признаются: незаконное использование земель лесного фонда (ст. 62); нарушение правил использования лесосечного фонда, заготовки и вывоза древесины, заготовки живицы (ст. 63); самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор дикорастущие плодов, орехов, грибов, ягод (ст. 69); сбор растений, занесенных в Красную книгу (ст. 70). В статье 64 КоАП помимо незаконной порубки деревьев и кустарников предусмотрена ответственность за их повреждение а также за уничтожение или повреждение лесных культур и молодняка. За нарушение правил обращения с отходами установлена ответственность ст. 53 КоАП, 8.2 КоАП РФ.

Приведем пример судебной практики: 08 августа 2011г. в 14 час.00 мин. прокуратурой осуществлена проверка базы отдыха на <данные изъяты>, используемой ООО «Гранат» <данные изъяты> в целях осуществления рекреационной деятельности. Земельный участок на озере <адрес>ю 1,3008 га с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>используется ООО «Гранат» на основании договора субаренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10, заключенного с гражданской Никоновой Л.И. в целях осуществления рекреационной деятельности.

В соответствии с договором аренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10 предоставила в аренду ООО «Гранат» жилое помещение общей площадью 256,0 кв.м., жилое помещение общей площадью 157,6 кв.м., столовую общей площадью 40,50 кв.м., гараж общей площадью 37,20 кв.м., расположенных на вышеназванном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, используемом ООО «Гранат» на основании договора субаренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10.

Согласно акту осмотра от 04.08.2011г. и проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (сокращено и далее -ПНООЛР) на базе отдыха ООО «Гранат» находятся 3 выгребные ямы. Первая выгребная яма диаметром 1.5 м и глубиной 4 м предназначена для принятия жидких отходов из жилого корпуса и бани. Вторая выгребная яма объемом 3м на 3м предназначена для принятия жидких отходов из бани и столовой, и в третью выгребную яму поступают отходы из надворных туалетов. В этой связи, проверкой достоверно установлено, что от деятельности базы отдыха на <адрес>, используемой ООО «Гранат», образуются отходы из выгребных ям жидкие, которые в соответствии с письмом Ростехнадзора от 02.02.2010г. № 00-07-12/308 «О паспортизации отходов» отнесены к 4 классу опасности (9510010202014). Проверкой установлено, что также на базе отдыха ООО «Гранат» образуется мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), который согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.2002г. № 786 отнесен к 4 классу опасности (9120040001004).

Установлено, что ООО «Гранат» на принадлежащей ему базе отдыха осуществляет временное складирование вышеназванных отходов на срок, не превышающий 6 месяцев. В этой связи, ООО «Гранат» осуществляет деятельность по обращению с отходами потребления (отходы из выгребных ям жидкие, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) путем их накопления на базе отдыха ООО «Гранат» сроком, не превышающим 6 месяцев.

Таким образом, факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает возможным применить к ООО «Гранат» административное наказание в виде приостановлении деятельности на срок до 90 суток.

К нарушениям водного законодательства, признаваемым административными проступками, относятся: нарушение правил охраны водных ресурсов (ст. 59) или водопользования (ст. 60); повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации (ст. 61).

Лесными правонарушениями, согласно КоАП, являются: уничтожение или повреждение подроста в лесах (ст. 65); использование лесов не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете (ст. 66); нарушение правил восстановления и улучшения лесов, использования ресурсов спелой древесины (ст. 67); повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вредными выбросами, отходами и отбросами (ст. 72); засорение лесов строительными, бытовыми отходами и отбросами (ст. 73); уничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 75); нарушение пожарной безопасности в лесах (ст. 77 КоАП).

К нарушениям в области недропользования относятся нарушения правил и требований проведения работ по геологическому изучению (ст. 58) и правил охраны недр (ст. 57).

Непосредственно на охрану животных направлены статьи о нарушенных правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивших ущерб животному миру (сг. 861); правил охоты, рыболовства, охраны рыбных запасов и других требований пользования животным миром (ст. 87), а также статья 864 об уничтожении редких и находящихся под у грозой исчезновения животных, совершении иных действий, которые могут причинить вред животному миру и среде обитания животных. В КоАП предусмотрены статьи о нарушении правил охраны среды обитания животных, создания зоологических коллекций и торговли ими, самовольного переселения, акклиматизации и скрещивания животных (ст. 86), о незаконном ввозе на территорию республики животных или растений, приносящих ущерб коренной флоре и фауне.

Нарушениями охраны воздушного бассейна в КоАП признаны: сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу или без разрешений, вредное физическое воздействие на воздух (ст. 78); ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований охраны атмосферного воздуха (ст. 79); нарушение правил эксплуатации или неиспользование оборудования для очистки выбросов в атмосферу (ст. 80); выпуск в эксплуатацию (ст. 81) или эксплуатация (ст. 82) транспортных средств с превышением нормативов загрязняющих веществ в выбросах; несоблюдение правил складирования и сжигания отходов (ст. 83); нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств зашиты растений или препаратов (ст. 84), повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха.

Вред от правонарушений выражается в нанесении ущерба имущественным интересам собственников природных ресурсов и гражданам в результате уничтожения, повреждения, загрязнения, истощения природных ресурсов, например самовольная порубка леса, порча земель, браконьерский лов рыбы, загрязнения воды и т.п.

Действующий КоАП РФ не содержит понятия «административное экологическое правонарушение», что вызывает разночтения и неоднозначность толкования данного термина.

Прежде всего, оно значимо для определения объекта административного экологического правонарушения, а соответственно, и для определения оснований административно-правовой ответственности.

Ввиду отсутствия легального определения административного экологического правонарушения в юридической науке предложен ряд дефиниций, незначительно отличающихся друг от друга.

По нашему мнению, административное экологическое правонарушение - это общественно вредное, противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на отношения в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности, причиняющее экологический вред или создающее угрозу причинения такого вреда, за совершение которого КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административно-правовая ответственность.

Состав экологического правонарушения выступает необходимым элементом для привлечения к административной ответственности за нарушение экологического законодательства.

Состав экологического правонарушения образуют его элементы в визе объективной и субъективной сторон, объекта и субъекта, неблагоприятные экологические и иные последствия, причинно-следственная связь между фактом совершения нарушения и наступившим результаты. При отсутствии хотя бы одного из этих элементов нет состава административного правонарушения.

Приведем пример судебной практики. Постановлением заместителя начальника Государственной экологической инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № директор ООО «Эльф» <http://rospravosudie.com/act-"ООО+Эльф"-q/section-acts> Петров И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 36 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях», и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Петров И.В. просит отменить вышеуказанное постановление в связи с тем, что считает, что наложенное на него наказание необоснованно, поскольку отсутствует состав административного правонарушения, а именно отчет предусматривает действия с движением древесины. На период октября, ноября, декабря 2010 года на приемном пункте наличие древесины отсутствовало, пункт был только зарегистрирован. Тем самым регистрация древесины в установленных журналах, книгах, и т.д. предусмотренного Законом Забайкальского края от 1 июля 2009 года №195- ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края» не проводилась, а именно принятие, переработка, отгрузка и сведения необходимых для включения в отчет не было. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195 - ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края», ежемесячный отчет составляется о принятой, переработанной и отгружаемой древесине, что и подтверждается п. 6 ст. 2 Закона Забайкальского края от 1 июля 2009 года № 195 - ЗЗК «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Забайкальского края». Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, тем самым на ДД.ММ.ГГГГ истек срок давности привлечения к административной ответственности. Документы в экологическую инспекцию поступили ДД.ММ.ГГГГ, считает, что двух месячный срок привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что на момент привлечения его к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ он уже не являлся директором <данные изъяты> так как ДД.ММ.ГГГГ был уволен и являлся безработным. Вынесенный штраф, отсутствие работы и без того ухудшает его имущественное положение.

Рассмотрим элементы состава административного правонарушения более подробно.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризуется противоправным повелением, нарушающим природоресурсное или природоохранное законодательство, и причинением экологического вреда. Противоправность поведения выражается в активной (различные действия) и пассивной (бездействие) формах, например браконьерство или невыполнение работником лесного хозяйства своих служебных обязанностей, повлекшие причинение вреда охотничьему или лесному хозяйству. В этой связи весьма актуально бесспорное утверждение известного эколога-правоведа В.В. Петрова о неприемлемости в эколого- правовых отношениях правила, по которому разрешается делать все, что не запрещено законом.

Экологический вред, как объективный результат противоправного поведения, может заключаться в загрязнении, истощении, иной порче или уничтожении соответственно природных ресурсов, природных объектов, природных комплексов и деградации экосистем участков окружающей среды, например загрязнении радионуклидами территорий. При этом вредом должны признаваться социально значимые для общества негативные экологические изменения, даже если они полезны для растений, животных и природы в целом. Так, если для простейших организмов радиация может оказывать благоприятное воздействие, то применительно к человеку и другим высокоорганизованным существам опасны даже малые ее дозы.

Субъективной стороной состава экологического правонарушения является наличие вины причинителя вреда, которая отражает внутреннее психологическое отношение нарушителя к своему действию (бездействию). Вина в экологическом правонарушении может выступать в умышленной или неосторожной формах. При умышленном нарушении экологического законодательства виновный осознает противоправность своего поведения и желает (прямой умысел) или сознательно допускает (косвенный умысел) наступление экологического вреда. Неосторожное нарушение экологического законодательства имеет место в случаях халатного, небрежного или самонадеянного (на авось) поведения виновного лица. Например, поджог леса при сжигании в делянке сучьев и других порубочных остатков, непредвиденные выбросы (сбросы) веществ в окружающую среду и т. д.

Признаками субъективной стороны экологического правонарушения являются также мотив, цель и способ его совершения.

В качестве объектов экологических правонарушений выступают отношения собственности на природные ресурсы, природные объекты и природные комплексы, отношения рационального и бережного землепользования, водопользования, недропользования, иного природопользования, заповедные и другие природоохранные отношения. Предметом посягательства признаются земля, воды, леса, другие природные ресурсы и объекты, заповедники, национальные парки, иные особо охраняемые территории и в целом окружающая среда.

Субъектами экологических правонарушений в установленном законом порядке могут быть признаны предприятия, организации, объединения и граждане, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица.

Неблагоприятные последствия экологического правонарушения заключаются в причинении вреда природным ресурсам, природным объектам или природным комплексам. Отдельные действия (бездействие) работников предприятий и организаций могут быть признаны правонарушениями при наличии даже потенциальной угрозы наступления неблагоприятных экологических и иных последствий в процессе осуществления природопользования и охраны окружающей среды. Например, к такому правонарушению относится самонадеянное бездействие аппаратчика водоочистных сооружений, вследствие которого в основных емкостях этих сооружений систематически накапливаются сверхнормативные объемы подлежащей очистке воды с вредными примесями, в то время как специально предназначенные для временного хранения таких излишков резервные емкости не используются.

Состав экологического правонарушения немыслим без имевшей место в момент совершения деяния причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступившими отрицательными последствиями. Суть данной связи заключается в том, что из совокупности разных действий (бездействия) лиц в природоресурсной и природоохранной сферах для состава экологического правонарушения значение имеют только деяния, которые непосредственно изменяют состояние и свойства природных ресурсов, природных объектов и природных комплексов, и вследствие этих изменений наступает экологический вред. Примером причинной связи служит мелиорация земель определенной территории, повлекшая понижение уровней грунтовых вод и исчезновение воды в колодцах.

При экологических правонарушениях применяются следующие меры административного наказания:

штраф. В результате применения штрафа с лица, обвиняемого в административном правонарушении, взимаются денежные суммы в пользу государства.

конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения. При грубых нарушениях правил охоты орудия охоты, а также за охоту на редкие или исчезающие виды животных или за другие правонарушения, предусматривается конфискация орудий, при помощи которых совершено правонарушение, в качестве вещественных доказательств. Если в результате административных правонарушений присваиваются природные объекты (самовольный захват земель, рубка леса, охота на животных), они возвращаются государству и это не признается конфискацией. Только орудие, при помощи которого совершено правонарушение и которое является имуществом правонарушителя, может быть конфисковано.

лишение специального права, например, права охоты.

административный арест. Административный арест не применяется по отношению к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей до 3-лет, лицам, воспитывающим единолично детей до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II группы.

Административная эколого-правовая ответственность применяется инспекциями, осуществляющими контроль за использованием природных ресурсов и отдельными видами хозяйственной деятельности, санитарными и другими специально уполномоченными органами государства.

К этой ответственности могут привлекаться должностные лица. Специалисты и работники предприятий, организаций, достигшие определенного возраста и вменяемые рядовые граждане.

При рассмотрении дел об административной ответственности, принимая во внимание смягчающие обстоятельства и материальное положение правонарушителя, суд может освободить его от административной ответственности или применить более легкое наказание, чем это предусмотрено специальными статьями КоАП РФ.

Таким образом, административная ответственность за нарушение экологического законодательства применяется компетентными органами исполнительной власти, а также должностными лицами соответствующего органа. Ответственность административного характера в экологическом законодательстве представлена одиннадцатью группами, в которые входят: загрязнение окружающей природной среды; нарушение экологических требований при размещении, строительстве и реконструкции, а также эксплуатации предприятий и иных сооружений в сфере экологической деятельности, нарушение правил хранения, транспортировки и применения химических средств; превышение предельно допустимых радиационных, физических, биологических и других вредных воздействий. Состав экологического правонарушения выступает необходимым элементом для привлечения к административной ответственности за нарушение экологического законодательства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...