Структура сознания по Леонтьеву:
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РАЗДЕЛ 1 Психология – наука о закономерностях развития психики как функции мозга выраженная в отражении субъектом объективного мира. Психика – функция мозга отражения субъектом объективного мира. Процессы: 1. Познавательный 2. Волевой 3. Эмоциональный Отличие психологии от других наук: - наука о самом сложном, что известно - сливаются субъект и объект познания - наука которая не только познает, но и созидает человека Структура психологии: (картинка, спросить у однгогруппников) Психологические познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Психология личности: эмоции, воля, характер, способности, темперамент. Педагогическая психология – разрабатывает методики обучения и воспитания. Дифференциальная психология – отличия психики типажей. Генетическая психология – закономерности передачи тех или иных факторов. Предпосылки способностей. Методы психологии: - наблюдение (наблюдатель – субъект) Виды наблюдения: внешнее и внутреннее, включенное и стороннее, свободное и стандартное. - опрос: устный (Плюсы: возможность наблюдать реакцию) (Минусы: требует спец. подготовки интервьюера, длительность, ответы зависят от личности интервьюера) Письменный (Плюсы: количество человек) (Минусы: нельзя заранее учесть реакцию отвечающего) - Тест. Виды: 1. Опросник: основан на заранее подобранных вопросах, по ответам на которые можем судить о психических качествах испытуемых. 2. Тест-задание: предлагает спец задания по ответам на которые судят об изучаемых качествах (объем памяти, обучаемость) 3. Проективные тесты: в основе лежат проекции (картинки, в которых испытуемые отвечают на вопрос «что бы он сделал\сказал?»
- эксперимент: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент проводится в обычной жизненных условиях где экспериментатор не вмешивается. (+: данные более объективны; -: результаты не всегда точны, из-за отсутствия возможности строгого контроля влияющих факторов) Лабораторный эксперимент – создание ситуации в которой изучаемые свойства можно лучше всего изучить (+: точность; -: естественность) «Эксперимент Милгрема на повинуемость», «Я и Другие» (посмотреть/дом.задание) Эволюция психики. Стадии развития психики у животных в филогенезе. (А. Н. Леонтьев) 1. Стадия элементарной чувствительности: сенсорная психика. На этой стадии животное обладает характерной способностью отделять воздействие на него свойств среды в форме ощущений. (Насекомые, рыбы, земноводные) 2. Стадия перцептивная: отражение действительности в виде образов предметов. Появляется приобретенный опыт. Отдельные ощущения – у сенсорной. Целостный образ – у перцептивной. 3. Индивидуальная психика – характеризует способность животных отражать межпредметные связи, систему в целом, прогнозирование в ближайшем будущем. (Дельфины, некоторые виды обезьян, некоторые виды животных хищников). Могут создавать орудия для достижения цели. 4. Сознательная стадия (относится к человеку). Отличается от интеллекта животных тем, что есть вторая сигнальная система (речь). Сознание форм в результате перехода к общественной трудовой деятельности. Двигательная активность: Активность, сложность, целенаправленность. Форма отражения: Ощущения, восприятие, интеллект. Отличия психики человека от животного: 1. У человека преобладает 2я сигнальная система. 2. Особенности мышления (у человека на абстракции мышления и в понятиях). 3. Эмоции (для животных недоступны эстетические чувства). 4. Механизмы сохранения и передачи опыта.
5. Законы развития (у животных – биологическое развитие, у человека – по законам исторического развития). Развитие высших психических функций у человека. Сознание сперва коллективное. Речь сперва средство общения. Направления развития сознания: 1. Рефлексивное 2. Понятийное 3. Историческое Психика – Сознание – Самосознание. Психика – системные свойства высокоорганизованной живой материи, заключающейся в: 1. Активном отражении субъектом объекта мира. 2. Построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира. 3. Регуляция на его основе его поведения и действий. Сознание – высшая интегрированная форма психики, результат исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Самосознание – венец развития высших психических функций, особая форма сознания, позволяющая человеку думать о себе, анализироваться, относиться, переживать о себе. Главная философия самосознания сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков, дать возможность понять о том, какой он есть на самом деле и если оценка окажется неудовлетворительной, либо заняться самоусовершенствованием, либо включить механизм защиты – избегать травмирующего влияния. Соотношение сознательного и бессознательного в человеке. 1. Сознательное – то, на что направлено внимание человека в данный момент. 2. Предсознательное – явления в нашей психике, которые не осознаются сейчас, но могут быть осознаны в первый момент. 3. Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленные такими воздействиями, под влиянием которых человек не дает себе самоанализа. Комплекс неполноценности, превосходства Неосознаваемые регуляторы. Автоматизированные установки. Инстинктивно-рефлексивная деятельность. Структура сознания по Леонтьеву: 1. Знак – чувственная ткань сознания. (Первобытные ощущения, без придания социальных значений). (Телефон – черный камень, блестит, щелкает, можно использовать в качестве оружия) 2. Значение – обусловлена культурой. (Телефон – можно использовать для связи с другими людьми и тд) 3. Значимость – личностный смысл, субъект отношения. (Телефон – можно связаться со своими родными, хранить личные данные) РАЗДЕЛ 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|