Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура сознания по Леонтьеву:




РАЗДЕЛ 1

Психология – наука о закономерностях развития психики как функции мозга выраженная в отражении субъектом объективного мира.

Психика – функция мозга отражения субъектом объективного мира.

Процессы:

1. Познавательный

2. Волевой

3. Эмоциональный

Отличие психологии от других наук:

- наука о самом сложном, что известно

- сливаются субъект и объект познания

- наука которая не только познает, но и созидает человека

Структура психологии:

(картинка, спросить у однгогруппников)

Психологические познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Психология личности: эмоции, воля, характер, способности, темперамент.

Педагогическая психология – разрабатывает методики обучения и воспитания.

Дифференциальная психология – отличия психики типажей.

Генетическая психология – закономерности передачи тех или иных факторов. Предпосылки способностей.

Методы психологии:

- наблюдение (наблюдатель – субъект)

Виды наблюдения: внешнее и внутреннее, включенное и стороннее, свободное и стандартное.

- опрос: устный (Плюсы: возможность наблюдать реакцию) (Минусы: требует спец. подготовки интервьюера, длительность, ответы зависят от личности интервьюера)

Письменный (Плюсы: количество человек) (Минусы: нельзя заранее учесть реакцию отвечающего)

- Тест. Виды: 1. Опросник: основан на заранее подобранных вопросах, по ответам на которые можем судить о психических качествах испытуемых.

2. Тест-задание: предлагает спец задания по ответам на которые судят об изучаемых качествах (объем памяти, обучаемость)

3. Проективные тесты: в основе лежат проекции (картинки, в которых испытуемые отвечают на вопрос «что бы он сделал\сказал?»

- эксперимент: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент проводится в обычной жизненных условиях где экспериментатор не вмешивается. (+: данные более объективны; -: результаты не всегда точны, из-за отсутствия возможности строгого контроля влияющих факторов)

Лабораторный эксперимент – создание ситуации в которой изучаемые свойства можно лучше всего изучить (+: точность; -: естественность)

«Эксперимент Милгрема на повинуемость», «Я и Другие» (посмотреть/дом.задание)

Эволюция психики.

Стадии развития психики у животных в филогенезе. (А. Н. Леонтьев)

1. Стадия элементарной чувствительности: сенсорная психика. На этой стадии животное обладает характерной способностью отделять воздействие на него свойств среды в форме ощущений. (Насекомые, рыбы, земноводные)

2. Стадия перцептивная: отражение действительности в виде образов предметов. Появляется приобретенный опыт. Отдельные ощущения – у сенсорной. Целостный образ – у перцептивной.

3. Индивидуальная психика – характеризует способность животных отражать межпредметные связи, систему в целом, прогнозирование в ближайшем будущем. (Дельфины, некоторые виды обезьян, некоторые виды животных хищников). Могут создавать орудия для достижения цели.

4. Сознательная стадия (относится к человеку). Отличается от интеллекта животных тем, что есть вторая сигнальная система (речь).

Сознание форм в результате перехода к общественной трудовой деятельности.

Двигательная активность:

Активность, сложность, целенаправленность.

Форма отражения:

Ощущения, восприятие, интеллект.

Отличия психики человека от животного:

1. У человека преобладает 2я сигнальная система.

2. Особенности мышления (у человека на абстракции мышления и в понятиях).

3. Эмоции (для животных недоступны эстетические чувства).

4. Механизмы сохранения и передачи опыта.

5. Законы развития (у животных – биологическое развитие, у человека – по законам исторического развития).

Развитие высших психических функций у человека.

Сознание сперва коллективное. Речь сперва средство общения.

Направления развития сознания:

1. Рефлексивное

2. Понятийное

3. Историческое

Психика – Сознание – Самосознание.

Психика – системные свойства высокоорганизованной живой материи, заключающейся в:

1. Активном отражении субъектом объекта мира.

2. Построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира.

3. Регуляция на его основе его поведения и действий.

Сознание – высшая интегрированная форма психики, результат исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми.

Самосознание – венец развития высших психических функций, особая форма сознания, позволяющая человеку думать о себе, анализироваться, относиться, переживать о себе.

Главная философия самосознания сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков, дать возможность понять о том, какой он есть на самом деле и если оценка окажется неудовлетворительной, либо заняться самоусовершенствованием, либо включить механизм защиты – избегать травмирующего влияния.

Соотношение сознательного и бессознательного в человеке.

1. Сознательное – то, на что направлено внимание человека в данный момент.

2. Предсознательное – явления в нашей психике, которые не осознаются сейчас, но могут быть осознаны в первый момент.

3. Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленные такими воздействиями, под влиянием которых человек не дает себе самоанализа.

Комплекс неполноценности, превосходства

Неосознаваемые регуляторы. Автоматизированные установки.

Инстинктивно-рефлексивная деятельность.

Структура сознания по Леонтьеву:

1. Знак – чувственная ткань сознания. (Первобытные ощущения, без придания социальных значений). (Телефон – черный камень, блестит, щелкает, можно использовать в качестве оружия)

2. Значение – обусловлена культурой. (Телефон – можно использовать для связи с другими людьми и тд)

3. Значимость – личностный смысл, субъект отношения. (Телефон – можно связаться со своими родными, хранить личные данные)

РАЗДЕЛ 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...