Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология познавательных процессов




Ощущения – это простейший психический процесс состояний в отражении отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Анализаторы состоят из: периферийной, проводниковой и центральной систем. Физиологический процесс протекает в этой последовательности.

Классификация ощущений:

(картинка, спросить у одногруппников)

Свойства ощущений:

1. Качество (сладкое, соленое, яркое, темное)

2. Интенсивность (сила поступающего сигнала)

3. Продолжительность

4. Последовательность образов: позитивный образ – после яркого света на темном фоне, негативный образ – после яркого света на светлом фоне.

5. Локализация – пространственная характеристика ощущения.

6. Чувствительность – способность чувствовать изменения силы воздействия раздражителя.

Чувствительность и ее изменения:

1. Адаптация: уменьшение чувствительности, увеличение чувствительности, исчезновение чувств.

2. Сенсибилизация – повышение чувствительности одного анализатора, при снижении чувствительности другого.

3. Компенсаторная сенсибилизация – значительное повышение чувствительности одного анализатора, при полном отключении другого.

4. Синестезия – фантомные ощущения (ощущение кислоты лимона, даже при прочтении текста)

Восприятие – психический процесс целостного отражения мира.

Виды:

1. Симультанные – знакомые вещи воспринимаются одномоментно.

2. Сукцессионные – незнакомые вещи и предметы воспринимаются сперва по знакомым частям.

3. Константность -  относительная независимость образа от условий восприятия.

4. Целостность – восприятие предмета в совокупности всех его свойств.

5. Избирательность – фигура и фон.

Фигура – это то, на чем сосредоточено внимание на данный момент времени.

Фон – все остальные фигуры, воздействующие на нас в это время.

6. Осмысленность – способность восприятия присваивать предметам смысл, обозначения, определения, слова, относить к определенной языковой категории.

7. Обобщенность – означает отнесенность каждого образа, к определенному классу объектов, предметов.

8. Структурность – узнавание не суммы объектов, а их структуру.

Закономерности восприятия:

1. Эффект сходства – фигуры сходные по каким-то признакам объединяются в группу.

2. Эффект близости.

3. Фактор общей судьбы.

4. Фактор замкнутости – замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

5. Фактор группировки без остатка.

Внимание – направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.

 У внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает познавательный процесс.

Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

Свойства внимания:

1. Сосредоточенность

2. Интенсивность – концентрация

3. Устойчивость – длительность на одном объекте

4. Объем внимания (у взрослых 4-6 объектов, у школьников 2-5)

5. Распределение внимания.

6. Переключение.

Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации.

Виды памяти:

По типу запоминания (ЧТО)

1. Двигательная

2. Образная

3. Эмоциональная

4. Словесно-логическая

По предномеренности (КАК)

1. Непроизвольная (например, реклама)

2. Произвольная

По времени (КАК ДОЛГО)

1. Кратковременная

2. Оперативная

3. Долговременная

По времени формирования (КОГДА)

1. Наследственная (определена анатомическим и физиологическим строением организма)

2. Врожденная форма поведения

3. Прижизненная память

Способы управления памятью (Мнемотехники)

1. Ассоциации

2. Привязка

3. Рифмование

4. Метод двух рядов

5. Метод группировки

Мышление – психический процесс познания, связанный с открытием субъективно-нового знания, с творческим преображением действительности.

Виды мышления:

По степени опоры мышления на действие, представление или понятие:

Наглядно-практическое:

1. Наглядно-действенное (попытка решить задачу только эмпирическим методом)

2. Наглядно-образное (попытка решить задачу на основании видимого решения)

Абстрактно-теоретическое:

1. Абстрактно-образное (попытка решить задачу путем представления решения лишь визуально)

2. Словесно-логическое (попытка решить задачу путем применения понятиями и рассуждениями)

По характеру протекания процессов мышления:

1. Аналитическое (поэтапное)

2. Интуитивное (опытное, без промежуточных этапов)

По характеру результатов решения:

1. Репродуктивное (по известному алгоритму)

2. Эвристическое (творческое)

Логические операции.

1. Сравнение – вскрытие тождества и различий.

2. Анализ – расчленение предметов мысли и предмета на части, с последующим их изучением.

3. Синтез – операция обратная анализу, т.е. соединение различных элементов.

4. Абстракция – выделение какой-либо части или аспекта явления, которого в действительности не существует в самостоятельном виде.

5. Обобщение – операция объединения множества объектов на основании выделения присущих им общих признаков.

6. Конкретизация – операция обратная обобщению.

7. Рефлексия – мыслительный процесс направленный на анализ себя и собственных действий, поведения, речи и т.д.

Формы мышления:

Суждение – высказывание содержащее определенную мысль.

Умозаключение – серия логически-связанных высказываний из которой выводится новое знание. (Дедукция и Индукция)

Индукция – способ проведения умозаключения от частного к общему.

Дедукция – способ проведения умозаключения от общего к частному.

РАЗДЕЛ 3

Психология личности.

Общее понятие о личности.

Человек – совокупность всех человеческих качеств свойственных людям, независимо от того присутствуют они у данного индивида или нет.

Индивид – (потенц. человек) характ. констр. Человека и включает такие психические и биологические свойства, которые на ряду с личностными ему присущи.

Свойства (инд): Возростно-половые, индивидуального типологические.

Личность – это человек, взятый в системе таких психологических характеристик, которые:

· Социально-обусловлены

· Проявляются в обществе по природе связаны и отнесены

· Являются устойчивыми

· Определяют нравственные постулаты человека имеющие существенное значение для него самого и окружающих

Индивидуальность – содержит лишь те индивидуальные и личностные характеристики, которые отличают его от других людей.

2. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под воздействием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Фундаментальные эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

Настроение -  более или менее устойчивое, продолжительное, эмоциональное состояние человека окрашенное в течение времени все его переживания и влияет в той или иной степени на познавательные процессы.

Чувства – высшее культурно-обусловленное эмоции связанные с отношением к окружающего мира. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях.

Классификация чувств:

· Моральные

· Родительские

· Интеллектуальные

· Конкретные

· Обобщеные

· Абстрактные

Аффект – кратковременно, бурно-протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения возникающего в результате фрустрации или иной причины. Обычно связаны с неудовлетворением потребностей, очень важных для человека.

Обладая свойством доминанты, аффект тормозит несвязанные с ним эмоции. Сложившиеся в результате эволюции и поэтому оправдывающие себя лишь в типичных биологических условиях.

Доминанта – уст.очаг повышенной возбудимости в коре головного мозга или подкорке.

Страсть – сильно выраженное увлеченность человека кем-либо или чем-либо. Сопровождаемое глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. (сплав эмоций, мотивов, чувств). Объектом страсти может стать человек.

Стресс – состояние психической направленности, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудовых условиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...