Психология познавательных процессов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Ощущения – это простейший психический процесс состояний в отражении отдельных свойств, предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Анализаторы состоят из: периферийной, проводниковой и центральной систем. Физиологический процесс протекает в этой последовательности. Классификация ощущений: (картинка, спросить у одногруппников) Свойства ощущений: 1. Качество (сладкое, соленое, яркое, темное) 2. Интенсивность (сила поступающего сигнала) 3. Продолжительность 4. Последовательность образов: позитивный образ – после яркого света на темном фоне, негативный образ – после яркого света на светлом фоне. 5. Локализация – пространственная характеристика ощущения. 6. Чувствительность – способность чувствовать изменения силы воздействия раздражителя. Чувствительность и ее изменения: 1. Адаптация: уменьшение чувствительности, увеличение чувствительности, исчезновение чувств. 2. Сенсибилизация – повышение чувствительности одного анализатора, при снижении чувствительности другого. 3. Компенсаторная сенсибилизация – значительное повышение чувствительности одного анализатора, при полном отключении другого. 4. Синестезия – фантомные ощущения (ощущение кислоты лимона, даже при прочтении текста) Восприятие – психический процесс целостного отражения мира. Виды: 1. Симультанные – знакомые вещи воспринимаются одномоментно. 2. Сукцессионные – незнакомые вещи и предметы воспринимаются сперва по знакомым частям. 3. Константность - относительная независимость образа от условий восприятия. 4. Целостность – восприятие предмета в совокупности всех его свойств.
5. Избирательность – фигура и фон. Фигура – это то, на чем сосредоточено внимание на данный момент времени. Фон – все остальные фигуры, воздействующие на нас в это время. 6. Осмысленность – способность восприятия присваивать предметам смысл, обозначения, определения, слова, относить к определенной языковой категории. 7. Обобщенность – означает отнесенность каждого образа, к определенному классу объектов, предметов. 8. Структурность – узнавание не суммы объектов, а их структуру. Закономерности восприятия: 1. Эффект сходства – фигуры сходные по каким-то признакам объединяются в группу. 2. Эффект близости. 3. Фактор общей судьбы. 4. Фактор замкнутости – замкнутые фигуры воспринимаются лучше. 5. Фактор группировки без остатка. Внимание – направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. У внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает познавательный процесс. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Свойства внимания: 1. Сосредоточенность 2. Интенсивность – концентрация 3. Устойчивость – длительность на одном объекте 4. Объем внимания (у взрослых 4-6 объектов, у школьников 2-5) 5. Распределение внимания. 6. Переключение. Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человеком разнообразной информации. Виды памяти: По типу запоминания (ЧТО) 1. Двигательная 2. Образная 3. Эмоциональная 4. Словесно-логическая По предномеренности (КАК) 1. Непроизвольная (например, реклама) 2. Произвольная По времени (КАК ДОЛГО) 1. Кратковременная 2. Оперативная 3. Долговременная По времени формирования (КОГДА) 1. Наследственная (определена анатомическим и физиологическим строением организма) 2. Врожденная форма поведения 3. Прижизненная память
Способы управления памятью (Мнемотехники) 1. Ассоциации 2. Привязка 3. Рифмование 4. Метод двух рядов 5. Метод группировки Мышление – психический процесс познания, связанный с открытием субъективно-нового знания, с творческим преображением действительности. Виды мышления: По степени опоры мышления на действие, представление или понятие: Наглядно-практическое: 1. Наглядно-действенное (попытка решить задачу только эмпирическим методом) 2. Наглядно-образное (попытка решить задачу на основании видимого решения) Абстрактно-теоретическое: 1. Абстрактно-образное (попытка решить задачу путем представления решения лишь визуально) 2. Словесно-логическое (попытка решить задачу путем применения понятиями и рассуждениями) По характеру протекания процессов мышления: 1. Аналитическое (поэтапное) 2. Интуитивное (опытное, без промежуточных этапов) По характеру результатов решения: 1. Репродуктивное (по известному алгоритму) 2. Эвристическое (творческое) Логические операции. 1. Сравнение – вскрытие тождества и различий. 2. Анализ – расчленение предметов мысли и предмета на части, с последующим их изучением. 3. Синтез – операция обратная анализу, т.е. соединение различных элементов. 4. Абстракция – выделение какой-либо части или аспекта явления, которого в действительности не существует в самостоятельном виде. 5. Обобщение – операция объединения множества объектов на основании выделения присущих им общих признаков. 6. Конкретизация – операция обратная обобщению. 7. Рефлексия – мыслительный процесс направленный на анализ себя и собственных действий, поведения, речи и т.д. Формы мышления: Суждение – высказывание содержащее определенную мысль. Умозаключение – серия логически-связанных высказываний из которой выводится новое знание. (Дедукция и Индукция) Индукция – способ проведения умозаключения от частного к общему. Дедукция – способ проведения умозаключения от общего к частному. РАЗДЕЛ 3 Психология личности. Общее понятие о личности. Человек – совокупность всех человеческих качеств свойственных людям, независимо от того присутствуют они у данного индивида или нет.
Индивид – (потенц. человек) характ. констр. Человека и включает такие психические и биологические свойства, которые на ряду с личностными ему присущи. Свойства (инд): Возростно-половые, индивидуального типологические. Личность – это человек, взятый в системе таких психологических характеристик, которые: · Социально-обусловлены · Проявляются в обществе по природе связаны и отнесены · Являются устойчивыми · Определяют нравственные постулаты человека имеющие существенное значение для него самого и окружающих Индивидуальность – содержит лишь те индивидуальные и личностные характеристики, которые отличают его от других людей. 2. Эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под воздействием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей. Фундаментальные эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Настроение - более или менее устойчивое, продолжительное, эмоциональное состояние человека окрашенное в течение времени все его переживания и влияет в той или иной степени на познавательные процессы. Чувства – высшее культурно-обусловленное эмоции связанные с отношением к окружающего мира. Одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях. Классификация чувств: · Моральные · Родительские · Интеллектуальные · Конкретные · Обобщеные · Абстрактные Аффект – кратковременно, бурно-протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения возникающего в результате фрустрации или иной причины. Обычно связаны с неудовлетворением потребностей, очень важных для человека. Обладая свойством доминанты, аффект тормозит несвязанные с ним эмоции. Сложившиеся в результате эволюции и поэтому оправдывающие себя лишь в типичных биологических условиях. Доминанта – уст.очаг повышенной возбудимости в коре головного мозга или подкорке. Страсть – сильно выраженное увлеченность человека кем-либо или чем-либо. Сопровождаемое глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. (сплав эмоций, мотивов, чувств). Объектом страсти может стать человек.
Стресс – состояние психической направленности, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных трудовых условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|