Освобождение от принудительной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Миа подарила нам чайник. Миа - женщина, наблюдательная и внимательная. Чайник был очень красивый - матовый, приглушенно красного цвета, изысканной формы и покрытый керамическими цветами. Для нашего дома ее выбор оказался очень точным. Миа заметила пустую нишу возле камина, которая явно нуждалась в чем-то подобном. Она с гордостью сказала нам: «Этот чайник - единственный в своем роде. Художник сделал только один экземпляр». Через неделю семья Чэнг пришла к нам на кофе. Доктор Чэнг пересек комнату и подошел к чайнику. «Эти чайники делали в деревне недалеко от того места, где я родился. Земля там особая...». В его голосе послышалось все возрастающее возбуждение: «Я точно помню, как их делали». Его жена наклонилась и увидела китайскую иероглифику на внутренней поверхности. «Они очень редки, - сказал он, - даже в Китае...». Мастерство, технология и зубрежка перед экзаменами Мастерство. Ему осталось мало места в современном технологическом мире. У меня есть три пластиковых горшка для цветов, одинаковых по форме и цвету. Они мне очень нравятся. Мне нет дела до того, что где-то произведено еще пять тысяч таких же горшков. Мои все равно милы мне. Проклятие технологии заключается не в ее способности размножать красоту, но в безжалостном подавлении изобретательности. Важно не то, что технология делает с вещами, а то, что °на делает с людьми. Рабочие, которые сняли мои цветочные горшки с конвейера, скорее всего, не испытывали никаких эстетических чувств. А человек, который сделал наш чайник, наверно, гордился и чувствовал себя удовлетворенным. Меня интригуют взаимоотношения между работой творческой и Рутинной. Чайник, который подарила Миа, явно был плодом любви, "о красота красноречиво свидетельствует о радости, которую испытал его творец. Технология сделала работу на фабрике скучной. Посещение автозавода убедило меня в этом. Однако скучная работа существовала и до развития технологии, так что нельзя обвинять во Всем индустрию.
Чаще всего я кошу траву во дворе с удовольствием. Над головой ясное небо, воздух чист, мало комаров и в голове никаких забот. Даже шум мотора не мешает мне наслаждаться ветром, слушать, как он шелестит в листьях деревьев. Когда работа закончена, я смотрю на ровный зеленый ковер травы и удовлетворение охватывает меня. Но бывают дни, когда эта работа раздражает меня. В чем дело? Всегда приятнее работать вместе с кем-то. Когда двое или трое членов семьи берутся за общее дело, работа становится намного веселее. Отношения внутри семьи при этом явно улучшаются. Вспоминаю черных женщин на Карибских островах. Они пели хором в то время, как плели свои цветные корзины, сумки и шляпы, сплетая солому проворными пальцами. Компания облегчает скучную работу. Однако в данном случае сказывается не только влияние компании. Рабы тоже пели вместе на хлопковых полях и плантациях сахарного тростника. Пение помогало, но скучная работа все равно оставалась скучной. Я думаю, женщины, которые плели украшенные цветами корзинки, наслаждались своей работой, независимо от того, работали они вместе или нет. Они сами мне это говорили. Они гордились своей работой. Им доставляло удовлетворение видеть, как из-под их пальцев выходят прекрасные вещи. Не в этом ли чувстве удовлетворения и гордости за хорошо сделанную работу лежит разница между творчеством и массовым производством? Имеет ли значение, насколько красива та вещь, которую вы делаете? Конечно, мастеру приятно любоваться красивыми гончарными изделиями или плетеными корзинами, вышедшими из его рук. Но в былые времена люди исполняли также работу, которую мы называем скучной, и получали такое же удовлетворение, что и китайский ремесленник или женщины, плетущие корзинки на Карибских островах.
Возьмите, например, чисто выскобленный, добела вымытый деревянный пол. Скучная работа? Я знаю женщин, которые счастливо улыбаются, глядя на сверкающие чистотой половицы. Не все женщины, конечно, но для некоторых - это как хорошее лекарство. Они смотрят на недавно высохший пол влюбленными глазами. Они гордятся своей силой и добросовестностью и презирают своих соседок - нерях. Такие нежные чувства можно испытывать по отношению к любой другой повседневной домашней работе и даже к ремонту мотора вашего мотоцикла. Отношение к труду связано с нашим счастьем и даже с святостью. Одному верующему студенту учеба представляется трудной и скучной работой, а предэкзаменационная зубрежка - ночным кошмаром. Для других она, пусть не удовольствие, но нечто такое, что приносит удовлетворение. Так как большинству из нас приходится, зарабатывая на жизнь, проводить многие часы в конторе, школе, на заводе или на кухне, разумно было бы задаться вопросом, как преодолеть скуку в работе и возможно ли обрести удовлетворение, занимаясь рутинным трудом? Многие студенты приходят ко мне, жалуясь на усталость и лень. «Я просто не могу взяться за работу, - говорят они мне. - А потом, когда подходят экзамены, я впадаю в панику». Кажется, нет никакой разницы в том, получают ли они пятерки или еле-еле тянутся на тройках. Изо дня в день одно и то же: невыполненные домашние задания, не сданные учителю сочинения, отвращение к скучному учебнику, беспокойство и лихорадочная зубрежка в последнюю минуту перед экзаменом. Некоторые студенты просят выписать им справку о том, что у них не все в порядке с нервами. Хотя некоторые предметы нравятся нам больше, другие меньше, я думаю, любой предмет, даже самый непривлекательный, заинтересовал бы нас, если бы его преподавал человек, способный «заразить» нас своей увлеченностью. Но авторы учебников часто лишают нас энтузиазма. Под их пером исследуемый материал оказывается окрашенным лишь в различные оттенки серого.
Но, оставляя в стороне низкое качество учебников и несовершенство профессоров, задумаемся над тем, что успеху в учении мешают и кое-какие черты, заключенные в нас самих. Над нами господствует наше тщеславие, желание достичь успеха без большого труда, и когда нам не удается это, мы предаемся безосновательному самоунижению. Похоже, что те некоторые из нас интеллектуально так и не возрели: на академическую работу мы реагируем, как дети, которых посылают убрать собственную спальню, где царит хаос. Мы - мятежные дети, которым недостает желания учиться, потому что к нашим профессорам мы относимся так же, как в детстве относились к своим родителям. Или мы полны страха, считая себя одинокими в битве за знание, не осознавая, что многие студенты, окружающие нас, проявляют всего лишь различные формы академического бахвальства, стараясь спрятать свои страхи. Нас пугает ритуал экзаменов. Тишина. Шелестящая бумага. Мерная походка надзирателя-экзаменатора. Неистовая писанина. Неумолимое движение стрелок на часах. Все возрастающее раздражение от чужого сигаретного дыма. А тут еще какой-то умник, который сдает законченную работу, хотя не прошло еще и половины положенного времени. Мы стараемся преодолеть ужас, охватывающий нас, но наш мозг замирает, когда время подходит к концу. Наши записи кажутся нам в этот момент тупыми и бессмысленными. Помню облегчение, которое я ощутил, когда впервые перестал беспокоиться об экзаменах. Я изучал тогда курс патологии. Помню стол, за которым сидел, верхушки деревьев, росших перед окном. Я читал учебник, и мой мозг одновременно жил как бы в двух измерениях. Читаю страницу, а сам думаю: удастся ли запомнить то, что прочитано? Попадется ли мне это на экзамене? Может быть, в этом учебнике слишком много деталей? Читаю ли слишком медленно? Может быть, взять другой учебник? Или взяться за конспекты лекций? И почему все это так скучно? И вдруг, неизвестно откуда, появилась мысль: почему бы не прочитать эту главу как для Господа, не беспокоясь об экзамене? От этой мысли перехватило дыхание. С одной стороны, я знал, что это даст мне облегчение и я получу больше удовольствия от работы. С другой стороны, эта мысль показалась опасной. Ведь экзаменаторов интересует не моя благочестивая христианская добросовестность, а только мои знания.
Борьба была короткой, и я выбрал христианское благочестие. Мне надоело уныло учиться ради отметок, надоело сидящее, как гвоздь в теле, беспокойство об экзаменах. Все это мешало настоящей учебе. Я стал заниматься более методично. Напряжение покинуло меня. «Для Тебя, Господи» - стало моим побуждением. К радости своей, я нашел Его «ярмо легким» и Его «иго благим», так что учеба стала душевным отдыхом. Курс патологии становился все более интересным. Я мог теперь позволить себе проявлять любопытство и интересоваться тем, о чем читал. Я с удовольствием составлял конспекты глав, которые прочитал. Чувство скуки пропало, и его место заняли удовлетворение и благодарность. Я учил не для экзамена, а для Бога. У меня оставалось даже немного времени для игры в теннис со спокойной совестью. Нет, я не забыл, что для прохождения курса располагал определенным временем. Но изменилось чувство ответственности. Я думал теперь не только о сдаче экзаменов. Но ощущал себя ответственным перед Богом. Я должен был так рассчитывать время, чтобы угодить Ему. Хотя материал оставался тот же, но, занимаясь, я чувствовал себя более спокойным и наслаждался тем, что делал. Я выучил и понял в этом предмете больше, чем прежде, однако, как это повлияло на мои оценки, уже не помню. Я уже больше не трудился для оценок, но лишь для Христа. Учеба стала для меня тем самым, чем работа над чайником была для того старого китайца. Я получал удовлетворение от занятий и от того, что в каждой прочитанной главе запоминал все, что мог запомнить. Конечно, время от времени я соскальзывал на прежний путь. Уго*' дать Христу учебой в чем-то было схоже с изучением нового способа плавания. Этот новый метод нужно было повторять снова и снова. Но в целом мое учение уже никогда не было таким, каким оно было раньше- Порой студент спрашивает меня: «Что делать, если материал курса мне совершенно не нравится? Я готов изменить свое отношение к занятиям, но мой мозг просто не работает. Должен ли я, как христианин, изучать материал, который наверняка никогда не пойму?» Конечно, нет. Посоветуйтесь с вашим профессором. Если у вас нет способностей к этому предмету, может быть, стоило бы вам бросить его как можно скорее. Христово иго благо, и Его бремя легко. Он хочет дать вам радость в учебе. Он дал вам природную одаренность, но Он не сделал вас гением во всем.
Легко и приятно Когда Христос говорит о том, что Он даст Своим последователям легкое бремя, Он не обещает отсутствие работы. В начале этой главы мы обсуждали разницу между увлекательной и скучной работой. Тяжелый труд может быть утомительным, но приносить удовлетворение. Утомительный и скучный труд означает своего рода рабство и вызывает отвращение. Тем не менее, Библия нигде не поощряет лень. До сих пор я не касался богословских вопросов и говорил лишь о психологических аспектах труда. Однако эта тема имеет и богословский аспект. Начну с цитаты: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай...» - говорит автор книги Екклесиаста (Еккл. 9:10). Павел пишет: Рабы, повинуйтесь господам (своим) по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою (только) услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не (как) человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Ефес. 6:5-8). Рабы, во всем повинуйтесь господам (вашим) по плоти, не в глазах (только) служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу (Кол. 3:22-24). Вы можете неправильно понять это место, думая, что апостол Павел оправдывает рабство. Слова его относятся к работающим свободным людям так же, как и к рабам; к студентам, так же, как к тем, кто трудится на заводе и в конторе. Павел, скорее, указывает на желательный дух и качество нашего труда, а также на те мотивы, которыми Должен руководиться верующий, где бы и при каких бы условиях он Ни находился. Попробую объяснить, что такое работа и чем она отличается от принудительного труда. Христиане освобождены для наслаждения работой. Человек был создан, чтобы работать. Перед тем, как Адам пережил падение перед Господом, ему были даны сельскохозяйственные, административные и научные задачи. Он должен был управлять сотворенным строем, давать имена растениям и животным и классифицировать растительную и животную жизнь (Быт. 2:15-20). В результате непослушания и падения в его отношении к работе произошла перемена. «...Проклята земля за тебя, - Бог сказал ему. - Со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей... В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19). С того времени человек никогда не был свободен от труда, разумеется, если он не был достаточно сильным, чтобы заставить работать на себя других. Но с искуплением пришла перемена. Искупленные мужчина или женщина освобождены от тирании необходимости. Христианин должен перестать заботиться о пище и крове и довериться Небесному Отцу Беспокойство о хлебе насущном должно быть отброшено. Верующий может тяжело работать, но боль принудительного труда уже не присутствует в его жизни. Земля может оставаться проклятой, но искупленный человек освобожден. Он лучше, чем неверующий, способен обнаружить радость труда, исполняемого из любви к Богу. И чем усерднее он работает, тем больше ликует его душа. Заметьте, однако, что мы не возвратились в Едем. Технология только изменила форму, с помощью которой земля обращает свое проклятие на человечество. Тот, кто когда-то проливал пот, шагая за тяжелым плугом, теперь стоит у сборочного конвейера и электрическим инструментом закручивает бесконечное количество одинаковых гаек. Может быть, его тело и не столь напряжено, но бессмысленность такого рода деятельности истомляет его ум. Я не скажу вам, что именно вы должны делать, если судьба привела вас трудиться на конвейере. Я только говорю: Закручивайте гайки для Христа, а не для управляющего. И еще: Спросите Бога, есть ли для искупленного человека более подходящая работа. Он, может быть, покажет вам такое дело. Но, конечно, если вы предпочитаете остаться в Детройте и закручивать гайки только потому, что за это платят больше, продолжайте свое дело. Но помните, что в таком случае вы будете рабом маммона. Мирское и богохульное «Христианская работа» - вопрос в нашей жизни очень важный. Некоторых мужчин и женщин Бог призывает служить Себе другим путем. Петра и Иоанна Христос призвал оставить рыбную ловлю и «ловить» души людей. Матфей для того, чтобы стать христианским работником, оставил выгодное место сборщика податей. На первый взгляд, нет ничего более важного, чем спасение душ и подготовка их к славе. Так что неудивительно, если мы иногда задаем себе вопрос, не тратим ли мы даром времени в университете или на работе. Есть ли смысл клеить марки на письма, если вместо этого можно спасать души? Стоит ли изучать прикладную математику вместо того, чтобы «участвовать в важных евангелизационных мероприятиях»? К сожалению, мы излишне упрощаем этот вопрос. В нем более всего важны мотивы, по которым человек оставляет одно поприще и уходит на другое. Конечно, можно убежать из дома на миссионерскую ниву. А можно и наоборот избегать миссионерской нивы потому, что удобнее оставаться там, где я сейчас нахожусь. Надо принять в расчет и то, что человек, избирающий жизненный путь, может подвергаться давлению со стороны факультета, родителей, предпринимателя, у которого он работает, и, наконец, со стороны христианских работников, призывающих его стать миссионером-профессионалом. Я уже приводил выдержки из Посланий апостола Павла, где он поощрял людей труда отдавать работе все свои силы и способности. Новый Завет содержит много подобных увещеваний, относящихся к людям, не зависимо от того, какое общественное положение они занимают. Нигде в Новом Завете нет ни одного призыва к христианам оставить ежедневную работу для «штатной» работы на ниве Божьей. Приносить жертвы? - Да. Считать все тщетою? - Да. Но ни одному из авторов Нового Завета не приходила в голову мысль, что Божественное поручение евангелизировать мир означает, что христиане должны оставить менее важные профессии и стать профессиональными евангелистами. Наоборот, похоже на то, что те, кого Христос призвал «оставить свои сети», потому и были божественно призваны, что оказались божественно одаренными для такого рода работы. Не истолкуйте мои замечания неправильно. Я не хочу умалить евангелизационную работу и «профессиональное» служение. Но надо помнить, что в Новом Завете оно нигде не изображается как работа более высокого качества. Богу важно, чтобы любую работу вы делали всегда только во славу Его. Так что следует «искать наилучшие дары», а не наиболее «духовную» работу. Пока такие дары не получены, наилучшей подготовкой к служению Богу будет добросовестная работа Там, где вы работаете сейчас. Свидетельство через успех? Можно предположить, что христианин, который так делает любое Дело с полной отдачей, автоматически становится свидетелем своему Господу. Такое отношение к работе должно пробуждать в людях интерес и вызывать серьезные раздумья. Но в западном христианстве существует также едва уловимое искажение этой истины. Оно заключается в том, что лучше всего убеждает наш успех. Свидетельство верующего студента будет иметь вес только, если он получает одни пятерки. Человек может свидетельствовать о Христе наилучшим образом с высоты занимаемого им положения. Лучший спортсмен обладает могучими возможностями для прославления Спасителя; успех верующего миллиардера убеждает необращенных миллионеров в том, что Иисус реален и силен. Силен сделать что? Сделать нас всех отличниками? Но если исходить из этого принципа, большинство последователей Иисуса являются неудачниками и навсегда такими останутся. Вдова, которая положила в сокровищницу две лепты, в сегодняшней христианской иерархии никуда не продвинулась бы. Поверьте мне, нет смысла считать успех главным достижением жизни. Если Бог вам его даст, радуйтесь и славьте Его. Ваша цель - не «успех», заметный для окружающих, но возможность угодить Христу тем, как вы относитесь даже к самой «неблагодарной» работе. Работа не является вашим трамплином к «высшим духовным достижениям». Это акт служения Спасителю. Существует рассказ о монастыре, где монахи пели хвалу Богу пылко, радостно, хотя и не совсем мелодично. Но когда их голоса достигали Божьего трона, радость и пылкость, с которой они пели, превращали это пение в величественный гимн хвалы Богу. Нечто подобное может случиться и с вашей работой. Какой бы низкой она ни была, совершайте ее, как акт хвалы Богу. О брате Лоренсе, рядовом верующем, жившем в семнадцатом веке, написано: «Он был счастлив, когда мог поднять с земли соломинку во имя Бога, ища только Его Самого, и ничего другого, не ища даже Его даров». По неуклюжести и глупости своей брат Лоренс был поставлен работать в монастырской кухне. Работа эта, естественно, вызывала у него отвращение. Но читаем: «Привыкнув делать все во имя любви Бога и по любому поводу с молитвой к Его милости, чтобы Он помог ему делать его работу хорошо, он ощутил эту работу как вполне легкую в течение пятнадцати лет его служения там». Для Лоренса всякое дело было актом поклонения Богу. Такое отношение к работе делает ее легче и менее обременительной. Однако я рекомендую добросовестность в труде не по этой причине. Я рекомендую ее потому, что Бог достоин хвалы, а работа, если она является чем-либо меньшим, чем поклонением Ему, всего лишь потерянная возможность. Господь, наполни так меня, Чтоб жизнь в избытке полилась; Чтоб, светом для людей горя, Любовь Твоя во мне зажглась. Употреби, Господь, меня, Как хочешь Ты, когда и где, Лишь бы прославил я Тебя, И мог служить Тебе везде! Вот почему не нужно завидовать окружающим людям, которые могут показаться более талантливыми, чем вы. Ваше дело - не превзойти их, не жаждать их ума или их одаренности, но отдать ваши собственные способности на служение вашему Господу. Планирование вашего времени Дисциплина важна. В бесконечных дискуссиях за чашкой кофе студенты растрачивают по мелочам свое время. Собрания различных христианских комитетов занимают излишне много времени. Собрания и Библейские занятия, несмотря на их важность, также служат поводом для уклонения от менее привлекательных обязанностей. Планируете ли вы на бумаге свое время? Планируете ли свою программу на неделю? Это хорошее упражнение, но лишь в том случае, если вы реалистичны и берете нагрузку по силам. Если вы спланируете, как бы вы хотели провести свое время, то обнаружите, что время невозможно растянуть, и сделать все также невозможно. Это заставит вас разобраться, что важно и что второстепенно в вашей программе. Надеюсь, четко составленный план поможет вам сохранить искренность с самим собой. Не опустите специального времени для развлечения и общения с приятелями. Выделите себе больше времени, чтобы поговорить с друзьями за обедом. Жизнь, посвященная Христу - не должна состоять из беспрерывной работы, но ее нельзя тратить также на бессмысленные разговоры, развлекательное чтение, сидение у телевизора и на длинные небрежно подготовленные заседания комитетов. Имейте смелость уйти с такого собрания со словами: «Извините меня, господин председатель, но я должен уйти». Если председатель запротестует, улыбнитесь и скажите: «Извините, но вам придется обойтись без меня». Сознательно прерывайте гипноз телевизора, обдав лицо холодной водой, и беритесь за учебник. Хлебы и рыбки Я сочувствую студенту или конторскому служащему с посредственными природными данными. Право не знаю, почему Бог не сделал их гениями. Вы можете не поверить, но даже самые талантливые люди редко бывают удовлетворены тем, что имеют, и постоянно возвращаются к мысли о том, что есть на свете кто-то, кто более талантлив, чем они. Не имеет значения, каковы ваши дарования, важно, как вы употребляете их. Употребляйте свои посредственные таланты для Бога. Отдайте Ему свою жизнь, свой ум и свои таланты такими, каковы они есть. Отдайте Ему свою энергию, свое время, свою силу. Двадцать веков назад, слушая Иисуса целый день, пять тысяч человек сильно проголодались. Ученики пришли в замешательство, когда Христос предложил им накормить эту толпу. Среди слушателей находился мальчик, у которого было пять ячменных хлебов и две рыбки. Но, как отметил очевидное Филипп: «Что это за еда для такого множества народа»? Однако Иисусу этого оказалось достаточно, чтобы накормить столь ничтожным количеством пищи пятитысячную толпу. Вы плохой студент? Посредственный работник? Ваши способности ограничены? Не зарывайте их в землю, не прячьте под спудом. Отдайте их Спасителю. Он призывает вас учиться для Него, работать для Него со всей энергией, на которую вы способны. Его не занимает то, что в этом мире именуется успехом. Он привлек вас к Себе не потому, что у вас превосходные задатки, но потому, что Он хотел разделить с вами радость. Отдайте Ему свои хлеба и свою рыбу. Добровольно. Может быть, при этом не произойдет никакого чуда. Но Его сердце обрадуется, и вы начнете испытывать удовольствие от хорошо сделанной работы и почувствуете освобождение от цепей принудительного труда. Текст Писания для изучения Прочтите Бытие 1:26-30; 2:15-20 и 3:16-19.
Борьба Мы представляем себе войну, как нечто безобразное. Да, она такая и есть. В течение человеческой истории ни одна война не проходила 5ез ужаса, варварства, жестокости, смертельных агоний и рыданий порабощенных и обездоленных мужчин, женщин и детей. Современная война с ее потенциальными возможностями массового уничтожения всех без разбора стала еще более кошмарной. Мы правы, когда молимся и работаем ради мира на земле. Однако не станем забывать, что те же войны, что знаменовались зверствами и варварством, порождали вместе с тем благородных и мужественных людей. Я не буду оправдывать войну, но то, что я говорю, - это факт. Поразительная смелость, невероятное самопожертвование, преданность, верность и любовь, находчивость перед лицом, казалось бы, невозможного, выносливость сверх всех человеческих сил - все это также связано с войной. Эти героические черты не раз становились объектом поэзии, о героях складывались песни и легенды. И хотя, с одной стороны, можно сожалеть, что песни эти увековечивают миф о славе войны, не станем забывать: как лилии цветут белым цветом даже в сточных канавах, так и человеческое достоинство нередко достигает высот прекрасного среди ужасов войны. Новый Завет осуждает дух войны. «Откуда у вас вражды и распри? - спрашивает Иаков, брат нашего Господа. Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете...» (Иак. 4:1-2). Нас не должно удивлять то обстоятельство, что, обсуждая характер христианской жизни, Дух Святой использует при этом образы войны. Никакой другой образ не является более подходящим. Смелость, бдительность, верность, выносливость, находчивость, сила, умение, знание врага, решимость бороться до конца, победить во что бы то ни стало и любой ценой, характеризующие земную войну, должны сопровождать и жизнь христианина. Впрочем, это не совсем точно. Не война иллюстрирует образ христианской жизни, а христианская жизнь есть по сути война. Более того, земные войны - войны не настоящие. Это всего лишь тусклое, безобразное отражение настоящей войны. Дело христианина - вступать в настоящее сражение. Войны на земле - лишь слабые толчки, следствие потрясений, происходящих далеко, за несколько световых Лет, от Земли. Христианская война находится в эпицентре этого космического землетрясения. Она безгранично более смертоносна, и по сравнению с проблемами, которые при этом решаются, наши с вами земные разговоры и вопросы не более значительны, чем сельские сплетни. Готовы ли вы следовать за Христом в самую смертельную и самую реальную из всех войн? Более детально я обсудил цену этого решения в книге «Цена обязательства». Но вам абсолютно необходимо определить важность этого вопроса. Война всегда внесет элемент риска. Опасности и испытания войны вполне реальны. Не принимайте решения слишком импульсивно, на кратковременном энтузиазме. Обдумайте, на что вы решаетесь. Подсчитайте, чего это вам будет стоить. Впрочем, настоящий подсчет нужно было делать раньше, прежде чем вы стали христианином. Признать Иисуса Спасителем и Господом - это значит вступить в армию. Осознаете ли вы это или нет, но вы завербовались на военную службу. Единственный выбор, который при этом возникает, - это стать дезертиром, спрятать униформу и притвориться тем, кем вы не являетесь. Стать дезертиром - не значит покинуть армию (небесные уставы не допускают увольнения персонала), но избежать ответственности перед своим командиром. Позвольте мне объяснить вам характер битвы, в которой вы призваны участвовать, рассказать о врагах, с которыми надлежит бороться, об оружии, которое должно употреблять, и о методе, пользуясь которым, вы можете победить. Но, разумеется, вы должны избрать что-то одно: борьбу или побег, верность или дезертирство. Поэтому я повторяю: вглядитесь хорошенько в ситуацию, обдумайте, что вы можете ожидать в этой войне и что ожидается от вас. Старые пуритане говорили о трех фронтах, на которых солдат Христа может ожидать атаки: мир, плоть и дьявол. К этим трем Новый Завет добавляет четвертый: смерть. Объясню, что все они значат. Битва с миром Слово «мир» имеет в Библии три значения. В первом случае имеется в виду планета Земля. «Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1). Затем можно говорить о мире людей, мире, который Бог любит и за который умер Христос. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного...» (Иоан. 3:16). Наконец, под словом «мир» подразумевается дух времени. «Не любите мира, - пишет Иоанн, - ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Иоан. 2:15). Он имеет в виду время, в которое мы живем, его ценности, его цели, его образ жизни. С каким из миров мы должны бороться? Ясно, что мы должны хорошо посмотреть на то, что я назвал духом времени. Вступим ли МЫ в конфликт с миром людей, миром, за который умер Иисус? В любом случае, как можно объяснить значение духа времени? Что в нем та- к0го, с чем мы должны бороться? Боремся ли мы за то, чтобы установить новый политический строй? Должны ли мы пытаться заменить существующие правительства правительствами благочестивыми, т.е. начать революцию в духе Кромуэлла? У Иоанна не могло быть такой мысли. «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Иоан. 2:16). Три похоти: плоти, очей и гордости. Похоть - это желание, которое мы возводим в ранг божества. Я ем, когда голоден. Я даже предпочитаю свою любимую пищу. Это нормально. Но если я живу только ради еды, т.е. главной целью жизни делаю услаждение своего эпикурейского вкуса, вы имеете право обвинить меня в плотской похоти к пище. К.С. Льюис указывает, что похоть в пище не означает только наклонность к объеданию. Похоть может выявляться в излишней изощренности при выборе блюд. Так же точно телесной похотью становится тяготение ко сну, ко всякого рода развлечениям или к половым отношениям, если их удовлетворение мешает хотя бы в малейшей степени служению и прославлению Христа. О духе суетности (похоть плоти, похоть очей и гордость житейская) я уже говорил в предыдущей главе. Битва с «миром» и с «дьяволом» по сути одно и то же. В главе о сатанинском искушении я уже предлагал рекомендации, как бороться с нечистым. Обожествление физических наслаждений и материальных ценностей и поклонение им в человеческом обществе весьма распространено. Мы, христиане, окружены мирскими людьми, которые бредут по жизни в поисках личного успеха и материального благополучия. В том случае, если вы способны отречься от духа времени, в котором живете и готовы поставить Христа превыше всего, вы неизбежно вступите в противоречие с ними. Они будут негодовать. На вас обрушится град мелочных колкостей, а возможно, вам предстоит унизительное отвержение. «В мире, - сказал Иисус, - будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан. 16:33). Во взаимоотношениях между христианином и миром всегда много педоразумений. Некоторые христиане каждой эпохи удалялись от общения с нехристианами. Монастыри и развалины аббатств остаются памятниками их крайних взглядов. В современных евангельских кругах мы также удаляемся от мира, доводя до минимума наши контакты с неверующими, имея взаимоотношения только с верующими. Мы Удовлетворяемся церковными мероприятиями и тем ограничиваем Пащу общественную жизнь. Для развлечения нам вполне достаточно телевизора. Мы смешиваем, таким образом, отделение от греха с изоляцией от грешников. Но Иисус не призывает к изоляции. Мы не должны быть людьми от мира (не следует разделять его ценности), но мы должны оставаться в нем. Удалиться от мира - значит «прятать нашу свечу под сосудом» или оказаться «солью земли», запечатанной в пластиковый пакет. Это также значит избегать боли, связанной с неизбежным конфликтом и отвержением. Избегать общественного контакта с неверующими - значит отступать за церковные крепостные стены. Отступление превратит воинственную церковь в церковь осажденную. Перемена такого рода очень порадовала бы дьявола. Итак, две вещи, касающиеся битвы с миром, очевидны. Мы должны ненавидеть и отвергать его дух. Надлежит вырвать из сердца всякое вероломное стремление поклоняться пище, сну, половым отношениям, красивым вещам и репутациям. Все эти элементы, хотя естественны сами по себе, не должны становиться предметами нашего поклонения. Для этого нет нужды становиться аскетами. Надо лишь позволить Иисусу стать Господом, и победа в битве обеспечена. Когда возникает конфликт между послушанием Христу и желанием удовлетворить пусть даже законную физическую потребность, Христос всегда должен оставаться на первом месте. Например, меня одолевает страх, что если я стану служить Богу, то не останется времени на отдых. Как человек здравомыслящий, я должен оставить себе необходимое время для отдыха и развлечения. Но хватит ли времени на сон? Мой испуг перед нехваткой времени приобретает почти трагические формы. Я говорю себе: «Если я не отдохну сейчас, я не смогу справиться с работой позже». Еще немного и страх поглотит мою веру. Страх проходит - и мир в душе восстанавливается только после того, как заставляю себя стать солдатом, приказываю себе перестать хныкать и прекратить беспокоиться о последствиях, и следую приказам. Конечно, я устаю! Но кто не устает в военное время? «Итак переноси страдания, - пишет Павел Тимофею, - как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2:3). Естественно, что пребывание в мире и постоянное общение с людьми неизбежно влечет за собой некоторые неприятные последствия. «Много скорбей у праведного...», - предупреждает псалмопевец (Пс. 33:20). Евреям-христианам напоминалось, что в начале их христианской жизни они «выдержали великий подвиг страдании, то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; ибо вы и моим узам сострадали, и расхищение имения вашего приняли с радостью...» (Евр. 10:32-34). Их преследование началось не из-за того, что они были уверены в своей правоте или неподобающе вели себя, но лишь из-за их преданности Христу. И хотя мы живем в более терпимое время, мы должны как солдаты Христа ожидать, что, если мы будем послушны приказам свыше, какие-то трудности ожидают и на с. Мы также должны сознавать, что наступает вечер относительно спокойного дня и что с наступлением темноты невзгоды и опасности возрастут во сто крат. Поэтому, хотя, подобно Христу, мы должны любить мир людей, не надо скрывать от себя, что со временем он все же восстанет против нас, как восстал когда-то против Него. Битва против плоти Когда Павел употребляет слово плоть, то говорит не столько о наших телесных желаниях, сколько о привычках, инстинктах и склонностях ума и тела, которые возникли до того, как мы встретились с Христом. Выше я уже говорил, что в борьбе с этими устарелыми умственными привычками недостаточно только отдать себя Духу Святому, но надо предпринять другие активные шаги. Тут речь опять идет о непрерывной войне. Павел говорит: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником...» (Рим. 7:23). А Петр говорит о «плотских похотях, восстающих надушу» (1 Пет. 2:11). Мы можем бояться других сторон войны, но этот аспект ее кажется наиболее обескураживающим. Ведь воевать надо с самим собой... Боевой дух жизненно важен для победы, упадок духа - смертелен. Поэтому перечитайте главу о святости, особенно то место, где говорится о взаимоотношении между святостью и миром. Прочтите в главе «Его адское величество» о сатане-клеветнике. Конечно, вы можете быть ранены в битве! Конечно, вы можете быть сбиты с ног! Но тот, кто встает и борется опять, и является истинным воином. Что бы сказать о солдате, который в разгаре битвы заявляет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|